Русский Лад

Л.Г. Антипенко. Русский мир на пути к Беловодью. Когда сказка становится былью

Antipenko 2Когда представитель естественнонаучного или математического знания вторгается в область гуманитарных наук, знакомится с образцами художественного творчества, он часто оказывается способным превратить метафорические прозрения художника в строгие научные или научно-философские истины. Это касается и мифологического творчества, былинного эпоса и даже народных, по духу, сказок.

Так вот бытует с давних пор в русском народе сказание о счастливой стране, именуемой Беловодьем. Дошло оно до нас из глубокой древности, от времён ещё до монгольского нашествия. И говорится в нём о том, что отправилась в это таинственное Беловодье русская дружина во главе с монахом Сергием. А снарядил её ни кто иной, как сам князь Владимир Красное Солнышко. Нашли они, якобы, ту заветную страну, увидели её благодать и решили там остаться. Только один Сергий вернулся назад через много лет, будучи уже глубоким старцем. С тех времён былинных так и живёт легенда о Беловодье – стране чудесной, скрытой от людей злых и бездушных. Находится она где-то: то ли в Сибири, то ли за её более дальними пределами. Одно известно: путь лежит навстречу Солнцу. Но не каждому она откроется. И уж если кто отважится на поиски её, то должен, прежде всего, очистить сердце своё и не бояться пройти через тайгу дремучую, болота топкие, горы высокие, да реки бурные. Ежели повезёт обрести мечту свою, то не раскается он в своей решимости и забудет все тяготы и лишения. А уж чудес там не перечесть. И пшеница будто сама растёт, в лугах полно цветов благоухающих и средь них стада непуганых животных сами по себе пасутся. И есть там гора высокая, белоснежная, и река белая, чистая, и озёра без дна. И не только люди людей, но даже и звери зверей не обижают. И нет там власти ничьей, кроме Божьей.

Очень важный момент в этой легенде − указание направления пути, пути на восток, навстречу Солнцу. Ведь фактически в таком направлении и двигались русские первопроходцы, покоряющие, точнее будет сказать, осваивающие Сибирь. Двигались они и на северо-восток, о чём свидетельствует, в частности, основание за полярным кругом легендарного города − «златокипящей» Мангазеи. Два места на географической карте ассоциировались с образом Беловодья. Это − как раз Мангазея и, помимо неё, Алтай. Конкретнее о них речь пойдёт ниже, а здесь − о научном подходе к оценке этих полусказочных сведений.

Во-первых, идти, ехать, продвигаться противо-солонь («навстречу утренней заре») фактически значит с каждым актом продвижения приближать будущее, обгонять и осваивать время, управлять, если угодно, его ходом. Интуитивно это и чувствовали наши землепроходцы, добравшиеся аж до Северной Америки, в которой возвели форт Росс. Так что в сказании о Беловодье уже отчасти отразился выбор направления миграции. Его дополнил вектор движения на север. Север, в свою очередь, оказался привлекательным для наших предков тем, что этот край изобилует источниками, по сказочному поверью, живой воды. С современной научной точки зрения живая вода − это чистая вода, находящаяся в термодинамическом состоянии при температуре от четырёх до нуля градусов по Цельсию (конечно, при нормальном давлении). Поскольку вода, как разновидность жидкости, обладает наибольшей плотностью не в твёрдом состоянии, а при четырёхградусной температуре, она, в выше означенных температурных пределах, имеет антиэнтропийные (эктропийные) свойства, которые служат предпосылкой возникновения живой материи.

В то же время замечена способность живой воды излечивать раны, ускорять их заживление, от чего в народном предании она и получила название живой.   (Так, скажем, в «Слове о полку Игореве» волшебные свойства водной стихии ассоциируются с быстрыми водами сказочной реки Каялы, о чём свидетельствует плач Ярославны: «… полечю, рече, зегзицею по дунаеви; омочю бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавые его раны на жестком теле». Слова «полечю… по дунаеви» не означают, как многие переводчики Слова до сих пор полагают, полёт по реке Дунаю. Речь идёт о полёте, поддерживаемом дуновением ветра. Так что здесь Ярославна обращается за помощью в своей беде к в дум природным стихиям: водной и воздушной).

Когда в киноэпопее, снятой по роману А.С. Иванова «Вечный зов», зазвучала музыка, мне показалось, что вечный зов, обращённый к сибирякам, есть не только зов со стороны сибирских просторов, но и зов времени. Стихия музыкальной культуры людей и временная стихия выявляют своё родство, свою близость, когда под временем начинают понимать не механически-нивелированное («оскоплённое») время, а время историческое. Историческое − значит обременённое историческими событиями, наполненное их содержанием. Поскольку лишь представление об историческом времени позволяет ставить задачу о его освоении, уместно здесь будет сделать некоторое дополнительное пояснение. В первом приближении историческое время характеризуется наличием у него двух фундаментальных свойств-атрибутов: цикличности (периодичности, повторяемости) и необратимости. Необратимость во временной эволюции живой или неживой системы означает отклонение этой системы от энтропийно-равновесного состояния в сторону увеличения или убыли энтропии. Увеличению энтропии сопутствует хаотизация, дегенерация системы, убыли энтропии сопутствует усложнение, совершенствование системы.

(Для читателей, знакомых с проблематикой исследований в области теоретической физики, заметим, что приведённая выше характеристика исторического времени была подвергнута физико-математической калибровке и нашла своё оправдание. В 1949 году К. Гёдель опубликовал статью (см. ниже примечание первое), в которой он, при решении релятивистских гравитационных уравнений, использовал модель вращающейся вселенной. В результате в его решении выявилось наличие двух типов мировых линий, изображающих течение времени. Одни из них оказались циклически замкнутыми, другие − разомкнутыми, уходящими в бесконечность. Время подверглось расщеплению на две компоненты в соответствии с приписываемыми ему атрибутами цикличности и необратимости. Осталось проделать синтез того и другого, чтобы восстановить естественное единство времени).

Мы говорим о содержательном понятии времени, о времени, наполненном историческими событиями. Поскольку в данном контексте нас интересуют события, связанные с освоением Сибири, назовём ряд имён русских первопроходцев, причастных к этим событиям (конечно, придётся ограничиться минимальным перечнем). Итак:

  1. Дежнёв Семён Иванович (ок. 1605 г., Великий Устюг − нач. 1673 г., Москва). Представитель северного казачества, казачий атаман. Дошёл до Берингова пролива и пересек его в 1648 году, за 80 лет до Витуса Беринга, лишь повторившего то, что уже было проделано Дежнёвым, да к тому же не в полной мере.
  2. 2)Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1603 − 1671 гг.). Выходец из вольных (незакрепощённых) крестьян, живших там же на севере. Прошёл на судах весь Амур. В 1625 году совершил свой первый поход на коче из Тобольска на Таймырский полуостров, в Мангазею. Был продолжателем славных походов Пояркова Василия Даниловича (до 1610 г. − после 1667 г.), тоже совершившего путешествие по Амуру в 1643−1646 годах.
  3. 3)Граф Муравьёв-Амурский Николай Николаевич (1809−1881 гг.), крупнейший государственный деятель Российской империи. С 1847 по 1861 год служил генерал-губернатором Восточной Сибири. Ему принадлежит почин по возвращению России Амура со всеми прилегающими к нему угодьями, уступленного Китаю в 1689 году.

Немало других славных имён из этого списка читатель найдёт в книге А. Пецко «Мировые приоритеты русского народа» (М.: Институт русской цивилизации, 2013).

Теперь повернём внимание к тем исторически-реальным поселениям Сибири, которые ассоциируются со сказочным Беловодьем.

Мангазея − первый русский заполярный город. Наиболее достоверные сведения об этом поселении мы находим в статье, помещённой в Большой советской энциклопедии (3-е изд.), так как в ней учтены результаты археологических раскопок, проведённых экспедицией Арктического и Антарктического научно-исследовательского института в 1968−1970, 1973 гг. Располагалось оно на высоком берегу р. Таз в 300 км от её устья. Река эта была частью так называемого Мангазейского морского хода. По этому пути, как говорится в БСЭ, пролегающем от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и рекам Мутной и Зелёной в Обскую губу, далее по реке Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея, ещё в 16 веке совершали свои походы поморы, предки жителей нынешней Архангельской области.

Как установлено археологическими раскопками, Мангазея состояла из двух частей: кремля-детинца (площадью 5200 кв.м. с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада (площадью около 25000 кв.м), делившегося на торговую половину (гостиный двор Е-образной формы, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80−100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и пр.). Судя по эпитету «златокипящая», в Мангазеи переплавлялось в слитки немалое количество золота. Так что неверно было бы судить о её богатстве только по результатам добычи «пушного золота» (соболиного меха). Жители Мангазеи занимались рыболовством, скотоводством, судоходством. И, надо думать,  огородничеством.

Зародился этот град на пути к Беловодью в 1601−1607 годах. Основал его отряд тобольских и берёзовских стрельцов вместе с казаками. Основной причиной его падения принято считать истребление, к середине 17 столетия, пушного зверя в окружающей тайге. В БСЭ отмечается, что крупное экономическое значение Мангазея сохраняла до 1640-х годов. С середины 17 века в связи с истреблением пушного зверя в северной части бассейна Енисея и перемещением пушного промысла дальше на восток Сибири значение Мангазеи как торгово-промыслового и ремесленного центра стало падать. «Мангазея была оставлена населением, а её гарнизон переведён на Енисей в Туруханское зимовье, на месте которого в 1672 году был заложен город Новая Мангазея (так до 80-х годов назывался г. Туруханск, ныне − село, районный центр Красноярского края»).

К гибели Мангазеи привели, однако, не только причины экономические. У царского правительства были опасения, что по северному морскому пути могут проникнуть в Сибирь чужестранные гости. Отчасти по этой причине и был прикрыт этот путь. Но было и другое опасение, быть может, самое главное: боязнь влияния образцовой, во многих отношениях, и справедливой мангазейской жизни на царские порядки в остальной России. Царь Алексей Михайлович, вероятно, вздохнул с облегчением, когда в 1672 году подписал указ об упразднении города.

И.В. Сталин, находящийся в 1913−1916 гг. в ссылке в Туруханском крае и в самом Туруханске (Новой Мангазее), конечно, не мог не быть осведомлённым о судьбе исконной Мангазеи, порождённой отчасти мечтой о Беловодье. Весьма вероятно, что эти обстоятельства сыграли в своё время определенную роль при реализации сталинских планов по освоению Сибири в годы советской власти.

Наконец, Алтай. В географическом плане это − обширная горная страна, расположенная на юге Сибири, самая высокогорная область не только Сибири, но и всей Азиатской части России. За Уралом только Ключевская сопка на Камчатке выше главной вершины Алтая − красавицы Белухи, высота которой 4506 метров над уровнем моря. С алтайских снегов берут свои воды Бия и Катунь, которые, сливаясь вместе, образуют Обь. Река Обь как раз соотносит между собой легендарное Алтайское Беловодье с Мангазейской ойкуменой.

   В более конкретном аспекте земные координаты Алтайского Беловодья соотносятся с междуречьем Бухтармы и Катуни, с Уймонской долиной верховья Катуни. Климат тех мест достаточно суровый, но он не служит помехой плодородию земли, ибо на ней произрастает множество земных плодов, вплоть до винограда. Вот там и возникла в давние поры русская Бухтарминская община, объединившая в трудовом братстве казаков, беглых крепостных крестьян, поморов. «В давние поры» значит, по крайней мере, со времени церковного раскола, произошедшего в результате никоновских реформ 17 века. Всех странников объединила древлеправославная вера, не совместимая ни с верой никонианского обряда, ни с верой католической. Вообще участников Бухтарминской общины было бы неправильно именовать старообрядцами; это были не старообрядцы, а русские староверы, в чём можно убедиться, читая «Житие протопопа Аввакума». («Мудры блядины дети греки, − отмечал протопоп Аввакум в письме к Симеону, − да с варваром турским с одново блюда патриархи кушают рафленые курки. Русачки же миленькия не так,− во огнь лезет, а благоверия не предаёт!»).

Поскольку вольная крестьянская община бухтарминцев в течение длительного времени находилась вне контроля со стороны государства, легенда о Беловодье настолько глубоко овладела сознанием жителей Алтая, что осталась в людской памяти и после включения Бухтармы в состав Российской империи в 1791 году.

В наши дни − дни отчаяния и надежд − души русских людей снова наполняются мечтами, в том числе воспоминаниями о Беловодье. Но их сказочно-метафорическое содержание предстаёт теперь неожиданными гранями в свете научно-философской истины. Имя человека, который по-своему подошёл к открытию данной истины, Мартин Хайдеггер. Родился этот немецкий мыслитель в 1889 году, умер в 1976. Он завещал своему сыну, чтобы тот опубликовал его дневники («чёрные тетради») спустя сорок лет после его смерти. Завещание было выполнено и в 2014 году «чёрные тетради» увидели свет. Историческое значение этого события огромно! Суть вопроса – научно-философское осмысление горнего источника социальной и природной справедливости, т.е. того источника, который в сознании многих русских людей предстаёт в образе Беловодья.  

О неиссякаемом желании приобщиться к нему напоминает в своём художественном творчестве архангельский писатель В.В. Личутин, необычайно ярко рисуя вековечный поиск наших предков. Душе вольной, поэтической, пишет он в своих размышлениях о русском народе, везде душно, стеснённо. И вот сотни тысяч русских мужиков, вольных ходоков, кинулись во все стороны, сманённые посулами о райской обители, где нет ни податей, ни сборщиков, ни начальства, ни солдатчины. «Многие из тех искальщиков безвестно канули в китайских и басурманских землях, так и не сыскав мужицкого рая. Иные же осели на Алтае, на Чёрном и Белом Иртыше, и знать, оттуда, через староверов-чалдонов и семейских казаков протащился слух до Поморья о благословенной, полной довольства стороне. Что же есть за пречудная страна Беловодье, где царствует свободный труд и любовь и где вершит справедливость меж насельщиками не правда законов, а Закон Правды − вечно благоухающее древо благочестия, справедливости и добра. Собственно, не ради земель кинулся мужик, ибо в Сибири пустынных жирных степей было в преизбытке, но в Сибири не сыскалось той воли, о которой мыслилось зачарованно: пустился же мужик странствовать в поисках Закона Правды…» (В. Личутин. Душа неизъяснимая. Размышления о русском народе. М.: «Информпечать» ИТРК РСПП, 2000, с. 455).

«До царя далеко, до Бога высоко» как говорили у нас в старину. Вот и появилось стремление в русском народе, преодолевая даль и высь, приблизить к себе Небесную инстанцию, царство справедливости. Хайдеггер назвал эту идеальную Небесную инстанцию Бытием (по-немецки: Sein или (позже) Seyn), установив различие между ней и наличным бытием всего вокруг нас существующего (сущего). Случайно или нет, но так получилось, что его Бытие оказалось философским выражением того, что в русском миросозерцании носит имя белого света. По поводу данного совпадения В.В. Бибихин, высококвалифицированный исследователь философии Хайдеггера высказал следующее суждение:

«Хайдеггер очень рано задумался об одном: благодаря чему человек вообще видит всё то многое, что он видит. / Назовём эту постоянную и по существу единственную мысль Хайдеггера. Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, чтобы ни открыл, что бы ни изобрёл, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведёт себя в своей истории, устроено не им. Раньше самой ранней мысли − ясность или неясность того, о чём она: просвет (Lichtung), в котором имеет место всё. По-русски можно было бы сказать просто свет в смысле мира, белого света» (В.В. Бибихин. Дело Хайдеггера // Время и бытие (стати и выступления). М.: «Республика», 1993, с.6). Жить русскому человеку на белом свете и при белом свете значит различать, именовать вещи, наделять их (правильными) именами. Для этого ему дана речь, дан язык, способность нарицати. Так что те, кто возобладал этой способностью, нарекли себя русью, как другие, тоже владеющие словом, назвали себя словенами. Русь, рещи (решти − сказать, говорить), как видно, суть однокоренные слова. К их семейству принадлежат ещё термины русло, руст (поток, ручей (см: А.Г. Преображенский. Этимологический словарь русского языка. М., 1910−1914, т.2, с.225). Французский мыслитель Жан Дюран, вникнув в фонетику и морфологию русского языка, выстроил следующую цепочку родственно-однокоренных слов: река, реченька, речь, ручей, Русь, Россия, русский (см. Жан Дюран. Уникальная Россия. М.: Центр международных культурных связей и иностранных языков, 2006). Эту находку он подкрепляет стихами Пушкина из «Сказки о царе Салтане»: А сама-то величава, / Выступает, будто пава; /А как речь-то говорит, /Словно реченька журчит.

В том же направлении движется и философская мысль Хайдеггера, когда он находит источник языка в Бытии и формулирует тезис: «Язык есть дом Бытия» (Мартин Хайдеггер. Время и бытие, с.192). («Мысль, − пишет Хайдеггер, − пробивающаяся в этом направлении, не нападает на логику, но тратит себя на достаточное определение логоса, т.е. того сказа, в котором даётся слово Бытию как единственно достойному осмысления» (там же, с.380).

Хайдеггеровское Бытие погружено в историческое время, посредством которого оно соотносится с сущим, с земным бытием. В белом свете побуждение к освоению времени явно зарождается в опыте движения к Беловодью. И в том, и в другом случае имеет место апелляция к Небесной инстанции.

В 1966 году Хайдеггер дал интервью немецкому журналу «Шпигель». (Беседа велась с сотрудниками журнала Р. Аугштайном и Г. Вольфом. Опубликовано в 1976 году сразу после смерти автора, как он и просил). В центре беседы − проблема предотвращения  гибельных последствий технического прогресса для всей Земли. На вопрос о том, на кого или на что можно возлагать надежду в решении этой проблемы (не на американцев ли?) Хайдеггер ответил, что на американцев надеяться не стоит, хотя в США и предпринимаются некоторые попытки освободиться от прагмативистски-позитивистского, технического мышления. После чего добавил: «И кто из нас решится предсказать, не пробудятся ли в один прекрасный день в России или в Китае прадревние традиции такого «мышления», которое позволит человеку достичь свободного (в смысле понимания сущности техники. − Л.А.) отношения к миру техники?».

А в его «чёрных тетрадях» (см. примечание второе) мы находим такую запись: «В сущности русского начала (desRussehtums) заключены сокровища ожидания скрытого Бога, которые превосходят [значение] всех сырьевых запасов. Но кто поднимет их на поверхность, т.е. освободит [так], чтобы высвечивалась их сущность…? Что должно произойти, чтобы таковое стало исторической возможностью?». Ответ на эти вопросы звучит у него так: «Само Бытие (Seyn) должно в первый раз одарить собою (sichverschenken) в своей сущности и к тому же это должно исторически преодолеть верховенство сущего над Бытием, преодолеть метафизику в её сущности». Автор имеет в виду Западную метафизику, которой противостоит концепт Бытия (Белого мира и Беловодья в русском варианте выражения).

Есть символическое созвучие между термином Беловодье и зодиакальным знаком Водолея как символом новой зодиакальной эпохи, пришедшей на смену эпохе Рыб.

                                           ПРИМЕЧАНИЯ

1. Kurt Gödel. An Example of a New Type of Cosmological Solutions of Einstein′s Field Equations of Gravitation // Reviews of modern physics, vol. 21, Number 3, july, 1949; p. 447−450.                                     

2. Дневниковые записи Хайдеггера из «чёрных тетрадей» приводятся в переводе Н.В. Матрошиловой. Заимствованы из её статьи «Почему опубликование 94−96 томов М. Хайдеггера стало сенсацией?» (http://iph.ras.ru/94_96.htm).

Лица Лада

Поздняков Владимир Георгиевич

pozdnjakov v small

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Дорохин Павел Сергеевич

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3