«Либеральные» ораторы митингов этой зимы теперь «разбирают полёты», сокрушаются из-за того, что счастье было так близко, но они не победили, и надеются на победу в будущем. Однако о том, что будет происходить дальше в случае этой победы, говорят мало. Но иногда представители «либерального» лагеря всё-таки предлагают и программы на будущее. В главном его печатном органе, «Новой газете» (16 марта) появилась довольно любопытная статья доктора философских наук И.Г. Яковенко. Её автор, правда, оговаривает, что он выработал лишь «стратегию преобразования базовых оснований культурного сознания», а то, «как можно сделать то, что я предлагаю», он не рассматривает. Пока это мечты последовательного либерала-западника о желательном для него будущем России.
Многие пункты программы обозначены чётко и не требуют особых комментариев. Вот раздел, озаглавленный «Выход из гетто русского языка». «Английский язык… обязателен. Иностранные языки изучаются по желанию. Школа обеспечивает свободное чтение, понимание и общение. Разные курсы для освоения языка людьми старших поколений. Диплом о высшем образовании без свободного владения английским не выдается. Преподавание десятка предметов на английском языке, семинары и ответ на экзамене – обязательная норма системы высшего образования. Необходим один англоязычный канал национального телевидения».
А вот раздел о воспитании и образовании. «Уважение к собственности должно воспитываться…. Нравоучительные сказки про святость собственности надо рассказывать в детском саду. Истории про мужественного фермера, пристрелившего бандита, пытавшегося ограбить хозяина, показывать по местному телевидению под грифом «Герои живут рядом с нами». «Школе необходим курс – «История демократии и сопротивления несвободе». «В системе образования стратегически необходим акцент на целостность России и Европы…. История России как самодостаточный процесс, а Россия как самостоятельный материк – тупиковая позиция. Ее необходимо последовательно размывать».
Но и такого образования, согласно Яковенко, мало. «Необходимо образование за рубежом. Должно сложиться неписаное правило: начиная с некоторого уровня… обязательно высшее образование за рубежом, связанное с проживанием за границей не менее четырех лет. Учеба за рубежом должна стать нормальной практикой для тех, кто желает делать карьеру в России. А армия должна будет это делать в обязательном порядке…. Для поступления в военную академию необходимо высшее образование за рубежом. В результате в страну будут возвращаться люди с другими мозгами». В данном пункте, что признаёт сам Яковенко, за образец взяты меры, предпринимаемые Саакашвили в Грузии.
Ещё надо освободиться от того, что мешает провозглашаемому курсу: не только от «традиции наследников комбеда», но и от «русской классической литературы XIX века. Сталкиваясь с классической русской литературой, наш молодой современник чувствует, что идейно-ценностный бэкграунд (! – В.А.), который лежит под этим пластом художественной культуры, находится в неразрешимом конфликте с окружающим его миром. Дезадаптирует, предлагает цели, ценности, критерии оценки и способы действия, неприложимые к реальности».
Яковенко признаёт, что и сейчас «живут люди, ценностно ориентированные на советское прошлое». Что с ними делать? «Необходима сознательная стратегия разделения общества на людей вчерашних и сегодняшних. Вчерашним создают комфортную социально-культурную среду и условия пристойного доживания (что-то вроде благоустроенного дома престарелых? – В.А.). Сегодняшним – пространство адекватного саморазвития». Яковенко не указывает, какой орган будет делить граждан на два сорта и какие критерии будут использоваться для этого разграничения, фактически означающего гражданскую смерть для значительной части населения.
А что делать, если кто-то из «вчерашних» не согласен с такой участью? На этот счёт дана формулировка, завершающая статью: «Самая жесткая борьба приверженцев старого и нового в данном случае – самый короткий и наиболее надежный путь инверсии, закрепляющей новую установку. Следование изживаемым ценностям должно быть связано со смертельной опасностью». Вот так! Новое «добро с кулаками»! Отмечу, что среди буржуазных ценностей, которые должна прививать детям «новая школа», упомянута «культура компромисса», но никаких компромиссов со сторонниками «изживаемых ценностей» не предусмотрено.
В статье немало исторических примеров. Один из образцов – иезуиты, которые смогли через созданную ими систему образования оторвать Польшу и Западную Украину от славянского мира, сформировав там западное мировоззрение. В наши дни эталон – «страны Балтии и Грузия». И для России задача: разрушить «ядро отторгаемой системы». Или, проще, делать «людей с другими мозгами».
Не говорю, что все либералы думают точно так же, как Яковенко, но существование таких идей в их лагере показательно. И в случае их победы (пока маловероятной), да и в случае утверждения министром образования какого-нибудь Дворковича (слухи ходят) не будет ли попыток их реализации?
«Правда Москвы» № 18 (55).