Русский Лад

Сибирский самородок земли русской

«Если соберём волю каждого в одну волю – выстоим!

Если соберём совесть каждого в одну совесть – выстоим!

Если соберём любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!»

В.Г. Распутин

Немногим более года ушёл из жизни прекрасной души человек, верный сын земли русской, защитник чести русского народа и сибирской природы Валентин Григорьевич Распутин, Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии России.

rasputin val 5 

Тяжёлые детские годы, пришедшие на годы войны и послевоенное время, воспитали в нём чувство сострадания к униженным и оскорблённым, боль чужую воспринимать как свою собственную. И эти высокие нравственные качества он пронёс через всю свою жизнь. В грозные 1990-91 годы он поставил свою подпись под письмом 74-х работников культуры в защиту русского народа и под «Словом к народу», призывавшим предотвратить распад СССР.

Нам в наследство Валентин Распутин в своих произведениях оставил богатый духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил, подвигает нас хранить и приумножать незыблемые, вечные ценности русской культуры. В его произведениях звучит суровая правда жизни, которая берёт читателя за душу, и он не может оставаться равнодушным не только к прочитанному, но и окружающей его жизни, ещё и потому, что они пропитаны протестом против забвения национальных традиций и устоев, памяти и истории прошедшего времени, его уроков.

Героями книг В. Распутина являются «люди невеликие», кои составляют большинство населения сибирской глубинки. Но как богат их духовный мир, как чисты их помыслы и действия, как высоки их нравственные качества. Тяготы повседневной жизни, случаи несправедливости не обозлили их, они сохраняют добрые отношения к людям, любовь к своей малой родине и рачительный пrasputin zhivi i pomniодход к природе.

В. Распутин в своих произведениях пытается философски осмыслить социально-нравственные проблемы бытия современности. В повести «Последний срок» - это вопросы свободы и ответственности, с которыми человек завершает свой жизненный путь. В центре повести «Живи и помни» трагедия самоотверженной, чудесной и удивительно светлой женщины, не смогшей примирить в своей душе стремление жить по совести и сохранить преданность мужу, бежавшему с поля боя. В широко известном «Прощание с Матёрой» писатель с болью отмечает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование».

Rasputinpozhar 2Философско-публицистическая повесть «Пожар» вышла в свет в переломный период жизни советского общества. В ней набатом звучало предупреждение о возрастании варварского, хищнического отношения людей, лишённых исторической связи с малой родиной, к природе, месту своего обитания, друг к другу.

В пореформенное время В. Распутин пишет повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». В условиях правового беспредела, наступившего после буржуазного переворота, сильная русская женщина, обрекая себя на пожизненные нравственные муки, совершает самосуд над насильником своей несовершеннолетней дочери. В этой повести и в последующих рассказах о жизни русских людей в современных условиях В. Распутин вскрывает язвы и пороки капиталистического общества, выражает свою мучительную боль, свое неприятие издевательства над правдой.

Читая книги В. Распутина, восторгаешься богатством красок их языка, который струится как таёжный ручей, переливаясь чудесными оборотами речи и словами, в них чувствуется мощь и неповторимость русского языка.

Проза Распутина глубоко народна и о нём с полным правом можно сказать, что его «неподкупный голос … был эхо русского народа». В нём звучит беззаветная любовь к Родине и твёрдая вера в освобождение от западного умственного ига и духовное возрождение русской нации. С искренней любовью и надеждой он обращается: «Родина моя! Мужайся, стой, крепись и одолей!»

*         *         *

Уверен, что это пожелание В.Распутина неизбежно сбудется, а порукой тому, в какой- то мере, являются прошедшие в библиотеке им. Ф.М. Достоевского «Распутинские чтения», инициатором и lemenkova 1организаторами, проведения которых стали член «Русского Лада» Л.А. Леменкова и директор библиотеки Г.И. Панина. В чтениях приняли участия учащиеся и учителя школ №№3 и 72 г. Красноярска, сотрудники библиотеки и активисты Русского Лада».

Чтения открыла кратким вступительным словом Л.А. Леменкова, рассказав об огромном вкладе В.Г. Распутина в советскую русскую литературу, об его общественно-политической деятельности по защите духовных ценностей и традиций русского народа вообще и особенно жителей Сибири и её величественной природы.

rozanova m s red

Затем сотрудница библиотеки М.С. Розанова рассказала о жизненном и творческом пути В.Г. Распутина, о его книгах, в которых звучит любовь к нашей Родине, к русскому народу приумножающему своим трудом её богатства и красоту.

М.С. Маркарян провела викторину по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». По ходу викторины чувствовалось, что городских школьников XXI века глубоко тронула участь 11-летнего мальчика послевоенного времени, вынужденного ради учения испытывать нужду и муки голода. После каждого вопроса подымался лес рук. Особо отличился пятиклассник Саша Сапожников, он готов был отвечать на любой вопрос и, когда получал такую возможность, то отвечал обстоятельно и правильно. Активно участвовали в викторине учащиеся 5-6 классов Маша Косицкая, Аня Каштанова, Ваня Ковалевский, Алиса Карнаухова, Катя Кузнецова, Саша Бугай, Саша Александрова, Паша Зворыгин и Кирилл Козинец. Думается, что им стали понятны и муки совести, и неудовлетворённость собой главного героя.

Зrasputin nezhdanno negadannoатаив дыхание дети слушали рассказ В.Г. Распутина «Нежданно-негаданно», который артистично прочла Л.А. Леменкова. Автором с одной стороны показано благородство и душевность простых русских жителей деревни, а с другой - мерзости нынешней российской жизни, в которой допускается превращение малолетних детей в рабов, и их нещадная эксплуатация ради лёгкой наживы, в которой русские люди вынуждены терпеть «понятия» разных «ахмедов». Да трагическая судьба шестилетней девочки Кати, не знающей своих родителей, вынужденной собирать подаяния у торгового центра для Ахмеда – это типичная картина нашей действительности. И вырваться из этого плена нет никакой возможности. Ибо сегодня хозяева жизни – эти самые пришельцы, для достижения своих алчных целей они не остановятся ни перед чем, они пойдут и на убийство, вставшего у них на пути. Это уже уяснила Катя. Месяц она пожила в простой сельской семье, только начала оттаивать душой, что наглядно показали Таня Яковлева и Наташа Збарицкая, сыграв сценку разговора Кати со своей деревенской сверстницей, но её разыскал Ахмед, и девочка вынуждена была пойти покорно с ним. А русский мужик Сеня Поздняков, человек добрейшей души, приютивший в своей семье бездомную девочку, не имел возможности её защитить.

Создалось впечатление, что дети, прослушав рассказ, испытали психологический шок. Они впервые столкнулись с суровой и горькой правдой жизни, так не похожей на «мыльные» сюжеты телевидения. С болью об этом говорили Таня Полякова, Кирилл Гук, Таня Яковлева, Маша Косицкая, Кристина Дубская и Вадим Федотов. Учительница Е.Ф. Божкова напомнила детям о судьбе трёхлетней девочки Маруси из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья», может быть и героиню рассказа В.Г. Распутина ждёт гибель в детском возрасте. Что ж для буржуазного общества детская нищета, детская беспризорность, детская смертность обычное явление. Вот и в Россию возвратились беды XIX века. Такова нынешняя российская реальность. Почему она стала возможной?

rasp krsk b ka obsh vid

В советском обществе такого не было, дети были окружены заботой государства - напомнил в своём выступлении И.С. Бортников. Да были и в нём недостатки, но люди были уверенны в завтрашнем дне, их жизненный уровень постоянно повышался, правда, возможно, не так быстро, как хотелось некоторым. Успехи в развитии производства, в науке, культуре были значительны. Но не была решена жилищная проблема, наблюдался дефицит продовольственных продуктов и товаров народного потребления. Всё это вызывало недовольство обывателя руководством страны и местными руководителями. И когда молодой говорливый генсек Горбачёв предложил ускорение и перестройку люди воспрянули духом., забыв о том, что «благими намерениями дорога в ад вымощена». Потому-то быстро наступило разочарование, поскольку жизнь становилась всё хуже и хуже. Вместе с разочарованием пришло равнодушие. А это самое страшное, ибо: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство» - писал Бруно Ясенский в романе «Заговор равнодушных». Вот из повального равнодушия нынешних россиян и возможны такие вопиющие случаи, как описанный неравнодушным В.Г. Распутиным в обсуждаемом рассказе.

Завершая обсуждение, Л.А. Леменкова отметила, что своим творчеством В.Г. Распутин продолжил замечательные традиции русской классической литературы, проповедуя добро, гражданские и семейные ценности, сохранение мира, природы и памяти. Для его любимых героев новая реальность представляется жестокой, страшной и трагической, но они сохраняют свои высокие нравственные качества, такие как честность, совестливость, любовь к ближнему. В последних произведениях Распутина чувствуются нотки мистики, и возникает впечатление, что спасение человека он видит в православии, в вере.

По сложившейся традиции пишущий эти строки тепло поблагодарил организаторов чтений Л.А. Леменкову и Г.И. Панину, педагогов М.С. Маркарян, И.В. Боброву, Е.Ф. Божкову, сотрудницу библиотеки М.С. Розанову, а также всех принявших участие в викторине и обсуждении рассказа и вручил им благодарственные письма и брошюры публицистики В.Г. Распутина «Мужайся, стой, крепись и одолей!» («Советская Россия») и «Захватили в свои руки богатейшую страну…» («Правда»).

Иван Стефанович Бортников – первый заместитель председателя КРОО «Русское общество» - отделения ВСД «Русский Лад

Фото С.В. Рязанова

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru