Русский Лад

Исторические корни славянского праздника Масленица

2 марта 2016 года Центр русских народных традиций Движения «Русский Лад» провёл в конференц-зале Движения научно-практический семинар «Исторические корни славянского праздника Масленица». Интерес к данной теме оказался очень большим – свободных мест в зале не было.

Egorov Eremeev Maslenica

Основные докладчики и исполнители – Олег Еремеев и Владимир Егоров, сопредседатели Центра русских народных традиций, с большим воодушевлением повествовали присутствующим о любимом народном действе и исполняли славянские руны, посвященные этому празднику.

maslenica ruslad bliny mart 2016 seninar

Слушатели узнали об истории и традиции древнего праздника Комоедицы, его месте в солнечном календаре наших предков, а также активно подпевали ведущим. Многие пришли в народных костюмах и принесли на общий стол угощенье.

maslenica ruslad bliny mart 2016

 Блины - обязательный атрибут Масленицы. Правильное поедание блина – залог здоровья, и все участники с большой радостью славили Солнышко и усиливали свою природу.

Первый блин - комам, а второй – знакомым,

Третий – дальней родне, а четвёртый - себе!

Всем стало ясно, почему первый блин комам. Это – изначальная традиция посвящения еды предкам. Комы – наши предки. Посему комоедица – обрядовое веселье, творимое совместно с нашими солнечными пращурами. maslenica 2016 runy

Были исполнены древние руны, посвящённые Велесу. Именно Батюшка Велес – Дед волхвов, является полноправным хозяином праздника. А его наместник в лесу – медведь, во время народного веселья просыпается.

Комоедица – время встречи Матушки Зимы и Весны Красны. Отсюда такие традиционные действия Широкой Масленицы, как стенка на стенку, катание с ледяных горок, изготовление чучела Морены с последующим сжиганием в огне и, конечно же, хождения родичей в гости друг к другу. Все дни праздника сохранили свои названия: пёстрая неделя( подготовка к пиру), встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, тёщины вечера, золовкины поседелки, прощенный день, банные дни.

С большим интересом участники конференции узнали о времени Чура Девясилового, о древнем введенье наших предков, как наполнять Тридевятое Царство солнечной силой. Ведь Древо жизни пробуждается по весне и нам надобно пробуждаться после долгой зимы.

Борис Васильевич Тарасов, член Высшего совета Движения «Русский Лад», завершая семинар, сказал:

«Традиции Руси возрождаются. Отрадно, что деятельность Этнокультурного центра «Колосвет», руководители которого являются сопредседателями Центра русских народных традиций Движения «Русский Лад», является значимой для всего нашего созидательного движения, так как с помощью народной обрядовой культуры мы обретаем самоидентификацию нашего этноса. Осознаём, что история Руси уходит в глубину тысячелетий и с помощью праздников, пения, танцев сохраняем целостность нашего народа».

Что же это за время Комоедиц?

Начинается время Комоедиц в феврале. Февраль в народной традиции ассоциируется с Батюшкой Велесом – древнеславянским Богом мудрости, богатства, хозяином мёда и подземных сокровищ.

Самое начало месяца называется Влесовой Встречей. Это ровно половина между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. В это время (2-5 февраля), часты первые оттепели и иногда даже гремит первый гром.

Время Комоедиц – древнейший праздник проводов зимы. Матушка Зима и молодая Весна встречаются, дабы за самоваром с ватрушками да баранками обсудить свои дела. А на улице погода меняется. Заговорит зима – вьюжит, метелицей кружит. Запоёт весна – звенит капель да птицы трель.

Как в веснянке поётся:
Зимушка со Весной
На Велеса Дни устречалися.
Зимушка со Весной
На Велеса дни угощалися.
Зимушка со Весной
На Велеса Дни миловалися.

 

Нет в родной природе у сестёр битвы. Ладуют они, разговаривают. Обсуждают времена свои.

«Зима  Весну встречает, заморозить хочет красную, а сама от своего хотения только потеет», «Кончилась твоя власть, Зима! Весна на пороге!», «На Сретенье от воробья стена мокра» – такими поговорками русский народ приветствует Влесову Встречу. В течение комоедицы происходит смена времен – наши предки считали именно так.

Комоедицы встречают блинами. Круглый, жаркий блин – символ Солнца. К блинам полагается творог как символ творения мира. Первый блин посвящается предкам – его отдают птицам. Или кладут на самое высокое место, дабы предки были сыты. Поэтому первый блин – комом, то есть первая еда посвящается предкам. Комами на Руси почитались медведи или ведмеди. Скоморохи веселили народ, водив по площадям мишек, что радовали стар да млад. Медведи подражали человеку. Отсюда пошло выражение – ломать комедию. Кстати косматый, космос, всё это эпитеты хозяина Велеса, хранящего людской лес.

На Встречу лепят снежных Баб и строят снежные крепости. Крепости крушат как символ оплота зимы, чтобы она поскорее освободила свое место красавице Весне. Снежных Баб бросают в огонь. По тому, как они горят, судят о весне и о лете. С горы запускают горящее колесо, приговаривая: «Колесо горя катись – с летом красным воротись». Если колесо катится  ровно и  по дороге не затухает, значит и лето будет долгое и теплое.

Велес – Бог веселья, покровитель музыки и искусства и потому время Влесовой Встречи – время праздников великих. «Велес чесался да волосы бросил, и святочное Волосье (Млечный Путь) вечно горит в небе!»

«Хозяйка дома шерстинку жжет в новом Огне дабы уважить Батьку власом, –означает ставить Отца наравне с Велесом, –Богом Порядка, Гармонии и Мира, здравия семьи».  (Ю. Миролюбо, «Русский языческий фольклор»)«У Власья и борода в масле».Когда на небе после длительного зимнего отсутствия появляется самая яркая звезда в созвездии Волопаса  Арктур (в переводе с греческого – медведь) начинаются Комоедицы.

Пекутся блины с маслом, тем самым призывается Солнце.

На три утренние зорьки после Велесовых дней семена выставляются на мороз и потом подмешиваются в посевные. Делается это на обильный урожай.

На реках устраивается стенка на стенку. Берутся зимние городки с кличем: «Велес, сшиби рог зимы».

Молочные пышки сохранялись в красном углу со Дня Велеса как особые, обладающие целительским свойством.

В Новгороде к этому дню к его образу приносили коровье масло, а на Вологодчине пекли караваи ржаного хлеба, освящали их, а сами варили пиво и пировали все три дня. В красный угол ставили принесенную из колодца воду. По окончании праздника этой водой окрапляли жилище, очищая пространство для нового времени. В красный угол, ставили прядево, приобретающее, как и вода, целебную силу. Во многих местностях в Велесов день рано поутру совершали обряд опахивания деревни, чтобы оградить скот от «коровьей смерти». Утром с особыми причитаниями завивали из соломы закрут,  смазывали маслом и вешали в коровнике или в овечьем хлеву. Огонь Велеса – первый костер, в который стаскивали разный хлам, все не нужное. 

Во время Комоедиц ходили, друг к другу в гости. Пировали, причем в каждый день по-своему.

На Масленицу много разных игрищ придумано, одно из них – целовальные игры. Чем жарче поцелуй, тем быстрей весна придет. Одна из разновидностей целовальных игр – «Столбы». Это когда недавно поженившиеся молодые стоят парами, а собравшийся вокруг народ кричит: «Порох на губах» и молодые стоят, как столбы и в течение часа целуются.

Каждый праздник нес обрядовую и предсказательную функцию. Так 15 февраля нужно обязательно съехать с горки прямо с утра. Неважно рабочий это день или выходной, взрослый ты или ребенок. В этот день обязан найти любую возвышенность и съехать с нее. Впитать в себя силу сверху вниз, как Чур девясиловый. 

А еще каждый день масленицы имел свое название, а так же примечали какая погода выпадет на тот или иной день, дабы предсказать погоду в будущем.

Накануне перед Масленицей баба выходила тайно на реку с опарой и зазывала: «Месяц дружок, позолоченный рожок, выглянь!» Это делалось для того, чтобы тесто напиталось силы волшебной и блины получились ладные.

А еще в старину бабы на Руси блин горячий обязательно на снег клали, дабы снег растопить, чтоб Весне прийти.

15 февраля – если в пасмурную погоду вечером перед заходом выглянет солнце, то мороз придет 24 февраля.

16 февраля – починка дома мебели. В этот день очень благоприятны подарки связанные с символикой коня.

18 февраля – в этот день нужно пестро одеваться или во все коричневое,

17 февраля  – с этого дня ждем 3 крутых утренника до 24 февраля.  Делает обереги на коров (животных). Например, покормить в этот день повкуснее их. А вечером окурить свой дом можжевельником.

19 февраля – заигрыш, и в этот день начинаем изготавливать чучело Морены.

20 февраля – Спасовы коренья, заваривать травы для скотины, в этот день нужно лакомиться; чем больше лакомств, тем лучше.

21 февраля – Велес – серповидец. Широкий День, прославление Весны, кураж и забавы ряженых,  масляничный поезд .

22 февраля – тещины вечера. Зятья прощают тёщ.

23 февраля – золовкины посиделки.

24 февраля – прощеный день; большой костер – сжигание Морены; прощание с предками; Большое Славление Масленицы.

Много пели, сказители сказывали о Велесе и его космических стадах, а крестьяне совершали соответствующую магию.

Велес – не только Бог Мудрости. «Дед Волхвов» ( один из древнейших эпитетов Бога)- покровитель веселья. И то, что народ в течении двух недель достойно справлял оборот времени с зимы на весну, доказывает высокий культурный уровень славянского этноса. Крепкий алкоголь – такие же поздние искажения всенародного действа, как и привязка к лунным циклам, сжигание  красавицы Масленицы вместо хворой Морены.Даже масленичные горки, что во всём мире зовутся русскими, в России ныне называются американскими.

Но приходит время правильного понимания сути древнейшего праздника Батюшки Велеса.

Веселье – весь льётся. Нужно чистым сердцем принять силу , идущую от неба. Она наполняет природу человека добром, мощью и радостью. Огонь Коляды, народившийся в ночь зимнего солнцестояния вырос. Световой день явно увеличился. И это не просто повод для веселья. Это указание неба на необходимость нового оборота – нужно пробудиться от зимней спячки, стряхнуть оковы зимы и призвать Весну.

«Уходи зима сопливая, приходи Лето Красное»

Комоедица-Масляница – удивительная народная мистерия, дожившая до наших дней. Она доказывает, что наши корни – глубоко в многотысячелетней былине народа, и родниковая вода обычая способна поддержать Древо Жизни всей многокрасочностью этнической традиции, связующей нас с мудростью предков.

 

Сила в Завете предков!!!

                                              Екатерина Дятлова

 

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru