ИГОРЬ ОЛИН
В 2012 году в крупнейших печатных периодических изданиях страны вышли программные статьи Владимира Владимировича Путина, тогда ещё кандидата в президенты Российской Федерации.
Автор дал поистине блестящий анализ состояния экономики, социальной и политической сферы, международного положения государства, чем развеял бытующий в определенных кругах миф о том, что при принятии решений первое лицо бывает "не осведомлено", "не владеет всей полнотой информации о положении на местах" и т.п. Он с предельной прямотой назвал практически все болевые точки, избегая всякого декора и лакировки. Исходя из ключевых проблем, он сформулировал амбициозные задачи на будущее, с подавляющим большинством которых невозможно было не согласиться.
Прошло четыре года - срок, ранее считавшийся достаточным для исполнения президентских полномочий. Конечно, в ряде случаев президентом обозначались более дальние рубежи - 2018, 2020, 2025 годы. Однако и здесь промежуточные итоги подводить можно, ведь достижение результатов возможно лишь при постоянном поступательном движении. Мне показалось интересным проследить динамику развития по направлениям, что декларировались Путиным. Вот что из этого получилось.
В.Путин: "Новая экономика России – это экономика диверсифицированная, где кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в 1,5 раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое".
По факту в 2015 г. в общем объеме российского экспорта в страны дальнего зарубежья, по данным ФТС, ровно две трети – 66,4% – пришлось на топливно-энергетические товары. Особо быстрыми темпами рос экспорт дешевой продукции низкого передела – чугуна (за год почти на четверть). Доля высокотехнологичного экспорта – машин и оборудования – остается крайне низкой и составляет всего 6% от общего объема экспорта в дальнее зарубежье, никакого роста не наблюдается, Россия в мире остаётся поставщиком природных ресурсов.
При этом любопытно, что даже такие отрасли, как нефтедобыча и нефтепереработка, крайне зависимы от импорта. Специалисты указывают, что мы не можем сегодня самостоятельно качественно осуществлять геологоразведочные и сервисные работы, а главное, перейти к глубокой нефтепереработке.
В.Путин: "Средняя заработная плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6–1,7 раза, почти до 40 000 руб. в ценах 2011 г. Номинально она, конечно, будет выше".
Среднемесячная заработная плата в России в номинальном выражении в январе 2016 года составила 32 122 рубля. Или 27,5 тысяч рублей после вычета подоходного налога. По сравнению с январем предыдущего года в реальном выражении она уменьшилась на 6%. Текущий год, скорее всего, только усугубит эту печальную тенденцию. Так откуда взялись 40 тыс.? Было ли это пустым обещанием или недальновидным прогнозом, в любом случае слова те имеют мало общего с реальностью. Добавлю, что при учёте данного показателя важно понимать хитрости статистики "средней температуры по больнице". Если из расчёта убрать 10% россиян с наиболее высокими доходами, то средняя зарплата составит уже всего 25,6 тысяч рублей. А это, честно говоря, при нынешних ценах совсем немного.
В.Путин: "Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза к концу десятилетия с нынешних 10,5 до 25%, то есть достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня".
Российская промышленность с каждым годом все сильнее отстает от мировых лидеров по уровню технологичности. Огромной проблемой остаётся критичная степень износа основных производственных фондов - более 50% по данным Росстата (независимые эксперты называют цифру в 60%). На первый взгляд, удивительно, но именно "тучные" 2000-е годы довели страну до аховой ситуации, когда степень износа возросла более чем на 10 пунктов (для сравнения в 1990г. она составляла 35%, в 2000г. – 39%). При этом чем более высокотехнологичной является отрасль, тем выше в ней уровень износа оборудования, так в ряде отраслей машиностроения он превышает 80%. Отставание от конкурентов тут катастрофическое.
Один интересный пример. В странах - лидерах современной производственной революции на 10 тыс. рабочих, занятых в промышленности, приходится от 150 до 500 роботов. Что касается России, то, по данным Центра робототехники IT кластера Сколково, за 2015 г. в стране установлено менее 1 тыс. производственных роботов, из которых более 600 – зарубежного производства. Картина просто удручающая.
В.Путин: "Это – экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике".
Отношение к предпринимателям отлично иллюстрирует "Ночь длинных ковшей". Государственные чиновники, не стесняясь, отзываются о малом бизнесе как элементе второсортном. Особенно симптоматичен здесь 2014 г., когда количество малых предприятий России уменьшилось на 46% (с 3,8 млн. до 2,1 млн). Соответственно неоткуда взяться и новым рабочим местам.
В.Путин: "Надо сформировать такие условия, когда внутри частного сектора российской экономики возникнут длинные деньги в форме устойчиво растущих накоплений частных лиц, в том числе пенсионных".
По спискам "Форбс" мы, безусловно, знаем некоторых частных лиц, чьи накопления растут изо дня в день. А каковы дела у рядовых граждан? В 2016 г. у 61% россиян нет сбережений. Об этом свидетельствуют результаты опроса исследовательского холдинга Romir. В компании отмечают, что это максимальный показатель более чем за 10 лет. Еще 12% респондентов заявили о том, что последние накопления были потрачены в последние месяцы. Похоже, что теперь созданы все условия, чтобы накопления частных лиц исчезли вовсе.
В.Путин: "Создание 25 млн. новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования — это не красивая фраза, это насущная необходимость...".
В среднем по России снижение высокопроизводительных рабочих мест по итогам 2015 года составило 9%. В разрезе регионов такую статистику обнаружить мне не удалось, хотя все они заполняют отчёты в центр, но, например, в Свердловской области за 2015 год произошло снижение количества высокопроизводительных рабочих мест на 57,1 тыс.единиц.
В.Путин: "10–11% наших граждан все еще остаются по своим доходам ниже черты бедности. По самым разным причинам. К концу текущего десятилетия эту проблему нам надо решить. Преодолеть бедность, неприемлемую для развитой страны".
В 2015 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ составила 20,3 миллиона человек, или 14% от общей численности населения. Произошёл самый серьезный скачок бедности в стране с 2006 года. По прогнозам ряда экономистов (Я.Миркин) в 2016 г. количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума увеличится ещё на 3,6-4,2 миллиона человек. Опять же важно не забывать, что прожиточный минимум в России - эфемерная величина, на него прожить в принципе невозможно. Сокращение бедности у нас происходит проверенным статистическим способом - со снижением этого минимума. Вообще, игры с цифрами, надувание "мыльных пузырей" - беда наших государственных мужей. Кого обманывают? Показателен нижеследующий пример.
В.Путин: "Не менее важное направление – местная дорожная сеть. Сегодня мы имеем поистине парадоксальную ситуацию. В России с ее огромной территорией дефицитом являются участки для строительства. Причина – неразвитость инфраструктуры".
В 2000-е годы были изменены методики учета автодорог. Некоторые автодороги из ранее выбывших признавались пригодными к эксплуатации, переквалифицировались в дороги с твердым покрытием, хотя ранее таковыми не считались. Строить толком ничего не строили, зато протяжённость дорог в отчётных документах быстро росла. Это радовало глаз власти: никаких усилий прикладываать не нужно, а похвастаться есть чем. Потому с 2010-х гг. при помощи «методик подсчета» инфраструктуру серьёзно "подлатали". В протяженность российских автодорог с твердым покрытием сначала включили дороги местного значения, а потом и улицы. В результате за 2010–2012 гг. официально объявленная протяженность всех дорог увеличилась на 461 тыс. км. В действительности же вновь построено было только 8 тыс.км. автодорог, и если вернуться к старой методике подсчёта, то наблюдаемая протяженность не только не выросла, а наоборот, сократилась на 155 тыс. км.
В.Путин: "Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов... Прежде всего – то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее, на престижное потребление".
На самом деле многие жалуются на скрытый рост налоговой нагрузки. Всем хорошо известна история с введением системы «Платон». А вот так называемый «налог на роскошь», предложенный в 2012 г. «СР», надолго застрял в кабинетах ГосДумы и в конечном итоге был народными избранниками отметён, как «ненужный». Зато у нас до сих пор свои 13% подоходного налога платят те 20 млн. россиян, что трудятся за минимальную заработную плату, заметно уступающую тому прожиточному минимуму, на который прожить невозможно. Такое положение вещей радеющим о народах России депутатам представляется «нужным».
В.Путин: "Большой резерв – в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры".
Про «офшоры», наверное, лучше всего спросить у виолончелиста Ролдугина, чьи 2 млрд. дол. главой государства были оценены как скромный заработок гастролирующей по миру «звезды». Тут без комментариев.
Завершить статью хочется ещё одной цитатой В.Путина: "Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы". Да, что нам нужно, мы знаем. Ещё бы найти тех, кто мог бы превращать все эти прекрасные слова в дела.
http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10608&Itemid=35