К 400-летию мирной кончины и 87-летию посмертной казни героя Второго освободительного ополчения Смутного времени
*
Мы ленивы и не любопытны, - как-то с грустью и досадой отметил Пушкин в путевых заметках. Он не уточнил, что первично. Нам просто лень вспоминать о том, что стыдно забывать человеку даже с неполным школьным образованием, не чуждому таких понятий как родина, родная старина, герои Отечества. А возможно, не существует для нас того, что возбуждает не обыкновенное любопытство, а волнующий интерес.
Уже пятый месяц «благодарная Россия» никак не вспомнит об одной из самых легендарных фигур её славного прошлого. А ведь в мае сего года ровно 400 лет миновало, как ушёл из земной жизни один из двух спасителей Отечества от его полного расчленения и гибели в 1612 году. Их подвигу посвящён нынешний главный государственный праздник Российской Федерации. Конечно, есть смягчающие обстоятельства национальной забывчивости россиян. Три четверти века и школа всех уровней, и СМИ с мягкой настойчивостью подводили нас к убеждению, что настоящая история нашей родины началась с октября 1917 года. До этого имело место нечто вроде предыстории, наподобие того, как эпоха динозавров предшествовала появлению разумного существа. А в 2011 году президент Медведев ещё больше сократил нашу историю, заявив, что России… 20 лет (?). Так что нашей «доисторической истории», которую простительно не помнить, прибавилось к удовлетворению русского забывчивого человека.
**
Нет нужды пересказывать здесь и сейчас известные факты из жизнеописания Кузьмы Минича Захарьева Сухорукого, чаще называемого Козьма Минин. Я ведь не для просвещения донельзя просвещённых соотечественников заправил сегодня чернилами своё перо. Честно, между нами говоря, я и сам скорее всего не вспомнил бы о 400-летнем юбилее памяти, если бы не неожиданная подсказка, притом, не прямая, а по ассоциации.
Короче, попал в волну обсуждений СМИ очередного вандализма в отношении ленинских монументов на Украине. К сему варварству (с термином согласен) я отношусь отрицательно, так как понимаю его подоплёку: выпад украинских националистов против русского имени и идейного антипода..
Поинтересовался, а как с этим обстоит в России? Подобных примеров не нашёл, но обнаружил массу акций вандализма в отношении памятников эпохи царизма, культовых и гражданских сооружений, проведённых при Ленине и ленинцами после него. Роясь в этом каменном и бронзовом мартирологе, наткнулся на описание взрыва Спасо-Преображенского храма в Нижнем Новгороде в 1929 году.
Так ведь там же, в подполе, покоился прах Козьмы Минина! Гражданский соратник князя Пожарского, управлявший делами 2-го ополчения, скончался через три с половиной года после освобождения Москвы от поляков.
Повторяю: тому ровно 400 лет (!). Так почему же так бесчувственна Россия к печальному юбилею великого защитника земли русской? А, понимаю, не до него нам, особенно левым патриотам.
Ведь на Украине опять Ленина обижают. А кто такой Минин? Величина в отечественном пантеоне героев, конечно, заметная, но не сравнивать же с Гением всего человечества (по совместительству Вождём мирового пролетариата). Притом, была у Минича своя «червоточинка». Вместо того, чтобы, по освобождении Москвы, гордо удалиться к себе в мясную лавку и, как прежде, обвешивать покупателей, народный герой принял из рук нового царя презренную всем трудовым народом дворянскую грамоту и занялся эксплуатацией беднейшего крестьянства дарёной ему вотчины. Словом, герой героем, а поди ж ты, мироедом стал.
Значит, и находиться ему во всероссийском пантеоне по чину после всех тех российских дворян, которые перекрестились в марксисты для борьбы за рабочее дело. Те после смерти кремлёвскую стену в Москве заслужили. А главнейшие из них – даже мавзолей. Ради него бронзовых Минина с Пожарским передвинули с видного места Красной площади (напротив Сенатской башни) на скат кремлёвского холма, в тень Василия Блаженного. Мешали старые истуканы пирамиде с новейшими мощами.
Прошло ещё 20 лет. В Стране Советов пошла мода на Дома Советов в крупных городах. И тут вышла нестыковочка. Понимаешь, читатель, у нас ведь очень маленькая страна была, этот СССР. Больше, конечно, Монте-Карло (см. на крупномасштабной карте сквозь лупу), но всё равно небольшая. Тесно в ней было, никак не развернуться передовому отряду пролетариата. Только начнут возводить какой-нибудь самый скромный домишко для советов, так новостройка то углом упрётся, то рабоче-крестьянской колоннадой (в коринфском стиле) в какой-нибудь храм. Понатыкали буржуи с попами! Приходилось взрывать. Нет, не новостройку, а наоборот.
Общеизвестна история с Домом Советов, что задумали в Москве партзодчие. Столичной стройке мешал Храм Христа Спасителя, строение прочное как гранитная скала. Но несть препятствий для большевиков. Кенотаф всех погибших в Отечественную войну 1812 года серией взрывов превратили в гору щебня. Дом-утопия с полым 100-метровым Лениным на крыше, конечно, не состоялся, зато бассейн на месте воронки получился агитационный – всем народом вплавь к берегам коммунизма. Но не Москва подала пример тому варварству. Двумя годами ранее в Нижнем - Горьком… (Фу-ты! – Нижнем Новгороде) тоже задумали Дом Советов, притом, непременно в самом кремле. Только на облюбованном гегемонами месте, как нарочно, оказался Спасо-Преображенский храм. Что делать? Крошить ломами дорого и долго. Взорвать! Рванули мощно и умело.
Наконец-то местные фомы неверующие убедились: Советская власть – это всерьёз и надолго. Одно утешает: в то время расправа над русской стариной носила массовый характер. Для описания её необходим многотомник фолиантов. Назову здесь уничтожение мавзолея князей Пожарских, где покоился прах военного предводителя Второго ополчения, с кем Козьма Минин делил опасные труды.
Назову также подрыв могилы князя Багратиона на Бородинском поле (горсть костей и обрывок эполета остались от героя судьбоносного сражения). За что? Так ведь царские сатрапы. Туда им и дорога.
Приступая к ликвидации памятника истории и архитектуры, рабоче-крестьянская власть решила пошарить по гробницам князей – а вдруг обнаружится награбленное феодалами у народа. Копеечка в стране тотального дефицита не лишняя. Выборочно вскрыли несколько захоронений. Увы, ничего ценного. Лишь кости и остатки погребальных облачений, нательные крестики. Кое-что передали музею. На том остановились. И только расчистив руины и приступив к рытью котлована под фундамент, как кто-то из новых отцов города, с церковно-приходским образованием, вспомнил о Козьме Минине. Я не иронизирую. Пока Сталин не озвучил это имя в ряду «наших великих предков», оно редко произносилось мысленно и вслух.
Обломки вроде бы искомой гробницы нашлись. Человеческие останки, обнаруженные среди них, также передали музею. Там они хранились до 1962 года, когда часы истории отбили 350-летие победы Второго ополчения. К тому времени правящие товарищи уже подняли свой образовательный уровень на партийных курсах, а главное, вспомнили о вечных нравственных понятиях, которые раньше заглушались революционной целесообразностью.
В тот юбилейный год окончания Смуты 1606-12 годов атеистическая власть приняла непростое, но справедливое решение – перезахоронить музейные останки предположительно (!) Козьмы Минина в Михайло-Архангельском соборе, пережившем богоборчество на территории того же нижегородского (простите, уже горьковского) кремля.
Да, предположительно. До сих пор так и неизвестно, чьи кости второпях извлекли из-под руин взорванного Спасо-Преображенского храма… К этой предположительной могиле в соборе и возложил цветы Президент РФ.
«Воображенье, друг мой, помоги!», - этими словами я закончил свой роман в стихах «Историада», будто предчувствуя, что обратиться к нему придётся ещё не раз.
Мысленно я вижу иную картину в стенах древнего крома на высоком холме у слияния Волги и Оки в конце зимы 1929 года, чем описанную в акте по вскрытию гробницы якобы Козьмы Минина. Когда кремль и весь древний город содрогнулись от ранее неслышанного здесь чудовищного грохота во имя Дома Советов, взрывная волна, раздробив камень гробницы и кости в пыль, впечатала её в грунт былинного холма. Там и покоится то, что в земной жизни, во плоти, звалось Козьмой Мининым.
Фактически произошла посмертная казнь одного из первейших героев русской истории. Вторая его смерть. Мир праху его! Кремлёвский холм – его могила, уже недоступная для грязных рук и бесчувственных сердец.
Казалось бы, можно успокоиться, смириться с реальностью. Но нет, оскорблённого героя пепел стучит в сердце, как сказал классик.
Сергей Сокуров, писатель