Депутат-коммунист Алексей Васильевич Воронцов принял участие в работе IV Санкт-Петербургского культурного форума. Он выступил с докладом на тему: “Сбережение русского языка - необходимое условие единства Русского мира”.
Публикуем доклад.
Позвольте мне, как заместителю руководителя фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, руководителю Санкт-Петербургского отделения ВСД “Русккий Лад” обратиться к вам с докладом на тему “Сбережение русского языка - необходимое условие единства русского мира”.
Проблема сохранения национальных языков и культур в эпоху глобализации при наличии новейших информационно-технологических средств, прежде всего Интернета, является общемировой. Сегодня в целом идет наступление на гуманитарное знание и язык.
После распада СССР русский язык тотчас же потерял статус государственного более чем для 130 млн. человек, проживающих в бывших республиках Союза, и на сегодняшний день является государственным всего лишь для чуть более 145 млн. человек – граждан России.
По оценкам экспертов, активно владеют русским языком в странах СНГ лишь 63,6 млн. человек, при этом почти 38 млн. человек уже не владеют русским языком, и этот разрыв в ближайшие десятилетия будет неуклонно расти: по имеющимся прогнозам, через 10 лет число не владеющих русским языком в странах ближнего зарубежья увеличится почти в 2 раза и составит примерно 80 млн. человек.
В результате, скажем, на Украине или в странах Прибалтики взята линия на ассимиляцию, в том числе языковую ассимиляцию, наших соотечественников.
Пример Латвии, Литвы и Эстонии, где русский язык в последние десятилетия самым активным образом вытесняется из образовательного пространства от детских садов до вузов – это поистине трагический пример. Дело в том, что объём мировых знаний, изложенных по-русски, в десятки, если не сотни, раз превосходит то, что один человек может усвоить, используя те же латышский, эстонский или украинский языки. Более того, русский язык жизненно необходим для того, чтобы оставаться в поле русской цивилизации
Какова же ситуация с русским языком в дальнем зарубежье? К сожалению, для «дальних» иностранцев он в существенной степени также теряет свою популярность.
В XX веке интерес к русскому языку для «гансов» или «джеков» основывался не только на признании величия русской культуры XIX — начала XX веков, но и на том, что он стал языком новых политических, экономических и культурных теорий и практик, невиданных общественных преобразований, оригинальных научных достижений.
Чисто организационными мерами русский язык не защитить. Да, необходимо использовать возможности того же Россотрудничества, но реально скрепляющим Русский мир и притягивающим к нему другие миры русский язык станет лишь в том случае, когда Россия предъявит миру привлекательную, мощную идею гармоничного мироустройства.
Безусловно, проблема спасения и защиты русского языка, и, таким образом, сохранения Русского мира, имеет причины не только международного, но и внутреннего характера.
Сколько оскорбительных, пренебрежительных выражений о родном языке звучало после распада Советского Союза из уст представителей интеллигенции, артистов эстрады, а иногда и политиков в печати, по радио, на телевидении – «совковый язык», «тоталитарный язык», «язык советского ГУЛАГа» и т. д. И почти ни слова о том, что это язык золотого и серебряного веков русской литературы, язык победителей фашизма и первых покорителей космоса. Зато самым востребованным лингвистическим «товаром» в тот период оказались словари обсценной (матерной) лексики и воровского жаргона. Плоды антисоветской и, по сути, антирусской истерии – налицо.
Примитивизм, бедность и убогость языка – не так уж безобидны, когда речь идет о социальном взаимодействии. Они влияют на поведение как индивида, так и социальной группы. Людьми легче становится управлять, они лучше поддаются контролю. Самое омерзительное – попытки отравить пошлостью и матерщиной неокрепшие и беззащитные юные души, в которые впрыскивается яд пошлости, глупости и цинизма, вытравливаются понятия духовности, святости, добропорядочности, совестливости, сострадания и любви к ближнему.
Русский язык, являясь сокровищем духовной культуры народа, подвергается сегодня бесконтрольной варваризации – языковой интервенции, безграничному и неоправданному насилию со стороны иностранных слов. Следы открытого, вызывающего или скрытого, замаскированного насилия – повсюду. Достаточно пройти по Невскому проспекту и посмотреть на названия магазинов, ресторанов, кафе и других заведений. Почти не встретишь некогда привычных русских названий, зато вывески гонятся за новыми тенденциями – иностранные слова пишутся русскими буквами и наоборот. Одновременно с этим в последние десятилетия происходит массовая жаргонизация языка.
Театры, всегда выступавшие хранителями русского литературного языка, равно как и значительная часть современной литературы, все чаще, вслед за телевидением и современными электронными СМИ, внедряют ненормативную лексику. Эстрада предельно коммерциализирована и опошлена.
Происходящее удручает, и, вероятно, всего точнее оценить его как духовную деградацию. Подрастающее поколение уже с трудом воспринимает творения классиков русской литературы. Русский язык уродуется, искажаются представления и установки молодежи, для которой стирается грань между настоящей литературой и суррогатом, выпускаемым миллионными тиражами.
В связи с этим более чем справедливы гнев и возмущение российской общественности программами общего среднего образования по русскому языку и литературе, утвержденные недавно Минобрнауки России – из них бездумно изъяты произведения И.А. Крылова, А.Н. Радищева, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, Н.С. Лескова, К.М. Симонова, Н.М. Рубцова и многих других выдающихся мастеров слова. Страшно представить, что в скором времени для новых поколений россиян Пушкин, Достоевский, Ахматова могут и вовсе оказаться незнакомцами.
Невероятно, но на этом ужасающем фоне Российское государство, местные органы власти демонстрируют удивительную, как теперь модно выражаться, толерантность, истоки которой – в некомпетентности и целенаправленной политике разрушения гуманитарной сферы.
В 2011 году Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» громко заявило о себе, начав созидательную деятельность с установления в России нового праздника – Дня русского языка. Благодаря активной поддержке этой инициативы со стороны фракции КПРФ в Государственной Думе и её руководителя Г.А. Зюганова, а также региональных отделений КПРФ, удалось добиться выхода Указа Президента РФ № 705 от 6 июня 2011 года «О Дне русского языка», на основании которого День русского языка отмечается ежегодно 6 июня в День рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А.С. Пушкина.
Наш великий прекрасный и могучий русский язык – он объединяет не только нас, но и все коренные народы России в единую Державу.
Мы полностью поддерживаем заявление Ученого совета филологического факультета МГУ, который выступил с резкой критикой и неприятием «политики сокращения российского гуманитарного образования», проводимой чиновниками Министерства образования и науки Российской Федерации.
С указанными масштабными разрушительными явлениями – по сути преступлениями против родного языка и культуры – необходимо целенаправленно бороться, формируя действенную языковую политику, а также продуктивно совершенствуя нашу нормативно-правовую базу.
В частности, мы предлагаем:
а) ограничить использование иностранных языков в рекламной продукции (и, что еще более важно, необходимо, чтобы реально заработал Экспертный Совет по противодействию деструктивной рекламе, потому что сегодня специалисты по психоанализу и НЛП создают такие картинки и тексты, которые буквально калечат психику горожан);
б) внедрить специальные программы по включению мигрантов в русское языковое поле;
б) многократно увеличить штраф за нецензурные выражения в общественных местах и в прессе.
В наших руках – нравственность нашей молодежи и нашего общества в целом, защита русского языка и сохранение Русского мира.
Хочу обратить внимание, что о необходимости Закона “О русском языке” говорит и Русская Православная Церковь. На I Форуме православной общественности Санкт-Петербурга, который состоялся 14 декабря 2015 г., был поддержан проект Закона Санкт-Петербурга “О мерах по защите русского языка и о внесении изменений в Кодекс административных правонарушений Санкт-Петербурга”.
Спасибо за внимание!