О причинах и предпосылках Победы нашего народа в самой тяжелой в истории человечества войне написано немало глубоких суждений во множестве томов. Попробуем, никоим образом не претендуя исчерпать тему, остановиться далее лишь на духовном содержанииэтого коллективного подвига наших людей, которое, наряду с колоссальной успешной организаторской работой руководства того времени и всего аппарата власти сверху донизу, стало важнейшим слагаемым успеха на фронтах и в тылу.
Войну выиграла, в конечном счете, система, духовно более высокая, нежели общественный строй агрессоров, вломившихся в нашу страну с чисто разбойничьими, грабительскими и геноцидными намерениями. Нашим - тогда советским - людям пришлось отстаивать свой дом и близких, не щадя себя. И первый мой тезис состоит в том, что основная масса народа и почти все молодое поколение были в главном готовы к этой задаче. Такая патриотическая готовность не сложилась сама собой, но стала естественным результатом огромной совместной работы тогдашнего политического руководства, административных учреждений, деятелей культуры, учителей и профессорско-преподавательского корпуса страны по патриотическому воспитанию.
А сделать это было нелегко и тогда, поскольку первые полтора десятилетия Советской власти (как и аналогичный срок, после ее обвала) слово патриотизм было ругательным. Патриотизм, как и в 1990-е гг., под давлением этнических кланов, считался «последним прибежищем негодяев». К счастью, менее чем за десятилетие до 1941 г. с этим наследием троцкизма сталинское руководство успело успешно порвать и не только на словах. В школу, в вузы, в печать вернулись герои русской истории и, что не менее важно, герои великой нашей литературы.
Реабилитированная и введенная в стены школы, театров и кино культурно-историческая традиция нашего народа оказалась первостепенным условием победы. Не умаляя вклада других народов нашей страны с их достойным наследием, должны все же подчеркнуть, что духовным стержнем в жизни наших сограждан во времена грозных военных испытаний стала именно эта спасительная традиция. Важнейшей опорой в боевых условиях стал воскрешенный Сталиным национальный дух русского народа, который воплощен в героях русской истории, в том числе - в героях Отечественной войны 1812 г. Все они вернулись в народное сознание накануне суровых испытаний. И благодаря всеобщей ликвидации неграмотности, огромной издательской и просветительной работе, они впервые стали принадлежать всему народу.
Именно в этом национальном духе, закрепленном в нашей классике, содержалась святая память о многовековой стойкости и доблести русского воинства и его товариществе, которую знал как молитву каждый школьник, читавший гоголевского «Тараса Бульбу» и учивший наизусть знаменитый отрывок из этой повести. Выпускники средних школ, едва выйдя из-под крыла своих наставников, стали главными участниками событий на фронтах. И они не подвели Отечество. Вечная память им и оставшимся в тени их замечательным учителям, которые успели подготовить поколение фронтовиков и которые сами в немалом числе полегли в боях!
Именно благодаря этому командир Красной армии на Бородинском поле вполне мог осенять себя и бойцов не только советскими, но, тут же найденными вблизи, музейными русскими знаменами. И каждому молодому солдату, знавшему книги Льва Толстого, смотревшему фильмы «Александр Невский», «Иван Грозный», был понятен смысл этой исторической преемственности. Действовали не столько эффекты казенной пропаганды, сколько сработала наша великая традиция отпора поработителям. Хотя воевали главным образом молодые ребята, воспитанные в духе атеизма, нет сомнения в том, что их стойкость и жертвенность были сродни истовой вере их далёких и близких православных предков, готовых хоть на костер за правду. Без завещанных историей и счастливо возрождённых нравственных ценностей был бы невозможен великий порыв народа. Этот глубокий духовный сплав времен и поколений, породивший Победу, с необычайной силой выражен в потрясающем симоновском стихотворении 1941 года. Его строфы, превосходно отражающие настроение времени, своей мудростью, кажется, превосходят целые тома.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
(Константин Симонов. Алексею Суркову. 1941 г.)
Ни традиционная Россия без социализма не смогла бы одолеть гитлеровское нашествие, ни советский строй, отделенный от традиции, от русского патриотизма, не смог бы одержать великую Победу.
Не будет большим преувеличением использовать в этой связи, во-первых, парафраз знаменитой мысли Бисмарка применительно к обстоятельствам нашей Великой Отечественной: войну выиграл советский учитель, а точнее - созданная в СССР, превосходная, не кастовая, не узко классовая система школьного образования, поистине, доступного «для всех». Есть повод задуматься над сегодняшним разорением школы и его вероятными последствиями. Как показывают опросы, слишком большая часть современной российской молодежи не собирается ни при каких обстоятельствах защищать Россию, ставшую достоянием олигархов, превратившейся для многих молодых людей из Матери - Родины в мачеху. Да и к чему способны «овощи», выращенные по методике А.Фурсенко, которые настойчиво направляются ТВ-наставниками в область криминальных занятий и пустых развлечений? Что они будут защищать?! А священное поле Бородинское, захваченное под дачи псевдоэлитным сбродом, что оно будет символизировать для следующих поколений?
Массовый патриотизм и героизм тогдашней молодежи, разумеется, не были продуктом отдельно взятой системы образования. Известно, что не меньше, чем уроки, учит то, что происходит за школьным окном. И с непреложной очевидностью выяснилось, что каждому воину и всем оставшимся в тылу было что защищать. Не идеальный, но реально существовавший советский строй нёс в себе (и в той или иной степени реализовал) идею социальной справедливости. Она проявлялась не только в виде бесплатного образования и медицины, но в отсутствии безработицы, в необычайной социальной мобильности молодых в условиях индустриализации и реальной модернизации производства, в открытости дорог в жизни с помощью образования, в преодолении тех жутких социальных контрастов, которыми был полон дореволюционный быт. А эти контрасты наблюдались тогда во всех в соседних странах, как видим их ныне, к несчастью, в сегодняшней, ослабленной донельзя России.
Благодаря всему этому в 1941 г., когда пришли к нам не только полчища немецких фашистов, но и войска из большинства европейских стран, вражеские армии встретило сплоченное и морально-психологически отмобилизованное советское общество. Оно оказалось способным сражаться и выстоять в самых невероятных испытаниях, которые не смогла бы выдержать ни одна западная страна, как дословно свидетельствовал об этом британский посол в Москве в военные годы Стаффорд Криппс. Под ударами Гитлера европейские страны рассыпались буквально в считанные недели и дни. Подчеркну этот важный тезис: у нас были общие, доступные для всех ценности, коллективное достояние народа, которые мы и защищали вместе. Поэтому в воздухе, на суше, и на море вместе сражались, гибли и попадали в плен наравне: деревенские парни, рабочие, студенты и сыновья высших руководителей государства. Стоит подумать, а что осталось от этого положения вещей сегодня? Способны ли сегодня к защите Отечества обитатели Рублевки, или - обосновавшиеся в замках и дворцах Западной Европы олигархи? Чьи государственные интересы будут защищать и защищают высшие чиновники, далеко не скромные капиталы которых хранятся на Западе?
В Великой Отечественной войне нам пришлось противостоять наиболее агрессивной форме геноцида наших народов, когда, фашисты согласно плану «Ост», цинично планировали истребление и вымирание большинства наших сограждан и даже преуспели в этом немало на оккупированных территориях. Пару месяцев спустя после начала войны Гитлер выразил надежду, что за предстоящий год от голода вымрет примерно 20 миллионов русских. Здоровый инстинкт самосохранения народа и вера в собственные силы, эффективные планирование и организация производства помогли тогда справиться со злом. Ценой огромных жертв нам удалось отстоять право на жизнь на земле, причем не только для наших соотечественников, но и для граждан многих других государств, оказавшихся под пятой нацистов. В этом проявилось настоящее величие духа русско-советской цивилизации.
Увы, 71 год спустя, к глубокому сожалению, для нас вновь остро актуальным стал вопрос о выживании нашего народа, который вытесняется из географии и истории под натиском неоимперской глобализации при предательском содействии ей местных либерально-власовских приспешников из РФ, которые сегодня твердят исключительно о вреде советского социализма. Именно они алчно набивают свои карманы из созданных им некогда ресурсов. "Своего наше поколение ничего не создало", - признался однажды Владислав Сурков перед чиновной алитой нынешней России.
Сегодня видны реальные попытки «втихую» перечеркнуть плоды нашей Победы, ввергая миллионы сограждан, потомков победителей, в абсолютную нищету и голод, когда даже по официальной оценке в РФ голодает 24 миллиона человек, когда в нищете, по данным социологов, оказалось около 70% населения. Тем самым сформировался и поддерживается хронический процесс «депопуляции», как нейтрально, научным языком, обозначают факт вымирания русских. Можно ли оставаться равнодушными к этому посягательству на основной результат Победы нашей Родины в мае 1945?
Прежде всего, об этом приходится размышлять, вспоминая подвиг победителей, который предается теперь повседневно далеко не только «литературными» власовцами. Когда, например, член Общественной Палаты Павел Гусев (редактор «МК») публично «сожалел» о том, что в 1945 г. победила наша страна, а не гитлеровцы, и никто изо всей этой «палатки» и из высшего руководства РФ на подобные, отнюдь не единичные, заявления даже не реагировал. Когда повседневно идет вал издевательских, лживых фильмов и телепередач о победителях. И когда наши фронтовики умирают в нищете и в забвении. За последний год вымерла ровно половина ветеранов войны, так и не дождавшись достойной жизни. Некоторые из них умирали прямо под подлый аккомпанемент радио- и телепрограмм, в которых ничтожества, сегодняшние пораженцы, плевали в их подвиг, обвиняя отстоявших Родину героев во все смертных грехах.
Это - ни что иное, как организованная, вражеская атака на высшие смыслы нашей Победы. Только сберегая память о великих предках, отстаивая право на достойную жизнь живых ветеранов, защищая историческое наследие словом и делом, мы можем сегодня сберечь от полного уничтожения нашу Родину, которая оказалась ныне в неизмеримо худшем положении, чем в годы фашистской агрессии. Вместе с тем совершенно ясно, что добиться в этой борьбе окончательного успеха невозможно, не воскресив лучшие черты великого советского проекта. Успех национально-освободительной борьбы может быть достигнут только на основе системы социальной справедливости, которую утверждает социализм.