О русском характере - что с нами происходит?

Molodeg Possii

Праведный гнев и... некоторую растерянность вызывает статья Олега Верещагина «Что с нами происходит?» («Отечественные записки», №9, 14 мая). Неужели мы, русские, в самом деле пропадаем? Примеры о юных подонках в ростовском лагере, в центре образования «Кожухово» ошеломительны. Страшно и то, что подобные примеры становятся не столь уж исключительной редкостью.

И все-таки нельзя согласиться с автором, что у нас ПРИВЫЧНОГО РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Да, значительная часть русских подростков и юношей действительно уже соответствует «тому образцу, к выращиванию которого все 90-е годы стремилась наша власть». Часть, но не все же! И даже не 90%. Немалую часть составляют те парни и девчата, которые еще не сдались, держат национальный русский фронт в информационно-психологической войне властей с коренными народами России.



Олег Верещагин говорит о 4 основных факторах, влияющих на формирование национального характера: природные условия, воспитание детей, усилия властей, окружающая повседневная жизнь. В прошлом, когда власти не обладали нынешними могучими средствами воздействия на сознание людей, вероятно, так и было.

Теперь, когда малышей чуть ли не с грудного возраста развлекают видиками и другими телекартинками, я бы назвал решающим фактором один - усилия властей. Природные условия при смене властей не меняются, а воспитание детей и окружающая повседневная жизнь во многом диктуются именно усилиями властей.
Историками замечено, что молодежь всегда была большой, а иногда и ведущей силой завтрашнего дня. А семена будущей жизни каждого человека засеваются в пору его детства и юности. У каждого есть своя личная жизнь, свои желания и потребности. Но личная, частная жизнь не просто связана, переплетена с общественной жизнью, но и построена вся, держится вся на общественном фундаменте. Детсад или наемная няня. Школа. Двор и улица. Приятели и недруги. Достаток или бедность близких. Работа по душе или нет. Законы и правосудие. Социальная обстановка в стране. Словом, жизнь хоть в большом или малом городе, хоть в поселке, селе и даже в вымирающей деревне - это не жизнь замкнутых только на себя таежных сектантов, о которых писал очерки журналист В.М.Песков. Общественная жизнь не изменяется так же скоро, как иногда меняются власти. Поэтому и в разговоре о формировании национального характера полезно помнить не только последние 15-20 лет, а заглянуть в прошлое подальше.
Скажу о собственных наблюдениях и размышлениях, сохранившихся в памяти и записанных в дневниках, которые я вел с 1948 по 2004 год. Мои суждения о событиях и явлениях в стране, может быть, субъективны, в чем-то ошибочны, но искренни. Дневники - не мемуары, в которых желание угодить «духу времени» иногда подводит авторов. Записи в дневниках - это как милицейские протоколы о случившемся, как фотографии увиденного, как звукозаписи услышанного...
В первые послевоенные годы я был учащимся ФЗУ, рабочим на заводе (2 года), курсантом военного училища (3 года), офицером (4 года до переломного 1956-го). Время трудное, быт скудноват, но помню своих подросших при войне сверстников по-молодому счастливыми, уверенными в могуществе нашего государства и в достойном будущем собственных судеб. Только не ленись, трудись на совесть, постоянно учись, не теряй чести ни при каких обстоятельствах. Отношения между людьми держались не по-книжному, а действительно социалистические: сплоченность коллективов, искреннее и дружелюбное наднациональное общение сотрудников по работе и соседей по жилью, бескорыстная помощь друг другу. В любом деле на первое место ставились интересы страны. Мы сознавали, что чем крепче, богаче будет государство, тем больше благ получит от него и каждый труженик. И в самом деле жизнь постепенно улучшалась. Уже в конце голодного из-за засухи 1947 года (второго после неслыханно опустошительной войны) были отменены карточки на хлеб и другие продукты питания. Цены в магазинах на продукты и товары ежегодно снижались.

МНЕ ХОРОШО понятна боль О.Верещагина за будущее нынешней молодежи, ибо сам имею 6 внуков и 5 правнуков. Да и 32 года моей военной службы прошли рядом с молодыми ребятами. Нынешних пенсионеров знал солдатами и призывниками. В гвардейском мотострелковом полку, где служил после училища, дисциплина по-уставному строгая. Никакой отчужденности между призванными раньше и новобранцами. Самого слова «дедовщина» в ротах не знали. В 280-м отдельном взводе, которым командовал позже, караулы под начальством сержантов сопровождали воинские грузы по всей европейской части СССР. Возвращались с боевым оружием пассажирскими поездами. Ни одного ЧП, ни одного задержания комендатурами в пути и при пересадках. Рассказываю теперь молодым офицерам - не верят, что были такие сержанты и солдаты.
Идеализировать первое послевоенное десятилетие не буду. Конечно, и тогда имелись люди-паразиты - воры, мошенники, спекулянты. Но они боялись не только милиции и судебных приговоров, но еще и общественного осуждения, презрения со стороны земляков, родственников, знакомых. Угодить за бесчестие под суд - это считалось большим, долго несмываемым позором. Фраза «вор должен сидеть в тюрьме!» из известного фильма «Место встречи изменить нельзя» отражала не только статьи уголовного кодекса, но и народные понятия о чести и достоинстве.

Мы не слыхали о  коррупции, не несли взяток в служебные кабинеты, в лечебные и учебные заведения. В духовной атмосфере тех лет просто не могло быть расползания по стране наркотиков, безнаказанного пьянства среди молодежи, открытой платной проституции. Преследовались и молодые тунеядцы, не хотевшие ни учиться, ни работать. Наше поколение взрослело под влиянием духа победителей в войне с европейским фашизмом и восстановителей порушенного войной народного хозяйства. Это был дух самоотверженного героизма и коллективного трудолюбия. Вероятно, поэтому нам не казалось пустым утверждение В.Маяковского: «Коммунизм - это молодость мира. И его возводить молодым».
Если говорить о четырех перечисленных О.Верещагиным факторах, то усилиями властей в те годы и система воспитания детей, окружающая повседневная жизнь строились так, чтобы и дальше крепло нравственное здоровье населения, чтобы и дальше успешно развивалось экономически и социально справедливое, трудолюбивое и численно растущее социалистическое общество. Для решения намеченных властями задач использовались и природные богатства огромной страны.

ЧТО БЫЛО ПОТОМ? Поделюсь опять собственными понятиями о происходивших в стране переменах. Верны ли они, судите сами.
В 1956 году после скоропалительного сокращения Вооруженных сил (многое было похоже на сердюковскую «военную реформу») я получил назначение на службу в военкоматы. Началось общение с допризывниками, призывниками и их родителями. Увидел повседневный быт колхозников, рабочих, служащих, интеллигентов в селах и городах Воронежской области. Шли годы. В материальной жизни людей еще были нехватки-недостатки, но она все-таки менялась в лучшую сторону. Много и быстро строилось жилья, учебных, лечебных, культурных и бытовых заведений. Забывались проблемы с простым, здоровым и дешевым питанием. В магазинах очереди возникали уже за колбасой и апельсинами. На рынках подороже можно было купить все. Молодежь имела широкие возможности для повышения образования и культурного развития. Но при всем этом духовно-нравственный настрой сельских и особенно городских жителей все заметнее терял прежние светлые окраски.
На мой взгляд, социалистические отношения между людьми начали вытесняться мелкобуржуазными, торгашескими после того, как принцип «каждому - по его труду» был подменен в официальной пропаганде установкой на личную материальную заинтересованность трудящихся. На личную заинтересованность! Такой установкой соблазнялись и отдельные работники, и целые трудовые коллективы. Для производства, казалось бы, дело полезное, зовущее каждого к повышению личных доходов путем улучшения порученной ему работы. Однако из производственных сфер личная заинтересованность быстро перекинулась и в сферу общественных отношений. Личные, бригадные, цеховые, заводские выгоды становились важнее общегосударственных задач. В деловые производственные связи все чаще вклинивалась чуждая социализму сделочная норма: «Ты - мне, я - тебе. Вы - нам, мы - вам». В погоне за премиями начальники разного уровня шли на приписки в сводках и отчетах, за что раньше можно было поплатиться должностью, а то и судебным разбирательством (обман государства!). Появились административные и чиновные негодяи, которые подпитывали личное благоденствие искорененными было взятками. В номенклатурных властных и хозяйственных кланах зародилась коррупционная круговая порука. Группировалась оторванная от народа каста «ответственных работников» с привилегиями, которые выглядят теперь пустяковыми по сравнению с роскошью обитателей столичных и областных «рублевок», но тогда и они возмущали простых людей, весь народ.
Все это влияло на воззрения молодежи. Тем не менее, если судить по призывникам, подавляющее их большинство сохраняло нравственную стойкость и патриотические убеждения. В армию ребята шли охотно. Если призывника после торжественных проводов по какой-то причине возвращали со сборного пункта, это считалось семейной бедой. Очень много было желающих поступать в военные училища и получать военные специальности в организациях ДОСААФ. Усилия властей, учебных заведений, общественности, средств информации по-прежнему направлялись на воспитание молодых участников повседневной жизни в социалистическом духе.

Сделали популярным лозунг «Все для человека!» Для государственных органов лозунг верный, а для озабоченного только личными прибылями обывателя? Все вокруг колхозное - все вокруг мое! В обыденной жизни очковтирательство, взяточничество, бюрократизм все больше и больше теснили социалистические отношения между людьми. Личная корысть за счет государства или колхоза уже не всем казалась позорной. Появились несуны, тащившие материалы со строек, детали с заводов, урожай с полей. Дефицитные товары и продукты шли с баз не в магазины, а спекулянтам для перепродажи. Вместе со взрослыми хапугами духовно опустоша­лось и их потомство.
Но и в такой обстановке большинство населения еще держалось за нормы социалистического общежития. Приведу запись 16 августа 1969 г. в своем дневнике: «Говорят, пьянство страну одолевает. С этим не соглашусь. Сопровождал команду моряков-запасников, 60 человек, на сборы в Балтийск, возле Калининграда. Молодые мужики были собраны со всей области, веселые, на слово озорные. А в дороге и при ожидании поездов на пересадках - никаких ЧП, ни одного отставшего. Пьянок и нарушений порядка не было. Люди у нас, когда при деле и чувствуют, что они нужны государству, замечательные люди!»

ВСПОМИНАЮ последующие годы. Горько об этом говорить, но и скрыть нельзя, что к появлению у власти предательской горбачёвской клики и нравственные, и социальные опоры социализма были расшатаны. Расшатаны с участием относительно молодых «ответственных работников», не обремененных близким по смыслу к православию и исламу моральным кодексом строителей коммунизма. Не старшие поколения кинулись и в «перестройку» с ее законами о вольной кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности. В жульнических кооперативах, в опустошившей наши товарные базы спекулятивной торговле с зарубежьем, в обманных рыночных сделках наиболее активными комбинаторами показали себя люди молодые. Во второй половине 80-х годов правовой и идейно-нравственный климат в стране был подготовлен властями к грабительским буржуазно-криминальным «реформам». Замаскированные под коммунистов прислужники мирового капитала, оседлав Советскую власть, расшатали опоры социализма до предела. Говорили народу одно, а делали совершенно другое.

МУТНЫЕ 90-е годы... Разрешено все, что не запрещено законами, а многие законы принимались в пользу жадности и бесчестия. Бери от жизни все и сразу! «Сексуальная революция» с наплывом венерических болезней. Спиртное - везде, всегда, всем. В средствах информации бесшабашное одурачивание населения... Ваучерами и кумовскими аукционами мошеннически присвоены заводы, промыслы, целые отрасли экономики. И опять первыми при растаскивании государственных, то есть общенародных, богатств были преимущественно молодые хищники. Ядовитые семена установки на личную материальную заинтересованность дали обильные всходы!
Всем желавшим поживиться на халявных «реформах» не хватило социалистических богатств. Пошла жестокая борьба за частную собственность, объявленную властями «священной». Рэкет. Насильственные захваты производств. Кровавые разборки. Заказные убийства. Фальшивые банкротства. Арбитражные мухлевки. Кто действующие лица и кто жертвы трагедий рыночной экономики? Чаще всего молодые хищники.
Здесь уместно напомнить мудрое предостережение философа-публициста XIX века Д.И.Писарева: «Кто в молодости не связал себя с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила». Сколько же их стало в России, потерявших свою молодость! Сколько людей променяли лучшие свои годы на погоню за долларом без честного и полезного для общества труда!
Наркомания. Алкоголизм. Проституция. Сквернословие. Близкое к дебильности бескультурье... А только ли сами недоумки, недоучки, моральные уроды виноваты в своих незавидных судьбах? Виновата тут прежде всего устроенная властями окружающая их повседневная жизнь.
«Ковать» молодежь под себя властям помогают средства массовой информации. Ее духовно-нравственное растление через эфир и печатные издания ведется с неодолимым упорством. Ни предложения здравомыслящих политиков, ни возмущения ученых-гуманистов, ни призывы церковных служителей не могут остановить льющихся из обдемокраченных до гнусности источников скверных потоков жестокости, разврата, пошлости, корыстолюбия. Наблюдаются попытки создать, нет, не государственную цензуру, а всего лишь общественный орган по моральному оздоровлению СМИ. Ничего не получается! Верх берут крикуны о правах человека. Дескать, каждый волен смотреть, слушать, читать то, что ему по вкусу. А вкусы-то эти уже выработаны у подростков теми же средствами информации. Так телевидение, радио, книги-однодневки умножают усилия властей по «созданию из человека образцовой куклы - налогоплательщика, пушечного мяса, рабочего скота». Сказано О.Верещагиным точно!
Когда вижу недорослей обоего пола, курящих, пьющих пиво или вино на скамейках во дворах и скверах, когда слышу гнилую похабщину из юных уст, замечаний и упреков не делаю. Бесполезно! У таких компаний свои понятия о прекрасном и безобразном. За что их упрекать? Просто жалко их, теряющих молодость из-за усилий властей, порушивших советскую воспитательную систему и сотворивших нынешнюю повседневную жизнь.

К СЧАСТЬЮ для Отечества, еще далеко не все русские парни и девчата трясутся в истерике, визжат от восторга на музыкально-вокальных тусовках, не все самозабвенно хохочут на петросяновских «кривых зеркалах», не все «легко внушаемы и управляемы, немотивированно жестоки и уже неотвратимо глупы». Тут автор статьи «Что с нами происходит?», мне кажется, перегнул палку.
Русский национальный характер еще сохраняет в мыслях и чувствах значительная часть нашей молодежи. Есть зависимые от угождающих властям начальников, но не потерявшие способности думать самостоятельно студенты и курсанты вузов. Есть хлебнувшие горестей капитализма и поэтому с особой остротой воспринимающие неправедные усилия властей молодые учителя, работники культуры, офицеры армии и флота, технические специалисты, квалифицированные рабочие. Есть сельские парни и особенно девушки, не поддающиеся накатам наркомании, алкоголизации, информационному зомбированию и берегущие добрые нравы предков.
Не все еще потеряно. И временное выпадение части русской молодежи из национальных традиций, обычаев, привычек не надо относить к потерям совсем уж безвозвратным. Патологии сознания, как и физические болезни, поддаются лечению. Русский национальный характер не раз пытались сокрушить военным путем внешние враги России. Теперь они ломают его без пушек и танков с опорой на наших внутренних инородцев. Отрадно, что эту истину начинают понимать не только старики сталинской закалки, но и массы более молодых поколений.
Значит, надежды на возрождение социалистических отношений между людьми, социалистической нравственности и социалистических правопорядков на просторах терзаемой капиталом России еще есть. Живет и будет жить русский национальный характер, сила которого ярче всего проявилась при защите советским народом своей Родины от фашистов и при послевоенном восстановлении социалистического народного хозяйства. Он проявится и при спасении нашего Отечества от ненасытной алчности международных финансовых, промышленных и сырьевых монополий!

Юрий ШВАРЁВ,
подполковник запаса.
Воронеж

Советская Россия