НЕПОДКУПНЫЙ ГОЛОС ШУКШИНА БЫЛ ЭХОМ РУССКОГО НАРОДА

shukshin1

«…да, недурные люди. Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы».

Н. Г. Чернышевский «Что делать?»

Когда-то М.В. Ломоносов пророчески говорил: «Могущество России будет прирастать Сибирью  и Северным Ледовитым океаном», - имея ввиду экономический рост державы. Но, как оказалось, и в эпоху ноосферы, общественный интеллект России, русского народа, также прирастает из Сибири. В годы Советской власти Сибирь дала много талантливых государственных и хозяйственных руководителей, деятелей науки, литературы и искусства. Яркой звездой в славной сокровищнице великих сынов России сияет имя сибиряка Василия Макаровича Шукшина – писателя, режиссера, артиста, человека чужую боль воспринимавшего как свою. Он страдающая совесть русского народа.

Расцвет многогранного творчества В.М. Шукшина пришёлся на то время, когда в Советском Союзе отказались от «формулы победы И.В. Сталина» выражавшейся, по мнению В.С. Никитина, в «воспитании народа на ценностях русской цивилизации и в жёсткой борьбе с западной идеологией», и широкое развитие  в культуре получило западничество. Идеологическое руководство страны считало необходимым  «в разумных пределах поддерживать все группировки писателей» (В.Ф. Шауро цит. По С. Куняеву). Но всесильный глава КГБ Ю. Андропов «ненавидел «русских националистов» и якобы русских вообще» (В. Верстаков) и «видел главную опасность  в так называемом «русском шовинизме и национализме» (В. Ганичев). Да и в отделах ЦК КПСС «севруки» и «беляевы» вставляли палки в колёса писателям, выражающим русское национальное самосознание. 

shukshin2

В условиях острого противостояния западников и почвенников творчество В.М. Шукшина представляло сгусток оголённых нервов. Поэтому его рассказы, повести, фильмы так ярки и правдивы и потому любимы народом. «Калина красная, по праву, считается одним из лучших фильмов советской эпохи. 

Не все замыслы удалось воплотить в жизнь В.М. Шукшину. Особенно он сожалел, что не позволяли под разными предлогами снять фильм о Степане Разине по его роману «Я пришёл дать вам волю».Думается, что причина была одна: чиновники идеологических отделов ЦК и кино просто боялись народа вообще, а осознавшего свои права и поднявшегося на  борьбу с бюрократической ратью в особенности.

В.М. Шукшин каждое свое произведение, каждую свою роль глубоко и искренне переживал. Он не просто играл роль, он её жил. Символично, что его лебединой песней стала роль шахтёра Лопахина в фильме «Они сражались за Родину». Шукшин, исполняя эту роль, мысленно жил в те трагические дни, когда фашистские орды перешли священную для русского человека реку Дон-Батюшку и рвались  к такой же священной реке Волге-Матушке. А на их пути стояли разрозненные горстки красноармейцев, вгрызаясь в окаменевшую от зноя землю, и «смертью смерть поправ» сдерживали натиск захватчиков. Горячую боль за Отчизну, за погибших бойцов сердце Шукшина не выдержало. 

25 июля сего года В.М. Шукшину исполнилось бы 85 лет. В связи с этим региональное отделение ВСД «Русский Лад» провело в государственной универсальной научной библиотеке литературную гостиную под девизом «В. Шукшин – мастер короткого рассказа». И хотя в этот день мороз трещал тридцатиградусный, зал был заполнен учащимися школ Красноярска, активистами «Русского Лада», представителями литературных объединений. Вела гостиную А.П. Елесина – заместитель председателя отделения. Она же составила сценарий.

Началась гостиная чтением стихотворения В. Высоцкого «Памяти Шукшина», которое  вдохновенно прочёл Саша Лоскутов из школы №3 (рук. Л.А. Леменкова).

Затем А.П. Елесина рассказала о жизненном пути В.М. Шукшина, об особенностях его творчества писателя, сценариста, актёра, режиссера. Особое внимание Алла Петровна обратила на народность творчества В.М. Шукшина. Он сам плоть от плоти народа, жил в его гуще и с любовью и уважением относился к простым людям. В его рассказах их обыденная жизнь наполнялась светом добра, совести, нежности, житейской мудрости. В каждом герое рассказа Шукшин видит философа, или, как говаривали в старину, любомудра. Они чтут народные традиции, нравственные ценности, трудолюбивы и всегда готовы прийти на помощь оказавшемуся в беде.

Жизнь героев рассказов В.М. Шукшина сложна и противоречива, как и само время, в котором им выпало жить, но они остаются верными тем высоким моральным принципам, которые впитали с молоком матери. И не случайно в творчестве Шукшина особенное место занимает тема матери. Он с большой любовью и нежностью относился к своей матери. Понятия «мать» и «Родина» для него неразрывны и священны.

В.М. Шукшин любил Россию, русский народ и верил в его светлые цели, гордился его стремлением к правде, к поиску справедливого бытия. И не случайно его герои ищут правду в малом и большом. Сам Шукшин говорил так: «Человек умный и талантливый как-нибудь да найдет способ выявить правду, хоть намеком, хоть полусловом, — иначе она его замучает, иначе, как ему кажется, жизнь пройдет впустую».

Рассказы В.М. Шукшина кратки, но ёмки и многогранны по содержанию, в них - правда жизни, в них автору с ювелирной точностью и скрупулёзностью удаётся раскрыть внутренний мир героев, показать все потаённые уголки  их душ.

Отрадно, что дети под руководством своих учителей, прочувствовали суть рассказов В.М. Шукшина и с  любовью говорили о них, пересказывали их содержание и давали оценки героям, сравнивали их сюжеты с современной жизнью. Что же дети уяснили в прочитанных рассказах?

Никита Мальцев (школа №145, рук. В.А. Каверзина) представил рассказ «Волки». В нём его поразил накал страстей. Он обратил внимание на то, что животные иногда проявляют человеческие качества, но и людям свойственны звериные поступки. В рассказе показано, как люди бросают в беде себе подобного, в то время как волки бросаются на помощь раненому вожаку. Никита считает, что этот рассказ актуален и сегодня. На земле люди продолжают убивать друг друга. А надо чаще проявлять доброту, оказывать поддержку слабому, и мирно, решать все споры.

Из той же школы Катя Катышева передала содержание рассказа «Наказ», в котором дядя пытается дать советы племяннику, избранному председателем колхоза. Но племянник «сам с усами», не слушает его. Жизнь же заставляет его искать подходы к людям, прислушиваться к их мнениям и учитывать в своей работе.

Хорошо подготовились  под руководством А.М. Непомнящих и С.В. Поповой к литературной гостиной учащиеся школы №85. Настя Ломакина и Вероника Ипаткина пересказали содержание рассказа «На кладбище». Рассказ с элементами мистицизма, но девочки увидели в рассказе главное: мудрость и мужество материнства в жизни.

Мадина Ташматова великолепно представила рассказ «Обида», в котором автор обрисовал, в общем, банальную сцену в магазине. Хамоватая продавщица набросилась с бранью на ни в чём неповинного мужика по имени Сашка, и люди, стоявшие в очередидружно её поддержали. Естественно, Сашку это очень обидело, и он попытался найти правду. Для этого он выбрал наиболее ревностного защитника продавщицы, но не только не нашёл понимания, но получил ещё большие оскорбления. И лишь вмешательство жены удержало его от тяжёлого греха. И девочка делает правильный вывод: не надо на грубость отвечать грубостью, не надо пытаться мстить, а надо просто оставаться человеком.

Сцену в магазине из этого рассказа представили в своей инсценировке под руководством Н.К. Кузьмичёвой новички нашей гостиной – шестиклассники из театральной студии «Карусель» школы №85: Алина Тарапатова – продавщица, Саша Цей-хан-фу - Сашка, Максим Крючков – Плащ-Чукалов, и очередь: Алина Лавыгина, Регина Козлова, Аня Бондаренко, Андрей Туганов, Миша Лауберг, Надя Моткова и Алина Михайлова. Ребята психологически верно передали внутренний мир героев. Особенно были выразительны Саша Цей-хан-фу и Алина Тарапатова. Саша очень тонко мимикой, жестами, движением глаз выражал своё возмущение и обиду несправедливым оскорблением.

Наши постоянные участницы Катя Третьякова и Алина Редько из школы №47 (рук. С.С. Аверина) в лицах замечательно изобразили рассказ «Земляки». Встретились на закате жизни два старика, разговорились, вспомнили детство, горе, причинённое войной, и не признали, что они братья. Да когда-то их разлучила война. После войны один жил в родном селе, и считал, что другой брат погиб, а  он жил в городе. И вот перед смертью его потянуло в родные места. Всё-таки сильна у русского человека «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу» (А.С. Пушкин) и Шукшин это хорошо понимал.

shukshin3

И как продолжением темы родственных отношений прозвучал пересказ рассказа «Материнское сердце». Его представили ученицы школы №91 Настя Горобец, Аня Блинова и Ангелина Васютенкова (рук. С.В. Камина и Н.О. Кириллова). Любовь матери к родному сыну не подвластна ни какой логике, ни каким законам. Для матери главное, чтобы у детей всё было хорошо. И её сердце всегда готово найти оправдание проступкам сына и прийти на помощь. Именно всепрощающая любовь матери и приносит мучительную боль герою рассказа, за хулиганство находящемуся в КПЗ.

shukshin5

Сложным, можно сказать, трагическим человеческим судьбам посвящён и рассказ «Приезжий». Его содержание рассказали ученицы той же школы Вика Селезнёва, Наташа Протопопова и Юля Горлачёва. Герой рассказа, побывав в заключении, через много лет встречает свою бывшую жену, нашедшую счастье с другим мужчиной, и свою дочь. Они счастливы и женщина не хочет разрушать своё счастье. Но у героя рассказа просыпаются отцовские чувства, а бывшая жена просит его удалиться. И он вновь погружается в своё одиночество. Но дочери становится жаль родного отца и она спешит к нему. В этом рассказе В.М. Шукшин показывает, что его герои, несмотря ни на какие трудности остаются верными самим себе и нравственным традициям своего народа.

В творчестве В.М. Шукшина большое место занимает тема «чудиков». Ибо без них, как и без праведников, не обходится ни одно село. «Чудики» - это обычные люди, но в их характере, в поведении наблюдается некоторая ребячливость. Они как взрослые дети, добрые, талантливые. Вот такой человек изображён В.М. Шукшиным в рассказе «Чудик». Его содержание передали Даша Симиненко (ведущая), чтецы: Карина Науменко, Саша Лоскутов, Лиза Каменева и Андрей Шапошников из школы №3 (рук. Л.А. Леменкова).

Затем Л.А. Леменкова, выросшая неподалёку от родины В.М. Шукшина, и часто бывавшая в Сростках, поделилась своими воспоминаниями. Одно из них было связано с участием во Всесоюзном слёте пионерских вожатых в лагере «Орлёнок». Алтайская делегация на вечере собиралась исполнить любимую песню Шукшина. Вроде бы ничего необычного. Но когда они устроителям сказали: «Мы с Алтая», то в ответ услыхали: « А где это?». Но стоило им сказать: «Это там, откуда Шукшин», они сразу были поняты. Но вожатые разволновались и женскую партию спели мужчины, а женщины - мужскую.

А затем Саша Ярулина, Лиза Каменева, Егор Акулов, Рома Алышов, Саша Лоскутов под аккомпонимент музыкального руководителя Н.В. Новосильцевой исполнили любимую песню В.М. Шукшина «Миленький ты мой…».

shukshin4

Своими воспоминаниями о посещении родины В.М. Шукшина поделились Н.М. Кириллова из литературного объединения «Светоч» и А.П. Елесина. Да на родину В.М. Шукшина «не зарастёт народная тропа».

В заключении  несколько слов сказал ваш покорный слуга. Он обратил внимание на то, что  в советские годы мальчишка из далёкого сибирского села без чьей-либо помощи мог благодаря таланту, трудолюбию и настойчивости не только выбиться «в люди», но и достичь расцвета в искусстве. В произведениях Шукшина показан простой советский человек со всеми своими достоинствами и недостатками, но свято хранящим и соблюдающим высокие нравственные ценности русского народа. Пожелав детям продолжить чтение произведений Шукшина и в жизни «делать хорошо и не делать плохо».

Затем по сложившейся традиции учителям и учащимся были вручены благодарственные письма.

Иван Стефанович Бортников – первый заместитель председателя Краснояпской региональной организации ВСД «Русский Лад»

Фото С.В. Рязанова