Русский Лад

Субетто А.И. Социализм XXI века и надэкономическая высшая цель развития России и человечества

От редакции сайта. В наш адрес поступил весьма содержательный труд автора, опубликованный в виде книги в Санкт- Петербурге в феврале 2016 г. Мы сочли целесообразным поместить на нашем сайте (в существенном сокращении) второй раздел этого издания. Заинтересованные читатели могут ознакоиться с полным текстом книги Александра Ивановича Субетто в читальном зале нашей электронной библиотеки. Текст открывается по гиперссылке в конце данной статьи.

Введение

subetto2Настоящая работа была написана под воздействием беседы с Алексеем Васильевичем Воронцовым, который обра­тил мое внимание на публикацию члена Президиума ЦК КПРФ В.С.Никитина «Соответство­вать вызовам времени! (Размышления о статье Г.А.Зюганова «Коммунисты и классы в России» и книге британского социолога Гая Стэндинга «Прекариат - новый опасный класс»)», которая была опубликована в январе 2016 года.

Собственно говоря, мой ответ на размышления В.С.Никитина - это то, что составило содержание второй части этой книги. Первая часть - это «Слово о Ленине». Оно впервые мною была написано в ноябре 2003 года и вошло в коллективную монографию «Ленин­ская теория империализма и современная глобализация», которая была опубликована к 80-летию со дня смерти В.И.Ленина в январе 2004 года. Эта монография была выпущена небольшим тиражом под моей научной редакцией и к, сожалению, не получила широкой известности. Поэтому я посчитал возможным снова вернуться к этому своему «Слову о Ленине» и связать его ныне со 100-летием Великой Октябрьской социалистической революции.

Это возвращение к теме еще и связано с тем, что очень много «грязи» и «хулы» выливается в российских СМИ на Ленина, и эта «война» против памяти о Ленине у советских людей странным образом совпадает с «войной» против памяти о СССР, о социализме и советской истории, против Великой Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 1945 года, которая ведется бандеро-фашистской «хунтой» на Украине.

Почему эти оба «потока» «войны» против Ленина на постсоветском информацион­ным пространством соединились? - Потому что за этим стоит война глобального импе­риализма США против России как самостоятельной цивилизации, война, которая ведется последовательно и ведется на уничтожение России и русского народа, - точь-в-точь по программе Аллена Даллеса, сформулированной им еще в 1945 году. «Целили в комму­низм, а попали в Россию», - как-то заметил раскаявшийся в своем диссидентстве великий русский мыслитель А.А.Зиновьев. Россия - цивилизация Правды, цивилизация «цивили-зационного социализма».

Единственный путь её спасения и через её спасение - и спасения всего человечества от экологической гибели - это путь становления Ноосферного Экологического Духовного Социализма и перехода на его основе - к новой парадигме Истории, как управляемой со-циоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, которая и есть, по моей оценке, единственная модель устойчивого развития че­ловечества в XXI веке.

 

Социализм XXI века и надэкономическая высшая цель развития России и человечества

 

   Диалектика - душа марксизма-ленинизма

Душа марксизма-ленинизма - диалектика. А один из её основных за­конов - закон отрицания отрицания, который вводит в диалектическую ло­гику так называемое «диалектическое снятие», когда отрицание сохраняет в себе преемственность с преобразованием старого качества в процессе развития в новое качество. В.И.Ленин неслучайно обращаясь к комсо­мольцам начала 20-х годов XX века, когда молодая советская республика только-только покончила с гражданской войной и развернула строительст­во нового социалистического общества, выдвинул требование к качеству коммуниста: коммунистом может быть только тот человек, кто обога­тился свою память всеми богатствами, которое выработало человечест­во; — и отсюда следовал знаменитый ленинский девиз, обращенный и к го­сударственной политике, и к коммунистической партии большевиков, и к коммунистической молодежи - комсомольцам, и ко всем трудящимся -«Учиться, учиться и учиться!».

В этом плане статья «Соответствовать вызовам времени!» члена Прези­диума ЦК КПРФ В.С.Никитина своевременна и актуальна. Я поддерживаю постановку императива развития марксистско-ленинской теории с учетом «вызовов» Истории начала XXI века, и необходимость глубокой разработки теории социализма XXI века, которая, как призыв имеется в этой статье и в работах последнего десятилетия лидера КПРФ Г.А.Зюганова.

Если марксистско-ленинская теория не развивается, т.е. не включает в себя диалектику своего внутреннего развития с учетом диалектики самого исторического развития человечества, т.е. не включает в себя «диалектиче­ское снятие» устаревших или оказавшихся ошибочными, не соответствую­щими исторической действительности, положений, то такой «марксизм» догматизируется, превращается из революционной теории в нечто проти­воположное, и тогда партия коммунистов теряет свою миссию историче­ского авангарда, вооруженного самой передовой теорией.

И.В.Сталин неслучайно, во время развернувшейся дискуссии по про­блемам политэкономии социализма, на рубеже 40-х - 50-х годов XX века за­метил: без теории нам смерть. И это верно, потому что тактика в политике компартии, которая всегда связана с её практической работой среди трудя­щихся масс, наемных работников, с выдвижением текущих лозунгов, будет всегда «слепа», а значит часто ошибочна, а может быть и вредна, если она не «пронизана» «светом» стратегии, связанной всегда с долгосрочными целями, с общественным идеалом, с которыми партия выходит к трудовому народу, к обществу.

О законе Опережающего Развития качества человека,

качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе как социалистическомимперативе

Неблагополучие с марксистско-ленинской теорией, которой руководству­ется компартия, членом которой являюсь, я, будучи ученым в основном военно-технического направления, служа в Вооруженных силах СССР (в рядах кото­рых я прослужил 38 лет), начал осознавать во времена «горбачевской пере­стройки».«Горбачевизм» еще нуждается в глубокой, именно теоретической, оценке, которая в должной мере не осуществлена, несмотря на огромное коли­чество работ, посвященных оценке и анализу «эпохи Горбачева».

Тогда в 1989 – 1990 г. я написал работу «Закон опережающего разви­тия человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта - социалистический императив». В ней я вы­двинул положение, на мой взгляд, верное для любой теории социализма, -положение о существовании особого и очень важного закона функциони­рования и развития социалистического общества (социалистической сис­темы), как общества (и соответственно - социальной системы) высокого уровня субъектности, особенно чувствительной к качеству человека, его духовности, в зависимости от включения человеком в свою систему цен­ностей и интересов общественных интересов. Это Закон Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качест­ва образовательных систем в обществе. Интересно, что к близкому выводу приходит современный ученый-экономист В.Ю.Катасонов в монографии «Экономика Сталина». Вот что он пишет (я убираю из текста оценки, с мо­ей точки зрения спорные): «Марксизм-ленинизм... воспринимает человека, прежде всего, как субъекта и объекта экономических отношений, как «ра­бочую силу», «трудовой ресурс», «фактор производства», «атом» социу­ма... марксизм не ставит перед собой задачу создания нового человека. Марксизм мысленно переносит в социализм человека, который был наём­ным работником при капитализме. В лучшем случае марксизм провозгла­шает накормить работника (и членов его семьи), а также обеспечить ему более приемлемые по сравнению с капитализмом условия труда. Думаю, что Сталин чувствовал этот серьезный изъян марксизма».


Нужно отметить, что в неявном виде понимание, что социалистическая революция в её социально-цивилизационном содержании включается в себя человеческую революцию, уже имеется у Маркса, Энгельса, а потом и у Ле­нина (неслучайно Лениным было выдвинуто теоретическое положение, как важная часть теории построения социализма в советской России, о «культур­ной революции»).

Социализм, по К.Марксу и Ф.Энгельсу, означает собой изменение спо­соба развития человека (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с. 440, 441). При этом, это такое изменение, при котором «рабочему классу, завоевавшему «природу», предстоит завоевать «человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 10, с. 123). А завоевание рабочим классом «человека», согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу, означает переход к такому обществу, которое обеспечивает полное духовное раскрытие человека, когда свобода развития каждого чело­века становится условием свободного развития всех, - и наоборот. При этом подчеркну, что переход к «свободе» развития имеет определенное со­держание, а именно - смену исторических парадигм: переход от «стихийной истории», вершиной которой является капиталистическая формация, и кото­рую Маркс определил как «предысторию», - к «управляемой истории» или к «глобальной истории», когда Человек Труда становится подлинным Субъек­том Истории, т.е. её настоящим, сознательным её Творцом.

Вот почему социалистическая революция включает в себя человеческую революцию, наиболее трудную её «часть», и вот почему названный выше мною Закон Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе - важнейший за­кон устойчивого развития социалистического общества. Хотя этот закон не вошел в теоретическую систему советской парадигмы марксизма-ленинизма, но Сталин интуитивно его требования выполнял, поставив на самое высокое место в социально-статусной шкале в советском обществе учителя, образование. Не­случайно А.А.Зиновьев в качестве важного основания Победы в Великой Оте­чественной войне назвал «советского десятиклассника», а я к этой оценке до­бавлю - и «советского учителя» и «советское образование».

Нарушение этого Закона, его недооценка и в теоретико-идеологической, и в кадровой работе КПСС, особенно в эпоху «горбачевизма», когда мелко­буржуазные, неотроцкистские, мещанские сознание и ценности захватили «верхушку» партии, - и стало одной из внутренних причин появления ры-ночно-капиталистической контрреволюции и её временной победы.

Теория, которой вооружается партия коммунистов в начале XXI века, должна отвечать на императивы исторической эпохи

Развитие марксистско-ленинской теории в начале XXI века невозможно без   правильного   осмысления   логики   истории   XX   века,   всемирно-


исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции, значения советской цивилизации и ее уроков для Будущего человечеств в XXI веке, и правильной оценки в целом той исторической эпохи, которую переживает человечество в XXI веке.

Попытаюсь кратко ответить на сформулированные мною теоретические вопрошания.

Положение 1. Человечество, по моей оценке (аргументацию этого поло­жения я изложил в ряде монографий «Ноосферизм» (2001), «Капиталократия (2000), «Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтерна­тива» (2004) и др.), на рубеже 80-х - 90-х годов вступило в первую фазу Гло­бальной Экологической Катастрофы, по определению Медоузов - вышло за пределы «экономического роста». Переход глобального экологического кри­зиса в катастрофическую фазу означает, что наступили экологические Пре­делы всей рыночно-капиталистической системе, а вернее - глобальному им­периализму мировой финансовой капиталократии, превратившие эту систе­му в одночасье в «экологического могильщика человечества».По Докладу, написанному по заказу Мирового Банка в 1991 году группой ученых во главе с Гудлендом, Дейли и Эль-Серафи, в экологически наполненной нише, кото­рую занимает человечество, рынок как механизм развития исчерпал себя. Этот факт современным марксизмом-ленинизмом не осмыслен. А этот факт - факт огромного всемирно-исторического значения. Что он означает?

Наступили экологические Пределы всей «стихийной парадигме» Ис­тории, т.е. «предыстории» по Марксу, и соответственно - наступили экологические Пределы всей рыночно-капиталистической системе как та­ковой, и дальнейшая задержка человечества в её «объятиях» - грозит ему экологической гибелью в XXI веке, по пессимистическим оценкам - до се­редины XXI века.

Возник императив выживаемости, как императив перехода и России, и человечества к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, сни­мающему своим становлением не только противоречия между Трудом и Ка­питалом, между общественным характером капиталистического производст­ва и частной формой присвоения, между Социализмом и Капитализмом на Земле, но и возникшее новое фундаментальное противоречие развития - про­тиворечие между Человечеством и Природой в лице Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов, а вернее между рыночно-капиталистической си­стемой хозяйствования на Земле и соответственно - природопотребления - и законами функционирования Биосферы и планеты Земля, как гомеостатиче-скими мегасистемами, частью которых и является человечество.

Иными словами, императив выживаемости соединяет в себе и социали­стический, и ноосферный императивы.

Положение 2. Таким образом, теоретическая система марксизма-ленинизма должна обрести в своих философско-мировоззренческих основаниях новое качество, пройдя через логику «диалектического снятия», отве­чая адекватно на императив выживаемости.

Не может «научный коммунизм» называться в XXI веке «научным», ес­ли он не отвечает адекватно на императив выживаемости XXI века, если он не выполняет одновременно и миссию спасения человечества от экологиче­ской гибели в XXI веке. Эта новая, ноосферная миссия научного коммунизма в XXI веке теоретически обоснована мною в работе, написанной в 2012 году, - «Миссия коммунизма в XXI веке». В ней я подчеркивал: «Возврат России к цивилизационному своему историческому пути не имеет других альтернатив, как возрождение социалистического развития, но в новом - ноосферном ка­честве. Россия призвана стать духовным водителем человечества на пути Ноосферного прорыва.

Научный коммунизм XXI века, вбирая в себя весь опыт истории коммунистического идеала, предстает как ноосферный коммунизм... Миссия коммунизма и коммунистов в XXI веке - спасти человечество от экологической гибели. Ленинский императив, обращенный к коммунистам, обретает свой новый гуманистический смысл. Быть коммунистом XXI века -это означает быть гуманистом XXI века, всей своей деятельностью, револю­ционной борьбой способствовать очеловечиванию человечества, т.е. подъему сознания, интеллекта человека, его духовности и нравственности на уровень ответственности за сохранение всего разнообразия жизни на Земле, на уро­вень космопланетарного сознания и космопланетарной ответственности. Мыслить глобально и ноосферно, а действовать локально, с учетом конкрет­ных исторических обстоятельств».

Научное учение о ноосфере появилось в СССР благодаря трудам уче­ного-энциклопедиста В.И.Вернадского. Появилась в СССР - России Ноо­сферная научная школа всемирного масштаба, лидерами которой были, а кто еще жив - и являются, такие ученые как академики АН СССР А.Л.Яншин, Н.Н.Моисеев, Б.С.Соколов, В.Г.Афанасьев, академик АМН СССР, потом РАМН, В.П.Казначеев, президент Российской академии есте­ственных наук (РАЕН) О.Л.Кузнецов, академик РАЕН Б.Е.Большаков, ака­демик АН Молд. ССР А.Д.Урсул, профессора, доктора наук В.А.Зубаков, В.Н.Сагатовский, В.Т.Пуляев, В.Н.Бобков, А.А.Горбунов, В.Н.Василенко, Н.Ф.Реймерс, Ю.М.Горский, Э.В.Гирусов, И.С.Лисеев, Р.И.Косолапов и др., - на рубеже XX и XXI века породила Ноосферизм, как научно-мировоззренческую систему XXI века, программу ноосферно-ориентированного синтеза всех наук и становления ноосферного образова­ния. В современной России проходит становление мощное ноосферное на­учно-образовательное движение.

Отталкиваясь от определения ноосферы В.И.Вернадским с учетом импе­ратива выживаемости XXI века ноосферу молено определить следующим об­разом: Ноосфера - это новое качество Биосферы, в котором коллективный Разум человечества - общественный интеллект начинает управлять социо-природной эволюцией, соблюдая требования законов-ограничений гомеоста-тических механизмов Биосферы и планеты Земля (как суперорганизмов).

В этом контексте Ноосферизм входит в систему научного социализма -научного коммунизма XXI века точно так же, как в свое время в фундамент марксизма (его естественно-научную базу) вошел дарвинизм. Известный со­ветский российский философ Э.В.Гирусов определяет ноосферу, как объек­тивную необходимость развитие общества в качественно новое состояние; она, по его оценке, - «закономерное продолжение освоения людьми органи­зованности биосферы». Он напоминает определение коммунизма, данное К.Марксом в «Философско-экономических рукописях». «Коммунизм как по­ложительное упразднение частной собственности... и в силу этого как под­линное присвоение человеческой сущности человеком и для человека... есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой». Ноосферный коммунизм как научный коммунизм XXI века полностью отве­чает этому определению Маркса.

[…] К сожалению, в программах компартий стран мира, в том числе в Про­грамме КПРФ, так жестко вопрос о ноосферно-экологическом «измерении» социализма XXI века не поставлен, а он должен так стоять. И это должно входить в систему представлений о том, что значит «Соответствовать вызо­вам времени!», как этот вопрос поставлен В.С.Никитиным.

Р.И.Косолапов в статье «Формула Сталина» (опубликованной в «Совет­ской России» 21 декабря 2010 года) прямо указывал, и я с ним согласен: «Сталин, как и Ленин, во всей многогранности дорастал до ноосферного уровня (мой комментарий: здесь можно вспомнить гениальный 15-летний сталинский план лесонасаждений, чтобы окончательно победить ритмично происходящие на протяжении последнего тысячелетия засухи на территории России, С.А.); однако после него этот рост был приостановлен. […]При колоссальном размахе во второй полови­не XX века научно-технической революции, качественно сказавшейся осо­бенно в развитии и совершенствовании информационных технологий, то есть инструментария мыслящего мозга, - будто в насмешку над ним - произошел пугающий интеллектуальный социально-нравственный спад. Задачу полно­ценного выхода в ноосферу не ведающая жалости ирония истории сдвинула на два-три поколения вперед».

Добавлю к этому положению Р.И.Косолапова только свою оценку: ни у России, ни у человечества резерва исторического времени в 2 - 3 поко ления нет.


Нужна мобилизация всех интеллектуальных, духовно-нравственных и материальных ресурсов человечества для выхода из эко­логического тупика истории за более короткий период…

Положение 3. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы обозначила начало Эпохи Великого Эволюционного Перелома, - как, с од­ной стороны, Эпохи Краха рынка, капитализма и либерализма (и эта эпоха уже «развернулась»; рынку и капитализму, и либеральной идеологии под­писала приговор не только диалектика Внутренней Логики Социальной Развития, формационной логики по Марксу, но и диалектика Большой Ло­гики Социоприродной Эволюции в форме наступивших экологических пределов), - так и, с другой стороны, Эпохи ноосферно-социалистической революции - перехода России и человечества к ноосферному социализму. Поэтому социалистический императив в единстве с ноосферным импера­тивом и есть императив выживаемости человечества в XXI веке.

Это оз­начает, что без ноосферно-социалистического преобразования мира, а это и есть ноосферно-социалистическая революция в ее глубоком понимании, человечество не имеет будущего. Капитализм, рыночно-капиталистическая система, строй мировой финансовой капиталократии и глобальный импе­риализм - всё это разные названия одного и того же - есть «экологический труп», который в своих предсмертных конвульсиях может или убить чело­вечество, или отбросить, как, например - возможный результат третьей мировой империалистической войны, его в «каменный век».

Положение 4. История XX века подтвердила правоту ленинской теории империализма, и вытекающей из нее ленинской теории социалистической революции в России, как отдельно взятой стране.

Попытка некоторых «теоретиков» в КПРФ апеллировать только к мар­ксизму, игнорируя практически теоретическую систему ленинизма, поскольку за этим сто­ит непонимание самостоятельной его теоретической ценности и сущности (подмена его понятием «большевизма», как это делает Ю.П.Белов, не­корректна, потому что большевизм и есть практика ленинизма в партийной жизни), де-факто отбрасывает марксистскую теоретическую рефлексию к марксизму XIX века, а в более худшем варианте - к «марксизму» К.Каутского, Г.В.Плеханова, Троцкого, против которого воевал Ленин, назы­вая его «догматическим марксизмом».

[…] Что внес нового ленинизм? - Это: теория империализма, теория социа­листической революции в такой крестьянской стране, с неразвитой промыш­ленностью, с малой долей рабочего класса в классовой структуре российско­го общества, какой была царская Россия или «Российская империя».

[…] Что показали ХХ-й век и начало XXI-го века? - Ошибочность теории социалистической революции только в развитых капиталистических странах, когда капитализм исчерпает потенциал своего исторического развития, кото­рая входила в теоретическую систему взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса, и ко­торая вошла в фундамент взглядов Каутского, Плеханова, Троцкого, меньше­визма.

За этим выводом стоит развитие теории капитализма в следующих на­правлениях:

  1. Капитализм в отдельно взятой стране(как, например, социализм в СССР, как отдельно взятой стране, развивался на собственной основе) на собственной основе, без колоний, воспроизводить себя не может,косвенно это положение, что хорошо показал С.Г.Кара-Мурза, присутствует в ленин­ской работе «Империализм как высшая стадия капитализма»;
  2. (2)Поэтому империалистичностъ капитализма, наличие у него коло­ний, из которых он вывозит и природные, и интеллектуальные ресурсы, и в которых нещадно эксплуатирует коренное население, - необходимый, родовой, сущностный его признак;
  3. Царская Россия в начале XX века, хотя и не представляла собой
    прямую колонию «Запада» -   развитых империалистических стран, но де-
    факто уже была экономической колонией
    , т.е. страной, где господствовал
    иностранный капитал - французский, бельгийский, немецкий, британский;
  4. (4)Переход от капитализма к социализму представляет собой пере­ход от системы империализма в единстве с колониальной системой - к со­циализму, и начинается он со стран «периферии» этой империалистическо-колониалъной системы.

Представляет этот переход целую эпоху. И еще раз повторю: начинает­ся этот переход не с развитых капиталистических стран, которые развивают­ся не только и не столько за счет эксплуатации собственного рабочего класса (на эффект «обуржуазивают» рабочего класса в Великобритании за счет эксплуатации ею своих колоний, и в первую очередь Индии, обратил еще в 50-х годах XIX века Ф.Энгельс), а сколько за счет эксплуатации трудящихся масс колоний. Поэтому В.И.Ленин видел в качестве естественного «союзни­ка» социалистической революции в России в лице поднимающегося нацио­нально-освободительного движения и антиколониальных революций на «Во­стоке». И этот теоретический прогноз В.И.Ленина действительно в XX веке оправдался.

Положение 5. Капитализм существует как капиталократия, т.е. как власть Капитала и над государством, и над механизмами государственного насилия, и над институтом права, и над так называемым «гражданским об­ществом». Теория капитализма должна включать в себя теорию капитало­кратии.Мои исследования феномена «капиталократии» позволили заложить основы теории капиталократии, раскрыть механизмы становления в XX веке мировой финансовой капиталократии и системы глобального империализма, «центром» базирования которых являются США, затем - англо-американский мир. Так называемая «демократия» или «буржуазная демократия» (она же «парламентская» или «представительская» демократия) представляет лишь «фиговый листок», прикрывающий «срамные места» капиталократии.

За ХХ-ое столетие, за прошедшие 100 лет со времени выхода работы В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (которое ис­полнится в этом 2016-ом году), сформировалась «пирамида» капитало­кратии, на «вершине» которой - финансовый капитал США и Велико­британии, так называемый транснациональный капитал на «втором уров­не», с подчиненной мощной системой транснациональных компаний (ТНК), пытающейся охватить своими «щупальцами» весь мир, подчинить себе все ресурсы мира.

«Пирамида» властных отношений в «пирамиде» мировой капиталокра­тии одновременно может трактоваться и как «пирамида» многократного от­чуждения капитала от труда, который его породил, и от промышленного ка­питала, и как «пирамида» эксплуатации. Эта «пирамида эксплуатации», как часть пирамиды финансовой капиталократии, когда объектом эксплуатации является не только наемный труд, рабочий класс, но и промышленный капи­тал по отношению к финансовому капиталу (как капиталовластию), и целые народы экономических колоний, которые обрекаются этой «верхушкой капи-таловластия» на вымирание от голода, болезней и войн (пример такой ци­ничной модели - модель, предложенная в отеле «Фермонт» в Калифорнии в 1995 году мировыми капиталократами, - модель «20% : 80%, по которой 80% населения Земного Шара, с позиции воспроизводства мирового капитала, объявляются «лишними» и обрекаются на вымирание; об этом написали Г.­П.Мартин и Х.Шуманн в книге «Западня глобализации» в конце XX века, русский перевод с немецкого опубликован в 2001 году). Положение 6. Противоречие между Трудом и Капиталом в «простран­стве» мировой финансовой капиталократии и глобального империализма превратилось, и это доказывает вышеупомянутая фермонтская модель «20% : 80%», в фундаментальное противоречие между Человеком и Капи­талом.

Как символ максимального отчуждения Капитала не только от «жиз-несозидающего труда» (понятие известного ученого-марксиста В.Г.Комарова), но и от человека как такового,

-       Капитал-Фетиш, превратив весь Мир в особую Глобальную Капитал-Мегамашину, подвергая всё человечество особого типа «рационализации»,которую я назвал в теории капиталократии «капиталорационализацией», ко­гда традиционные духовно-нравственные ценности, культура, обращенная к возвышению, совершенствованию человека, проповедующая добро, взаимо­помощь, коллективизм, товарищество, утверждающая как высшую ценность любовь, семью, труд и творчество, подменяются, по Дж.Соросу, «цифровы­ми ценностями» - ценностями денег, ценностью власти, которую даёт де­нежный капитал,

-       начинает «воевать» против человека и против истории.

[…] Здесь возникает новая историческая ситуация: речь идет не только об освобождении Труда от гнета Капитала, положительному упразднению эксплуатации человека человеком вместе с упразднением частной собствен­ности на средства производства, но и об освобождении Человека от той формы порабощения - капиталорационализации, которая превращает его в «капиталоробота», в котором место «души» начинает занимать «золотой телец», превращая его в «деньги», «капитал».

Таким образом, миссией социализма в XXI веке становится возвра­щение человеку человечности, освобождение его от той капиталократиче-ской, «фетишной», удушающей «смирительной рубашки» строя капитало­кратии, которая превращает его в экологического самоубийцу.

Положение 7. А что же мы имеем в России после «рыночных реформ», на моем языке - в пространстве рыночно-капиталистической контрреволю­ции? - Ведь от ответа на этот вопрос зависит качество тактики и стратегии в политике КПРФ.

Большинство исследователей считают, что в Рос­сии произошла реставрация капитализма, и мы имеем в России капитализм. Если рассуждать в логике дихотомии < «социализм» - «капитализм»>, игно­рируя изложенное мною выше, в том числе игнорируя дихотомию < «метро­полия глобального империализма» - «экономические колонии»>, то ответ «в России сложился капитализм» будет казаться истинным.

Но если включить вторую дихотомию, осознавая, что классический капитализм возможен только как империализм, имеющий свои колонии, то ответ будет другим - «в России установился строй колониальной капиталократии», т.е. такой капиталократии, которая «встроена» в «пирамиду» мировой финансовой капита­лократии и является механизмом эксплуатации ею ресурсов и народов Рос­сии, вывоза капитала в «метрополию», в первую очередь в США, и управле­ния процессом её «рыночного геноцида», т.е. деградации и разрушения.

Кстати говоря, антинаучная и антиобразовательная политика в России по­следних лет есть только выражение этой колониальной сути компрадорской капиталократии (олигархата) в России.

Поэтому движение России к ноосферному социализму, к воссозданию плановой экономики, включает в себя и национально-освободительное дви­жение в России, освобождение её от колониальной зависимости от мировой капиталократии, воссоздание её не только политического, военного, но и тех­нологического, экономического, научного, образовательного, культурного суверенитетов.

На этом пути - и борьба за историческое достоинство русского наро­да, и союз с Русским Православием как естественным союзником в движе­нии России к социализму, и борьба за создание широкого народного фронта в борьбе за независимость и развитие России на собственной основе, должны входить компонентами в тактику политики КПРФ.

 

 Идеология XXI века

Партия коммунистов, таким образом, в XXI веке должна быть воору­жена не только самой передовой теорией, но и стать «идеологом» экологи­ческого спасения человечества в XXI веке.

Россия стоит перед императивом мобилизационного геополитического, экономического, технологического, научного и военно-технического проры­ва, как главного условия сохранения себя как евразийской самостоятельной цивилизации, и на этой базе - экологического спасения всего человечество.

«Коллективный интеллект» мировой капиталократии - это Анти-Разум, он «слеп»; он «слеп» хотя бы по формуле Н.А.Бердяева, сформулированной им в 1918 году, - в «корыстном интересе таится безумие». Рыночно-капиталистический мир превратился в мире экологического безумия.

Спасти мир от экологического безумия сможет только Действительный Разум человечества, Роды которого в XXI веке совпадают с ноосферно-социалистической революцией, с рождением, как пишет В.Ю. Катасонов, «нового человека».

Этот Прорыв, я думаю, возможен именно из России, с ее цивилизацион-ными особенностями, как «цивилизации Правды», стремлением к Правде, Справедливости, к высокому космическому предназначению Человека, о чем писал в своей космической философии К.Э.Циолковский, и чему отдал свою жизнь гений отечественной космонавтики - С.П.Королев.

Период мобилизационной экономики России неизбежен в ближайшие годы. Потому что глобальный империализм США реализует стратегию вой­ны на уничтожение России и русского народа, объявив «крестовый поход» (устами Мадлен Олбрайт еще в 1997 году) даже против Русского Правосла­вия. И он эту стратегию будет доводить до конца. Мира между империа­лизмом США и Россией быть не может, и не потому, что мы, т.е. Россия, это­го не хотим, наоборот, мы стремимся к миру во всем мире, и эту стратегию и СССР, и Россия проводили всегда, а потому что господства над ресурсами мира без окончательной колонизации России мировой финансовой капиталократии не добиться, а отсутствие победы на этом пути есть начало её конца.

Но чтобы перейти к мобилизационной экономике, нужна, как пишет В.Ю.Катасонов, к этому выводу приходят многие, и я об этом писал много, и в 90-х годах и в начале XX века, должна быть «надэкономическая», высшая цель, ради которой живет человек и существуют созданные им хозяйство и экономика.

Это высшая цель, - на мой взгляд, спасение от экологической гибели че­ловечества, переход к единственной модели устойчивого развития - управ­ляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и на­учно-образовательного общества, в целом - строя ноосферного экологиче­ского духовного социализма.

Идеология XXI века - это идеология экологического спасения человече­ства на базе научной теории ноосферного экологического духовного социа­лизма. Полное теоретическое раскрытие этого утверждения я выполнил в «Манифесте ноосферного социализма» (2011) и в «Идеологии XXI века» (2014).

Сделаю только несколько теоретических замечаний.

«Информационное общество» - важная категория для осмысления исто­рической реальности, но не достаточная.

В мире господства мировой финансовой капиталократии глобальный им­периализм все институты, сферы жизни, научно-технические достижения пере­водит в свое оружие. Появляются как его отдельная «лики» или его отдельные «грани», наряду с «военным империализмом», - «информационный империа­лизм», «культурный империализм» (о «культурном империализме» США в се­редине 90-х годов высказался министр культуры во Франции Лан), «образова­тельный империализм», «экологический империализм», «технологический им­периализм», «духовно-ценностный империализм» и т.п. «Информационное общество» породило информационную экологию и информационные войны. СМИ встроены в «пирамиду» капиталократии и управляются последней.

Конечно, информационные технологии дали многое, обеспечили боль­шой рост в производительности труда, но и породили Глобальную информа­ционную катастрофу, которая отражает рост глобальной неадекватности кол­лективного разума человечества миру, в котором он живет.

Есть данные, что экспоненциальный рост объема информации сопрово­ждается внутри себя ещё большим ростом объема «ложной информации» (а «информационные войны» стимулируют её производство), и уменьшением объема действительных знаний в голове человека.

Думаю, что в теории научного социализма XXI века нужно ставить во­прос о научно-образовательном обществе, в котором образование становит­ся «базисом базиса» восходящего духовного и материального воспроизводст­ва, а наука - производительной силой и силой управления. Именно в таком обществе будет реализован сформулированный выше Закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

В борьбе за будущее отечественных науки и образования, на мой взгляд, в Программе КПРФ должно быть уделено внимание именно научно-образовательному обществу, как основе «социализма XXI века», - социализ­ма высокотехнологичного, ноосферного, экологического и духовного, когда человек поднимается на уровень ответственности за будущее всей Систе­мы Жизни на Земле, будет исповедовать принцип примата духовных по­требностей над материальными.

Социализм XXI века - это социализм Человека-Творца, чей Разум выхо­дит за пределы «эгоистической капсулы» «Разум-для-Себя», превращаясь в «Разум-для-Биосферы, Земля, Космоса».

В.Ю.Катасонов, на мой взгляд, впервые великолепно раскрыл полит­экономию «сталинской экономики». И показал, что Россия обязана будет, именно по своей исторической логике, вернуться к подобного типа эконо­мической системе, но при одном условии, «если сформулируем надэконо-мические, высшие цели».Он пишет: «Такие цели сегодня витают в воздухе. Сейчас, пожалуй, самое главное, чтобы кто-то сумел громогласно эти цели озвучить и чтобы они были услышаны народом. Мы не только можем, мы обязаны вернуться к сталинской экономике. Не следует себя обманывать: рыночная экономика обрекает Россию на гибель».Об этом же я писал в книге «Рыночный геноцид России: стратегия выхода из исторического ту­пика».

О роли революций в истории и эволюции

Марксистско-ленинская теория,   с учетом «вызовов» исторического времени, должна вернуться к теории революции вообще, и к теории социалистической революции в частности. Методолого-теоретический вопрос о соотношении понятий «революция» и «эволюция» я поставил в специальной монографии «Революция и эволюция (методологический анализ проблемы их соотношения)», опубликованной в прошлом, 2015-ом, году.

Революция - неотъемлемый атрибут любой прогрессивной эволюции, она несет в себе смысл качественного скачка, перехода от одного цикла про­грессивного развития к другому. Контрреволюция тоже «революция», только со знаком «минус», она направлена против прогресса, на сохранение старого качества.

«Революциофобия», которая охватила головы многих представителей российской интеллигенции, имеет своим основание положение, что возмож­на эволюция кумулятивного типа, без революций. Это на самом деле есть миф. […] По моей оценке, мы, т.е. Россия, живем в «про­странстве» рыночно-капиталистической социальной контрреволюции, ко­торая не может завершиться успехом, а служит только механизмом раз­рушения российской цивилизации, поскольку вступила в «конфликт» с цивилизационными основаниями России. Одновременно эта «контрреволюция», управляемся со стороны «интеллекта» мировой финансовой капиталократии и его «агентов», предстает как механизм её войны на уничтожение России.

Независимая геополитика президента России, операция военно-космических сил России по поддержке Вооруженных сил Сирии в борьбе про­тив террористических радикально-исламских сил, направленных империализ­мом США на свержения президента Сирии, вступила в конфликт с либеральной внутренней политикой правительства России, за которой, именно вследствие колониальной природы капиталократии в России, стоят империалистические интересы США по уничтожению России, как самостоятельной геополитической державы, и соответственно - российской цивилизации, как таковой.

Революции могут быть мирные и насильственные, проводимые «сверху» или «снизу». В социальной истории человечества революции, которые про­исходят, включают в себя следующие типы: политические, социальные, ци-вилизационные, формационные. Соответственно и временные рамки, в кото­рых эти революции происходят, совершаются, разные: от нескольких недель, месяцев, лет, - до десятков, сотен лет.

Революция социалистическая, как революция формационная, и цивилизационная, на мой взгляд, началась в ХХ-ом веке, с Великой Русской Социа­листической Революции в 1917 году, и продолжается до сих пор: XX век прошел под знаком её «первой волны», в начале XXI века поднимается её «вторая волна». При этом, «вторая волна» поднимается на фоне процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, мирового экономиче­ского кризиса как кризиса всей рыночно-капиталистической системы, что де-

лает социалистическую революцию еще и ноосферно-экологической рево­люцией - революцией, спасающей человечество от экологической гибели.

[…] Речь идет о смене системы глобального империализма в единстве с системой эксплуатации экономических колоний (а как совершается такая эксплуатация хорошо показали в своих работах Д.Кортен, Дж.Перкинс, Г.-П.Мартин, Х.Шуманн) системой социализма.

Важно осознать, что социалистическая формационная, и цивилизацион-ная одновременно, революция, поскольку речь идет о полной смене рыночно-капиталистических оснований бытия человеческой цивилизации, именно вследствие колониального паразитизма системы глобального империализма, начинается с «периферии» этой системы, со стран, не входящих в её «мет­рополию», а являющиеся или частично, или полностью (кроме социалистиче­ских стран - Китая, Вьетнама, Кубы и др.), экономическими колониями. В.И.Ленин так выразил империалистическо-колонизаторскую сущность ка­питализма «развитых» стран Европы и США (именно такого взгляда на исто­рическую реальность избегают ортодоксальные марксисты-догматики): «...какими зверями становятся самые «цивилизованные», прошедшие выс­шую школу конституционализма, европейские политические «деятели», ко­гда дело доходит до пробуждения борьбы масс против капитала, против ка­питалистической колониальной системы, т.е. системы порабощения, грабежа и насилия» (В.И.Ленин, Соч., т. 17, с. 174 - 177).

[…] Таким образом, капитализм в единстве с колониальной системой (в XXIвеке эта колониальная система имеет экономическое содержание), как фор­мация, переживает свое историческое отрицание через антикапиталисти­ческие, антиколониальные, национально-освободительные революции, пере­ходящие в социалистические. И началось это отрицание с России, затем с Китая, и, несмотря на временный «откат» в 90-х годах, на реванш глобаль­ного империализма, оно продолжается.

[…] Прав В.Ю.Катасонов, - социализм в СССР породил в 30-х - 40-х - 50-х годах «советское экономическое чудо», за которым стоит де­монстрация возможности бытия принципиально новой, плановой социали­стической экономики, на порядок более эффективной, чем рыночно-капиталистическая экономика.

Заключение

В.С.Никитин выдвинул императив, обращенный к партии коммунистов - КПРФ в России, и к каждому коммунисту в отдельности, и к теории, кото­рой руководствуются коммунисты в своей деятельности, - «Соответствовать вызовам времени!».

Я по-своему попытался дать ответ на вопрос: «Каково содержание этого императива в XXI веке?».

В.С.Никитин апеллирует к работе британского социолога Гая Стэндинга «Прекариат - новый опасный класс». Я согласен, что информационно-компьютерная революция меняет «облик», качество производительных сил и производственных отношений. Но не только эта революция. Нужно говорить о системной революции, в которую входит и системно-технологическая, сис­темно-информационная, и системно-экологическая революция, об интеллектно-инновационной революции, результатом которой стал резкий скачок в «образованиеемкости», «интеллектоемкости», наукоемкости экономических, технологических и социальных систем, и можно этот ряд «революций» про­должить.

Мною разработана концепция Синтетической Цивилизационной революции, которая длится уже полвека. Мир стал более системным и слож­ным. ХХ-й век можно назвать и как «век энергетической революции». Ска­чок в энергетическом базисе мирового хозяйственного воздействия на цело­стную систему Природы на Земле произошел на несколько порядков. Воз­никла интеллектно-информационно-энергетическая асимметрия Разума (ИИЭАР), когда мощное энергетическое воздействие на Природу через хо­зяйственное природопотребление не уравновешивается соответствующим качеством прогнозирования и управления будущим.

Возникла Глобальная Интеллектуальная Черная Дыра, отражающая собой - мощный отрыв темпов развития процессов первой фазы Глобальной Экологической Ката­строфы, в том числе процессов накопления негативных изменений в гло­бальном здоровье человечества, от темпов их познания, и в связи с этим -большое запаздывание в реакции человечества на грозные экологические по­следствия от его деятельности на планете Земля.

Человечество столкнулось с барьером сложности. Нужны: ноосферная и системная революция в образовании, перевод образования на полное фи­нансирование со стороны государства, с полным отказом от принципа ры­ночного фундаментализма в образовательной политике. Г.А.Зюганов пра­вильно ставит вопрос о принципе 7%-ной доли национального бюджета, ко­торая должна идти по отдельности на образование, на науку и на здравоохра­нение, что требует отказа от паразитарной, капиталократической схемы 13%-ного подоходного налога, которая ориентирована на увеличение разры­ва между богатыми и бедными в России и на дальнейшую «перекачку» бо­гатств «в руки» олигархата. Еще раз отмечу, что История на базе доминиро­вания Закона Конкуренции встретила Экологический Предел и начинается История на базе Закона Кооперации, - и это еще надо осознать.

.

Борьба за решение глобальных экологических проблем, за выход из «про­пасти» первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, борьба про­тив глобального империализма, борьба за мир без войн и насилия (потому что «войны» в XXI веке ускоряют процессы «соскальзывание» человечества в пучину экологической гибели) и борьба за социализм, за переход к Управ­ляемой истории на базе доминирования Закона Кооперации, сливаются во­едино, - и коммунисты, партия коммунистов должны стать во главе борь­бы за спасение человечества от экологической гибели через стратегию его перехода к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму!

КПРФ должна научиться работать во всех слоях общества, в том числе среди военных, интеллигенции, ученых, используя все возможные каналы информационного воздействия, не только интернет, но и радио, телевидение, а также трибуны форумов, научных конференций.

Надо, я думаю, говорить не столько об «информационном обществе», сколько о «научно-образовательном обществе». Нужно признать, что «об­щество потребительства» - это другая «личина» строя капиталократии. Бу­дущее не за «обществом потребительства», а за «обществом созидания», за ноосферным обществом.

В ближайшие два года, на фоне растущей угрозы войны глобального империализма США и их сателлитов (НАТО) против России (стратегии мо­гут быть использованы разные), Россия будет вынуждена перейти к мобили­зационной экономике.

Поэтому России нужна мощная идеология - идеология, спасающая все человечество от экологической гибели.

Такой идеологией является научная идеология перехода человечества к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества - единственной модели устойчивого развития человечества. И Ноосферный Экологический Духовный Социализм - тот социальный строй, который только и может это реализовать]

России предуготовлена Историей судьба осуществить новый Ноосфер-но-Социалистический Прорыв - Прорыв, спасающий человечество от эколо­гической гибели!

Об авторе:

Субетто Александр Иванович -

Президент Ноосферной общественной академии наук, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, полковник Космических войск СССР в отставке.

________________

Полный текст книги читать в формате pdf по ссылке:

 

Субетто   А.И. Слово о Ленине. Социализм XXI века. СПб. - 2016.pdf

http://audio-depodzvon.webasyst.net/files/779fce9f

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru