Русский Лад

Воплощая ленинские черты... О народном артисте СССР В.И. Честнокове

К 115-летию со дня рождения мастера сцены - фильм «В дни Октября», в главной роли - В.И.Честноков.

Советская эпоха вошла в отечественную и мировую историю величайшими успехами буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому-то сейчас, когда власть эта - справедливая и общенародная - временно отступила, люди отзываются о ней добрыми словами, даже если не жили тогда, а только слышали про нее, читали в газетах, журналах, книгах, смотрели советские кинофильмы и спектакли. "Что такое Советская власть? В чем заключается сущность этой новой власти, которую не хотят или не могут понять еще в большинстве стран? - говорил В.И. Ленин в марте 1919 года, в самый разгар гражданской войны. - Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны все больше и больше, состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которые капитализм угнетал".


     Chestnokov Vladimir IvanovichБудущему народному артисту СССР, лауреату Сталинской премии Владимиру Ивановичу Честнокову было в ту пору пятнадцать лет, и он познал все это на собственной судьбе. В своей книге "Как я работал над образом Ленина" (1960) он напишет, а потом скажет мне в интервью для "Известий": "Когда на Петроград начали наступать войска белого генерала Юденича, мы вышли на улицу строить баррикады. Мы твердо знали - баррикады нужны, чтобы отстоять нашу советскую власть, нашу советскую школу. Мы все больше и больше ощущали правильность политики большевиков, руководимой Владимиром Ильичом Лениным. Мы душой и сердцем  чувствовали ленинскую заботу о стране, о нас, молодых, и о ее будущем. Мы проникались к Ленину искренним уважением, все большей и большей любовью, и я бесконечно счастлив, что эта любовь, во сто крат умноженная всей моей жизнью, сохранилась во мне навсегда..."     

Владимир Честноков родился 12 апреля (30 марта) 1904 года в семье, которую принято называть демократической, со взглядами прогрессивными, но к политике относившейся с осторожностью, и - по его словам - "мировоззрение мое складывалось не дома, а на улице и в школе, поскольку еще с бурного 1917 года я с приятелями носился с митинга на митинг, бегал впереди демонстраций, пока впервые не услышал имя Ленина и не начал разбираться постепенно в политической обстановке. В памятную для человечества осень мы почувствовали себя взрослыми. Трижды повторенное Лениным слово "учиться" 2 октября 1920 года на III съезде комсомола определило путь моего поколения". .
     При бывшем императорском Александринском театре существовало театральное училище, возглавляемое известным драматургом и режиссером Евтихием Павловичем Карповым (1857-1926), благоговевшим перед А.Н.Островским и старавшимся ему подражать. Сюда-то и поступил юный Честноков, с чем примирились и родители, раньше желавшие видеть сына врачом или инженером, как и старшего сына Семена, который стал артистом кукольного театра, плодотворно работал в этой профессии, а умер в в 1945 году от последствий блокады Ленинграда . Е.П.Карпов был, по воспоминаниям современников, интереснейшей личностью. Левый народник- революционер, он занимался хлебопашеством, служил юнгой на волжском пароходе, актером и режиссером "Невского общества устройства народных развлечений", писал пьесы и повести. подвергался административной высылке, но был помилован, и стал даже управляющим труппой Александринки, а после посещения театра А.В.Луначарским, который разъяснил труппе задачи и цели большевистской партии, признал советскую власть, получил в 1921 году звание заслуженного режиссера республики.
     Многим актерским тонкостям научился Честноков в классе Е.П.Карпова.  Революция в обществе вызвала революцию и в театре. "Как грибы после дождя, возникали новые театральные коллективы, большие и малые студии, велись бесконечные споры о путях развития театра, - рассказывал Владимир Иванович. - В спорах принимали участие режиссеры, актеры, критики. Критики писали проблемные статьи, режиссеры ставили спектакли согласно своим концепциям, актеры играли в этих спектаклях, проявляя исполнительский талант и мастерство. Стремясь преодолеть старые, обветшавшие штампы, мы совершали и ошибки. Часто заблуждения рождались от лучших намерений, так как не хватало теоретических знаний, от молодости, от отсутствия опыта, от желания сейчас, немедленно достичь успеха. Однако энтузиазм двигал творчество. Творчество стало потребностью, а для творчества в советской стране были созданы условия, каких еще не знала история мировой культуры".      

Мысль сыграть Ленина возникла у Владимира Ивановича, когда он посмотрел созданный С.М.Эйзенштейном и Г.В .Александровым в 1927 году фильм "Октябрь", где в роли великого пролетарского вождя они сняли уральского рабочего Василия Никандрова, внешне удивительно на него похожего, но по существу малоубедительного. Потом ленинский образ воссоздавали такие крупные актеры, как Б.В.Щукин, А.М.Бучма, М.М.Штраух, а на сцене Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина - Константин Васильевич Скоробогатов. Играть после них было нелегко, и Честноков продолжил  Лениниану лишь в 1957 году в спектакле пушкинцев "Грозовой год" Алексея Каплера и Тамары.Злотогоровой, написавших пьесу на основе сценария кинофильма "Ленин в 1918 году". Тогда же актер выступил в образе Ленина и в спектакле-концерте "Город славы", посвященном 40-летию Октябрьской революции. Затем последует работа над сценическими ленинскими ролями в пьесах "Цветы живые" (1960), "Кремлевские куранты" (1967) Николая Погодина, "Между ливнями" (1965) Александра Штейна, а в кинематографе - "В дни Октября" (1958) и "Первороссияне" (1967). 
      "Я вырос и воспитывался в годы советской власти. Нет для меня образа более близкого, более родного, чем Ленин. На протяжении многих лет я мечтал сыграть роль Ленина и готовился к этой работе, - говорил Владимир Иванович. - И мне повезло. Я неоднократно играл положительных героев, моих современников. Это была хорошая подготовка к подходу к моей мечте, когда я понял: чем прекраснее, возвышеннее герой, тем больше в нем ленинских черт - убежденности в правоте революционного дела, решительности, но и осмотрительности в поступках, самопожертвовании, уважении и любви к людям, непоказной доброте. С этими чертами, я мысленно соотносил качества изображаемых мною советских людей, и чем больше подобных черт находил, тем более сильными и мудрыми, человеколюбивыми и благородными - говорили товарищи по работе - получались мои герои". Произнося эти слова, актер и сам поступал так, как его лучшие герои. После окончания карповской "вольной студии" он бы оставлен в Театра имени А.С.Пушкина, с началом Великой Отечественной войны мог эвакуироваться с коллективом в Новосибирск, но не уехал, перейдя в театр Краснознаменного Балтийского флота, а в 1941 году вступил в ВКП(б).

Подробнее: Воплощая ленинские черты... О народном артисте СССР В.И. Честнокове

Moto-roller: Песни о войне

Наши деды и отцы не могут покоиться в могилах, глядя на гибель Украины

Очень сильная песня! Мы помним и никогда не забудем наших героев отдавших свои жизни для того, чтобы жили мы, мы никогда не забудем подвиг тех, кто ковал великую победу в тылу! Низкий земной поклон им всем! И никакая Европа с киевской хунтой не отнимет у нас этот праздник со слезами на глазах 9 мая! Куда ведут европейские ценности из произведения тоже хорошо видно.

Исполнители: группа из Казахствана: Moto-roller

Подробнее: Moto-roller: Песни о войне

Сталин на защите русского языка и русской культуры.

 ФЕДОТКИН В.Н.

В «Приокской правде» от 27 декабря 2018 годы опубликована часть доклада члена ЦК КПРФ, члена правления Всероссийского Созидательного движения «Русский Лад» В.Н. Федоткина: «Сталин и русский вопрос», сделанный на торжественном заседании, посвящённом 139 годовщине со дня рождения И.В.Сталина. Сегодня мы предлагаем в кратком изложении вторую часть доклада.

Мало родиться русским. Надо постоянно конкретными поступками доказывать свою принадлежность к русской нации. Эти слова я вспоминаю каждый раз, когда пишу о русском народе. Сегодня они связаны со Сталиным.

stalin kabinet

Обычно, когда говорят или пишут о нём, останавливаются на экономических результатах СССР. Сколько во время Сталина было построено предприятий, как ликвидировали безработицу, готовили кадры, победили в Великой Отечественной войне. Но не менее важна и вторая сторона его деятельности – защита русского языка, культуры, духовности и нравственности. Без этого нельзя понять Сталина как целостного руководителя такой великой страны как СССР. Говорю не просто о Сталине как человеке, а как о руководителе государства. Руководителе, чьи позиция и слово определяло на многие годы официальный курс власти. Это тем более важно на фоне нынешних непрерывных и яростных атак, прежде всего, на русский народ: его прошлое и его героев. Да и не только на русских. Это нужно знать и для оценки позицией и реальных дел нынешних руководителей страны.

Подробнее: Сталин на защите русского языка и русской культуры.

Л.Г. Антипенко. Русский мир на пути к Беловодью. Когда сказка становится былью

Antipenko 2Когда представитель естественнонаучного или математического знания вторгается в область гуманитарных наук, знакомится с образцами художественного творчества, он часто оказывается способным превратить метафорические прозрения художника в строгие научные или научно-философские истины. Это касается и мифологического творчества, былинного эпоса и даже народных, по духу, сказок.

Так вот бытует с давних пор в русском народе сказание о счастливой стране, именуемой Беловодьем. Дошло оно до нас из глубокой древности, от времён ещё до монгольского нашествия. И говорится в нём о том, что отправилась в это таинственное Беловодье русская дружина во главе с монахом Сергием. А снарядил её ни кто иной, как сам князь Владимир Красное Солнышко. Нашли они, якобы, ту заветную страну, увидели её благодать и решили там остаться. Только один Сергий вернулся назад через много лет, будучи уже глубоким старцем. С тех времён былинных так и живёт легенда о Беловодье – стране чудесной, скрытой от людей злых и бездушных. Находится она где-то: то ли в Сибири, то ли за её более дальними пределами. Одно известно: путь лежит навстречу Солнцу. Но не каждому она откроется. И уж если кто отважится на поиски её, то должен, прежде всего, очистить сердце своё и не бояться пройти через тайгу дремучую, болота топкие, горы высокие, да реки бурные. Ежели повезёт обрести мечту свою, то не раскается он в своей решимости и забудет все тяготы и лишения. А уж чудес там не перечесть. И пшеница будто сама растёт, в лугах полно цветов благоухающих и средь них стада непуганых животных сами по себе пасутся. И есть там гора высокая, белоснежная, и река белая, чистая, и озёра без дна. И не только люди людей, но даже и звери зверей не обижают. И нет там власти ничьей, кроме Божьей.

Подробнее: Л.Г. Антипенко. Русский мир на пути к Беловодью. Когда сказка становится былью

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3