Автор Тема: И в добром сердце – только Русь  (Прочитано 2623 раз)

Оффлайн Павел Сергеев

  • Глобальный модератор
  • Новичок
  • ******
  • Сообщений: 36
    • Просмотр профиля
И в добром сердце – только Русь
« : Апрель 22, 2017, 10:11:15 pm »
Автор: Лодеева Наталия, поэтесса, член Союза писателей России (Ленинградского областного отделения)

   

В этом году исполняется 23 года со дня гибели удивительного русского поэта и публициста Ивана Васильевича Лысцова, несправедливо сегодня оставленного в тени. В Интернете представлена лишь весьма скудная информация о жизни талантливого литератора, да обращает на себя внимание полное отсутствие его произведений. А вот сатирические пасквили-пародии на них почему-то красуются. Но не хочется залезать в столь тёмный «сетевой лес». Лучше я предложу вам небольшой рассказ о жизни и творчестве этого светлого человека. Позволю себе это потому, что более десяти лет мой отец, офицер советской армии Анатолий Ефимович Чуканов был по-настоящему дружен с Иваном Васильевичем. В силу этого обстоятельства я и была в детстве лично знакома с поэтом.

Факты его биографии.

Иван Васильевич Лысцов родился 13 октября 1934 г. в Хибиногорске (ныне г. Кировск Мурманской области). Его родители были родом из села Волхоновка Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне Грязинского района Липецкой области). В Сызрани он окончил семилетку, в Перми – геологоразведочный техникум. Армейскую службу проходил в Оренбурге, учился в Высшем военно-авиационном училище. В должности радиомеханика стартово-командной радиостанции он обслуживал полеты курсанта Юрия Гагарина. Работая в Главном Тюменском производственном геологическом управлении, Иван Васильевич открыл первый нефтеносный участок на Тюменской земле.

В 50-х годах семья Лысцовых вернулась в Липецк, который стал для молодого поэта вторым родным городом. Именно здесь в 1961 г. вышел его первый «взрослый» сборник стихов «Добрые облака». Отмечу, что ранее у Лысцова уже было две книги, вышедшие в Тюмени и Перми. С 1964 года Иван Васильевич, проживая в Москве, окончил Литературный институт имени Горького.  В 1965 году его приняли в члены Союза писателей СССР.

И. В. Лысцов – автор более двадцати стихотворных сборников, в том числе «Сердолик», «Доля», «Стезя», «Принесение даров», «Белые хлебы», «Голос ветра», «Лунница». Его книги выходили в центральных издательствах: «Молодая гвардия», «Московский рабочий», «Советская Россия», «Советский писатель», «Современник».

Документальная книга «Убийство Есенина», первая в нашей стране на эту запретную тему, вышедшая в 1992 году, стала последним изданием Ивана Лысцова. 24 апреля 1994 года за несколько часов до её презентации в Москве, тело поэта было найдено в пруду недалеко от его дома на проспекте Вернадского. Обстоятельства смерти Лысцова до конца так и не были расследованы. На теле покойного обнаружили травмы (на лице и голове), нанесённые тяжелым предметом. Родственники хранят фотографию покойного поэта со следами этих травм. Кстати, вскоре в пожаре, возникшем по непонятным причинам, сгорает почти весь тираж данной книги. Отмечу, что 19 октября в 2014 году поэту исполнилось бы 80 лет.

В Доме писателя СПб 18 января 2016 под руководством Бориса Александровича Орлова, председателя Правления Санкт-Петербургского отделения СП России, состоялся семинар студии «Метафора», на котором мы, петербургские писатели и поэты, вспоминали о творчестве Ивана Васильевича. В лирических стихах, вошедших в замечательные сборники «Стезя» (1971), «Страда» (1974), «Происхождение» (1985), «Белые хлебы» (1986) и др. Лысцов явил свою Русь, яркий национальный характер, «свою походку и повадку».  По мнению литературоведа Е. И. Осетрова: «Поэт открывает нам всё новые и новые сокровища русского слова».

 * * *
Зазнобило в кручах родники живые –
И звенят они, как хрустали.
Залегли за рамой на зиму большие,
Золотые в ободках шмели.
Обнажились гнёзда на деревьях голых,
Скорлупа упавшая хрупка.
Голубой терновник по морозцу в долах
Копит сласть плодов для туеска.
Вспаханное поле, холоду не внемля,
Цедит звёзд парное молоко.
Забеляет иней стынущую землю,
Слышен шаг упругий далеко.
Народился месяц, как былинка, тонкий,
И дрожат огни по хуторам.
Свет холодноватый, праздничный и ломкий,
Лёг по перелогам и долам.

Приведу слова об Иване Васильевиче его друга, поэта Александра Сигачева: «Диапазон его лиры велик: истоки любви русского человека к родной земле, связь времён и поколений, воспитание лучших черт в характере, патриота и защитника Родины; стихи о любви к женщине, о красоте природы».

* * *
Хожу, хожу – не нахожусь я,
Гляжу, гляжу – не нагляжусь.
Живу, живу – не наживусь я.
И в добром сердце – только Русь:

Её истоки и дубравы,
Её история — и новь,
Алтарь её вселенской славы
И русских праведная кровь!..

Как Солнце в небе не присвоить,
Как небо не прибрать к рукам,
Так и Россию – мира совесть –
Не одолеть её врагам!

В неё, укутанную в дебри,
В неё, одетую в металл,
Возможно в мире только верить –
Всем, кто идёт и кто устал!..

На том семинаре я тоже поделилась своими детскими воспоминаниями об Иване Васильевиче, которые хочу привести и сейчас.

С конца 70-х годов XX века Иван Васильевич Лысцов часто приезжал в посёлок Бутырки Задонского района Липецкой области, где у него на краю села был маленький домик. Там они и познакомились с моим отцом, который также проводил отпуск в Бутырках, приезжая из Таллина, где проживал по месту службы, в отчий дом.

Я знаю, что слово «бутырки» у многих людей ассоциируется с известной московской тюрьмой. На самом деле в старину «бутырками» называли не слишком большие поселения крестьян или ремесленников, находящиеся близ больших городов, но не входящие в них, а отделённые лесным массивом или полем. Слово «бутырки» означает «дом на отшибе», «селитьба, отдалённая от общего поселения». Вот и печально знаменитая тюрьма просто получила своё название из-за места своего расположения – близ Бутырской заставы.

Что касается «Бутырок» Задонского края, – это удивительно красивое село, где природа завораживает вас своими «райскими кущами», серебряными родниками-ключами, оврагами, садами и лесами. Интересно, что именно здесь, в Елецком уезде проживали многие известные в России люди. Так, детство и ранняя юность Ивана Алексеевича Бунина прошли, в том числе, и на хуторе «Бутырки». Сегодня существуют спорные мнения об истинном месторасположении этой усадьбы Буниных. Возможно, она как раз и располагалась в Задонском районе.  В нескольких километрах от Бутырок находится село Липовка, в котором в 1879 г. родился дворянин, поэт Сергей Бехтеев. В расположенном неподалёку селе Донское (ранее – Студенец) 25 марта 1813 г. в дворянской семье появился на свет инженер путей сообщения, мемуарист Андрей Иванович Дельвиг. Писатель Владимир Михайлович Жемчужников, центральная фигура «прутковского союза», был родом из деревни Павловка. Село Чернавское Елецкого уезда подарило нам православного святого, переводчика, богослова, одного из самых авторитетных русских аскетических писателей, епископа Феофана Затворника. Несомненно, великолепие окружающей русской природы во многом повлияло на становление души этих известных людей. Не случайно и поэт Иван Лысцов также выбирает именно данные места для отдыха и работы. Здесь русскому сердцу невозможно не петь!

С моим отцом они много общались во время летнего отдыха, проводимого в Бутырках. Им нравилось обсуждать творческие дела (мой папа писал рассказы, которые Иван Лысцов собирался редактировать для издания). Во время совместных прогулок они зачастую придумывали собственные названия бутырским местам: «Аллея Бунина», «Роща Есенина», «Тропа Бехтеева»…

***
Березы спят и днем и ночью,
И, проморожены насквозь,
Они свои смежили очи
И не обронят светлых слёз.


Но корни живы их. И, роясь
В глубинах дальних родников,
Они до срока, будто совесть,
Безмолвствуют среди оков…

Много стихов было написано Иваном Лысцовым именно в Бутырках о родной Липецкой земле, о простых людях и сказочной природе края. Поэт нередко выступал перед сельчанами: животноводами и механизаторами, молодёжью и пожилыми людьми. В областной газете «Ленинское знамя» в 1986 вышла статья моего отца Анатолия Ефимовича Чуканова об одном из таких выступлений под заглавием «Истоки народного слова». Один из её номеров до сих пор бережно хранится у нас.

Отмечу, что домик у Ивана Васильевича был более чем скромный. Он уютно расположился в глубине старого сада. Безусловно, поэт находил здесь отдых от суетливой московской жизни. В предисловии к своему сборнику «Страда» он писал: «Чернозём нашего края – чудо, любовь и кормилец моих земляков… После дальних странствий люблю приезжать на родину, в Липецк, в Бутырки. Люблю приезжать сюда в апреле-мае… Здесь, на земле моих дедов… в каждой былинке, в каждом, ненароком оброненном крестьянкой или рабочим переливчатом слове, я учусь распознавать душу земли, угадывать народную мудрость…».

* * *

Я поселился в сельской местности,

Вдали от прочей суеты.

Здесь в тишине и в неизвестности,

Заметней прелесть простоты.

Одолевая всё угрюмое,

Стремясь потерю наверстать,

Я нахожу благоразумнее

Пораньше лечь, пораньше встать.

Мне доставляет наслаждение:

И родниковая вода,

И ветра в грушах шелестение,

И непомеркшая звезда.

Кстати, романс «Гори, гори, моя звезда», который хорошо исполнял под гитару мой отец (у него был замечательный голос), стал одним из любимых и у Ивана Васильевича.

Мы с папой по приглашению Ивана Васильевича Лысцова 30 марта в 1987 году побывали на том самом творческом вечере поэта в Центральном Доме Литераторов в Москве, где со стороны его недругов произошли действия, провоцирующие скандал. Председателем вечера был Владимир Дмитриевич Цыбин – поэт, прозаик, критик, переводчик. Он входил в редколлегию журналов «Молодая гвардия», «Знамя», был членом правления Союза писателей  РСФСР и Союза писателей  СССР. Также в авторском вечере Ивана Лысцова принимали участие композиторы: Е. Андрианов, М. Долуханов, Г. Самойлов, А. Шадилов и артисты: Карина и Рузана Лисициан, Н. Андреев, В. Кузнецов, Г. Лавров, а также – вокальный ансамбль «Россияночка».

Во время мероприятия неизвестные люди стали создавать шум и выкрики, вызывая склоку. Но Иван Васильевич на провокацию не поддался. Я помню, как он, не смотря ни на что, продолжал со сцены спокойно и стойко читать свои прекрасные стихи.

***
Белые берёзы в лаковых сапожках
Распустили косы по плечам.
Розовые ушки в солнечных серёжках,
А в глазах – славянская печаль.

Иван Васильевич запомнился мне приветливым и очень красивым внешне – ясные синие глаза, копна пшеничных волос. Было в нём что-то есенинское. Несмотря на то, что Лысцов являлся известным советским поэтом, наши встречи с ним проходили по-дружески, по-домашнему.  Именно он был первым, кто одобрил и мои юные стихотворные опыты и наставил непременно продолжать писать, «слушая голос сердца».

Поэт погиб в 1994 году, а в 1995 не стало и моего отца. Но в нашей семье бережно хранятся книги, подаренные Иваном Васильевичем с его тёплыми автографами, посвященными папе. Моему сердцу отрадно, что Лысцов называл его «воином и добрым прозаиком, земляком, другом и соратником». Также с теплом я перечитываю и поздравительные открытки, приходящие от семьи Лысцовых к нам в Таллин.

***
Межи распаханы, нивы возделаны,
Яблони в буйном цвету.
Версты сосчитаны, дали измерены.
Что там еще на роду?..


Чтобы желанная, милая-милая
У очага бы ждала,
Чтобы вилась над моею могилою
Птаха – и песню вела…

Иван Васильевич Лысцов – поэт своей эпохи. Он воспевал счастливую многонациональную страну, которую сегодня модно очернять. Кроме того, в его глубокой лирике чуткое сердце непременно улавливает и возвышенную духовность. К небесам, к свету, к правде была устремлена лира Лысцова. И я радуюсь тому, что была знакома с этим замечательным человеком, истинно русским поэтом, настоящим патриотом нашего Отечества. Светильник под спудом не утаить. И хочется верить, что в нашей стране творчество Ивана Васильевича Лысцова всё-таки займёт подобающее ему достойное место.

_____________________

См. также: Избранные стихи И.В. Лысцова

http://forum-ruslad.ru/index.php/9-uncategorised/2041-i-v-dobrom-serdtse-tolko-rus