Цинизм нашей власти, как на самых верхах, так и в регионах, подчас граничит с явным слабоумием. То ли и вправду у всех этих «эффективных менеджеров» мозги в своем «развитии» так и остались во временах болот мезозоя, то ли они считают нас, граждан, «бандерлогами», недочеловеками, которые проглотят любое издевательство, утрутся и попросят еще добавки. Лишнее тому подтверждение одна любопытная ситуация в Архангельской области.
На Русском Севере по властному распоряжению архангельского губернатора Игоря Орлова (нынче он и.о.губернатора – к выборам готовится) открыли первый в мире дом-музей Иосифу Бродскому. [Очевидно, что в остальном мире, за пределами Архангельска, не нашлось у стихоплета почитателей, готовых выбросить деньги на подобную затею. – Ред.]
Я, как и многие жители области, был в шоке – неужели наш губернатор такой ценитель поэзии? Раньше за ним не замечалось тяги к высокопарному слогу. Но, видимо, внешность обманчива и Игорь Орлов – рафинированный ценитель поэзии. А его любимым поэтом, как выяснилось, является известный «окололитературный» деятель Иосиф Бродский. Ну, как говорится, на вкус и на цвет товарища нет. Одному ананасы нравятся, а другому – поросячий хвостик. Каждому свое (хотя, глубоко сомневаюсь, что губернатор Орлов сможет процитировать наизусть хоть одну «виршу» своего «обожаемого» поэта). Потрачено на этот дом-музей было 10 000 000 рублей. Ну, если бы Орлов вбухал в этот «флэшмоб» свои собственные деньги, честно заработанные на посту губернатора, то полагал бы – каждый по-своему с ума сходит. Но ситуация оказалась куда более интересной и достойной самого пристального разбирательства компетентными органами.
На юге Архангельской области губернатор решил построить социальное жилье – дом для врачей. Идея была хорошая. Обеспечить жильем тех, кто каждый день спасает жизни людей, - дело святое. Но, какой ужас!, в бюджете не нашлось 9 000 000 рублей, чтобы стройку завершить. В итоге дом для врачей так и остался несбыточной мечтой. А теперь внимание! Прошу следить за руками губернатора. Как говорили в Одессе: «Господа, таки игра рук и никакого мошенничества!». В бюджете области не нашлось 9 000 000 рублей, чтобы закончить постройку дома для врачей, но нашлось 10 000 000, чтобы отгрохать дом-музей Иосифу Бродскому. Вы поняли весь цинизм ситуации? Губернатор Орлов потратил бюджетные миллионы не на социальное жилье для работников здравоохранения, а на «пиар»-ход во славу рифмоплету Бродскому и себе, любимому, разумеется. Ведь Орлову так хотелось, чтобы про него сказали: ах, какой ценитель поэзии! Вот вам и еще один способ «законного» изъятия бюджетных средств. А тут всё бубнят: губернатор Сахалина, губернатор Сахалина…. Фантазии у того нет! А вот у нашего Орлова – хоть отбавляй. «О, Боже, какой мужчина!», - не про губернатора ли Архангельской области вздыхала в своей песенке певичка Натали?
Если на самом верху насквозь изъеденной метастазами коррупции «вертикали власти» демонстрируется полное презрение к своим гражданам, то почему ее «болты» на местах должны вести себя иначе? Почему, если президент откровенно пренебрегает справедливостью, повышая в три раза зарплаты не бюджетникам, а чиновникам, делая лекарства бесплатными не для пенсионеров и инвалидов, а для чиновников и их семей, то почему и губернатор одного из регионов страны не может тоже поиздеваться над своими гражданами и здравым смыслом? Вот и губернатор Архангельской области Игорь Орлов потратил 10 000 000 бюджетных «целковых» не на дом для врачей, не на дороги, социальную инфраструктуру, а на дом-музей весьма сомнительного рифмоплета Бродского. Думаете, «его превлсходительство»» поинтересовался мнением жителей области на сей счет? Испросил их разрешения на такое «перераспределение» бюджетных «потоков»? Черта с два! Когда это в ельцинско-путинской RUSSIA«болты» от властной «вертикали» интересовались мнением «бандерлогов»?
Не стоит думать, что жители области спокойно взирали на подобную «орловщину». Возмущение было. К примеру, один из известных жителей Северодвинска Альберт Буторин (в бывшем депутат Верховного Совета) прошел все круги судебного ада областного розлива, стремясь получить судебную оценку таким «кульбитам» губернатора, который свою любовь к Бродскому изиеряет бюджетными рублями. Суд, разумеется, встал на сторону губернатора и «не нашел никаких оснований» для разбирательства. Кто бы сомневался! Ведь еще древние римляне говорили: «Manusmanumlevat» («Рука руку моет»).
В качестве «основания» для возведения дома-музея Бродскому ценой в 10 000 000 бюджетных рублей областные власти предлог нашли – Бродский некоторое время (18 месяцев) жил в ссылке на территории Архангельской области. О, небеса! И это ваш повод для разбазаривания бюджетных средств?! Но областные СМИ, прочно пристегнутые к «колеснице власти», сразу воспели «осанну» столь «мудрому» губернаторскому решению, выдающейся роли Бродского в «культурном наследии» всей страны и Архангельской области в частности.
Я – все же дипломированный филолог, специалист в области отечественной литературы. А потому могу позволить себе дать оценку Бродскому как поэту, яей вклад в нашу словесность далеко не бесспорен. И тут я целиком и полностью на стороне публикации Дениса Усова. Приведенные им факты «блестящей» творческой биографии Бродского известны. Начинал Бродский с «мертвечины». Его первые поэтические «достижения» были все посвящены теме пессимизма и кладбищенского декаданса. «Умру, умру…». Но и тут «поэт» стремился не творить, а скорее подражать собратьям «по разуму». Подражать. А чего вы еще хотели от человека, который и средней школы-то не закончил? Потому и столь откровенны его строки: «Я жую всеобщую нелепость/И живу единым этим хлебом». Лучшей характеристике ему, чем он сам, никто бы и не дал.
Как-то раз, на одном из своих публичных стихочтений, Бродский получил из зала точную оценку своим «стихам»: «Это не поэзия, а чепуха!». Нет, кто-то скажет, что у каждого свои поэтические вкусы, что каждый видит гениальность в том поэте, которого любит. Но я понимаю того человека, который назвал «творчество» Бродского чепухой. Возмутившийся слушатель, скорее всего, был воспитан на Пушкине, Тютчеве, Лермонтове, на настоящей русской поэзии, а тут ему суют: «Накормите голодное ухо/Хоть сухариком». И как повел себя Бродский? «Что позволено Юпитеру, не позволено быку», - брякнул в ответ Ося Бродский. Так кто бы спорил! Но ведь в данном случае бык возомнил себя Юпитером. Бык решил, что пишет «стихи», достойные уха слушателей.
Не буду дальше вдаваться в анализ «творчества» и жизненного пути Бродского. Не стану говорить о том, как он хотел, а потом струсил (а вы ожидали от него смелых и решительных поступков?!) продать рукопись А.Уманского американскому «гостю» Мэлвину Байли, как хотел захватить (не один, конечно, а с другом Шахматовым – одному то «стремно») в Самарканде самолет и «слинять» на Запад. И как затем, все же перебравшись на Запад в США, всеми силами демонстрировал свою антипатию к нашей Родине. Бог ему судья.
Я размышляю здесь лишь о совести чиновника, поставленного на должность губернатора.
Не найти 9 000 000 рублей в бюджете на дом для врачей, но найти в том же бюджете 10 000 000 на дом-музей Бродскому – это глупость или ошибка? Или…? Помнится, Талейран сказал: «Это не преступление. Это больше, чем преступление. Это – ошибка». Не станем спорить с наполеоновским министром в его классификации поступков. Однако описанный случай трудно назвать ошибкой. Так транжирить бюджетные, т.е. народные деньги, неправомерно в любом случае. А что касается мнения жителей Архангельской области… Вы, надеюсь, не думаете, что власть интересует наше мнение, когда она тратит наши деньги.
Георгий ЗНАМЕНСКИЙ