Русский Лад

Лидия Матасова: «Быть достойными Татьяны Дорониной»

Она стала одной из ведущих мастеров этого прославленного театра. Актриса пронзительного таланта Лидия Матасова известна зрителям рядом выдающихся работ. Это, например, Ольга в спектакле «Три сестры» и Анна в «На дне», Рашель в «Вассе Железновой» и госпожа Капулетти в постановке Валерия Беляковича «Ромео и Джульетта», наконец, это супруга Ихменёва в спектакле Т.В. Дорониной «Униженные и оскорблённые» по роману Ф.М. Достоевского.

Вот и прошедший год отмечен для прекрасной актрисы значительными творческими успехами. Прежде всего я имею в виду её ввод на роль Раневской в легендарном спектакле «Вишнёвый сад», созданном в своё время украинским режиссёром, народным артистом СССР С.В. Данченко. А ещё — главная роль в постановке пьесы «Люти» известного белорусского драматурга А.А. Дударева и, конечно, великолепно сыгранная мать Базарова в спектакле «Отцы и дети» по роману И.С. Тургенева. Работы Матасовой всегда отличают особая эмоциональность, органическое погружение в психологическую глубину образа, достоверность создаваемых персонажей.

Моя беседа с ней состоялась в те знаменательные дни, когда МХАТ имени М. Горького отмечал своё 120-летие.

— Сначала, Лидия Леонидовна, пожалуйста, расскажите, как совершалось такое незаурядное событие нашей театральной жизни — передача вам роли Раневской, в течение 30 лет исполнявшейся на сцене МХАТ Татьяной Васильевной Дорониной. В истории театральной культуры это редчайшее событие, тем более что говорим о любимой роли великой актрисы. Талантливейший режиссёр спектакля С.В. Данченко называл Татьяну Васильевну «непревзойдённой, лучшей Раневской русской сцены».

— И он, безусловно, прав! Вообще, как вы сами знаете, Татьяна Васильевна Доронина — не только спаситель и многолетний руководитель нашего театра, но для всех нас и своего рода символ беззаветного служения искусству. Быть достойными Татьяны Дорониной — главное в нашем коллективе.

А как я чувствовала себя, когда она предложила мне роль Раневской... Ох, испугалась, отчаянно испугалась. Татьяна Васильевна говорила, что это нужно в интересах театра, а я думала: никогда мне такое не осилить! Знаете, ночи не спала, а потом сказала себе: надо — значит надо.

Мы долго и упорно репетировали этот спектакль с Татьяной Васильевной. Она была чрезвычайно доброжелательно настроена по отношению ко мне, очень внимательна, помогала во всём, что требовалось. А перед самым выпуском спектакля на премьеру позвонила и опять очень по-доброму говорила со мной, высоко оценивая мои возможности и тем самым вдохновляя меня. Она дала такие напутствия, которые в решающий момент сильно поддержали. И я уверенно вышла к зрителям.

— Когда вы первый раз играли в этом новом составе (а ведь раньше с Дорониной—Раневской вы были здесь в роли Шарлотты), зал реагировал тепло и доброжелательно. Чувствовалось, что трудное испытание вами выдержано.

— Действительно, у меня тоже было такое впечатление, что зрители приняли наш спектакль. И продолжают душевно принимать. Огромное спасибо Татьяне Васильевне!

Начало сезона 2018—2019 годов МХАТ имени М. Горького открыл гастрольной поездкой в Сыктывкар. В числе спектаклей, показанных там, был и «Вишнёвый сад». Успех — потрясающий! И основа, думаю, в том, что постановка С.В. Данченко — выдающаяся режиссёрская работа. Реалистическая классическая постановка, и в ней столько красоты, столько поэзии, такая тонкость при обрисовке образов. В спектакле главенствует единый ансамбль исполнителей, никто не стремится выделиться, «не тянет одеяло на себя». Все радуются успехам друг друга.

— Это же естественно для мхатовской школы, одно из основных требований К.С. Станиславского.

— Я хочу подчеркнуть, что благодаря Татьяне Васильевне Дорониной в труппе сложились удивительные отношения. Каждый спектакль представляет собой очень тесно спаянную изнутри ансамблевость. Да, сегодня в нашем театре много ярких индивидуальностей, талантливость их видна в каждом спектакле. Очевидно, что труппа окрепла, стали по- настоящему профессиональными, сильными многие молодые актёры. Вообще, что исключительно важно, все очень по-доброму относятся к работе каждого участника спектакля, ценят талант, гордятся атмосферой взаимной выручки и любви.

— А каково место «Вишнёвого сада» в широком полотне нынешнего мхатовского репертуара?

— Этот спектакль — украшение репертуара, жемчужина первой величины. Во всяком случае я так считаю. Поставленный в 1988 году, почти в самом начале становления МХАТ имени М. Горького под руководством Т.В. Дорониной, спектакль покорял зрителей на протяжении всех 30 лет своей жизни и во многом определил направление творческих исканий театра. А они были не простыми. Зато сегодня сложился репертуар и в самом деле весьма широкий и, по-моему, интересный. Это и постановки русской классики (только по пьесам А.Н. Островского у нас 8 спектаклей, 2 — по произведениям И.С. Тургенева, 3 — А.П. Чехова, 4 — А.М. Горького, 5 — М.А. Булгакова, 2 — Ф.М. Достоевского и др.), и спектакли зарубежных авторов, современных и советских драматургов. Мы очень высоко ценим красоту родного языка и его влияние на воспитание вкуса публики.

— МХАТ всегда был театром современной пьесы. А кому из современных драматургов лично вы сегодня отдаёте предпочтение?

— Назову Юрия Полякова. Я играю в его пьесах и должна признаться, что очень люблю его тексты — искромётность языка, редчайшее чувство юмора, очень тонкого и тёплого. Одна из последних моих работ — спектакль «Люти» по пьесе белорусского драматурга А. Дударева. Пьеса написана, как признавался сам автор, лично для Т.В. Дорониной, но она сказала мне: «Я дарю вам дорогой подарок к юбилею. Это пьеса «Люти», очень сильный драматический материал». Пьеса об одиночестве, два, или нет, пожалуй, все три сложнейших характера. Прекрасные у меня партнёры — Александр Самойлов, Станислав Курач. Я с благодарностью приняла этот дар. Зрители приходят на спектакль с большой охотой, потому что действительно хороший драматург Алексей Дударев, очень умный и интересный писатель. Я не впервые играю в его пьесе. Ещё работая в Петрозаводске, полюбила его драматургию, ценю и сегодня. У него очень тонкое и чуткое отношение к духовному миру человека, а это необыкновенно важно в нынешнее сложное время.

— Спектакль «Незримый друг», где вы играли роль Надежды фон Мекк, основанный на переписке её с П.И. Чайковским, был очень любим зрителями. Почему его нет сегодня в репертуаре?

— Уже есть! Его и в самом деле снимали, но пришло время — и спектакль восстановлен. Это большая радость для меня. Такой красоты постановка — большая редкость на театральных подмостках сегодня. Какая прекрасная музыка звучит в зале, какая красота отношений и поступков в основе общения героев пьесы, какая глубина внутренней культуры и высота человеческой заботы отражены в этом спектакле. Он в полной мере отвечает стремлению МХАТ имени М. Горького к нравственной высоте и духовной культуре. Считаю, что «Незримый друг» — дорогое явление в репертуаре русского театра.

— Большое спасибо, Лидия Леонидовна, за красоту вашего творчества. Разрешите пожелать вам новых творческих удач и личного счастья. И, конечно, больших успехов театру, высоким символом которого навсегда стала Татьяна Васильевна Доронина.

 

Беседу вела Галина АЛЕКСАНДРОВА

Источник: «Правда»

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru