В МХАТ им. М. Горького состоялась громко обещанная премьера. Это — программное высказывание г-на Боякова и Ко о том, каким должен быть «настоящий» театр — академический, современный и художественный.
ПРИПАДЁМ к информационному источнику (сайт МХАТ нам в помощь): «Лауреат премии «Золотая маска», важнейшая фигура новодрамовских «нулевых» годов, режиссёр Руслан Маликов на сцене МХАТ им. М. Горького исследует тему конфликта поколений. В театре с большим успехом идёт спектакль «Отцы и дети» по роману Ивана Тургенева, открывшего эту тему в русской и мировой литературе. Пьеса белорусского драматурга Ивана Крепостного, лауреата российских и международных конкурсов, поднимает тот же сюжет в жестоких реалиях наших дней».
В театре действительно с большим успехом идёт спектакль «Отцы и дети», поставленный Александром Дмитриевым при Т.В. Дорониной. Но вы, господа «новаторы», лучше бы его не трогали, потому что сравнение явно не в вашу пользу. Упомянули бы уж тогда фильм «Левиафан» Звягинцева, откуда взята сцена стрельбы по портретам. Но нет, не упомянули, и причина мне ясна.
Об авторе. Иван Крепостной оказался очень средним драматургом. Я честным образом начинал читать пару месяцев назад эту пьесу, но из-за обилия мата не смог одолеть сей текст, который, цитирую, «наследует лучшие традиции русской классики, прозы советских писателей-«деревенщиков», легендарного спектакля МХАТ «Соло для часов с боем», фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» (сайт МХАТ нам в помощь опять).
Из-за протестов зрителей мата в итоге на сцене не было, слава богу, но и действия тоже — оно стояло. Зато было много дыма, громких выстрелов и массовых сцен-снов, хоть как-то цементирующих банально рыхлый драматургический материал. Оно и понятно: мат убрали, а дыры остались. Отсюда «сны» (в пьесе их нет) для склейки «правды жизни» и чтобы занять побольше народу в массовках (включая голые телеса, ну а как же).
Режиссура, несмотря на обилие чего-то актуального, вроде видеопроекции на опущенном пожарном занавесе, вся по первому плану, без глубины. Актёры стараются, честно стараются, и неплохие актёры: ведь закалка Татьяны Васильевны Дорониной всё-таки видна. В сюжете есть «ряженые» — реконструкторы-аниматоры военно-исторических событий, «клоуны в псевдоисторических костюмах, обслуживающие официозные мероприятия» (сайт МХАТ нам в помощь снова). Но ряженые без кавычек, как показала премьера (непонятно для чего поставленный спектакль Кончаловского не в счёт), пришли в МХАТ им. М. Горького! Во главе с г-ном Бояковым.
Прошло больше ста дней их присутствия в театре — и что мы видим? Подвальная эстетика а-ля бояковский театр «Практика» упорно натягивается на величественную сцену МХАТ, как сова на глобус. Планка занижена в разы по сравнению с пьесой «На дне» М. Горького — одним из символов этого театра, а ведь именно с этой пьесой, как ни поразительно, идёт своеобразное «соревнование» в актуальности, злободневности, художественной правде в конце концов.
Перед нами ночлежка нового типа. «Эдуард Бояков отметил следующее: «Рассказывать про внутренность заброшенной ракетной базы через обнажение изнанки нашей сцены — это простой, прямой, но очень убедительный и уместный ход», — читаем на сайте МХАТ в разделе «Новости». Ход прямой, даже прямолинейный, но — неубедительный!
В итоге — позор. Именно это слово прозвучало из зала сразу после окончания первого акта, и особенно в финале, на поклонах, но уже массово, со всего зала. Правдёнка заглушила, задушила правду... В начале второго акта стало видно, что зал заметно поредел. Это при том, что проданных мест крайне мало, пришли в основном все «по входным»: зал был забит приглашёнными, и никто этого не скрывал.
К сожалению, в основе «театра Боякова» — пиар, пиар и ещё раз пиар. Но, господа, граждане, пиар — это пиар, а театр — это театр. Совесть же иметь надо!.. Печально, когда ты ждёшь действительно чего-то нового, живого, подлинного, а видишь, воля ваша, какие-то графоманские потуги, выдаваемые за новаторство.
Но давайте будем справедливы до конца и упомянем что-то хорошее. Ведь было же что-то хорошее во всём этом? Было. Подобно тому, как в капле воды отражается мир, в этой работе «новой команды» под руководством г-на Боякова отразилась вся, простите, «рукопожатность в сфере культуры» тех людей из администрации президента, которые бросили г-на Боякова «на культурку». Реконструкция во всех смыслах, перезагрузка в МХАТ им.
М. Горького началась с возведения творческой «потёмкинской деревни». Лично я ничего другого от г-на Боякова и не ждал: он стабилен в делах, несмотря ни на какую смену образа, в чём, надо признать, он мастак.
P.S. Если серьёзно о современной драматургии, то вот теперь становится особенно очевидно, что пьесы Юрия Полякова, идущие в том числе и на этой сцене, при всей кажущейся их лёгкости, выглядят глыбами и мастерским проникновением в современность. А ряженые ряжеными так и останутся. Искусство и время своё возьмут. Эх, жаль Владимира Ростиславовича Мединского на премьере не было... Тогда абсурд происходящего был бы в общефедеральном масштабе максимальный.
Павел КАРТАШЁВ, театральный режиссёр и критик, руководитель Самарского художественного театра
Источник: «Правда»