Русский Лад

Балтак Т.Ф. Об одном невероятном событии

Предисловие

Вначале я не поверил, получив этот материал (статью Т.Балтак и фотографии к ней) по электронной почте. Да и как поверить!?  19 октября, когда по всей Украине ведётся всеми силами государства антирусская пропаганда, в русской школе отметили, как праздник,  День Лицея. И где? – во Львове!  Комментарии, как говорится в таких случаях, излишни. 

Portret Pushkina shkola 45 Ljvov

В начале  90-х годов мы с директором львовской СШ № 45 В.В. Кравченко стали зачинателями этого праздника отечественного образования, проводимого в русскоязычных школах  города, культурной столицы Прикарпатского региона и центра Галиции.  Все последнее 10-летие ХХ века и более 10-лет века XXI  эта традиция существовала непрерывно. Но я, живя в Москве с 1994 года, был уверен, что в «Эру Майдана» она прервалась по известным причинам.

И вдруг такой сюрприз! Публикую материал Тамары Балтак, учительницы русской словесности, которая продолжила  благородное дело уже экс-директора СШ № 45 В.В. Кравченко вместе с коллективом педагогов и энтузиастами-учениками.

 

С. Сокуров

***

                                                           Молчат гробницы, мумии и кости, -

                                                           Лишь слову власть дана:

                                                           Из древней тьмы, на мировом погосте

                                                           Звучат  лишь Письмена.

 

                                                           И нет у нас иного достоянья !

                                                           Умейте же беречь

                                                           Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                                                           Наш дар бесценный – речь.

                                                                                                          И. Бунин

            Есть события и личности в истории человечества, которые являются своеобразной границей, разделяющей то, что было «до», и то, что произошло «после». Часто современники происходящего даже не подозревают, что живут при важном событии, как не думали об этом те, кто присутствовал на открытии в 1811 году Лицея в Царском Селе. Среди тридцати ничем не примечательных мальчишек был тот, кто шесть лет спустя откроет «золотой век» русской литературы, кто из промозглого четверга шагнёт в Вечность. Теперь уже все потомки будут измерять русскую литературу, философию, нравственность, русскую душу и честь, русскую культуру и «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», Пушкиным. Потом будут Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин, очарует «серебряный век»… но Пушкин останется тем маяком, который в безумном мире станет показывать дорогу к спасению. Александр Сергеевич - та «свеча на столе» (читать – престоле), которая спасает сейчас как никогда, в наше лихолетье, когда политики разъединяют народы, а Пушкин собирает. Собирает, несмотря ни на что, 19 октября вот уже 24 года подряд в актовом зале средней школы № 45 г. Львова. Раньше бы мы сказали: «Традиция у нас такая», а теперь проще: «Это наша жизнь». В этот день все ученики 8-х классов занимаются по лицейскому расписанию: Закон Божий, урок истории Отечества, уроки словесности, музыки, спектакль об одном лицейском дне. Уроки проводят наши учителя, только на Закон Божий приглашаем священника из православной церкви. Мало это или много – пять уроков? Конечно, мало с точки зрения «добывания знаний», но много с точки зрения «приобщения к Пушкину». Лицейского урока в жизни наших учеников больше не будет, но тепло этого праздника в душе детей останется навсегда. Действо открываем не пафосными словами о биографии поэта, а весёлой историей о министре Разумовском, подозревавшем во всяческих кознях Сперанского с его «Лицейской идеей». Дети ожидали дежурные фразы про «народ и его тяжёлую жизнь», а тут вам про дурака министра! Оказывается, дураки были и тогда…

            В зале возникает именно то настроение, которое необходимо для разговора по душам. Мы уже представили, как мальчишки играют в снежки под окнами Екатерининского дворца, показывают язык цесаревичу, шмыгают носом, оставшись наедине с собой в комнате на четвёртом этаже Лицея… Отец Николай говорит простым языком о сложном: о добре и зле, о любви и ненависти, о Вере. Детям ничего не навязывают, их просто «просвещают» (от слова «свет»), объясняя, как можно очистить Душу от скверны. Ребята не только тихо внимают, но и отвечают своим «тихим вниманием». Во все смутные времена подобные беседы с подрастающим поколением необходимы. Может, станут мудрее своих отцов…

19 oct Pushkin Ljvov

            Урок истории Отечества, как и остальные, каждый год имеет новую тему. Сегодня «Пушкин и декабристское движение». Тема сложная для отрочества, ведь даже не все историки сейчас однозначно оценивают декабристов, но мы на уроке говорим не о политике, а о любви. Только настоящая любовь жён декабристов к своим мужьям-каторжанам помогла женщинам преодолеть все трудности. На экране – слайды с портретами этих юных красавиц, репродукции картин, отрывки из фильма «Звезда пленительного счастья», старого учебного фильма о Лицее. Далеки эти мальчишки и девчонки от тех кавалергардов и их юных спутниц, но всё понимают; и раздаются вопросы со всех сторон, реплики, иногда нелепые, но соответствующие нашему времени: «Надо было кому-нибудь дать на лапу и не сознаваться в участии. Тогда ведь не было камер слежения». Приходится объяснять, что камер этих не было, а честь была во все времена.

            Урок словесности традиционно начинается с Библейской цитаты «Вначале было Слово, и Слово было Бог». Смогут ли дети объяснить это изречение: само Слово было Богом или только звучало «Бог»? Понимают и объясняют! Вот теперь самое время поговорить о магии Слова! Приглашаем из зала добровольцев-артистов, и без всяких репетиций они изображают, как влияет Слово на человека. Одному ученику говорим, что он лентяй, лоботряс, балбес и прочее (для сценки выбрали отличника, примерного ученика), а другого (лентяя и сорванца) превозносим до небес. Зал хохочет, наблюдая за тем, как одноклассники показывают воздействие слов на своё настроение. И зрители с удовольствием делают выводы о магии Слова, о том, что словом можно убить, а можно воскресить.

            Приступаем к самому главному: разъяснить, чем отличается урок языка от урока словесности? Предлагаем маленькое задание: устно описать пейзаж за окном. Описывают просто: дождь, деревья жёлтые, ёлки зелёные. В ход пускаем главное оружие:

                        Унылая пора! Очей очарованье!

                        Приятна мне твоя прощальная краса…

            Разбираем отрывок из «Онегина» по отдельным словам: «А почему «очей», а не «глаз» очарованье?» И со всех сторон руки:

- «Очей» – это так высоко, так здорово!

- «Глаза» и «очарованье» вместе не звучат!

- «Очи» - зеркало души, а «глаза» - просто часть организма.

            Ах, какие они замечательные, наши воспитанники! Предлагаем юным знатокам приступить к стихосложению, ведь так «легко» рифмовать розы-берёзы. Рифмы летят со всех сторон, и приходится вспомнить студенческую пору, играя в буриме. Зачитываем что-нибудь глупое собственного сочинения:

                        Какой чудесный день,

                        И в школу мне идти, конечно, лень,

                        Ведь у забора распустились розы,

                        А в огороде нашем белые берёзы.

            Как веселится зал, слушая подобную чепуху, ставит оценку «минус один», кричат, что это даже не стихи, потому что «нет творчества», «нет души», а просто рифмы.

            Мы выполнили задачу, поставленную в начале урока, и старик Даль только подводит черту под нашими рассуждениями, объясняя, что такое «словесность». Обязательно готовим заранее участников, сочиняющих стихи. Зал затихает, слушая Поэзию…

            А теперь «пишем» (устно) сочинение «Мой Пушкин». Лес рук! Они готовы говорить о личном не стесняясь. Обижаются, когда не успеваем выслушать всех: «Мой Пушкин лучше!»

            И совсем не пафосно, а по-домашнему звучит в конце урока А.Ахматова:

                        … И мы сохраним тебя, русская речь,

                        Великое русское слово

            На переменах слушаем Свиридова, Догу, Моцарта, Шопена, чтоб не исчезло настроение приподнятости, восторга, ведь следующая часть праздника – урок музыки.

            Тема: «Пушкин и русский романс». На сцене меняются исполнители в костюмах XIX века, с танцами выходят цыгане, в аристократическом салоне на фортепиано играет Волконская, цыганка Таня исполняет любимый романс Поэта «Друг милый, друг милый, с далёка поспеши!..», а Пушкин с грустной улыбкой созерцает происходящее с огромного портрета: «Здесь собрались только мои друзья, которые хорошо меня знают и любят».

            Пятый урок – спектакль об одном лицейском дне. Мальчишки в форме лицеистов (ученики 9 класса) не играют, а проживают то, что было с Пушкинским выпуском. Одному ученику повезло особенно: он сегодня Пушкин.

            Сценарий мы пишем сами, сами занимаемся постановкой, поэтому очень волнуемся: не все дети являются артистами, да и мы не режиссёры, но… На сцене происходит чудо! Недаром перед первым уроком мы говорили, что Пушкин с небес за нами наблюдает. Не только наблюдает, но и помогает, потому наши ученики перенеслись туда, в 1817 год, рассказывая нам о своей жизни. На сцене споры об Отечестве, исповеди о первой любви, выпускном бале…

            По ступенькам сцены к зрителям спускаются Кюхля, Матюшкин, Горчаков, Данзас, Пущин… и Пушкин. Зрителям? Нет, конечно же, в зале тоже участники, потому что сопереживали, жили тем легендарным днём…

            Заключительные минуты: на экране отрывок клипа с песней «Как упоительны в России вечера». Может, не к месту? Всё к месту, когда о любви к России и Пушкину. Хочется плакать. Девочки-восьмиклассницы тоже шмыгают носами, но это светлые слёзы радости при расставании с близкими людьми до следующего семейного праздника 19 октября.

            Никто никогда не узнает, почему Господь сделал именно России такой подарок – Пушкина, но точно знаем, что мы, живущие во Львове русские, имеем к Пушкину прямое отношение, ведь

                        Пушкин! Тайную свободу

                        Пели мы вослед тебе!

                        Дай нам руку в непогоду,

                        Помоги в немой борьбе!..

                                                                      

Балтак Т.Ф.,

Преподаватель русской словесности, лауреат  Пушкинской премии (Москва),

Львов, СШ № 45

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru