Беседа генерал-полковника Леонида ИВАШОВА с главным редактором «Советской России» Валентином ЧИКИНЫМ об итогах Общероссийского офицерского собрания.
В.Ч. Леонид Григорьевич, 23 апреля с.г. состоялось Общероссийское офицерское собрание с повесткой дня «Задачи офицерского корпуса по противодействию внутренним и внешним угрозам России». Не могли бы Вы рассказать нашим читателям о его содержании, о состоянии нашей безопасности и о том, какие угрозы нам следует ожидать?
Л.И.Собрание было созвано Высшим офицерским советом в связи с обострением внешней ситуации вокруг России и внутренними проблемами внутри страны. Наш вывод таков: ситуация в сфере безопасности крайне тревожная. Пожалуй, за последнюю четверть века наша держава впервые сталкивается с возможностью реального военного удара со стороны Запада. Осуществляется беспрецедентное силовое давление на Россию, проводятся масштабные мероприятия по наращиванию военного потенциала у наших границ, полным ходом идет развертывание сил быстрого глобального удара и системы противоракетной обороны США.
Плюс демонизация российской внешней политики, провокации, способные вызвать вооруженный инцидент, перерастающий в военный конфликт и большую войну. Плюс окружение России сетью военных баз и других военных объектов по периметру ее границ, рост интенсивности военных приготовлений в Арктике, на северо-западе, юго-западе, на южном стратегическом направлении, на востоке страны. Испытывают на прочность ОДКБ (армяно-азербайджанский конфликт), союзнические обязательства России и Беларуси, состояние готовности российских вооруженных сил к пресечению провокаций (инциденты с американским кораблем «Дональд Кук», самолетом-разведчиком RC-135 в зоне Балтийского моря) и отражению агрессии. Варварское уничтожение турками российского Су-24 было и проверкой реакции военно-политического руководства РФ на прямой акт агрессии. Все это однозначно указывает на подготовку к войне с Россией. Так что офицерам было о чем поговорить.
В.Ч. Дополню, что и руководящие документы США ориентируют вооруженные силы собственной страны и НАТО на подготовку к войне с Россией, о чем мы с Вами не раз говорили на страницах нашей газеты.
Л.И.Да, мы говорили о Стратегии национальной безопасности США – 2015 и о военной доктрине, принятой летом того же года в развитие Стратегии. В этих документах однозначно делается ставка на неограниченное применение военной силы, и отнюдь не с целью обороны или защиты от агрессии:«Она (Стратегия. – Л.И.) направлена на инициативное продвижение наших интересов и ценностей с позиции силы…Не существует замены американскому лидерству… Мы будем лидировать с позиции силы… США будут применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке…Вооруженные силы США будут готовы применить военную силу в любой точке мира…»И так далее в том же духе.
Это явно милитаристский документ – стратегия большой войны. Это вызов всему человечеству, всем народам и государствам, не желающим жить в условиях однополярной диктатуры, долларового фашизма и постоянной угрозы немедленной расправы с любым несогласным народом или правительством. Даже в годы холодной войны подобных и столь циничных документов Запада я не встречал. Но американские стратегические планы тут же навязываются всем странам НАТО, и этот военный блок берет под козырек, благо в Европе силами Альянса всегда командует американский генерал или адмирал.
В.Ч. Леонид Григорьевич, как офицерское собрание оценивает состояние российской оборонной системы и вооруженных сил в частности?
Л.И.Большинство выступающих, а их число превысило два десятка, с пониманием и одобрением относятся к мерам по форсированному восстановлению обороноспособности страны и боеспособности вооруженных сил. Такую же позицию выразил и член Комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетекин (КПРФ). Министр обороны, Генеральный штаб, офицерский корпус, воины армии и флота осознают нарастание военной опасности и делают немало для того, чтобы сдержать военную агрессию. Но нужно понимать реалии, считать соотношение сил и возможностей, а не питать иллюзии.
А реалии таковы: четверть века, начиная с горбачевских времен, мы ускоренно разоружались, «демилитаризировали» экономику и массовое сознание, пропагандировали, что врагов у нас, кроме террористов, нет. В то время как все другие страны серьезно развивали военное дело и оборонную промышленность. Американцы вообще побили все исторические рекорды – обошли все другие вместе взятые страны по объему военных расходов и ушли в военно-технологический отрыв. Сердюковские «реформы» едва вообще не добили военную науку, образование, дезорганизовали вооруженные силы как единую систему, деморализовали личный состав и насадили повсеместную коррупцию.
Об этом очень остро говорили выступающие, при этом досталось В.В. Путину и Д.А. Медведеву, как и Комитету по обороне Госдумы. И восстановить в течение трех и даже пяти лет такое разорение и отставание невозможно. Тем более что появились новые потенциальные театры военных действий, такие, как арктический, ближневосточный. На севере приходится развертывать почти заново стратегические группировки, создавать новые виды техники, разрабатывать теорию военных действий, обустраивать личный состав, строить военную инфраструктуру. И все это в условиях финансового дефицита. Чудеса проявляют наши оборонщики, но и здесь тот же системный многолетний развал. Врагов то у нас нет.
В.Ч. Но ведь российская группировка хорошо показала себя в Сирии, по сути, переломив ситуацию на Ближнем Востоке. Это даже американцы признают. А какой эффект вызвали наши «калибры», Су-35, ночные охотники – вертолеты. Да и пилоты продемонстрировали летное мастерство и мужество.
Л.И.На собрании это подчеркивалось особо. Как и действия российских добровольцев на донецко-луганском фронте, о чем говорили с благодарностью представители вооруженных сил ДНР и ЛНР. Но при всей трагичности событий в Сирии и Новороссии это локальные военные действия, это для России не война. И примененные на сирийском фронте новейшие средства вооруженной борьбы показали весьма высокую эффективность. Это была международная демонстрация образцов российского оружия. Но массовое (серийное) их производство в количествах, необходимых для переоснащения армии и флота, не освоено. Неслучайно В. Путин на одном из недавних совещаний отметил, что доля современных вооружений в войсках не превышает 30 процентов.
Под современным понимается то, что произведено после развала СССР. Мобилизационные возможности оборонно-промышленных предприятий близки к нулю, о гражданских, тем более частных, и говорить не приходится. К тому же российская система образования не готовила достаточного числа инженерно-технических специалистов, а юристы, менеджеры и бакалавры годятся только для комплектования правительства РФ. Так что главное сегодня объединенными усилиями политиков, дипломатов и военных нужно стремиться избежать войны.
В.Ч. Ну вот мы с Вами, Леонид Григорьевич, и подошли к внутренним проблемам военной безопасности нашего Отечества. Звучала ли эта тема на Общероссийском офицерском собрании? И как остро? И есть ли у нас военные союзники?
Л.И.Спасибо Вам, Валентин Васильевич, за «допрос с пристрастием». «Советская Россия», как и фракция КПРФ в Госдуме, всегда вопросы обороны и безопасности страны выделяли в особый приоритет. И это абсолютно правильно. Великий китаец Сунь-цзы говорил: «Ищи друзей, враги сами объявятся». Вот враги объявились, а друзей не стало. Есть только партнеры по бизнесу. Мы видели, как наш почти брат – Эрдоган – в течение нескольких часов превратился в злейшего врага.
ОДКБ – военно-политический союз, но по своей дееспособности это далеко не Варшавский договор. Он пока слаб, и прежде всего в политическом отношении, а потом и в военном. Принимая политические решения по военным вопросам, мы даже не консультируемся с ними. Шанхайская организация сотрудничества иногда обращается к проблемам терроризма. Но это не военно-политическая организация, ее члены не несут обязательств по вооруженной защите друг друга в случае агрессии. Можно сделать вывод, что перед лицом реальной военной опасности мы остались в одиночестве.
О внутреннем состоянии обороноспособности страны всесторонний анализ сделал наш аналитик С.С. Сулакшин. Он убедительно, на математических расчетах, графиках и диаграммах, показал слабости российской внутренней политики и системы управления процессами в стране…
Мы по сей день не представляем себе, какую модель государства и общества строит российская власть, какова экономическая стратегия обороны. Либерально-монетаристская экономика и финансовая система, подконтрольные Западу, – главные внутренние враги и угрозы безопасности Российской Федерации. Такой вывод прозвучал и в докладе, и в выступлениях. Нашел он отражение и в решении собрания.
Правительство, по мнению офицерского корпуса, работает больше на враждебный лагерь, чем на оборону России. Сегодня власти и единороссы любят кивать на объективные причины: обвал рубля, резкое падение цен на нефть, санкции и прочие трудности. Но в России национальная валюта обвалилась рекордно, более чем во всех нефтедобывающих странах, даже по сравнению с теми, кто больше нас зависит от нефтяных доходов. Или возьмем беспрекословное выполнение финансово-экономическим блоком рекомендаций МВФ. Я процитирую эти рекомендации от 2014 г.
Одно для США:«Преждевременное повышение ставок может вызвать ужесточение финансовых условий или расшатывание финансовой стабильности, что будет препятствовать росту экономики». То есть повышение ставок нежелательно. А вот что тот же МВФ рекомендует России:«Для выполнения установленного Банком России на 2015 г. целевого показателя по инфляции… Банку России следует быть готовым в течение следующего года дополнительно повысить процентные ставки». Комментарии, думаю, излишни.
Я говорил в своем докладе и о последствиях обесценения рубля, которое привело к остановке многих предприятий, включая оборонные, ограничению импорта передовых технологий и оборудования, снижению внутреннего спроса, росту инфляции, затормозило рост экономики в целом. Далее, пострадало из-за девальвации и инфляции наше население опять же более других. То же и с падением темпов прироста ВВП и другими показателями состояния экономики.
Взять нашего соседа – Иран. Он десять лет находился под более жесткими санкциями, чем мы, но не привязал так жестко свою валюту к доллару, как российский ЦБ и Минфин. И к тому же решил проблемы импортозамещения. Иран сегодня в целом индустриальная страна, а мы – аграрно-воровская держава с ракетами. Мы также лидеры в мировой системе государств по уровню коррупции, за 2015 г. наши граждане обрели меньше чем кто-либо жилья (в процентном отношении на число населения), хотя 35% российского жилфонда не приспособлено для проживания. Сократились в 2015 г. доходы населения на 9,4%, пенсии – на 10%. Ни одного позитивного показателя в деятельности правительства на собрании не было приведено даже его сторонниками. Поэтому можно сделать вывод, что мы имеем самое непрофессиональное и неэффективное правительство в мире. Но президент, похоже, его терпит, как и разорительный либерально-монетаристский курс экономики. Этот курс тормозит и губит производительную, индустриальную экономику, что не может не отразиться негативно на обороноспособности страны.
В.Ч. Но общество, исходя из результатов социологических опросов, поддерживает курс президента, хотя не оказывает поддержку курсу правительства. Рейтинг В.В. Путина предельно высокий.
Л.И.Понимаете, Валентин Васильевич, в этом я вижу весьма опасную ситуацию для России, когда президент тянет страну от Запада, в Евразию, и вообще на Восток, да к тому же пытается дать хоть какие-то социальные гарантии простому народу и подавить коррупцию, а правительство и единороссы настойчиво тянут нас на Запад и неистово отстаивают интересы олигархии и коррумпированного чиновничества. Страна в таком случае ставится на минную растяжку, и когда рванет, никто не знает. Офицерский корпус, а это представители всех силовых ведомств, готов участвовать в «разминировании» этой опасности, но ему необходимо четко поставить задачу. Часть офицерского сообщества работает в ОНФ, но доля его там незначительна, задачи неконкретны.
В.Ч. Леонид Григорьевич, как широко был представлен офицерский корпус на собрании?
Л.Г.В основе своей это представители ветеранских организаций всех видов вооруженных сил, родов войск и других силовых структур. География – это вся Россия. Присутствовали также представители вооруженных сил ДНР, добровольцы, участвовавшие в боевых действиях в Новороссии, волонтеры и другие. И, конечно, представители науки, культуры, образования.
В.Ч. Спасибо, что Вы поделились информацией об Общероссийском офицерском собрании. Думаю, читателям «Советской России» будет интересно узнать и о состоянии безопасности нашего Отечества и о настроениях в офицерской среде.
Л.И.Поздравим, Валентин Васильевич, наших читателей с праздником Великой Победы, поклонимся всем участникам Великой битвы и пожелаем, чтобы не было больше войн на российской земле.
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=602826