Русский Лад

Бортников И.С. Познание настоящего –ключ к будущему

 

(О статье В.С. Никитина «Соответствовать вызовам времени»)

 

«Заявленный марксизмом принцип

развития предполагает, прежде всего,

его собственное самообновление»

(Р.И. Косолапов).

 

 

bortnikov i sДавно известно: не изучив прошлого, не познав настоящего нельзя двигаться в будущее, ибо неизбежно будешь обречён на уже известные ошибки. В.С. Никитин один из немногих политиков в КПРФ, пытающихся на основе марксистско-ленинской теории осмыслить новейшие достижения обществознания и применить их к выполнению стратегической цели партии.

Прорывом в познании научной картины мира стала его книга «Космическое мышление – ключ к выходу из мирового кризиса». Главное же достоинство этой книги, по моему мнению, в том, что В.С. Никитин сделал попытку соединить социально-экономическое и философское учение Маркса, с учениями В.И. Вернадского о ноосфере, А.Л. Чижевского о гелиобиологии, А.А. Зиновьева о сверхобществе, А.П. Федотова о Земной управляемой цивилизации, древнерусских православных философов о соборном государстве и народовластии, а также некоторых новых достижений других наук. Несомненно, важным является вывод В.С. Никитина о возникшем противоречии между методом познания и глобально усложняющимся миром. К сожалению, это серьёзное развитие революционной теории переустройства мира не овладело умами оппозиции, она с ним просто не знакома.

На днях в Интернете на сайте http://forum-ruslad.ru появилась новая работа В.С. Никитина «Соответствовать вызовам времени! (Размышления о статье Г.А. Зюганова «Коммунисты и классы в России» и книге британского социолога Гая Стэндинга «Прекариат – новый опасный класс»)». Статья затрагивает самые насущные проблемы борьбы за социализм в Российской Федерации и подвигает коммунистов к размышлению.

Только в открытых дискуссиях можно выработать правильное направление борьбы. Но после дискуссий, проведённых по инициативе И.В.Сталина, в средине 50-х годов, и КПСС и КПРФ избегают их.

Более двадцати лет говорят об обновлённом социализме, да и Программа КПРФ в преамбуле объявила: «Стратегическая цель партии — построение в России обновленного социализма, социализма XXI века» и только 25 января с.г. Председатель ЦК Г.А. Зюганов предложил депутатам- коммунистам принять участие в разработке темы «Что такое обновлённый социализм?», да и то после того как Президиум РУСО 21 января с.г. на своём заседании запланировал проведение конференции по этой теме. Страшно подумать, что партия звала народ к цели, которой не представляла.

Далее рискну высказать своё мнение о статье В.С. Никитина, попытаюсь развить или дополнить некоторые его положения и выводы, причём нисколько не претендую на истину в последней инстанции.

Думается, совершенно правильно В.С. Никитин в этой статье выразил свою и многих коммунистов и их сторонников обеспокоенность, почему провозгласив себя «единственной политической организацией, последовательно отстаивающей права людей наёмного труда и национально-государственные интересы» (Программа КПРФ), КПРФ не может в последние годы на выборах набрать более 20% голосов, а осенью 2015 года она набрала только 17%. Абсолютно согласен с В.С. Никитиным, что «это уже нельзя объяснить только происками властей».

Это в какой-то мере подтверждают и результаты выборов в 2015 году в Красноярском крае: здесь результат КПРФ ещё ниже – 13 %, а при выборах Минусинского райсовета, где партийный список возглавлял первый секретарь крайкома КПРФ П.П. Медведев, вообще провал – 9.93%, да и «партию власти» там поддержал лишь 41% из пришедших на выборы, то есть большинство избирателей настроены протестно, но не голосуют за КПРФ. Была ли дана партийная оценка этому явлению. Нет. Всё свели к «проискам властей». Вообще-то, только слабый ищет оправдания в случае поражения в поисках козней извне, а сильный ищет свои просчёты и ошибки.

И снова прав В.С. Никитин: «Мы плохо знаем современное общество». Это означает, что партия не в полной мере изучила социально-классовую структуру общества и не выявила его внутренние противоречия.

Что ж ещё в августе 2004 года в статье «Коммунисты и классы в России», опубликованной в «Правде», Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов указывал, «…что наша дальнейшая работа невозможна без уяснения изменений в классовой структуре общества», что партии «как воздух нужно не только формальная картина расстановки классовых сил в обществе, но и «карта» массовых умонастроений, описывающая характер всех социальных слоев и прослоек нынешнего российского общества». Одной из причин неудач на выборах он считает то, что «не смогли определить верный социально-психологический адресат». В более широком плане эти цитаты приводит и В.С. Никитин в своей статье. Как видно из его статьи, спустя десять лет эти же вопросы стоят перед КПРФ и сегодня. Но для полноты картины надо ещё вскрыть внутренние протворечия общества и наметить пути их решения.

Решение этих проблем, несомненно, могло бы приблизить КПРФ к познанию современного общества, тем более, что на многие из них даны ответы в трудах современных российских и зарубежных обществоведов, не являющимися коммунистами. Это обстятельство не должно быть препятствием для критического осмысления их трудов и после этого либо использования в практической работе, либо отказа от них.

Очевидно, правильно было бы начать с характеристики противоречий, которые необходимо разрешить (снять) нашему обществу. Главное противоречие, которое записано и в Программе КПРФ, противоречие между трудом и капиталом, оно возникло давно, но за многие десятилетия буржуазия научалась сглаживать его остроту, внушая эксплуатируемым великий принцип взаимной пользы. В нынешнее время обострились ещё два противоречия: одно из них - противоречие между природой и капиталом, которое если его не разрешить может привести к уничтожению среды обитания человечества, а следовательно к исчезновению биологического вида Homo sapiens на планете Земля; другое противоречие между разумом и капиталом, ибо капитал убивает человека в человеке. (В.С. Никитин «Космическое мышление – ключ к выходу из мирового кризиса» «Псковское возрождение» 2014 г. стр.6). Эти три противоречия свойственны капиталистическому обществу всего мира. О них говорит В.С. Никитин и в обсуждаемой статье.

Но в условиях реставрации капитализма в России, по мнению члена-корреспондента РАН М.Н. Руткевича: «Важнейшее противоречие современного российского общества состоит в несоответствии между бедностью подавляющей части населения страны и слабостью организованного протестного движения против власти, которая довела страну до такого состояния» (М.Н. Руткевич «Социальная структура» изд. Альфа-М 2004 г., стр. 207). И действительно, без резкого всплеска социальной активности эксплуатируемых масс и поддержания её накала до полной победы ни одно из вышеуказанных главных противоречий эпохи разрешить невозможно. Уповать на парламентские способы разрешения этих противоречий бессмысленно. Это показывает весь опыт мирового парламентаризма, да и российский не исключение. Выступая 19 января с.г. на пленарном заседании Государственной Думы, Г.А. Зюганов назвал четыре закона, принятых по инициативе коммунистов, исполнение которых саботируется правительством, а сколько законотворческих инициатив КПРФ заблокировано фракцией «Единой России» (Г.А. Зюганов «Собирать страну и быть конкурентоспособными в мире» KPRF.RU).

Существует ещё одно противоречие – противоречие между государствообразующим народом – русским народом и государственной властью. Оно является составной частью противоречия труда и капитала с одной стороны, а с другой – разума и капитала, но в условиях этапа национально – освободительной борьбы не может быть второстепенным. Даже невооружённым глазом видно, что интересы и права русского народа в Российской Федерации ущемлены, и это мягко сказано. Власть и её клевреты ведут политику уничтожения исторической памяти русского народа, воплощённой в языке, классической литературе, устном народном творчестве, в музыке и т.д. С молчаливого согласия власти оскверняется исторический путь русского народа, особенно во времена СССР. В кинотеатрах и на телевидении засилье низкопробных американских фильмов, пропагандирующих самые низменные инстинкты человека. Ни на радио, ни на телевидении не услышишь русскую народную песню в исполнении замечательных хоров, зато ежедневно из эфира льётся зарубежная какафония. Народ лишённый своей культуры не способен на борьбу против зарубежного насилия и умственного ига, не способен он и на борьбу за свои гражданские права, а будет слепо поклоняться «золотому тельцу». Именно разрешение этого противоречия будет способствовать повышению социальной и политической активности масс.

Руководством КПРФ неоднократно принимались меры по повышению национального самосознания русского народа: Х съезд партии принял резолюцию «Коммунисты и русский вопрос», был проведён совместный пленум ЦК и ЦКК по защите русской культуры. При поддержке ЦК КПРФ создано Всероссийское созидательное движение «Русский Лад». Но ни одна из инициатив руководства КПРФ не получила широкого развития на местах, ибо всё ещё сильно влияние левых догматиков западного толка, унаследованных от поздней КПСС.

Что же касается социально-классовой структуры современного российского общества, то пока её чёткого понимания в партийных документах не просматривается, а без этого трудно определить движущие силы революционных преобразований, их главные и второстепенные резервы. В вышеуказанной статье Г.А. Зюганова «Коммунисты и классы в России» дана лишь приближённая схема классов российского общества. А оно сегодня представляет весьма и весьма пёструю картину классов и слоёв, причём подавляющие большинство из них за четверть века так и не стали «классами (слоями) для себя». Нас интересуют здесь только эксплуатируемые (угнетаемые) классы (слои).

В.С. Никитин в своей статье, поскольку она является размышлениями также и о книге британского социолога Гая Стэндинга «Прекариат – новый опасный класс», уделяет большое внимание именно этому новому классу. Но становым хребтом любого общества являются классы, производящие средства для воспроизводства жизнедеятельности людей - классы рабочих и крестьян.

В.С. Никитин соглашается с выводами Гая Стэдинга о том, что и капитализм, и капиталисты, и рабочие претерпели серьёзные изменения и сегодня, в эпоху господства информационных технологий, они совсем не те, которые были в начале индустриальной эпохи. Ещё в конце прошлого века А.А. Зиновьев указывал, что из-за вовлечения масс в денежные операции по законам капитала «западное общество стало почти что абсолютно капиталистическим. Капитализм стал тотальным» (А.А. Зиновьев «Великий эволюционный перелом» в кн. «Запад» изд. Центрполиграфпром. 2000 г. стр.480»).

В России тоже этот процесс также набирает силу, многие граждане имеют вклады в коммерческих банках, другия зависимы от банков, с которыми повязаны ипотечными и потребительскими кредитами, то есть над ними довлеет тоталитаризм денежнего механизма (термин А.А. Зиновьева). Это одна, но весьма существенная причина низкой степени протестной активности населения, в том числе и рабочего класса, прежде всего фабрично-заводского. Нынешний рабочий, в отличие от дореволюционного, имеет приватизированную квартиру, дачный участок, личный автомобиль (конечно не все имеют это в собственности, но очень многие) и поэтому ему есть что терять. И сегодня для трудящегося «в мире есть царь: этот царь беспощаден, голод названье ему» (Н.А. Некрасов). Боязнь потерять работу, остаться без средств существования лишает рабочего человека протестного духа и в целом рабочий класс утратил свою революционность.

Есть причины недоверия рабочего класса к КПРФ и в нематериальной плоскости. Одна из них вина её идейной предшественницы КПСС – 19-ти миллионная партия не смогла организовать советский народ, да и сама не выступила на защиту завоеваний Октября. Это во-первых. А во-вторых, более чем за 20-ти летнюю историю своего существования КПРФ так и не нашла подходов к рабочему классу, не сумела «связаться, сблизиться, до известной степени, если хотите слиться с самой широкой массой трудящихся, в первую голову пролетарской, но также и с не пролетарской трудящейся массой», (В.И. Ленин «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» Избр.соч. т.9, ИПЛ, 1987, стр.212), и причина здесь в том, что рабочие не видят её активных действий по защите их интересов. В-третьих, несмотря на то, что КПРФ заявляет себя партией рабочего класса, в её депутатском корпусе доминируют партийные функционеры и «денежные мешки».

Несколько слов о новом опасном классе – прекариате. Да он весьма значителен по численности. Стэндиг считает, что в большинстве стран он составляет четверть взрослого населения. А.К. Фролов указывет, что «в России же он явно составляет большинство – вспомним хотя бы признание вице-премьера Голодец в том, что она не знает, где и чем заняты 38 миллионов трудоспособных россиян» (А.К. Фролов «Пролетариат и прекариат» kprf.ru 2015-07-23).

Социально-психологические особенности этого класса подробно даны Гаем Стэндигом и приведены В.С. Никитиным в данной статье. Но, думается, ограничивать прекариат только трудящимися компьютерного типа вряд ли верно. Во всяком случае в России есть большой отряд работников, пробавляющихся случайными заработками на ремонтно-строительных работах, ремонте техники, ремонте и пошиву одежды и обуви и т.д. Это полупролетарии физического труда и с трудящимися компьютерного типа их роднит только политическая и социальная незащищённость в широком смысле этих понятий, да обладание мелкособственнической индивидуалистической психологией. Вот это последнее обстоятельство не позволяет им объединяться для защиты как своих интересов, так и поддерживать протестные акции рабочего класса

«Иногда они сердятся, – пишет Стэндинг, – но, как правило, это гнев пассивный. Прекариатизированное мышление питается страхом и мотивируется страхом». Российский же прекариат даже не бунтует, ибо он вдобавок насквозь пропитан патернализмом – упованием (совершенно в наше время безосновательным) на заступничество и покровительство государства» (А.К. Фролов «Пролетариат и прекариат» kprf.ru 2015-07-23). И поэтому вместе с люмпенизированной частью населения является, надеюсь, пусть временной, опорой режима.

На наш взгляд, возможно ошибочный, в нынешнем российском обществе нет революционных классов, поэтому и не наблюдается «значительное повышение … активности масс» способных «к самостоятельному историческому выступлению». (В.И. Ленин «Крах IIИнтернационала» Избр. Соч. т.6 ИПЛ 1985 г. стр. 223). А без этого соцалистическая революция даже мирная невозможна. Но как утверждал А.А. Зиновьев: «Отчаиваться не надо. Выход всё-таки есть…»

И выход этот – в овладении, прежде всего, членами КПРФ марксистско-ленинской теорией, дополненной новыми мировоззренческими идеями, вытекающими из законов диалектического материализма и согласованными с конкретной исторической обстановкой. И указанная статья В.С. Никитина даёт некоторые направления творческого развития марксизма-ленинизма, согласно расстановки классовых сил в современной России. Затем коммунисты обязаны эту теорию внести в сознание угнетаемых масс, чтобы она превратилась в материальную силу.И это первый шаг на пути к революционным преобразованиям общества. Так победим!

Иван Стефанрвич Бортников – первый заместитель председателя Красноярского регионального отделения ООД ВСД «Русский Лад».

___________________________

Ссылки на приведенные в статье источники:

Г.А. Зюганов «Коммунисты и классы в России»

В.С. Никитин «Соответствовать вызовам времени!»

«Пролетариат и прекариат». Статья публициста Александра Фролова в газете «Советская Россия»

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru