Русский Лад

В.А.Артамонов. Становление украинского нацизма. Ч.1

«Одна раса, одна нацiя, одна Батькiвщина!»
  «Москалi ще кров’ю своею вмиються!»

Лозунги украинских нацистов.

    337 лет (1654-1991) Россия и Украина жили в одном государстве с общей  судьбой. С  «перестройки» 1987-1988 гг. украинская политология и публицистика исподволь, а потом всё яростнее стала развёртывать  тему «украино-русского противоборства» и растравливать раны прошлого.

ukronacizm__simvoly.jpgИсториография советской Украины была выброшена за борт: тогда якобы «целые поколения… вырастали и воспитывались  в потоках брехни, обмана и фальсификации истории Украины. Миф про Переяславскую Раду [якобы-р ед.] вливался ядом в генетическую память украинцев,  формируя у них  комплекс  национальной неполноценности». [1]  Были раздуты все русофобские концепции украинского зарубежья.      

Историческая наука «нэзалэжной» стала проповедывать, что  «Украина-мученица - извечная жертва русской тирании», а противостояние с Россией исконно. Будучи в «вековечной неволе  под игом имперского народа, украинский  народ якобы противоположен  «московскому»  по расовому составу,  мировоззрению и государственному устройству. Все гетманы будто бы  бились за независимость и ради избавления от  «московщины» следует восстановить память об  украино-русских войнах. (Таковых изобрели двенадцать: 1147-1155, 1169, 1514, 1618, 1658-1659, 1668, 1676, 1708-1713, 1775, 1905-1907, 1917-1922, 1941-1955 гг. Сюда же подвёрстываются репрессии 1939-41 и 1944-1956 гг.).        

Нынешние русофобия и  нацизм, родившийся под боком России, не случайны.       

Начатки украинской государственности восходят к середине XVI в. – времени зарождения Войска Запорожского. Против шляхты и католического натиска поднимались  мятежи  К.Косинского 1591–1593 гг., С.Наливайко 1594–1596 гг., Т.Трясило 1630 г., П.Павлюка 1637 г., Я.Острянина и Д.Гуни 1638 г. (В Белоруссии подобного не было). В 1648 г. вырвался смерч Освободительной войны Богдана Хмельницкого, которую некоторые украинские историки называют «национальной революцией».      

Мятеж  за веру и социальную справедливость, потряс  польскую государственность. «Бей, истребляй польскую кровь, пусть в Руських краях совсем исчезнет и память о ней, чтоб и духу  её русинский нос не чуял» - таким был рефрен повстанцев.[2]         Восстание  сопровождалось  невиданной яростью против поляков и евреев и закончилось  геноцидом последних. Большинство иудейских общин на Левобережной и Правобережной Украине  «погибли смертью мучеников от различнейших  жесточайших и тяжких способов убиения: у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых – после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобюы они долго мучились в смертных муках, до того, как испустят дух; многих закапывали живьём, младенцев резали  в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу, у беременных женщин вспарывали живот  и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей: а других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей  есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого бы они не применяли; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание, убиение и удушение. А многих татары [крымцы, бывшие союзниками Б.Хмельницкого – ред.]  увели в плен; женщин и девушек насиловали; овладевали  женщинами на глазах  их мужей, девушек и красивых женщин брали в служанки и поварихи, а иных в жёны и наложницы.  Так они поступали во всех местах куда приходили; и тоже самое делали с поляками, в особенности с ксендзами. И было убито  в Заднепровье  много тысяч евреев, а несколько сот их  было принуждено  изменить вере».[3]      

  Спад восстания начался  после 1649/1651 гг.   Часть казаков дезертировала, часть  бежала в  Российское царство, на «Слобожанщину»,  где  им предоставили земли для поселения.        В 1654-1667 гг. русские войска и малороссийское казачество вместе вели войну против  Речи Посполитой. С последней трети XVII и вплоть до половиныXIX в. шло сближение великороссов и малорусов, считавших себя частью «русского мира».  Большое число украинцев включилось в строительство  царства, империи и русской церкви.  [4]      При гетманах И.Самойловиче (1672-1687) и И.С.Мазепе (1687-1708), вплоть до начала Северной войны, российская власть почти не вмешивалась в дела гетманства, в выборы местных органов, администрации и судов. Отдельное малороссийское войско  подчинялось гетману  даже при совместных походах  против Турции и Крыма.  Рекрутских наборов  вплоть до 1783 г.  с Малороссии не проводилось. Ни копейки не поступало с Гетманщины  в казну России. Если всё русское дворянство  Пётр I впряг в регулярную военную и гражданскую службу, то старшине и казакам он не навязал таких же порядков и не заставлял  насильно менять обычаи. Заселение   русскими  гетманских земель не проводилось, наоборот,  шла интенсивная колонизация русских территорий украинцами, искавших в Российском царстве защиты от поляков и крымцев.        

Измену Мазепы в 1708 г. украинский народ по перечисленным выше причинам  не поддержал. Гетмана, который цель жизни видел в личной власти и богатстве, не любили на Украине. Бегство предателя с горстью казаков  к шведам  не было восстанием, но вопреки этому ныне на Украине набатом разносится: «Национально-освободительная идея  обретает своё  наивысшее проявление  во время  восстания Мазепы, которое  было обусловлено  защитой украинской идентичности  против российской агрессии».  [5]  Иуда выдаётся за убеждённого «антирусского  державника» - мол,  «украинский абсолютизм» Мазепы с «монархическими чертами правления»  противостоял  агрессии российского абсолютизма.

       Единоборство  Русской и Шведской армий на Гетманщине современные украинские историки  возвели в ранг «московско-украинской войны», хотя большинство казачества и крестьянства не в гетмане, а в царе видело «государя и оборонителя  Малороссийского края… единого  во всей Подсолнечной» православного монарха.  [6]  При обращении к уведённому обманом воинству гетман  показал себя трусом. Только за Десной у Оболони, испросив для себя шведскую охрану, Мазепа раскрыл старшинам (а не казакам) свою измену. Объявлять казакам о нарушении присяги  должен был не гетман, а старшины и они же должны были удержать казаков от бегства. [7]
       Историки Украины запредельно  раздувают «бесчеловечность москалей» –  террор, казни в Глухове и Лебедине, «кровавую резню» в Батурине, подводя всё это под «первый  геноцид» украинцев. «Батуринская национальная катастрофа» будто бы ликвидировала  остатки Казацкой державы, она,  как и голод 1932 - 1933 гг.,  должна «формировать сознание украинцев».  «После гибели Батурина и Полтавской победы началось  национальное и социальное порабощение украинцев». От «бесчеловечных зверств»  в Батурине «содрогнулась Украина и весь мир», русская жестокость, ложь московской  пропаганды, зверский террор, отвратительные пытки над  старшиной и казаками,  наведя ужас на всю Украину, заглушили   освободительное движение мазепинцев.  [8]  «Пришло время ответить за Батурин!» – так нынешние агитаторы зовут к  реваншу за «этническую травму» 300-летней давности. Число жертв в Батурине  немыслимо преувеличивается.  (При этом даже не упоминается о  десятках  уничтоженных шведами  украинских сёл и городов, где погибли тысячи  крестьян и казаков).  [9]      И как раз
после гибели Батурина Мазепа, видя плачевное состояние шведской армии, предал Карла XII. Взамен за прощение и возврат ему гетманской булавы он предложил выдать головой своего очередного покровителя. [10]

        Войны России с Крымским ханством, Турцией и Польшей  отвечали интересам украинского народа.  Нужда российского правительства в кадрах  заставляла  обращаться не только к Европе, но и к Малороссии.  Высшая церковная иерархия в значительной мере состояла из выходцев с Украины.  Из 127 архиереев,  занимавших в 1700-1762 гг. российские кафедры,   70 были  украинцами и белорусами. [11]  Отечественные историки, отмечая украинское влияние на школьное дело, зодчество, живопись, литературу и музыку, никогда не зачисляли его в рубрику «антиукраинской перекачки  интеллектуального потенциала».  [12]      В царствование «украинофилки» Елизаветы Петровны украинцы, при одинаковой психологии,  общем православии и одинаковых  неприятелях – католиков с запада и степняках с юга - ни в армии, ни в гвардии, ни в чиновничестве  не встречали  отторжения, в отличие от немецкой бироновщины. 
     Контраст в положении «русского и «польского» украинства был разительным.  В то время, как Россия  спасала «руськую» веру, добиваясь равноправия  для православных в Речи Посполитой,  поляки насаждали унию.   Ответом на социальный и национально-религиозный гнёт  стала Гайдаматчина 1734, 1735-1740, 1750 гг., завершившаяся взрывом «Колиивщины»  с идеей объединённого гетманства под протекторатом России. 
      В надежде на помощь царицы Екатерины 
II на Правобережной Украине вспыхнуло восстание 1768 г. Полководец П.А.Румянцев отмечал среди гайдамаков «преданность вере и государыне, какую и вообразить невозможно среди наших природных подданных».  В июне 1768 г. вождь повстанцев М.Железняк был избран гетманом Правобережной  Гетманщины в составе Российской империи. С присловьем  «лях, жид і собака – віра однака» гайдамаки уничтожали поляков, евреев и украинских греко-католиков. Количество жертв дошло до 20 тысяч человек. «Эта резня, по своим ужасающим размерам, по обилию пролитой крови, по громадному количеству несчастных жертв, ею поглощенных, по страшной экзальтированной народной ярости, обнаруженной толпой и превосходящей всякие границы вероятности, так ужасна и потрясающа, что самые ничтожнейшие и косвенные ее виновники должны быть тщательно отысканы и привязаны к позорному столбу истории». [13]

       В XVIII и XIX вв. украинцы, великороссы и белорусы  составляли единый русский мир. Греко-католическое население по обеим сторонам Карпат  называло себя «русскими» («руськие, руские»). Русины (четвёртый восточно-славянский народ) стояли  за единство русского мира  от Галичины до Тихого океана.
     В 1795 г. Галицию захватили Габсбурги. Тамошние крестьяне бунтовали против польских господ, молились за победу «русских братьев» в период наполеоновских войн ивстре­чали хлебом-солью наших солдат, заходивших в австрийские владения. Двухмиллионное население Галиции жела­ло достаться России.  [14] 
       
Нации в Европе формировались  с конца XVIII в.,  но на Украине, в Галиции и Закарпатье  это началось  примерно с середины  XIX в.  К востоку от Днепра  века совместной жизни сформировали  двойное русско-украинское сознание.  В Галиции  же с «весны народов»  1848 г.  развернулось два движения  - «москвофильство» («русофильство») и «антимосковское украинство».   
      В 1858-1861 гг. о полной  несовместимости украинцев с великоросами и об антагонизме  московской «финно-монгольской культуры»  с галицийской и польской, написал поляк Ф.Духинский в книге  «Основы истории Польши и других славянских стран, а также история Москвы».   [15]
     Становлению отдельной украинской нации  помогали все противники царизма. Австрийцы и поляки взращивали врагов русского мира, но сила украинства  на Галичине и в Малороссии была обязана прежде всего самой себе.   «Свидомые» украинцы основную помеху для своего развития видели в великорусах. Т. Г. Шевченко считал воссоединение с Россией страшным злом. В стихотворении "Розрытая могила" он писал, что мать-Украина в колыбели задушила бы своего сына – Б.Хмельницкого: 
«Ой Богдане, Богданочку!
Якби була знала,
У колисці б задушила,
Під серцем приспала».
  

В декабре 1863 г. в галицийской газете «Мета» появилась песнь   «Ще не вмерла  Украïна», там были не вошедшие в нынешний украинский гимн слова:  
                                            «Ой, Богдане, Богдане, 
                                             Славний наш гетьмане,  
                                              Нащо  вiдав Украïну  
                                              Москалям поганим». 
       К концу 1880-х гг. украинство на Галичине стало теснить «русинство», которое продолжало ориентироваться на Москву. В1899 г. национально-демократическая партия галичан назвала Галицию «Пьемонтом всего украинства».
      Галичина родила украинский шовинизм  и нацизм. Изданная во Львове в 1900 г. брошюра  «Самостiйна Украïна» вытрубила программу ликвидации инородцев от Карпат до Кавказа: «Все, кто на всей Украине не за нас, тот против нас. «Украïна для вкраïнцiв» и как долго  хотя бы один  враг-чужинец останется на нашей  земле, мы не имеем права  положить оружие! «Одна, едина, нероздiльна, вiльна, самостiйна Украïна вiд Карпатiв аж по Кавказ!»[16]       В 1910 г. акад. А.И.Соболевский  писал, что  большая часть населения Галиции и Буковины  «теперь исповедует  украинофильский символ веры. Главный его член  - ненависть ко всему русскому: к народу,  государству, литературе, культуре».  [17]   В том же  году  газета г. Стрыя «Пiдгiрска Рада» призвала вешать без пощады галичан-русинов: «наш народ...  истребит московщину  до конца  всеми  возможными средствами, хотя бы это стоило сотни жертв...  И не останется вскоре сухих верб,  чтобы повесить  на них ренегатское,  кацапское стерво!  Уничтожать этих собак без пощады  - это наш девиз».[18]
       В 1912 г. в Восточной и части Западной Галиции радикальных (65%) и умеренных (10%) украинофилов было явно больше, чем радикальных и умеренных русофилов («старорусинов») – 5%.[19]   Ненависть стала ведущей страстью «украинства».  Поэтесса Леся Украинка писала:  «Ненавидеть только тот боится, кто никогда глубоко не любил».  Русофобия объяснялась и тем, что украинская государственность  могла распространяться преимущественно  на восток, где  основным украинским ареалом владела Россия.     
       Австрийцы разгоняли общественные организации русинов, а фанатики украинства доносили  на односельчан-«русофилов». За изветы на учителей, священников, крестьян составлялись расценки, варьировавшие  от 8 до 500 крон.       
       Первая мировая война почти под корень срубила русинское движение. «Объявление войны ненавистной царской России украинское население Галичины  встретило с большим воодушевлением» - писали украинские депутаты  венского парламента.  [20]Радетели германизма - «мазепинские сичевики» за сочувствие к России, за чтение русской литературы и молитвенников, за объявление родным русского языка и за русский триколор выдавали карателям  прикарпатских и закарпатских русин и буковинцев. «Всякий  признак, след, зародыш русской жизни  был сметён, сбит с родной земли... Потом начался  подлинный, живой погром».
     В октябре 1914 г.  галицкая газета «Дiло» растиражировала проект «Гросс-Габсбург»: «нанести смертельный удар  Российской империи  созданием украинской державы  как составной части  Габсбургской монархии», раскинувшейся  от Адриатики до Чёрного моря. (Крым тогда вообще не возникал на горизонте  «украинства»). [21]   «Единокровный брат, вскормленный и натравленный  Австрией «украинский» дегенерат...  возвёл все эти гнусные и подлые наветы, надругательства и козни над собственным народом  до высшей, чудовищной  степени и меры, облёк их в настоящую систему и норму, вложил в них всю свою пронырливость, настойчивость и силу, весь свой злобный, предательский яд.  И мало что досыта, вволю – доносами, травлей, разбоем – над ним надругался, где мог, ... на муки сам его предал и злостно ограбил дотла».  [22]
«Каинова работа «украинцев»  ввергла весь карпато-русский народ в пучину неслыханных ужасов, жестоких физических страданий. Прежде всего, и больше других, они виновны  в великой  военной мартирологии нашего народа, не только как косвенные виновники, побуждавшие австро-венгерское правительство путём клеветнических доносов к жестокой физической расправе  над русским населением  Прикарпатья, но тоже как непосредственные участники  этого насилия... «Украинцы» сыграли постыдную, подлую роль   в отношении карпато-русского народа».  [23]   Лютость «украинофилов» породила русинскую Голгофу.  Австрийцы и мадьяры во время депортации «неблагонадёжных русинов» гнали  в кандалах по этапам, закалывали штыками,  вешали, душили колючей проволокой, насиловали, расстреливали и сжигали живьём в хатах. 
     Озверевшие толпы «мазепо-украинцев», поляков и «патентованных австрийских патриотов»  - евреев «за любовь к русскому имени, к своему народу» на стоянках  и в пути забрасывали людей камнями, били до крови,  плевали, обливали  кипятком, нечистотами и помоями, кричали «Смерть предателям-москалям», «На гак с кацапами!» («На крюк кацапов!»), «Хай живе цисар Вильгельм!».  Особенно измывались над священниками, которых самостийники называли «врагами народа».  
       15 сентября 1914 г. остервеневшие галичане (украинцы, поляки, евреи  и мадьяры-гонведы)  растерзали  и изрубили в Перемышле партию из 46 арестантов. Палками и прикладами били даже уже по бездыханным трупам. 
       Для «острастки» крестьянину И.Таращуку «обрезали губы и пальцы рук и ног... и, издеваясь над  полумёртвым от страшных мучений человеком, положили ему на грудь доску и задавили несчастного насмерть».  Многие умирали героями. Крестьянин А.Пужак, стоя на ступеньках виселицы, крикнул: «Да здравствует Великая, Неделимая Русь!»  Священник М.Т.Сандович за минуту до смерти выдохнул: «Да живёт русский народ и святое православие!» На Лемковщине крестьяне-русины больше всего боялись учителей, священников и жандармов из украинцев, присланных из Восточной Галиции.  
       Предвестниками гитлеровских концлагерей в 1914-1917 гг. стали Терезин  (Чехия) и «долина смерти» Талергоф (около Граца). Через них  прошло около 30 тыс. русин, а всего  было уничтожено до 60 тыс. чел. мирного населения.  Польская и украинская пресса  со злорадством смаковала  аресты, казни, самосуды и жестокость. «Галиция дрожала от страха и воплей».  «Моральный паралич уничтожил русский облик коренного населения Червонной Руси».[24]         
        Становление украинской нации  и галицийского нацизма ускорилось после 1918 г.        Хотя в 1931 г. по переписи в Львовском,  Тарнопольском и Станиславском  воеводствах к «великому украинскому народу» причисляли себя  1 660 826 чел., а к русинам немного меньше - 1 116 166 чел., [25]   позиции украинцев  оказались сильнее. Они опирались на организованную  военную силу. Русинское же движение надеялось только на свои общественные организации.     
     ukronacizm_bander_flag.jpgГалицийство родило Организацию украинских националистов (ОУН).     В 1930-х годах   ОУН  проповедовала, что к врагам своей нации надо относиться с ненавистью и  беспощадностью: «Когда придёт  этот новый, великий день (день национальной революции), мы не будем милосердны. Не будет прекращения огня. Переяславский  или Гадячский  мирный договоры  не будут подписаны вновь. Придёт новый  Зализняк, новый Гонта.  Не будет никакой пощады  ни для взрослых, ни для детей». «Боец  должен без колебаний  убить своего отца, брата или лучшего друга, если он получит  такой приказ». Концепцию расовой чистоты ОУН подхватила от гитлеровца А.Розенберга: «Из своей семьи создай ковчег чистоты Твоей Расы и Нации». Ради нации оправдано насилие и жертвы.  «Украинцы – это кровь  нашей крови и кость нашей кости. Только украинцы  имеют право  на украинские земли  и украинские имена и украинские идеи».[26]       В 1936 г. идеолог  ОУН Степан Бандера вещал: «наша идея настолько велика, что когда мы говорим  о её реализации, не один индивид, не  сотни, а миллионы  жертв должны быть принесены  для её реализации».[27] 
      Накануне Великой Отечественной войны украинские националисты в очередной раз выставили задачу ликвидации  всех не украинцев. Врагами  нации объявлялись русские, евреи, поляки, чехи. В апреле 1941 г. на ІІ Великом Сборе ОУН (бандеровцев) в Кракове, было провозглашено: «Жиды в СССР являются наиболее преданной опорой господствующего большевистского режима и авангардом московского империализма на Украине...» «После начала войны бейте большевиков… Уничтожайте штабы, стреляйте москалей, жидов, энкавэдистов, политработников!» «Ассимиляция жидов исключается. Ликвидировать за любой проступок. Наша власть должна быть страшной».  Тогда же, в апреле 1941 г.  родилось  бандеровское приветствие «Слава Украине – Героям слава».  Символика бандеровского красно-чёрного флага соответствовала немецко-нацистской «Blut und Boden» («Кровь и почва»).   Бандера, как фюрер в Германии, каудильо в Испании и дуче в Италии, объявлялся  «вождём» («провiдником») украинской нации и государства.    ОУН считала, что только Германия  может уничтожить обоих угнетателей Польшу и СССР, что нужна  однопартийная фашистская диктатура и унитарное  украинское государство.  
     gebbels_o_smi.jpg  Надеясь, что Гитлер санкционирует  создание профашистской Украины, также, как Словакии и Хорватии, бандеровцы провозглашали: «Москали, жидова, мадьяры, поляки – твои, украинец, враги!»  «Україна для українців, без ляхів і жидів!» «Жиды — самый большой враг человечества» (газета «Рідна земля». Львов, 7 января 1942 г.).  
         Для бандеровцев, как и гитлеровцев,  нация была  идолом:  «Нация – это наивысшая и наимощнейшая категория  человеческой общности, высшая, чем общественный класс». Ратный катехизис  «Украинской национальной революции», целью которой было  беспощадное очищение Украины от евреев, поляков, русских, коммунистов и всех несогласных украинцев,  среди прочего гласил: 
«Ненавистью и беззаветной борьбой встретишь  врагов твоей нации»;
«Добьёшься  Украинской державы -  или  сгинешь в борьбе за неё»; 
«Верность идее нации не на жизнь, а на смерть; не сдавайся, хоть против тебя  весь мир»;
«Знай, что мир и жизнь – это борьба, а в ней побеждает тот, за кем  сила»;
 «Великая идея в сердце, огонь революционного духа в груди, крепкие и упругие мышцы,  стальные нервы, соколиный глаз, слух и твёрдый кулак»;
«Могучий Бог княгини Ольги и Владимира Великого требует от тебя не слёз, милосердия и пассивных раздумий, но мужества и активной жизни»;
«Мораль нации – основа  чистого, как хрусталь характера украинского националиста».[28] 
     Тождество ОУН и гитлеровского нацизма состояло не только в ритуальных факельных шествиях, но и в антикоммунизме,   вождизме,  антисемитизме.   Манифест ОУН (декабрь 1940 г.) гласил: «Только через полный развал Московской империи  и путём  Украинской Национальной Революции и вооружённых восстаний  всех угнетённых народов  получим Украинскую державу».[29]

ljvov_pri_hitlere.jpg
 
А это уже Львов начала 40-х:  юные бандеровки приветствуют гитлеровцев, включая эсэсоввцев из украинского батальона «Нахтигаль» 

  ___________________________________

Об авторе: Влади́мир Алексе́евич Артамо́нов — российский историк, кандидат исторических наук, старший научный сотрудникИнститута российской истории РАН..

 Продолжение статьи:  В.А.Артамонов. Становление украинского нацизма. Ч.2



[1] Апанович О. Правда о возз’еднання Украïни з Росiею в сiчнi – березнi 1654 р. // Украïнська газета 20 сiчня – 2 лютого. Киïв, 1994 р. 

[2] Степанков В.С. Украïнська государственная идея // Украинско общество на изломе средневековья i нового времени: очерки по iсторiï ментальности и нацiональноï сознания. Киïв, 2001. С.77. 

[3] Пучина бездонная. Хроника Натана Ганновера // Еврейские хроники XVII столетия. (Эпоха «хмельничины»). Москва-Иерусалим, 1997С.94-95.  После этого  евреи с Украины расселялись вплоть до Италии, Германии и Балкан.

[4] Артамонов В.А.Украино-русская конвергенция в последней трети XVII   - XVIII вв. // Украïна в Центрально- Схiднiй Європi (з найдавнiших часiв до кiнця XVIII ст. Киïв, 2005. Вип.5. С.607-622.

[5] Шевчук В. Общественно-политическая мысль в Украïнi от 1710 по 90-е годы XVIII в .// Тысяча рокïв украïнськоi общественно-полiтичноï мысли. В 9 т. Т. 4. Кн.1. К., 2001. С. 54.

[6] Украинцы к западу от  Днепра  и до Сана вообще остались на обочине событий 1708 - 1709 г. 

[7] «Большая часть старшин, так и рядовых [казаков] была московитского духа и гетман не осмеливался раскрыть им свои планы прежде, чем его персона очутилась в безопасности, а они [казаки] столь далеко, что должны были выполнять то, что тот хотел…. Когда он оказался в паре миль от нас и выслал своих гонцов… он велел людям выстроиться, быть готовыми идти против неприятеля  и пошел прямо  на нашу деревню, пока не наткнулся на высланный нами отряд. Когда он получил  от [нашего] офицера  все сведения,  и попросил охраны для себя,  он созвал старшин  и сказал, что решил перейти к королю Швеции, чтобы с его помощью отвоевать  утраченную свободу. И те, кто считает  так же и хочет свободы,  должны следовать за ним,  а также оповестить  и убедить рядовых,  что все делается для их блага  и сохранения свободы  и держать  всех вместе.  Если же кто-то  из них отделится  от основного состава и будет обнаружен валахами или шведами,  то тут же будет истреблен. Эта новость всех их очень поразила… И хоть они  и вынуждены  были держаться вместе  из-за этой угрозы, но позже от большей части как старшин, так и рядовых и след простыл». - GyllenstiernaN. ŐfverstengrefverNilsGyllenstiernasberättelseompolskaochryskakriegen 1702 -1709 // Karolinskakrigaresdagböcker. (KKD).Lund, 1913. T. 8. S. 66.

[8] Павленко С.А. Иван Мазепа. Киïв, 2003. С. 325.   

[9] Под заголовком «Геноцид украïнцiв»  издана брошюра: Павленко С.О. Тиранське поводження росiян. Рiзня в Батуринi 2 листопада 1708 р.  Киïв, 2008; см. его же: Загибель Батурина 2 листопада 1708 р. Киïв, 2008. С.108-141.

[10] Артамонов В.А. Полтавское сражение. К 300-летию Полтавской победы. М., 2009. С.405-408.

[11] Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т.1. С.459.

[12] История Украïны. Новое видение. Учебное пособие. Вид.2. Киïв, 2000. С.134.

[13] Галант В.И.  К истории Уманской резни 1768 г. (Читано в Историко-филологическом Обществе при Нежинском институте). // «Киевская старина». 1895. № 11. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ukraine/XVIII/1760-1780/Koliivsina/Uman_reznja/text.htm

[14] Артамонов В.А.  Войско Польское и нашествие Наполеона на Россию // Бородино и Наполеоновские войны. Битвы, поля сражений, мемориалы. М., 2003. С.213. 

[15] Соколов Л.  Осторожно: «украинство!» М.,2009. С.177-179. 

[16] Мончаловский О.А. Мазепинцы  //  Русская Галиция и «мазепинство». М.,2005. С.180-181.

[17] Цит. по: Соколов Л.  Осторожно: «украинство!» М.,2009. С.133.

[18] Соколов Л.  Осторожно: «украинство!» … С.244.

[19] Сведения, поданные наместнику Галиции Бобржинскиму 15 февраля 1912 г.  20% составляли «беспартийные». Русская Галиция и «мазепинство». М.,2005. С.450.

[20] Хиляк А.Е. Виновники Талергофа  в освещении исторических документов // Русская Галиция и «мазепинство». М.,2005. С.523. 

[21] Соколов Л.  Осторожно: «украинство!» … С.25-26

[22] Яворский Ю.А. Галицкая Голгофа. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверству и насилий над карпато-русским народом во время Всемирной войны 1914-1917 гг. // Русская Галиция и «мазепинство». М., 2005. С.212-213;

[23] Марко М.А. Виновники и мучители.  Там же. С.222.

[24] В Талергофе некоторые русины из «простонародья – тихие богомольцы» обвиняли своих священников, что те притянули их  в «русские общества и к Руси», а лучше было бы... быть «украинцами». Русины, вписавшие себя в «украинские листы», при освобождении кричали, чтобы «москвофилы все тут  пропали» и пели «Ще не вмерла Украина». Русская Галиция и «мазепинство». М.,2005. С.210, 225, 270, 276, 280, 286-294, 329-332, 366, 371, 470, 481.

[25] Соколов Л.  Осторожно: «украинство!»… С.337.

[26] Рудлинг П.А., Шнайдер Т. Россолински-Либе Г. ОУН, УПА: исследование о создании исторических мифов. Сб.статей. Киев, 2012. С.29. 

[27] Из Архива Ровненской области. Цит. по: Рудлинг П.А. ОУН, УПА и Холокост…С.26.

[28] Гордасевич Г. Степан Бандера: человек i миф. Львов, 2001. С.23-29

[29] Кук В. Степан Бандера (1909-1999 гг.). Ивано-Франковск, 1999. С.35.     

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3