Русский Лад

Не пропадет их сильный дух…

Верхотурова  Юлия, 

                                                                                    

 заместитель председателя правления Забайкальского

регионального отделения ВСД "Русский Лад" 
 

Muzej dekabristov Chita21 января 2016 г. напротив здания арбитражного суда г. Читы, где проходило судебное заседание по делу о передачи помещений Музея декабристов в муниципальный жилой фонд, прошла серия одиночных пикетов по инициативе общественных движений, против передачи данных помещений в муниципалитет. Забайкальское отделение «Русского Лада»   активно приняло участие в пикетах по данному вопросу, лозунги на плакатах с которыми выступили участники пикета, говорили об одной общей проблеме, которая объединила людей, неравнодушных к дальнейшей судьбе Музея декабристов. «Откажитесь от иска – оставьте Музей в покое!», «Сохраним Музей декабристов!», «Нет зданий – нет Музея. Одумайтесь». Каждый прохожий, встречавший участника пикета, был солидарен с мнением, что Музей нужно оставить в покое и интересовались, где можно поставить подпись за спасение Музея, который дорог жителям нашего города.

К решению о проведении одиночных пикетов активисты пришли на встрече, которая проходила 19 января в школе №18 г. Читы. На этой встрече обсуждался спорный вопрос о возвращении здания самого Музея декабристов в лоно русской православной церкви, администрация города претендует на возврат жилых помещений, в которых сейчас располагаются музейные фонды и кабинеты работников музея «Церковь Декабристов». Все участники этой встречи сошлись в одном мнении, что Музей необходимо оставить в тех помещениях, в которых он располагается на сегодняшний день.

История и культура каждого уголка нашей Родины, так или иначе, связана с людьми в то или иное время пребывающими на территории этого региона, города или поселения. Они вносят свой вклад в его историю, культуру, развитие и оставляют свой след..

В истории Забайкальского края таких людей было немало. Значительный вклад в историю города Читы и всего Забайкальского края, как и в историю России, внесли Декабристы. Декабристы выступали за отмену крепостного права и уже, поэтому совершали благое дело. Крепостничество было не только антигуманным явлением, но и мешало развиваться стране – не развивалась промышленность, не было рабочей силы, что особенно сильно сказалось впоследствии на итогах Крымской войны.

Второе принципиальное явление, против которого выступали декабристы – абсолютное самодержавие, где воля одного человека решает важнейшие государственные вопросы. Это тоже мешало развиваться в стране. Тут декабристы делились на две группы – одни считали оптимальной для России конституционную форму монархии, вторые – республиканское устройство.

Важными оказались события, последовавшие за восстанием, после ареста и расправы над декабристами. Сейчас есть мнение, что декабристы были кругом неправы и предполагавшаяся ими революция – дело чёрное. История, между тем, показала, что, если бы не было восстания, не возникло бы дальнейшей борьбы против крепостного права и его отмены. Декабристы – безусловно, позитивное явление нашей истории.

После суда основную часть декабристов отправили на каторгу в Забайкалье. По некоторым подсчётам, ровно 100 человек из них оказались в Забайкалье. Из них 85 декабристов содержались в Чите, да и почти все, кого направили в другие места – Витим, Акша, Сретенск – транзитом здесь проходили. Например, друг Пушкина Кюхельбеккер не мог попасть из Баргузина в Акшу иначе, как через Читу.

В Читинском остроге декабристы содержались с 1827 по август 1830 года, но доставили всех не разом, а мелкими партиями. Острогом это селение фактически не было – не имело острожного тына, ограды. Это была маленькая деревушка, но уже тогда в ней стояла старая, как её описывали, церковь. Та самая церковь, которую в народе справедливо прозвали Церковью декабристов. Сегодня это старейшее деревянное культовое строение за Байкалом.

Чем дольше они находились в Чите, тем больший вклад они вносили в развитие будущего города. Военный топограф Пётр Фаленберг организовал топографическую съёмку местности, необходимую для дальнейшего развития Читы, используя сконструированный Бестужевым прибор. После съёмки был разработан план города, основой для которого стала прямоугольная проектировка Петербурга. Эта планировка сохраняется до сих пор, что отличает Читу от многих городов Сибири, но роднит её с Санкт-Петербургом.

Оказавшись в Чите, декабристы собрали средства на ремонт уже ветхой к тому времени церкви. Так они спасли это уникальное здание. Затем с церковью, которая находилась буквально в 100 метрах от острога, связана вся история пребывания декабристов в Чите – здесь они венчались, крестили детей, молились и отмечали церковные праздники. В народе её так и стали называть – Церковью декабристов, и вполне разумно 30 лет назад в этом здании открыли музейную экспозицию. 

У истоков создания Музея декабристов стояло несколько человек, но самую важную роль в создании и зарождении этого музея сыграл Кузнецов Владимир Иванович. В течение 20 лет он являлся бессменным секретарем горкома партии г. Читы, в течении 18 лет был членом Совета депутатов. Именно благодаря ему, его упорству и идейности, закалке и существует этот музей. Для того, чтобы как можно больше узнать о создании данного музея, мы навестили Владимира Ивановича, и в ходе беседы с ним мы узнали очень много интересного.

Владимир Иванович начал свою работу над музеем изначально как над сохранением памятника деревянного зодчества. К тому времени в здании церкви декабристов располагалось общежитие ГПТУ. И здание находилось в крайне запущенном состоянии, нижние венцы здания прогнили, верхние были практически разрушены, колокола и купола отсутствовали. Первоначально было принято решение составить проект реставрации данного памятника, для чего в первую очередь были приглашены специалисты из Санкт-Петербурга, ведущие архитекторы.

При разборке внутренних перегородок для подготовки ремонта была разобрана и печь, которая использовалась для отопления помещения и приготовления пищи. Большой неожиданностью для рабочих оказалась надгробная плита с захоронения дочери Волконских. По договоренности с Читинским машзаводом данная плита была восстановлена, очищена.

При прокладке кабеля студентами также были обнаружены останки и захоронение церковного служителя, с библией и крестом. Все находки были впоследствии переданы в музей.

Дальнейшая работа по восстановлению также была очень интересной, кропотливой. Сложно было первоначально даже подобрать лес для замены звеньев строения, но при большом желании и по счастливым случайностям, при помощи друзей и знакомых все вопросы решались.

Когда после пяти сложных лет работы здание было восстановлено, Владимир Иванович предложил данное здание Читинской Епархии. Но в связи с отсутствием финансовых возможностей Епархия отказалась от здания.

Тогда пришла идея в этом здании сделать Музей декабристов. В этот момент к Владимиру Ивановичу присоединилась в этой идее Калашникова Е.В.

Закипела интересная и кропотливая работа, несколько долговременных поездок в Санкт-Петербург. Поиски единомышленников и соратников, из общества Декабристоведов, библиотекарей. Достигнуто взаимодействие с проектировщиками, разработчиками интерьера из других городов, продумывалась каждая мелочь, каждая деталь интерьера, специально заказана и привезена из Санкт-Петербурга оградка для музея. Владимир Иванович считает именно этот момент началом жизни музея, он так его и называет «мое детище».

И вот торжественный момент открытия Музея, первые посетители..в музей привозили и привозят всех высоких гостей города и края, посещения школьниками, да и рядовыми жителями города.

Несмотря на относительно небольшие размеры, это один из лучших музеев нашей страны – по тематической наполненности экспозиции, наличию подлинных вещей. Он должен охраняться и получать развитие.

 К сожалению, в последнее время мы наблюдаем периодические атаки на музей со стороны первых лиц местной епархии. Мы считаем, что церковь вряд ли заинтересована в ссоре с интеллигенцией, а то, что происходит – это неуважение к светской культуре, направленное против мнения большинства интеллигентов. В настоящее время в Забайкалье сделано многое для восстановления старых и постройки новых храмов, и эта маленькая церковь вряд ли существенно расширит возможности для отправления религиозной службы. И скажем прямо – это здание нельзя использовать как церковное по условиям техники безопасности.

В нашей стране есть положительные примеры разрешения подобных конфликтов – обсуждение полной передачи Исаакиевского собора пресекла политическая воля, здание сохранило статус музея, а религиозные службы там проходят только в определённые дни и только с разрешения дирекции музея. Так же должно быть и у нас.

Мы считаем, что в отношении Музея декабристов попустительство недопустимо, нельзя терять то, что у нас есть, и чем мы можем гордиться. 

Для большинства читинцев и жителей Забайкальского края Церковь декабристов – это, буквально, сердце города и края, его душа, и насильно запихнуть эту душу под алтарь, мы считаем, нельзя допускать, нельзя позволить.  Она стала частью нашей истории, истории Читы, Забайкалья, России, которую мы должны сохранить, прежде всего, для наших потомков, для будущих поколений…

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru