Итак, на дворе, как известно, двадцать первый век. Победоносно шагают по планете цифровые технологии, покоряют сердца миллионов людей. Сегодня и государственному деятелю не зазорно взять смартфон и отправить с него сообщение в «твиттер». Все удобнее становятся бытовые аспекты жизни – например, оплата квартплаты через интернет, не выходя из дома, не тратя время, запись в электронную очередь, различные государственные услуги на специальном сайте… Все это позволяет здорово сэкономить время и силы, пустить их на более полезные вещи – на семью, чтение интересных книжек, просмотр новой серии любимого сериала, прополку лишней грядки, да и мало ли на что хотят тратить свое законное время граждане великой страны!
Но есть одна категория людей, которых свет новых технологий коробит, жжет глаза, заставляет хмуриться и негодовать. Словно сказочные пещерные тролли, эти люди редко выползают на свет, но каждое их появление сулит неприятности окружающим. Я говорю об особенной касте проверяющих, от которых голова идет кругом у любого работника, вынужденного по долгу службы сопровождать и давать разъяснения.
Приезжает такой пещерный тролль в какую-нибудь, например, «айтишную» компанию, где от компьютеров и прочей дивной техники голова идет кругом, и с порога начинает его коробить и потряхивать. Чувствует он ужас, заполоняющий сердце, чувствует страх, идущий от неспособности понять, что и как вокруг него работает. Есть у тролля только одно лекарство от этого страха – грубая сила. Набирает он полную грудь воздуха, да как гаркнет – «Где журналы? Где подписи? Синей ручкой по ГОСТу?»
Молодые, еще не запуганные принимающие (особенно если компания новая, не прошедшая толком круги бюрократического ада) начинают пытаться объяснять – а вот, мол, знаете, у нас все рабочие места к компьютерам привязаны, люди вместо древних журналов отметки в системе проставляют, вот и приказ есть, и соглашение с работниками, а идентификация через пароль происходит или вообще через распознавание лица камерой, так быстрее намного, и удобнее, система напоминает, когда и что забыли проставить, да и подделать нельзя, и за другого подпись не подмахнешь, и задним числом не получится, а времени то сколько экономим, да и объективнее намного, система сама следит чтобы все правильно отмечали, а если что формирует сообщение на почту начальнику…
А тролль вращает глазами, не понимает ни… чего, и как гаркнет – «Журнал! Хотеть журнал! Где! Записано! В Нормах середины XIV века! Должен быть журнал!»
Принимающему понять бы поскорее, что троллю бесполезно объяснять выгоды применения новых технологий, и на безопасность ему плевать, и на эффективность бизнеса. У тролля еще, может быть, дед в середине 50-х проверял, чтоб в журнале все строчки заполнялись одинаковой ручкой, это древняя сакральная традиция, практически священный ритуал, нельзя просто так взять, и разрушить ее этими проклятыми компьютерами и интернетами!
Но пока еще не понял наивный работник этой истины, вот и продолжает о своем – а знаете, мы проведение испытательных работ тоже регистрируем через отметку в системе, потому что раньше слесари на неделю вперед подписи проставляли, а сами сидели в каморке и играли в холдем-покер, разливая «Джони Уолкер Блэцк Лейбал» и приставая к уборщицам, а теперь так нельзя делать, мы качество в несколько раз повысили, объективное средство контроля, очень надежно и безопасно, хорошая такая система, ведь лучше же журнала, правда? Функционал то больше!
«Ну я тебе, сволочь, контра, буржуй, сейчас покажу», злобно думает тролль, достает из портфельчика потрепанную книжку «Нормы Работы в Такой-то Отрасли, приняты советом народных депутатов в 19**г.», мощным ударом стряхивает слой пыли, и начинает водить заскорузлым ногтем по знакомым, понятным и не страшным ему строчкам, приговаривая – «а вот тут, тут запятую нужно было поставить, а вы не поставили, нарушаете, будем в протокол писать…», и тому подобное.
Продолжать историю нет смысла, но вот вопросов возникает множество, и главный из них – как долго все это сектантское поклонение журналам, подписям и прочим рудиментам ушедшей эпохи будет продолжаться. Иногда, общаясь с проверяющими комиссиями, я невольно удивляюсь, что эти люди разрешают нам пользоваться компьютерами, а не печатными машинками. Воистину, уровень познания таких людей о производственной деятельности ограничивается пыльным и грязным цехом со стоящими посреди него станками, кривовато выкрашенными потускневшей зеленой краской, прорабом в засаленной робе, бросающим прямо на станок небритому рабочему с цигаркой в зубах грязно-желтый растрепанный журнал, со словами «ну-ка распишись». Все, что хоть как-то выходит за грань этого миража – например, чистый цех с современным станком, улыбчивый работник в новой светоотражающей спецодежде, камеры контроля, фиксирующие соблюдение требований технологии качества сборки, просмотр учебных фильмов с проведением тестов на компьютерах – уже ересь, и достойно подвалов инквизиции, в роли которой выступают расплодившиеся управления и инспекции. А уж если речь об офисах и компьютерных технологиях, то я вообще молчу – ненависть тут такая, что лучше не связываться.
А ведь внедрение современных технологий – это шикарный способ или поднять качество не в ущерб цене, или опустить цену не в ущерб качеству, или повысить эффективность и безопасность труда, или… Да что угодно «или»! Но перед каждым внедрением любой современной системы приходится садиться в позу мыслителя, и думать, что сказать очередному троллю при очередном посещении, как попытаться донести эту простую мысль до человека, который совершенно не скрывает, что даже не попытается понять твои доводы, ведь пришел он совсем за другим. И этот конфликт нельзя разрешить, разве что государству поставить перед проверяющими подчиненными цель – хоть немного думать головой, искать не неправильно поставленные запятые, а факторы, которые могут негативно сказаться на работе проверяемого предприятия, его работников, клиентов, контрагентов. Но такую цель поставить нельзя, не тот контингент, максимум, что они способны проверить – соблюдение буквы (именно буквы, причем в очень формальном виде) законов. Значит, логический вывод – надо писать такие законы, которые не будут ставить палки в колеса людям, желающим работать в ногу со временем. Но и тут возникает проблема – люди, которые большую часть дня думают, как бы успеть прорваться по разделу Кутузовского домой или в клуб, не очень понимают, что от них хотят, ведь «излишняя свобода применения бизнесом современных технологий, а в особенности отказ от проставления подписей и выполнения множества прочих привычных ритуалов может привести к нарушению прав потребителей услуг и работников, гарантированных им действующим законодательством…», и прочее бла-бла-бла.
Очередной кризис дает нам отличный шанс для того, чтобы осознать – сокращение издержек способно буквально на ровном месте подстегнуть развитие экономики. Сейчас нет ни времени, ни средств на то, чтобы исполнять сотни противоречащих друг другу требований. Нам сейчас нужна «кодификация Юстиниана» - действие, выведшее римскую юриспруденцию на невиданную высоту. К моменту начала этой кодификации, которая собрала все требования воедино, в Римском государстве также действовало огромное количество всевозможных нормативных актов, вплоть до капитально устаревших Законов двенадцати таблиц, принятых еще в незапамятные времена. Постоянное издание новых требований привело страну к ситуации, при которой в ворохе законов разобраться было невозможно, и это крайне мешало экономике. Проведение кодификации было титаническим трудом, но оно себя оправдало полностью. Неразбериха была устранена, появилась возможность нормально работать. Очень хотелось бы провести нечто подобное и у нас, тем более что в современных реалиях это значительно проще – у юристов Юстиниана не было ни интернета, ни самолетов для вылетов в отдаленные уголки Империи, ни телефона с телеграфом. Компьютеры не могли обрабатывать тексты, не было готовых баз данных с законами. Но люди все равно справились.
Взяв имеющийся (в том числе мировой) опыт, подкрепив его оправдавшими себя традициями, признав неизбежность технического и – хотелось быверить – интеллектуального прогресса, можно было бы написать просто и понятно. Нужно ознакомить работника с документом? Не надо прописывать, как это сделать, не надо вводить установленную форму журнала. Пусть работодатель сам решит, как это организовать – сбором подписи, через сайт, через электронную почту, через мобильник, через голосовое сообщение, начитанное роботом в гарнитуру - а вы проверите результат. Книга жалоб? Возможно, установка терминала с клавиатурой, информация из которого идет напрямую нужному руководителю – гораздо лучшая затея, чем потрепанная книжонка, до которой никому нет дела. Не надо учить людей жить – обозначьте требования, которые должны быть соблюдены, вне зависимости от формы. Есть возможность потребителю услуг донести свою жалобу до администрации? Есть возможность работнику получить нужную нормативную информацию? Если есть – неважно, в какой форме – значит требование выполнено. Пусть проверяющий ставит галочку, и идет дальше, не мешает работать.
Да, для этого потребуется значительно больший умственный потенциал, как законодателя, так и проверяющих лиц. Но вот вам мое авторское мнение – наши люди доказали, что умеют строить великие Империи, но при этом совершенно не умеют играть в бюрократию. Видя бюрократические препоны, наш человек внутренне сжимается, расстраивается, и идет домой, пить пиво и смотреть сериал. Мало у нас пробивных людей, готовых с щитом логики и мечом аргументов продираться через равнодушные инстанции. Мы – растения тепличные, нас надо в парник сажать, ухаживать, вырывать вредные сорняки и давить колорадского жука. Зато всходы мы даем – кто угодно позавидует. Дайте работать! Мы вам не только в космос, да мы кольца с Сатурна снимем и на Юпитер повесим, просто так, чтоб было. Наш человек – он мечтатель, тонкая и романтическая натура, и я сейчас не иронизирую, а вполне серьезно говорю. Поэзия русской души – штука нежная, ее грязными лапами бюрократа трогать нельзя, ей простор нужен, чистое поле, на котором разгуляться можно, «эх, раззудись плечо» и все в таком духе. А нам надо сначала один отчет на сорока листах подать, потом второй такой же, но в другое управление (между собой то вы не разговариваете, ага), потом комиссию чаем с печеньями напоить, а там уже и срок заполнения деклараций подошел, ну и заодно всем расписаться в пятнадцати местах, но правда все равно проверяющий, извиняясь, говорит, что он без нарушения к начальнику не пойдет, поэтому вы там сами скажите мне, что у вас не так, а то ведь я такого накопаю, у меня восемнадцать тысяч страниц требований, а вы подписались гелиевой ручкой вместо шариковой, а за это надо бы вообще-то расстреливать, но вам я выпишу штраф десять тысяч рублей…
Кирилл Кузьмин