103 года назад впервые был отмечен в России Международный женский день. За минувшее столетие он стал любимым народным праздником, когда женщинам воздают должное за их труды, общественные и семейные, когда им уделяют особое внимание и находят дополнительные поводы для восхищения. Тем более это верно для участниц Движения «Русский лад»: ведь никто не делает столько для укрепления лада в семье, на работе и, конечно, в общественной жизни, сколько могут женщины, хранительницы не только домашнего очага, но лучших традиций, великой культуры нашего народа.
С праздником, дорогие женщины! С праздником, подруги! С праздником, наши любимые, наши дочери и матери, жёны и бабушки. Двери нашего созидательного движения всегда открыты для вас, где непременно найдется простор для проявления Ваших дарований и интересов.
Руководство Движения и редакция сайта
А далее слово о нашей женщине предоставляется великому поэту, а также автору очерка о нем - Галине Знаменской:
Н.А. НЕКРАСОВ О РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ
Не ведал великий поэт, что придут времена, когда чествовать наших женщин будут торжественно целый день ежегодно и что выпадет этот сердечный день на 8 марта. Но, как видно, он заранее его предчувствовал в своих стихах.
«Не принижая ни на минуту,- писал А.В.Луначарский,- ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы всё же говорим - нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова».
Некрасов народный поэт не только потому, что он писал о крестьянах, коробейниках, петербургских чиновниках, революционерах. Многие поэты, (и не плохие) писали о крестьянах, чиновниках и пр. Но они не стали народными. А Некрасов стал народным, потому что им говорил народ. И революционер-разночинец, и старуха-крестьянка, и чиновник, и помещик обрели в его поэзии свой голос. Поражает умение Некрасова войти в мир другого человека. Поэт говорил, что перед ним стояли миллионы никогда не изображённых живых существ: «Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!»
Н.А.Некрасов вошел в мою жизнь и неожиданно, и закономерно. Я училась в четвертом классе, когда мама решила начать серьезно знакомить меня с русской классикой.
И, естественно, первыми купленными книгами были сборники произведений Пушкина, Лермонтова и, конечно, Некрасова. Я помню до сих пор небольшую книжечку в мягкой обложке. Помню, какие там были стихотворения Некрасова: «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Вино» («Не водись-ка на свете вина»), «Орина, мать солдатская». Первое стихотворение, которое прочла, было «Железная дорога». Я была сражена: враз - и наповал. Через несколько дней стихи читала уже наизусть, расхаживая по комнате, читала, то негодуя, то плача, то угрожая, то улыбаясь. Ух, как я ненавидела владельца роскошных палат, подрядчика, помещика, графа Клейнмихеля.... А потом, уже позже, настала очередь поэм.
Но нет голоса, который оказался бы в некрасовской поэзии более хватающим за душу, чем голос русской женщины. Русская женщина представлена в поэзии Некрасова во всем многообразии своих судеб, она символ национального существования. И потому-то она, естественно, оказывается героиней эпических поэм Некрасова, особенно «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины».
Рассказ о подвиге княгинь - декабристок вряд ли был бы возможен в 80-е годы, если бы за десять лет до этого поэт хорошо не знал судьбы русской крестьянки и не поведал о ней в одном из самых совершенных своих произведений - в поэме «Мороз, Красный нос». Некрасов пропел гимн русской крестьянке, не было человека на Руси, который не знал бы, не декламировал: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Вся поэма овеяна образом «величавой славянки».
Десятки раз мне приходилось читать на уроках поэму «Русские женщины» и каждый раз не могла сдержать слёз. Порой было немного неловко, что не могу, как говорила моя бабушка, «совладать» с собой. Но никто из старшеклассников (я вела, в основном, только выпускные классы) ни разу не улыбнулся излишней сентиментальности педагога, а глаза ребят были заворожёнными. Но когда я познакомилась с воспоминаниями сына Марии Николаевны Волконской, читавшего несколько вечеров подряд Некрасову «Записки» его матери (они были написаны по-французски,и Волконский, читая, тут же переводил Некрасову), то поняла: не надо стыдиться этих слёз. Михаил Волконский писал об этом чтении «Записок» Некрасову: «Вспоминаю, как при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно не могу», бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребёнок».
Русская женщина неизменно привлекала внимание Некрасова. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создал совершенно изумительный образ Матрены Тимофеевны. Ей приходится преодолевать в жизни неимоверные трудности, в которых закаляется её характер. Ей, умной и сильной женщине поэт доверил самой рассказать о своей судьбе. Голос Матрены Тимофеевны - голос самого народа. Некрасову хотелось словно бы объять как можно большее количество женских судеб. Образ матери, Родины-матери, проходит через всё творчество Некрасова. Не знаю другого, более пронзительного изображения горя матери, переживающей смерть сына, чем у героини стихотворения «Орина, мать солдатская».
Я поражаюсь, насколько же современен Некрасов. Его русские женщины остались такими же, самоотверженными, умными, верными, безоглядно преданными семейному и гражданскому долгу, способными перенести всё, если понадобится, и не сломаться, быть опорой детям, мужу, Матери-Родине». А Надежда Михайловна Квачкова, Татьяна Леонидовна? Сколько же силы в этих женщинах, какая самоотверженность, что они должны переживать день за днём и находить в себе силы бороться за жизнь своих мужей и детей. Не убить душу русской женщины! Отдадим им должное в Женский день, низко поклонившись.
Мы сейчас кричим, что убивают свободу слова, власть дерёт с народа последнее, кругом вражда, доносительство. Но как не вспомнить Некрасова:
«Время-то есть, да писать нет возможности.
Мысль убивающий страх:
Не перейти бы границ осторожности -
Голову держат в тисках».
(«Как празднуют трусу»)
«Администрация - берет
И очень скупо выпускает.
Плутосократия дерет
И ничего не возвращает». («Что нового»)
Какая ненависть всяких сатанидзе ко всему чистому, высокому, какая страсть находить «тёмные пятна» в биографиях великих писателей и поэтов, Лучший ответ дал им Некрасов в своем предсмертном стихотворении.
«О муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба -
Не плачь! Завиден жребий наш,
Не надругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Прерваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную музу...»
Пока живо русское слово, русская поэзия, народ всегда будет обращаться к творчеству великого НАРОДНОГО ПОЭТА.
«И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще». (Н.Скатов)