Русский Лад

Александр Щербаков. «И гордый внук славян…»

В пору нашей литературной молодости наставники часто приводили нам строки Бориса Пастернака: «Кавказ был весь, как на ладони, и весь, как смятая постель». В качестве образца предельно точного художественного сравнения. Чуть позднее почти образцовым стало и выданное Андреем Вознесенским сравнение  чайки в небе с… плавками Бога. Несмотря на очевидное кощунство.

   pushkin3И молодые поэты должны были стремиться к чему-то подобному. Помню, мой коллега из местных сравнил колос ржи с… львиной лапой и очень гордился этим.

Между тем, классики в употреблении «сложных» метафор-сравнений весьма сдержанны. И если прибегают к ним, то не ради того, чтобы отметить внешнее сходство чего-то с чем-то, а ради более точного выражения чувства и смысла, ради одухотворения окружающего мира. У Александра Пушкина о буре: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». У Сергея Есенина о затурканных нуждой и смутой  крестьянах: «Они, как отрубь в решете, средь непонятных им событий». У Николая Заболоцкого о старой супружеской чете: «И только души их, как свечи, струят последнее тепло» Без вычурности, просто, органично и весьма  многозначительно, в добром смысле этого слова.

Но даже такие «явные» и скрытые сравнения у классиков довольно редки. Они для них далеко не главное средство художественной выразительности. А что же главное?  Пушкин сказал прямо: «Поэта делает эпитет». То есть яркое, образное определение. Сам Пушкин следовал этому правилу неукоснительно. У него почти нет банальных или случайных эпитетов. Они, как правило, новы, точны и выразительны. Ко многим мы с вами просто привыкли, как к «постоянным эпитетам» из народных песен, былин и сказаний. Но попробуйте взглянуть свежим глазом и прислушаться свежим ухом: «От финских хладных скал…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Или, наконец, вот это, ради чего я горожу весь огород: «Игордый внук славян…»

  Да, только так: «гордый внук славян». Не в смысле  - обуянный  гордыней, а в смысле - прямой, с чувством самоуважения и человеческого достоинства.

   Думается, Пушкин перебрал дюжину эпитетов, но остановился на этом «гордый», оказавшемся самым верным, на его взгляд. Единственно точным. А разве не так? Разве не эту черту, наряду с патриотизмом и удалью, нестяжательством и любовью к справедливости, отмечаем мы среди главных у наших национальных героев и просто ярких исторических фигур, запечатленных народной памятью? Вспомним того гордого, непокорного стрельца петровских времён, шагнувшего на эшафот со словами: «Отойди, Государь, здесь моё место!». Вспомним «архангельского мужика» Михайла Ломоносова, что ответил графу Шувалову, вздумавшему пошутить над ним: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве не отымет». Или того же Пушкина, прямо  признавшегося самому Царю: «Я был бы с ними… на Сенатской площади». Вспомним Ивана Сусанина, протопопа Аввакума Петрова с боярыней Феодосией Морозовой или Дмитрия Менделеева, величайшего учёного и горячего патриота, даже не избранного в Академию за эти «излишние» русские прямоту и патриотизм.

Да, «гордый внук славян…»

И если у иных народов родилась мудрость: «Лучше быть живым псом, чем мёртвым львом» (зверь явно не из русского пейзажа), то у нашего в почёте другой нравственный выбор: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Или, как изрек Новгород-Северский князь Игорь, обращаясь к «полку» перед сечей: «Лучше убитому быть, чем полонённому быть» …

И об этом знает весь мир. Недаром Бисмарк когда-то сказал, что «русского солдата мало убить, его надо ещё повалить». А вспомните казачьего есаула Филиппа Миронова, сперва смело бросившего царским сановникам, скорым на расправу с недовольными: «Готов снять чины и ордена, но жандармом не буду!» А позже, будучи уже красным командиром, с не меньшей «дерзостью» заявившему советскому вождю: «Именем революции требую прекратить политику истребления казаков!». И это в тот момент, когда генерал Краснов обещал за его голову 400 тысяч золотом, а комиссар Троцкий призывал первых встречных пристрелить его, «как бешеную собаку». И оба - за веру в свой народ и приверженность «народному самодержавию»…

     А сколько напрашивается примеров из времён Великой Отечественной, да и новейшей истории! Достаточно упомянуть, положим, генерала Дмитрия Карбышева (военного инженера из белых), превращённого  в Маутхаузене фашистами в ледяной столб, но отказавшегося служить врагам. Или  московскую девочку-школьницу Зою Космодемьянскую, внучку священника,

добровольно ставшую партизанкой, которая после лютых мук, принятых от захватчиков, сказала жителям Петрищева: «Русский народ всегда побеждал, и сейчас победа будет за нами», а с петлёй на шее бросила извергам: «Всех нас не перевешаете, нас 170 миллионов! А за меня вам отомстят наши товарищи!»

     Иные скажут: ну, это война, это история…  Однако в жизни всегда есть место не только подвигам, но и просто порядочным, гордым поступкам. И, слава Богу, у нас ещё немало людей, способных на эти поступки. Взять хотя бы поэта, редактора «Нашего современника» Станислава Куняева, который в дни переворота, когда опричники префекта Музыкантского в Москве пришли реквизировать Дом писателей и предъявили некую «ксиву», просто разорвал её на глазах коллег. И они вместе  отстояли писательский штаб. Или писателя-фронтовика Юрия Бондарева, гордо отказавшегося от награды из рук новых правителей, разрушителей великой Державы. Или талантливого артиста, бывшего детдомовца, ставшего последним министром культуры в Советском Союзе, Николая Губенко, который, как я читал, брезгливо отклонил предложение сыграть роль Георгия Жукова, маршала Победы, с… «постельными сценами» в очередном  фильме пакостников - очернителей прошлого, хотя ему сулили за это гонорар аж в 750 тысяч «баксов»…

Да, «гордый внук славян» И, повторим, отнюдь не потому, что спесив, самовлюблён, одержим греховной гордыней, а потому, что превыше всего ставит честь, достоинство, справедливость. И что бы ни сочиняли ныне лукавые щелкопёры о «рабской душе» русских людей, как бы ни обзывали их «детьми Шарикова», косорукими «дармоедами» и «оккупантами», жив он, «гордый внук славян». Ему по-прежнему чужда сатанинская гордыня, он по-прежнему простосердечен  и простодушен, но это не значит, что у него нет гордости. Да, согласимся, чувство это было искусственно принижено и частично придавлено в нём.

Ведь семьдесят с лишним лет он без передыха тянул колымагу интернационализма, впоследствии, как оказалось, никому не нужную, «сидел» на постной соломе, уступая отборный овёс красовавшимся пристяжным, понатёр в пути плечи и  растерял подковы, но его ещё рано списывать на живодёрню. Тут надежды вьющихся над ним оводов, слепней и прочего гнуса неоправданно оптимистичны. Он не загнанная кляча, а лишь укатанный на горках Сивка-Бурка и утомлённый Холстомер, который  при добром уходе ещё покажет свою летящую рысь, свою русскую иноходь.

Тому порукой – картина текущих дней. Ведь и сегодня, в «рыночные» времена, разве не он же, не русский, не славянский «коняга» тянет главную лямку на тощей пашне, редком заводе, в воинском строю на суше и на море?

Пока ушлые ребята из числа советников, экспертов и серых пиджаков офисного планктона с мушиной быстротой плодят сомнительные экономические прожекты, сводящиеся в основном к перераспределению дармовых, ранее созданных благ (да ведь и сам рынок – это вовсе не производительная сила, но лишь инструмент распределения продукта), рабочий, трудящийся человек, а в России это на 85 процентов  русский человек, «доит, пашет, ловит рыбицу», куёт, строит, печёт и варит. И уже ясно, как день, что спасение наше придёт не от чудодейственных программ и указов, а именно от этого кропотливого, ежедневного созидательного труда. От мастерства и умения, которых не занимать россиянам, и не в последнюю очередь - «гордому внуку славян».

Кажется, это начинают понимать наши мудрые поводыри разных рангов, погрязшие, было, в политических сварах, дворцовых интригах и пустых, безответственных речах. Даже на самом верху озаботились вдруг дефицитом  толковых инженеров, механиков и задались вопросом, как поднять престиж рабочих профессий. И уже звучали ответные предложения, что, может, стоит для молодых  ребят, выбравших рабочие специальности, утвердить систему поощрений. Или, например, возродить движение наставничества, какое было  в советские времена. Что ж, неплохо, наверное, и поразмыслить и над этим.

   Но главное, думается,  надо срочно что-то менять в системе, так, чтобы она нуждалась не в бесправном и полуграмотном рабе, завезённом извне, готовом  жить в скотских условиях и работать за гроши, а была прямо заинтересована в настоящем мастере. Своём, отечественном, русском Левше, знающем, смекалистом и умелом, который  способен гарантировать качество самого высокотехнологичного продукта, но, конечно, требует и соответственного уважения к себе и к своему труду.

А без этого уважения, морального и материального, мы мастера-умельца не воспитаем, не удержим  в стране, и все наши  разговоры об инновациях-модернизациях останутся блефом. В том числе и - в сфере «оборонки», какие триллионы рублей не вколачивай в неё. Ведь если верны данные нынешних социологических опросов, согласно которым почти две трети призывников заявляют, что они не будут воевать с оружием в руках за «эту страну», то мы имеем дело просто с катастрофой.

И корни её - в многолетнем унижении человека труда, рабочего класса, «гегемона», нагло превращаемого в посмешище рыночными властями и продажными борзописцами. Так что  начинать  придётся не только с закачки средств, но и с пробуждения национального самосознания народа, прежде всего – «гордого внука славян». С возвращения ему чувства человеческого достоинства, самоуважения, самостояния и гордости за своих предков и современников, за свою страну.

А возрождение этих чувств и черт неразрывно связано с воспитанием, с привитием трудолюбия, тяги и уважения к мастерству. Ибо не зря говорят в народе, что мастер – везде властен.

       Бывший главный приватизатор советского имущественного наследия и ярый ненавистник духовного, как-то выступая перед своими однопартийцами, единомышленниками и подельниками, дал им «нажитый» совет: «Побольше наглости!». Нам же с вами, дорогие радетели и печальники России, приспела пора обратиться к собратьям с призывом: «Побольше гордости!» А если иные напомнят, что главная добродетель православного всё-таки смирение, то согласимся с ними в смирении перед Господом и ближними, но не перед недругами же Отечества!    

 

             Александр Илларионович Щербаков,

             заслуженный работник культуры России,

             лауреат литературных премий, Красноярск

6 июня 2015 года Россия вместе со всем просвещенным миром празднует День русского языка

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru