В Самаре отметили 90-летие со дня рождения заслуженного художника РСФСР Валентина Пурыгина. Впрочем, отметили- громко сказано. В областном художественном музее прошла выставка его картин, но они проходили и раньше. Вспоминали Валентина Захаровича друзья – художники, писатели, журналисты.
Портрет художника В.Пурыгина, написанный А.А.Острецовым
Но они его, собственно, и не забывали…
На выставках, которые проходили при жизни художника, посетителей было больше. Интерес вызывали не только его картины, но и он сам - коренастый, постоянно взлохмаченный, небрежно одетый, с голубыми глазами странника. Во время нечастых с ним встреч меня не покидало ощущение, что он одновременно находится в двух мирах. Один, что вокруг нас. Другой- в его воображении.
Оба эти мира- на его картинах.
Местная власть юбилею художника не придала особого значения. Мало ли их, заслуженных…Тем более, что заслужил высокое звание не в теперешней, а в той, еще социалистической России. А теперешняя власть не замечала Пурыгина даже при жизни. Как, впрочем, и он не замечал ее. Эта взаимная нелюбовь привела к тому, что у него не было заказов от чиновников. Жил на те деньги, что получал от продажи картин любителям живописи. А чаще всего он свои работы просто дарил.
- Придет к нам в редакцию, походит по кабинетам, а потом обьявляет, что нашел место еще для трех своих картин,- вспоминает бывший редактор газеты « Волжская заря» Александр Муратов.- Через несколько дней привозит картины…
В годы так называемой перестройки эта оппозиционная газета обьединяла вокруг себя всю патриотически настроенную самарскую интеллигенцию. Пурыгин не был любителем тусовок и различных собраний, но сюда заходил часто.
Однажды увидел новую картину довольно известного художника, около которой толпился народ. Подошел, глянул на синюю гладь Волги, молча оторвал от машинописного листка клочок бумаги, плюнул на него и прилепил в самый центр изображенного на картине пейзажа.
-Белого пятна не хватает!
Художник после этого дорисовал на пейзаже белый пароход. И картина словно ожила.
На международном семинаре в Болгарии, еще в советские времена, Пурыгин вместо одного – двух этюдов в день рисовал по шесть. И каждый был шедевром. Участники того семинара рассказывали, что зарубежные коллеги были ошеломлены. Ведь русские привезли нечто фантастическое. Обычный художник не может выдавать этюды так быстро, в таком количестве и такого качества…
Пурыгин - мог. Он вообще мог многое, что не укладывается в рамки обычного здравого смысла. В январе 1972 года у него была на Кузнецком мосту, в центре Москвы, персональная выставка картин. А сам он в плаще из брезента и вытертой шапке – ушанке вместе с художником Константином Карамяном искал помещение, куда можно было бы увезти картины после закрытия той выставки. Помог найти сухой подвал слесарь – кровельщик Иван Духин, который на всю жизнь стал ему верным и преданным другом. Иван Андреевич написал в своей книге воспоминаний много лет спустя, что брезентовый плащ и старая шапка напомнили ему об отце, который, работая конюхом в колхозе, одевался так же, как известный всей стране художник. Духин просто не мог не помочь такому человеку и договорился с жэковским начальством насчет подвала. Обил хлипкую дверь листовым железом и подарил здоровенный навесной замок с толстой дужкой, чтобы не перепили.
Но если бы Валентину Захаровичу сказали, что не подобает ходить известному художнику по столице в таком одеянии, он бы не понял. Почему нельзя, если плащ прочный, не маркий и надежный?
Картина "Волга мелеет"
Впрочем, Пурыгин не одинок среди российских знаменитостей, не придававших особого значения одежке или обувке. Василий Шукшин , к примеру, вошел в нашу литературу в кирзовых сапогах. Да так вошел, что посторонились многие в начищенных штиблетах.
С Духиным , который увлекался разными оздоровительными методиками, художник купался в прорубях Москвы – реки и прудов Нескучного сада. Весной за городом валялись голышом в зарослях молодой крапивы. Правда, после этого две недели лечились от ожогов. Вместе с Духиным наш герой укреплял здоровье пчелиными укусами. Когда их число перевалило за сотню, они решили, что пора переходить на змей, потому что яд сходный, а иммунитет у них уже выработался. Поехали за город, чтобы найти подходящую гадюку. Там Духин одумался и предложил отложить эксперимент на годик.
- Отложим , Ваня, -согласился Пурыгин.- А то мы здесь окочуримся оба.
В разных рискованных затеях он просто не хотел оставлять друга без своего плеча.
Они вместе читали Пушкина и Фета, ходили в Третьяковку, в Музей изобразительных искусств, любили бывать в московских и подмосковных храмах. Пурыгин интересовался иконописью, японской гравюрой, читал другу целые лекции о пейзаже. Духин ему читал стихи, но стоило только где-то сбиться, как Валентин Захарович тут же приходил на помощь другу. А еще он удивлял тем, что называл композитора , стоило только вслушаться в звучащую по радио музыку. Даже если этот композитор жил в прошлом веке и за тридевять земель от России. Откуда все это у парня, выросшего в крестьянской семье, где было шестеро детей.? Ведь никто специально не занимался его образованием. Видимо, был у него природный дар впитывать в себя не только краски окружающего мира, но и его музыку, и его стихи. И знания, которыми наполнен этот мир.
В советские годы творчество Пурыгина было светлым, жизнеутверждающим. Это видно по работам на персональных выставках . Город Куйбышев,теперешняя Самара, куда его семья переехала из Саратовской области в 1931 году, великая русская река Волга, Жигулевские горы- вот его главные темы тех лет.
- По сути дела, ты после Саврасова, Васильева и Левитана открыл России и западному миру совершенно новую, увиденную только тобой и никем иным Волгу, особую пурыгинскую Волгу и ее оживленные окрестности. И в этом я вижу твой основной вклад в русское искусство,- писал Валентину Захаровичу доктор искусствоведения, автор работ о многих выдающихся художников Рафаил Такташ.
Он ставил Пурыгина в тройку лучших пейзажистов тех лет. «Время твоего настоящего признания в России еще не пришло, но придет обязательно»,- утверждал известный советский искусствовед. Впрочем, и до него художник получал восторженные оценки от признанных мастеров. На одной из послевоенных выставок в Москве известный советский живописец и искусствовед И.Э. Грабарь долго рассматривал пейзажи молодого художника и сделал такой вывод:
- Гениально одаренный юноша!
Но умением жить, добиваться благополучия самому себе и своим близким гениально одаренный юноша одарен не был. Художник после окончания Суриковского института жил то в Куйбышеве, где была его жена и два сына, то в Подмосковье, где было кое-какое жилье. Потом перебрался в Москву. Духин помог ему найти помещение для мастерской, делал подрамники для картин. Только жизнь начала налаживаться, но он опять уезжает в Куйбышев, на родную Волгу.
И снова столица. Жена на переезд в Москву не согласилась, и в 1979 году он окончательно возвращается на волжские берега. Известность художника растет.Его работы выставляются в Казани, Рязани, в других городах. О нем рассказывают московские журналы. Его тянет в столицу, ведь там остались его друзья. «Не выходит из головы моя глупость, что потерял столицу, дурак. Кто из Москвы уезжает…»,- пишет он Духину из Куйбышева.
В 1982 г. Пурыгину было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.
Потом началась так называемая перестройка. Это смутное время Пурыгин словно предчувствовал. Задолго до его наступления в его картинах появились тревожные мотивы. Вот на московской улице столкнулись друг с другом машины и троллейбусы. Ехать некуда: во всю ширину дороги накрыт стол, а за столом сидят … свиньи. На другой картине Волга, поздняя осень. На берегу стоит виселица, какая-то птица висит на веревке. Вдали виден голубой город.
На его картинах появляются багровые тона, хищные птицы, какие-то крысы и прочие мерзкие твари. В некоторых вроде бы фантастических сюжетах угадываются самарские пейзажи. А в крысиных мордах можно угадать нечто схожее с личинами будуших авторов перестройки.
- Валентин Захарович сразу понял, куда они ведут страну , - рассказывает младшая сестра художника Эмилия Захаровна.
Мы сидим в квартире, где жил все последние годы Пурыгин. Одна из комнат завалена картинами, этюдами, какими-то набросками. Вот на этюде поселок гидростроителей Жигулевской ГЭС. Вот Волга в районе Студеного оврага. Вот рисунок старой Самары… Все это, скорее всего, вспомогательные материалы. Художник их использовал в ходе работы над картинами. А вот плакаты, с которыми Эмилия Захаровна ходит на митинги протеста, которые проводят коммунисты города.
Ходил на митинги и Пурыгин. Однажды, перед праздником Великого Октября, он увидел в редакции «Волжской зари» страницу « Колокол», подготовленную к праздничному выпуску. Прочитал, узнал, что тираж газеты будет всего пять тысяч экземпляров - нет денег.
- А сколько надо, чтобы издать не пять тысяч, а сто?
Ему назвали сумму. Часа через два художник снова появился в редакции, достал из кармана деньги. А ведь все знали, что у него всю жизнь рубля лишнего не было. Потом выяснилось, что Пурыгин снял с книжки свои «похоронные». Перед праздничным митингом на площади Куйбышева сам ходил с пачкой газет – раздавал людям.
Чем больше разрушений стране несла новая власть, тем мрачнее становились сюжеты его картин. Многие из них были впервые выставлены только в 2012 году, через десять лет после смерти художника . По календарю майя тогда должен был наступить конец света. Эта тема есть в творчестве многих больших художников. Так или иначе её касались Джотто, Микеланджело, Гойя...
Выставка картин Пурыгина, организованная областным художественным музеем, рассказывала о гибели человеческой цивилизации. Это довольно мрачные работы, населенные воронами, какими-то фантастическими существами и нечистой силой. Такой он видел перестроечную Россию в последние годы своей жизни. В одной из публикаций об этой выставке Пурыгина назвали художником Судного дня.
Вот строки из последнего письма Валентина Захаровича Ивану Духину: «Живу…ничего хорошего не вижу и не ожидаю. Все в дыму и мгле… Вор и разбойник пришел на Русь.»
Похоронили Пурыгина около кладбищенского забора, невдалеке от каких-то мусорных куч. По требованию возмущенных горожан вскоре было выделено достойное место среди могил заслуженных людей Самары. В том же 2002 году произвели перезахоронение. И поставили на могилу православный крест.
- У нас хранится полторы тысячи картин, более десяти тысяч рисунков и набросков Валентина Захаровича, - говорит заведующая сектором областного художественного музея Светлана Шатунова.
А те, что хранятся в бывшей его квартире, никто еще не считал. Добрый десяток лет идут разговоры о создании музея Пурыгина. Никто вроде бы не возражает, просто нет помещения. Дело, конечно, не в помещении. Захотели бы - нашли.
Просто время настоящего признания Валентина Пурыгина еще не пришло. Ворам и разбойником его талант не нужен. Но, как говорил Рафаил Такташ, его время придет и придет обязательно. После Судного дня.
Александр Петров (Соб.корр. « Правды»)
Самара
На снимках: на выставке картин В.З.Пурыгина. Фото автора.
ОТ РЕДАКЦИИ САЙТА "РЛ".
Автор данного материала был ранее удостоен высшей награды Всероссийского Творческого Фестиваля «Русский Лад» - 2016 - ЛАУРЕАТА 1 СТЕПЕНИ в номинации «Публицистика».