(Размышления над книгой В.С.Никитина «Космическое мышление – ключ к выходу из мирового кризиса»)
Недавно, уже в начавшемся 2014 году, когда события на Украине, связанные с государственным переворотом, совершенным группой оппозиционных сил с помощью национально-фашистских «штурмовых» отрядов под водительством Яроша, и присоединение Республики Крым и Севастополя к России, – стали реальностью, была опубликована монография Владимира Степановича Никитина, депутата Госдумы РФ, первого заместителя председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связи с соотечественниками, председателя Координационного совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», члена Президиума ЦК КПРФ, кандидата экономических наук, под символическим названием «Космическое мышление – ключ к выходу из мирового кризиса» (2014, 104с., тираж – 1000 экз.). Это событие, – несомненно, явление знаковое и предикторное, т.е. несущее в себе, уже фактом своего появления, предвосхищающую «сигнальную» информацию о той Эпохе Великого Эволюционного Перелома, в моей оценке, которая уже наступила, и «вектором» которой является космо-ноосферный «вектор» ожидаемых глобальных перемен.
Автор справедливо так характеризует современную эпоху: «С начала XXI века по миру бродит призрак глобальных перемен. Волны мирового кризиса захватывают страну за страной. Но все попытки «восьмерки» и «двадцатки» мировых лидеров выйти из кризиса финансовыми, экономическими и политическими мерами не приносят желаемых результатов. Это происходит потому, что этот кризис носит более глобальный и всеобщий характер. Он вызван несоответствием нового этапа космической и земной эволюции с существующим у человечества способом научного познания Мира. Ключом к выходу из него является переход человечества на качественно новый уровень мышления и мировоззрения» (с.3) (выдел. мною, С.А.). Фактически, В.С.Никитин этой формулировкой подтверждает, что переживаемый человечеством глобальный экологический кризис, который, по моей оценке, уже почти 25 лет назад, приобрел характер первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, отразил собою неадекватность человека, его Разума и разума всего человечества, системы ценностей, оснований рыночно-капиталистической формы хозяйственного природопотребления, законам-ограничениям, отражающим действие гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов.
В.С.Никитин в этой оценке неадекватности человека и человечества, как планетарно совокупного человека, взаимодействующего с Природой как единым Целым, выделил, по-моему, главное – неадекватность мышления и мировоззрения, т.е. воззрения на Мир. Как мы думаем, каковы главные положения нашего мировоззрения и системы ценностей, так мы и поступаем, действуем, творим, созидаем. И коль скоро глобальный экологический кризис состоялся, а на него в начале XXI века наложился мировой экономический кризис, кризис мировой финансовой системы на основе долларовой системы мировой финансовой капиталократии, и этот двойной кризис развивается, обретая контуры катастрофы, то это свидетельствует только об одном – о наступивших экологических пределах всей рыночно-капиталистической системе и всей системе научного познания, да еще «окутанного» множеством связей подчинения интересам воспроизводства мирового капитала и поддержания строя мировой финансовой капиталократии – «мирового капитализма» (в терминологии Дж.Сороса).
Автор правильно указывает на то, что терпит крах материально-механистическое, «бескрылое» мировоззрение, заточенное на потребительство, наслаждения и своекорыстие, недооценивающее духовно-нравственную составляющую, воедино соединенную с космо-ноосферным видением мира, нацеленным «не на господство над природой, а на гармоничное развитие человека, общества и природы в едином Космосе» (с.5). Он подчеркивает, что «новая цель человечества – не в обладании материальной собственностью, из-за которой ведутся войны, гибнет природа и люди, а в одухотворении материи – в развитии Разума и в разумной достаточности, в умении жить в ладу с земной природой и с Космосом» (с. 5).
В этой мыслительно-мировоззренческой установке В.С.Никитин продолжает космическую и ноосферную линию всей Эпохи Русского Возрождения (XVIII – XXI вв.), начиная с М.В.Ломоносова, Н.Ф.Федорова, Н.С.Кибальчича, Д.И.Менделеева, В.В.Докучаева, К.Э.Циолковского, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского и др., и кончая В.И.Вернадским, А.Л.Чижевским, Н.Г.Холодным, С.П.Королевым, И.В.Курчатовым, Ю.А.Гагариным, Н.А.Моисеевым и другими, в том числе развивающейся Ноосферной научной школой России.
Н.А.Бердяев (140 лет со дня рождения которого исполнилось 6 марта этого года) в 1918 году в одной из работ записал пророческую мысль: «своекорыстие таит в себе безумие». Спустя 100 лет, мы можем подтвердить, что мир своекорыстия – мир капитализма, рынка, конкуренции, частной собственности на средства производства, эксплуатации одними (кто владеет средствами производства) других (кто этими средствами производства не владеет), – превратился в «глобально безумный мир», поскольку он уже породил процессы экологического самоуничтожения человечества. Альберт Гор (США), в работе, изданной им еще в 1990 году, до того, как он стал вице-президентом в администрации президента Клинтона, «Земля на чаше весов» (1993) констатировал мировоззренческий кризис западной мысли и подчеркивал: «…Все это свидетельство духовного кризиса современной цивилизации (мой комментарий – читай, капитализма), порожденного ее внутренней пустотой и отсутствием великой духовной цели» (с. 404); «Я пришел также к более глубокому пониманию самого устрашающего факта из всех, с какими нам пришлось столкнуться в наш век: цивилизация способна уничтожить самое себя» (с. 12) (выдел. мною, С.А.). Это еще раз подтверждает о «безумии» современной рыночно-капиталистической цивилизации, имеется в виду экологическое, а в более мирном смысле – ноосферное, «без-умие» рыночно-капиталистического устройства общественной жизни.
Вот почему, кому как не коммунистам, ставить главный мировоззренческий вопрос начала XXI века – вопрос о смене мировоззрения и самого метода научного познания, который в свою очередь обусловлен императивом экологического выживания человечества.
В.И.Ленин в начале 20-х годов ХХ-го века, обращаясь к комсомольскому активу – будущим молодым коммунистом, произнес две важнейшие «формулы»: «Учиться, учиться и еще раз учиться» и «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество» (В.И.Ленин. Избранные произведения. Т.3. – М.: Изд. полит. лит., 1966, с. 393). В начале XXI века этот ленинский императив, обращенный к советским коммунистам в ХХ веке, приобретает смысл «ленинского императива к ноосферному разуму». Он означает, чтобы человек «вырвался» из «»капкана» первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и реализовал императив выживаемости XXI века, перейдя к управлению социоприродной эволюцией и гармонией, должен обладать космопланетарным пространством сознания и владеть космо-ноосферной системой научного мировоззрения, «космическим мышлением» в том понимании, как оно представлено в книге В.С.Никитина. Тем более «ленинский императив» обращен к коммунистам XXI века с учетом тех достижений, которые достигла наука в области развития учения о ноосфере В.И.Вернадского, биосфероведения, ноосфероведения, глобальной и социальной экологии, космологии, космофизики, космоантропологии и т.д., и т.п.
Достоинство монографии В.С.Никитина в том и состоит, что она способствует повышению качества новой формации коммунистов XXI века в соответствии с этим «ленинским императивом».
Структура монографии В.С.Никитина логична, оригинальна, представляет собой определенный синтез научно-мировоззренческих систем, связанный со становлением космического (я его называю космо-нософерным) мышления. Книга написана доступно, доходчиво, обращена к широкому читателю, – и в этой простоте и доходчивости ее достоинство.
Выделил бы следующие важные положения, с позиций космо-ноосферной научно-мировоззренческой системы (становление которой активно происходит в СССР – России (Беларуси, Украине), уже последние 40 – 50 лет, благодаря трудам А.Л.Яшина, Н.Н.Моисеева, Н.В.Тимофеева-Ресовского, В.П.Казначеева, А,Д.Урсула, Н,Н.Лукъянчикова, П.Г.Никитенко, А.Ф.Яшина, В.Н.Бобкова, С.И.Григорьева, В.И.Патрушева, Ю.Е.Суслова, Г.М.Иманова, В.Н. Василенко, В.А. Шамахова, и др.), которые представлены в книге В.С.Никитина.
Первое. Закон перехода Биосферы в Ноосферу (который составляет основу научного учения о ноосфере В.И.Вернадского, и который обусловлен тем, что человечество, вооруженное большой энергетикой хозяйственного природопотребления, превратилось в фактор геологической эволюции Биосферы) определяет в XXI веке, в моей оценке, императив управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного (научно-образовательного) общества. И на этом пути становления «Ноосферы Будущего», как своеобразной ноосферной гармонии между хозяйствующим человечеством и Природой (ноосфера – это новое качество биосферы, в котором коллективный Разум человечества становится регулятором и гармонизатором социоприродных отношений), Россия предстает, по В.С.Никитину, как «первооткрыватель управляемой социальной эволюции». Он пишет: «Неоспоримо, что первой страной, которая осмелилась приступить к превращению исторического процесса из стихийного и неуправляемого в проектируемый и управляемый, была Россия» (с.43), добавим – в лице СССР. «После Великой Октябрьской социалистической революции именно в России началась реализация первого социалистического проекта управляемой эволюции человечества… Ленинский «Октябрьский проект» был нацелен на прорыв к эпохе ускоренного развития и управляемой истории» (с. 44, 45).
Подчеркну только один важный момент. Взгляд Маркса на коммунизм как на будущую «подлинную историю», т.е. как на историю, а значит – социальную эволюцию, управляемую, формировался в пространстве формационной теории истории, легшей в основу исторического материализма. Можно утверждать, что формационный подход к философии истории, как и потом возникший цивилизационный подход, являются отражением Внутренней Логики Социального Развития, в соответствии с которой история человечества была «автономный», развивалась по логике движения собственных оснований, а Природа была только поставщиком ресурсов. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы обозначила, таким образом, Пределы не только стихийной истории, но и истории «автономной». На передний «план» вышла Большая Логика Социоприродной Эволюции, императивы которой требуют не просто управляемой истории, а именно управляемой социоприродной эволюции, которая и есть ноосферная эволюция – единственная модель устойчивого развития человечества.
Второе. На этом пути к управляемой социоприродной эволюции человечества барьером стоит глобальный империализм мировой финансовой капиталократии, частью которого является «финансовый империализм» «сверхкапитала», о котором пишет В.С.Никитин. «Сверхкапитал» – это финансовый капитал огромной концентрации, который находится на вершине «пирамиды» финансовой капиталократии и пытается с помощью «больших денег» управлять историей (на это указывал Дж. Сорос еще в 1990 году). Но подчеркну – пытается, потому что это не есть управление историей, а управление глобальным движением капитала, с «возгонкой» разрушительной стихийной силы рынка капиталов на вершину «пирамиды» рынков и капиталов, откуда она проявляется в форме катастрофических «лавин», рушащих всю систему финансового сверхкапитала. Возникает, в рамках моей теории мировой финансовой капиталократии, представление о «двухэтажной» эксплуатации:
· эксплуатации финансовым (спекулятивным) капиталом или «сверхкапиталом» промышленного или физического капитала (в этом контексте можно говорить об эксплуатации «виртуальной экономикой» производительной экономики) – это «верхний этаж» эксплуатации;
· эксплуатации промышленным или физическим капиталом наемного труда – это «нижний этаж» эксплуатации.
И здесь следует согласиться с В.С.Никитиным, что «в эпоху финансового империализма недостаточно знания «Капитала» Маркса и его классового подхода. Нужен суперклассовый подход – надо познавать сверхкапитал, как это делал А.А.Зиновьев» (с. 35).
Таким образом, императив выживаемости человечества включает в себя борьбу против глобального империализма мировой финансовой капиталократии, против эксплуатации «финансовым сверхкапиталом» всей системы производительной экономики, включая неоэкономические колонии.
Автор показывает, что «Сверхкапитал ведет целенаправленную политику «расчеловечивания человека». В человеке целенаправленно уничтожают его первоначала – труд и интеллект… стимулируется массовая мутация человека разумного в человека-хищника, озверевшего от жажды наживы, и в биоробота, неразрывная связь которых разрушает планету и уничтожают живущее на ней человечество» (с. 42, 43).
Подчеркну, что этот раздел монографии имеет перекличку с моими работами по теории капиталократии и глобального империализма.
Третье. Это проводимая последовательно линия утверждения значения русского народа (русского этноса) как «ядра» российской – «Русско-Евразийской» (в определении В.С.Никитина) – цивилизации. Здесь, в этом концептуальном блоке теоретического дискурса автора оригинальной является научная метафора, названная им как «ядерный подход» Д.И.Менделеева. Раскрывая историческую логику становления России как цивилизации, В.С.Никитин подчеркивает значение русского народа как «ядра Русско-Евразийской цивилизации».
Недооценка этого положения во внутренней политике СССР – России во второй половине ХХ века и в начале XXI века явилась одним из факторов цивилизационного «разрушения» СССР – России. «Оттеснение русской нации, воспроизводящей миролюбие как главный принцип сосуществования в обществе, от важнейших рычагов обеспечения жизнедеятельности государства привело к серьезным проблемам в системе российской, евразийской и даже глобальной безопасности» (с. 62).
Четвертое. Автор показывает, что обществом выхода из экологического кризиса человечества может быть только «общество коллективистского типа», которое «не допускает его разделенности». «В коллективистском обществе можно управлять, лишь сплачивая людей, развивая их коллективистские качества, возводя на уровень святого – любовь к ближнему, самоотверженность, чувство товарищества… Главным принципом такого общества является не принцип свободы воли сильного (произвола), а принцип совершенства. Совершенство – это «со-вверх», т.е. вместе вверх. Это означает стремление к лучшему, к гармонии, красоте, целостности, организованности, упорядоченности. Кодовым словом, определяющим суть жизни коллективистского общества, является лад. Лад – это русская модель мира и способ созидания счастливой жизни, как гармонии человека, общества и природы в едином Космосе» (с. 81, выдел. мною, С.А. и автором). Фактически – это и есть ноосферное общество, как основа социализма XXI века и ноосферной эволюции.
Книга имеет 11 разделов. Она последовательно показывает, что становление нового, космического, я бы его назвал – космо-ноосферного, мышления человека, становление космо-ноосферного мировоззрения, за которым стоит ноосферная парадигма становления единой науки о человеке, природе и обществе, а также – ноосферного образования, – базовое условие Будущего и России, и человечества в XXI веке.
Речь идет о космо-ноосферной человеческой революции XXI века как основе выхода из мирового кризиса.
И на этом пути России предопределена великая ноосферная миссия. В.С.Никитин, определяя «её лидирующую роль в грядущей мировоззренческой революции», вспоминает, что еще И.А.Ильин подчеркивал, что «Россия испокон веков развивалась как «живой организм», а не свойственный Западу «социальный механизм» (с. 100). И заключает: «Важно осознать, процесс евразийской интеграции должен вестись не по законам западной цивилизации, как это пытается сделать прозападная элита, а на основе мировоззрения – антропокосмизма, свойственного Русско-Евразийской цивилизации» (с. 102). К этому я добавлю, что у России есть действительно собственная социально-экономические законы развития, обусловленные характеристиками России как евразийской цивилизации, описанные мною в ряде работ, в том числе в монографиях «Основания и императивы стратегии развития России» (2005), «Законы социально-экономического развития России (в контексте закона гетерогенности мировой экономики)» (2014).
Закончу эти мои размышления, вызванные погружением в глубину смыслов монографии В.С.Никитина «Космическое мышление – ключ к выходу из мирового кризиса» следующей его мыслью: «Сейчас Россия является узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла. Наша Родина стала центральным полем разрушения среды обитания человечества, взрывоопасным очагом социально-экономической дисгармонии и ареной решающей схватки разума с капиталом» (с. 49).
Россия в ХХ веке первой совершила великий Социалистический Прорыв человечества на своей территории, результатом которого стали СССР и вся советская эпоха.
Россия в ХХ веке первой совершила великий Космический Прорыв в форме полета на космическом аппарате вокруг Земли Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года, за которым стоит творчество всех мыслителей Русского Космизма, и в первую очередь К.Э.Циколковского и С.П.Королева.
Россия призвана в XXI веке совершить Ноосферный Прорыв, объединение которого с социализмом, даст то, что нужно человечеству, чтобы избежать экологической гибели и создать условия для активизации огромных потенций творчества и космических прозрений и дерзаний человеческого Разума, благодаря которым однажды человек оторвется от Земли, как прогнозировал К.Э.Циолковский, и начнет новую Эру – Эру освоения бесконечных просторов Космоса!
Есть ли в монографии В.С.Никитина моменты и положения, нуждающиеся в критике? Конечно, есть. И я знаю, такие критики появятся. Мне же хотелось подчеркнуть величайшее не только ее теоретическое значение с позиций становящейся теории социализма XXI века, но самое главное – ее гуманистическое значение, ее гуманистический пафос. Текст проникнут романтическим духом дерзновенной мысли! И это, я уверен, будет привлекать читателя к этой великолепной книге, пронизанной духом честности и смелой, исследовательской мысли.
Президент Ноосферной общественной академии наук, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, полковник Космических войск СССР в отставке Субетто А.И. |
__________________________
См. также рецензируемую книгу: В.С. Никитин. Космическое мышление.pdf и предыдущий материал о ней -