Русский Лад

Константин Симонов: «Всю жизнь любил он рисовать войну…»

simonov konstantin«Всю жизнь любил он рисовать войну…», - этими словами начинается стихотворение Константина Симонова о людях, готовых жертвовать своей жизнью ради познания неизведанного, преодоления невозможного, о людях, которые «умирают не в постели», а «гибнут вдруг, не дописав поэм,// Не долечив, не долетев до цели». К.М. Симонов тоже несомненно принадлежит к этому орлиному племени людей, потому-то он всю жизнь рисовал войну в своих литературных произведениях. Он подарил нам целую серию ярких образов стойких ратоборцев за свободу и независимость своего Отечества. Одним из них был он сам. В грозном 1941 году, во время боёв на Смоленщине, он писал Алексею Суркову: «Я все-таки горд был за самую милую,// За горькую землю, где я родился,// За то, что на ней умереть мне завещано,// Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина// По-русски три раза меня обняла». В годы Великой Отечественной войны ему довелось освещать события на фронте из многих жарких точек: это и Одесса, и Смоленщина, и Заполярье, и Крым, и, главное, СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА. Но и после Сталинграда он всегда был в гуще фронтовых событий. Константина Симонова иногда называют «Русским Хемингуэем», но думается, он, всё-таки, «Певец в стане русских воинов». Его стихи, очерки, пьесы, повести, киносценарии вселяли в сражющих бойцов уверенность в победе.

Simonov Zhivye i mertvyeДа, Великая Отечественная война, «такой вдавила след» в сердце Симонова, что и в мирное время военная тематика не отпускала его. Трилогия «Живые и мёртвые» - лучшее произведение в советской литературе о Великой Отечественной войне. Его творчество пользовалось большой популярностью и любовью не только советского читателя, но и за рубежом. В жизни как и в литературе, Симонов не забывал своих товарищей по оружию, стремился помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем.

Литературная и общественно-политическаяю деятельность К.М. Симонова была высоко оценена Советским Правительством. Ему присуждено высокое звание Героя Социалистического труда, он удостоен звания лауреата Ленинской и шести Сталинских премий.

И вот 28 ноября с.г. исполнилось 100 лет со дня его рождения,

но чиновники от культуры, да и от министерства обороны не сочли нужным на примере жизненного пути и творчества Симонова укрепить патриотические ростки в нашем обществе. 100-летний юбилей замечательного русского советского поэта, прозаика, драматурга, киносценариста прошёл незамеченным. Правда, «Советская Россия» и «Правда» опубликовали прекрасные материалы, посвящённые Симонову, но ведь их общий тираж чуть больше 200 тысяч. Телеканал «Культура» показал фильм о Симонове, в котором был включён фрагмент авторского коцерта Симонова. Сайт ООД ВСД «Русский Лад» опубликовал информацию о том, как юбилей Симонова отмечен кое-где по инициативе общественности.

krasnojarsk bib dostoevskogoКрасноярское регинальное отделение ООД ВСД «Русский Лад» совместно с учителями литературы школ №3 и №72, библиотекой им. Ф.М. Достоевского недавно провели литературную гостиную, посвящённую творчеству К.М. Симонова. Сценарий гостиной был разработан членом «Русского Лада» Л.А. Леменковой. Ей удалось составить его так, что школьники узнали не только биографию юбиляра, но получили представление о его многогранном творчестве.

Вsimonov ledovojeедущие Зухра Рымбаева и Людмила Гончарова познакомили участников гостиной с родословной Симонова и о первых шагах его жизненного пути. Как все его свертники в те годы он после окончания ФЗУ работал токарем, но уже тогда начал писать стихи. Вскоре поступает в Литературный институт, после окончания которого публикует полные нежности лирические поэмы «Пять страниц» и «Первая любовь». Но в воздухе пахло военной грозой и Симонов пишет поэмы «Ледовое побоище», «Суворов» о славных и героических делах наших пращуров, а также стихотворения о современниках, избравших в жизни героические профессии.

Со звериным оскалом войны ему довелось познакомиться в Монголии на Халхин-Голе, её ужасы и героизм красноармейцев он показал в поэтическом цикле «Далеко на Востоке». С тех пор он начал «рисовать войну». И как бы подтверждением этого Артём Черепкеев прочитал его стихотворение «Всю жизнь любил он рисовать войну…» И как бы завершающим аккордом обобщённого портрета молодого поколения юности коммунизма, поколения 40-х годов, воспитанного Советской властью, явилась пьеса «Парень из simonov zhdi menjaнашего города», где прототипами главных героев Сергея Луконина и Вари были Анатолий и Валентина Серова. Пока ведущая давала краткую, но всеобъемлющую характеристику пьесы на экране демонстрировались кадры из фильма: сцена расставания на вокзале Сергея и Вари, двух горячо любящих людей, но с какой лёгкостью они расстаются, ради общего дела, а в душе каждый клянётся в верности друг другу и сохраняет её.

22 июня 1941 года Симонов встретил уже опытным и признанным военным корреспондентом, и вскоре по заданию редакции «Красной Звезды» уезжает в действующую армию. Наиболее яркие стихи он написал в самое тяжёлое время, когда наши войска в безбрежных степях, под палящим солнцем с тяжёлыми кровопролитными боями отступали от Дона к Волге. С болью и гневом писал он свои строки, обращаясь к отступающим без приказа: «Опять мы отходим, товарищ,// Опять проиграли мы бой.// Кровавое солнце позора // Заходит у нас за спиной». Или вот: « Я знаю. Ты бежал в бою// И этим шкуру спас свою…// (…) Пускай ты этого не знал, // Но ты в тот день убийцей стал». Резкие, горькие, обидные слова, но они били по самолюбию бойца, и ужаснувшись своего позора бойцы в своих сердцах возрождали отвагу. И отвагу бойцов укрепляли стихи Симонова «Если дорог тебе твой дом» с призывом-заклинанием: «Так убей же хоть одного!// Так убей же его скорей!// Сколько раз увидишь его,// Столько раз и убей!». Это стихотворение превосходно прочитал Павел Каштанов.

kazarjan dinaТе, кто учился в школе вскоре после войны помнят, что в школьной программе было стихотворение Симонова «Сын артиллериста», в котором поэт пишет о силе духа, любви к своему народу и способности русского человека на трагическую жертвенность самым близким человеком для достижения победы. Согласитесь, не каждый способен на такое: «Так вот, как отец, раз вышло// На жизнь и смерть воевать,// Отцовский мой долг и право// Сыном своим рисковать,// Раньше других я должен// Сына вперед посылать» - говорит майор Деев своему названому сыну и добавляет: «Держись, мой мальчик: на свете// Два раза не умирать.// Ничто нас в жизни не может// Вышибить из седла!» Это стихотворение прочла ученица школы №72 Диана Казарян.

Эту же тему жертвенности Симонов рисует в своей пьесе «Русские люди». Учащиеся Абу Эшматов (капитан Сафонов), Анжелика Расторгуева (Валя) сыграли сцену из пьесы, где Сафонов, не спавший несколько ночей вынужден в третий раз посылать в тыл врага любимую и любящую девушку Валю.

 

simonov russkie ljudi

Учащимся удалось передать всю глубину переживаний героев перед расставанием, их заботу друг о друге и боязнь призаться друг другу в высоком и чистом чувстве любви и потерять друг друга. Они воюют в родных местах, и капитан с грустью вспоминает две берёзки у родного дома. Текст от автора читала Даша Симиненко.

Тема малой родины звучит у Симонова и в стихотворении «Родина», которое прочла ученица школы №72 Мария Тяжевкина. В сердце врезаются навечно эти чеканные строки: «Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,// Да, можно голодать и холодать,// Идти на смерть... Но эти три березы//При жизни никому нельзя отдать». Своей крепкой связью с землёй всегда был силён и непобедим русский человек.

simonov zriteli

А Андрей Шапошников, выступая в роли К. Симонова, прочёл написанное в 1945 году им стихотворение, в котором остро и ярко проявилась выстраданная и защищённая в боях любовь поэта к своей Родине: «Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,// Не той, что была по учебникам пройдена,// А той, что пылала в глазах воспаленных,// А той, что рыдала,- запомнил я Родину.// И вижу ее, накануне победы,// Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,// А очи проплакавшей, идя сквозь беды,// Все снёсшей, все вынесшей русскою женщиной». Так свою любовь может выразить лишь пламенно любящий Родину человек.

На фронте случалось всякое, были и курьёзы. Зухра Розыева и Андрей Шапошников привели эпизод из книги «Разные дни войны», как в февральскую слякоть по пути из штаба Северо-Кавкзского фронта в штаб Южного Симонов сочинял и заучивал вслух свою «Корреспондентскую застольную», а шофёр решил, что с ним едет сумасшедший подполковник, и по прибытию помчался в санчасть. После этого Л.А. Леменкова представила бывших учащихся школы №3, а ныне журналистов Анастасию Леменкову и Владимира Акулова. Под аккомпанент Н.В. Новосельцевой на фортепиано они, в военной форме, исполнили великолепно эту песню, а на экране в это время были кадры фронтовых дорог.

lemenkova akulov

В первые годы войны, страдая в разлуке с любимой, он пишет замечательные стихи, вошедшие в сборник «С тобой и без тебя». Они нашли живой отклик в очерствевших от фронтовых невзгод бойцов. Солдаты переписывали стихи, обменивались ими друг с другом. В этот цикл входит и знаменитое стихотворение К. Симонова «Жди меня», оно посвящено Валентине Серовой, о чём говорят буквы «В.С.» перед текстом стихотворения. Оно сразу завладело умами и сердцами бойцов и их верных подруг, родителей и детей в тылу.

Действительно, это не просто стихи, это молитва, это своего рода духовный оберег. Выдающийся мыслитель второй половины ХХ столетия Вадим Кожинов вспоминает: «как в 1942 году молодая школьная учительница, жених которой находился на фронте, созывает всех обитателей своего двора - несколько десятков самых разных людей – и, задыхаясь от волнения и смахивая с ресниц слёзы, читает только что дошедшее до неё loskutov Aleksandrпереписанное от руки симоновское «Жди меня», и не исключено, что в то же время где-нибудь во фронтовом блиндаже читал то же стихотворение её жених».

Чтением этого стихотворения начался рассказ о сложной, яркой, нежной любви двух одарённых от природы молодых людей, уже испытавших в жизни утраты любимых людей. Александр Лоскутов с чувством начал читать «Жди меня», затем чтение прерывается. В разговор вступает Кристина Крапивина, читая строки Татьяны Бек: «Пародокс симоновской поэзии - самым всеобщим, всенародным, всемирным стало самое личное, частное и интимное его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…».

Далее Андрей Шапошников (в роли Симонова) приводит его слова: «Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением». Таня Яковлева и Кристина Крапивина рассказали о том, как начиналась любовь К. Симонова к вдове героя испанских боёв комбрига А. Серова – Валентине Серовой. На экране в это время демонстрируется портет этой красивой и обаятельной женщины. Александр Лоскутов заканчивает чтение стихотворения. Во время чтения стихотворения на экране идут кадры из фильма «Жди меня», где главная героиня страдает и тоскует от неизвестности о муже. Затем появляется видеозапись с авторского концерта Симонова, который слегка глуховатым голосом, чуть картавя произносит: «Как я выжил, будем знать// Только мы с тобой, — //Просто ты умела ждать,// Как никто другой».

О силе любви Симонова и Серовой говорят их письма друг к другу. Андрей Шапошников читает отрывок из письма Симонова: «Моя любимая! Как ты? Может, я часто не прав был в последнее время среди суеты и своих дел мало думал… о том, как на душе у тебя, как тебе работается, как дышится…» Отрывок из письма Серовой, играя её роль, читает Татьяна Двоенко: «Нет жизни без тебя. Не живу, а пережидаю и считаю дни, которых, по моим расчётам, осталось до встречи 35-40. Верю, как никогда, в счастье с тобою вдвоём. Я так скучаю без тебя, что не помогает никто и ничто…»

О дальнейшей совместной жизни и разрыве отношений через 14 лет совместной жизни поэта и актрисы рассказали Дарья Симиненко и Татьяна Яковлева. Серова умерла в возрасте 58 лет, на её похороны Симонов прислал 58 роз. А через четыре года ушёл из жизни и Симонов. Согласно его воле его прах был развеян на Буйническим поле под Могилёвом, на том самом, где он впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…

В завершении композиции все её участники выходят на сцену. Артём Черепкеев, Павел Каштанов, Дарья Симиненко, Татьяна Двоенко, Людмила Гончарова и Александр Лоскутов поочерёдно подводят итоги познания творчества Симонова: «Писатель и солдат Константин Симонов вошёл в историю нашей литературы как человек, всю свою жизнь осваивающий одну из самых высоких тем – тему народного подвига в Великой Отечественной войне.

simonov kompozicija

Его произведения живут и будут жить.

Новые поколения будут черпать в них «святую ярость наступленья» и твёрдость позиции и безудержную любовь к жизни и дар дружбы.

Новые поколения будут обращать к Симонову его же собственные строки: «Есть ушедшие давным-давно// На кого и до сих пор надеемся.// С кем, с живым ли, с мёртвым, до сих пор// Хлебом правды по привычке делимся…»

О самом значительном военном произведении К.М. Симонова – трилогии «Живые и мёртвые» рассказала сотрудница библиотеки им. Ф.М. Достоевского М.С. Розанова. Потом школьники посмотрели фрагмент фильма «Живые и мёртвые», в котором Серпилин разговаривает с бойцами, шедшими по тылам врага из под Бреста, не только сохранившими свою 45- миллиметровую пушку, но и наносившие из неё удары по врагу. Думается детям вошли в душу, звучащие с экрана слова Симонова: «Пять почерневших, тронутых голодом лиц, пять пар усталых, натруженных рук, пять измочаленных, грязных, исхлёстанных ветками гимнастёрок, пять немецких, взятых в бою автоматов и пушка, последняя пушка дивизиона, не по небу, а по земле, не чудом, а солдатскими руками перетащённая сюда с границы, за четыреста с лишним вёрст… Нет, врёте, господа фашисты, не будет по-вашему!» Да именно, такими верными солдатскому долгу, воинской присяге, горячо любящими свою Родину, имеющими стальную волю к жизни и закладывались основы победы над захватчиками в грозные и страшные дни отступления летом 1941 simonov paninaгода.

Со словами благодарности к учащимся за их любовь к русской советской поэзии обратилась заведующая библиотекой им. Ф.М. Достоевского Г.И. Панина. Она также вручила школе благодарственное письмо за участие в городском конкурсе «Книжные паруса».

Автор этой заметки рассказал об общественно-политической деятельности К.Симонова, о его сложных взаимоотношениях с властью в послесталинское время. Поздравил всех с наступающим Новым годом, тепло поблагодарил педагогов Л.А. Леменкову, Н.В. Новосельцеву, М.С. Маркарьян, И.В. Боброву, работников библиотеки Г.И. Панину и М.С. Розанову, вручил им и всем участникам гостиной , а также принявшим участие в написании сочинений по творчеству юбиляра благодарственные письма, книги «Я люблю мой русский язык» и номер «Красноярской газеты» со статьёй о литературной гостиной, посвящённой С.А. Есенину. Благодарственные письма для учащихся заканчивались словами из поэмы К. Симонова «Пять страниц»: «Человек выживает, когда он умеет трудиться. Так умелых пловцов на поверхности держит вода». Хочется верить, что они станут девизом в их жизни.

Иван Стефанович Бортников – первый заместитель председателя Красноярского регионального отделения ВСД «Русский Лад»

simonov vse uchastniki

Фото С. В. Рязанова

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru