СЕРГЕЙ СОКУРОВ
В определении тени (какая?) способствовала фамилия героя сего повествования.Запомните, читатель, Волков Александр Николаевич. Представившийся так молодой человек появился перед моими глазами впервые в 1991, помнится, году во Львове. Накануне в суматохе перестройки там пришли к власти националисты Руха, легко оттеснив КПСС.
Тогда я руководил местным обществом русской культуры. Мы только что обзавелись зданием под культурный центр (РКЦ); и к нему потянулись ходоки из соседних городов, где стали по нашему примеру возникать родственные нам организации. В памятный день порог РКЦ переступили гости из других областей Галичины (Галиции), из Волыни.
Среди новообращённых лидеров выделялся статный, дородный, с так называемым «значительным» лицом организатор Русской общины на Ивано-Франковщине. Да, названный выше А. Н. Волков. Оказалось, его детище на тот день была самой крупной в западном регионе доживающей свой век УССР, после львовской областной. И уже кое-какие добрые дела по сохранению родной речи и всему духовному, что она озвучивала, были на счету русскоязычных ивано-франковцев. Этот факт и личное обаяние природного вожака с «клыкастой фамилией» дали нам основание пополнить из своего общественного кошелька пустую тогда кассу соратников Александра Николаевича 3000 тысячами ещё советских полноценных рублей (другим организациям досталось от нас по 1000 рублей). Мы , львовяне, тогда не бедствовали, благодаря благоволившему к нам директору з-да «Кинескоп», и сами скоро научились зарабатывать достаточно на культурную деятельность.
В Волкове, как в достойном лидере русскоязычных прикарпатцев, ни я, ни мои товарищи по общему делу как будто не обманулись. На протяжении по малому счёту двух десятилетий он, несменяемый по праву незаменимости (скажу так искренне) староста областной общины, являл себя неустрашимым (хотя очень даже устрашали его недруги) бойцом, но больше – дипломатом в отстаивании прав соотечественников. Невозможно перечислить даже малую толику громких и ярких дел, связанных с его именем. Особенно удавались ему тяжбы с Ивано-Франковким горсоветом, который в лучших традициях украинского интегрального национализма не желал признавать равноправие иноязычных гражданнэзалэжногоноводела на карте Европы. Практически они никогда его не признавали, но заставить хотя бы формально, пусть шажками, следовать законам Украины в этом вопросе, было делом личной доблести А.Н. Волкова. И он с ним удовлетворительно справлялся.
Вершиной его достижений на посту старосты крупной и дееспособной общины мне представляется увенчавшееся успехом (пусть только на бумаге) сопротивление программам Ивано-Франковской городской рады по развитию украинского языка. Прекрасные программы! Для украиномовных. Но при этом «ограничивались законные права, свободы и интересы русского населения в языковой сфере» (здесь и ниже закавыченное см. подробно http://avrora-consurgens.blogspot.ru/2014/06/blog-post_1475.html). Однако нашла коса на камень. 14 июля 2011 года «в процессе рассмотрения в Европейском суде по правам человека дела № 46410/06 «Волков против Украины» сессия Ивано-Франковской городской рады была вынуждена безоговорочно исполнить все судебные решения, принятые по административным делам с 2002 года», т. е. поле битвы за русский язык в Прикарпатье осталось за Волковым. И награждение его Орденом Дружбы в Кремле мало кто посчитал несправедливым.
Потом случился Майдан, за ним последовали известные события. Россия стала уже не только на словах «найбильшым ворогом Укрийины». Значительной части организаций русской культуры в границах бывшей УССР как не бывало. Уцелевшие подают сегодня знать о себе едва слышимыми, робкими голосами. Единицы коллективов русской культуры, преодолевая страх, решаются проводить даже праздники Победы, но не афишируя мероприятия – за закрытыми на замок дверями.
И вдруг в этой атмосфере уныния и немоты, при отсутствии заметных дел, в которых звучит русское слово, Русский Мир видит (по ролику) южнее 52-й параллели и западнее 40-го меридиана одну мощную фигуру, сидящую в вязаной кофте «во весь рост». Не обознались, это А.Н. Волков. Кто ещё на полесвидомого украинства решится столь громко, с видного отовсюду места бросить обвинения власти на местах и в центре!? Только на этот раз герой «росийськомовнойи мэншыны» Ивано-Франковщины привлёк к себе внимание не своей коронной темой (русский язык на Западной Украине), а неожиданным подходом к ней. Притом, дипломатично(!) перестраховавшись: прежде всей аудитории новое обвинение кавалера Ордена Дружбы получит в виде письма один из внешних управленцев «самостийнойи дэржавы» - посол США в её столице.
А мы с вами, соотечественники, видим и слышим А.Н. Волкова потом, по ролику, повторяю (мы ведь не янки), – за неким «круглым столом» прямоугольной формы в Киеве. Вещает он, уткнувшись в копию того самого письма. Правда, защищает на украинской мове гонимый вокруг него русский язык не столь страстно, как в предыдущие годы, до получения Ордена Дружбы. Сделаем скидку: время поубавило металла в голосе героя, оплывшая фигура и отвисшие щёки вибрируют невпопад звукам голоса. Тем не менее, это голос уверенного в своей правоте и честности человека. Знать, привык за последние четверть века к терпимому уровню опасности. А это его выступление – не сомневается он – обезопасит его ещё больше от случайностей беззакония в заповеднике фашиствующих интегральных националистов
Жаль, что нет меня там, и отсутствие непосредственного впечатления приходится заменять воображением, довериться публикациями на сайтах, в т.ч. видео. Например, здесь, где Волков в натуральной записи :https://youtu.be/aQV8XL8Hrigили здесь, где его назвали «вырусью»:http://peremogi.livejournal.com/24140126.html.
Что же режет слух русского человека, если его записной защитник, отмеченный Орденом Дружбы, признанный повсюду среди своих, от Карпат до Кремля, требует у киевской власти через штатовского посла толерантного отношения в унитарном государстве к языку большинства жителей страны, которых называют «мэншыной»?
Отвечаю на вопрос: слух режет полифония, преобладание в звучании мотива, который здесь – главный, лишь прикрытый фиговым листочком старой визитки, на котором языком четвертьвековой давности наш герой числится борцом за родной язык.
Поводом для нынешнего выступления на мове (подчёркиваю) представителя российськомовных» на Ивано-Франковщине якобы стала возмутившая его статья западноукраинской газеты «Экспресс». В ней пропечатан протест общественности против захоронений «героев АТО» под плитами, на которых надписи на русском языке - «на языке агрессора, который убил того, кто лежит в могиле» (высказывание одного из протестующих).
А ведь правы они, протестующие! Нечего поганить русский язык,размещая его в письменной форме на могилах тех, кто не достоинрусского звания! Изменил ему - так лежи на вражьем погосте с чужой вывеской на воротах, помеченный чужой надписью. Ведь ты, изменник, не на гражданскую войну пошёл добровольцем, чтобы отстоять своё Отечество таким, каким его видишь. Ты примкнул к врагам русского племени. Так пусть вражье слово отметит камень твоего позора. Однако А.Н. Волков негодует, выдвигая любопытные аргументы. Прислушаемся:
«Я – лояльный гражданин Украины российской национальности», - убеждает участников круглого стола глава Русской общины, который, по его словам, отправилвоевать в т.н. «АТО» своего сына. Скорее всего, яблоко, упавшее с яблони, само на Донбасс покатилось в рядах карателей. Но Волкову необходимо подчеркнуть высшую степень своей лояльности: он так любит свою новую родину, где гонения на русский язык не ослабевают четверть века, настолько верноподдан режиму, что именно «отправляет» русского (по всем формальным признакам) сына на войну с соотечественниками, не признавшими киевский режим. Следовательно, старший Волков благословляет младшего на убийство своих, благословляет на смерть от руки своих. Не знаю, как для вас, читатели, такой нерусь (вырусь на сайте). Для меня он - выродок. Но послушаем самого отца обречённого сына (обречённого, как минимум, на смерть души).
«Обращаю внимание на то, что много мужчин из русскоговорящих семей были мобилизованы в Вооруженные Силы Украины. Среди них был и мой сын – Волков Николай Александрович 1986 года рождения(внимание: в др.месте «отправленный» отцом. – С.С.). Со 2 августа 2014-года по 1 сентября 15-го года он служил солдатом в 128-й горно-пехотной бригаде. На протяжении восьми месяцев принимал участие в боевых действиях непосредственно на передовой, получил статус участника боевых действий, награжден знаком участника АТО. Мой сын прошел тяжелые боевые испытания во время боев за город Дебальцево, потери подразделения моего сына достигали 60% личного состава,но бойцы бригады не отдали ни метра боевых позиций(подчёркнуто мной – С.С.). Мой сын обращает внимание, что никто и никогда на фронте не обращал внимания на признаки иного происхождения языка. Более того, украинская армия на фронте – это на 70% русскоязычная армия. Они всегда были побратимами, и остаются ими после демобилизации, вместе посещают могилы погибших в боях друзей.О таком рассказывал и мой покойный отец, участник Великой Отечественной Войны(??? – С.С.). Я не понимаю позицию редакции газеты «Экспресс» — вместо того, чтобы посочувствовать родственникам погибших воинов — как украиноязычным, так и русскоязычным, она тиражом 454 527 экземпляров распространяет призыв к борьбе с русскоязычными памятниками украинских воинов».
Вот и раскрылась душонка «борца за родной язык» - главы Русской общины Ивано-Франковской области Александра Волкова.
Возможно, его сын добровольно пошёл в каратели. Тогда это личная трагедия отца, не сумевшего воспитать достойного участника Русского движения на Украине. Скорее всего, отпрыск Николай, сын Александра, был мобилизован. И это несчастье надо как-то пережить. Можно было обойти молчанием пример с газетой «Эспресс», чтобы не заострять внимание на больной теме, тем более, что примеров на Украине по дискриминации русского языка предостаточно. Но А.Н. Волков решил оглашением на весь мир подчеркнуть, что русский язык может и должен быть отделён от понятия Россия, от родины предков. А потом и больше – использоваться для глушения исторической памяти, для избавления от мук совести, для развенчивания национальных героев, для умаления образцов искусства и литературы великого народа.
Есть такое грубое, но верное понятие, как «проверка на вшивость». А.Н. Волков, по своему положению в русском движении нового зарубежья – многозвёздный генерал, её прошёл. Результат налицо. Сравнение с генералом Власовым напрашивается, хотя вернее говорить о его зловещей тени, о подобии, не о копии. Не те масштабы. Поэтому виселица, даже виртуальная, условная, для Волкова – много чести. Обойдётся нашим презрением и забвением. Обратить внимание общины: у кого она за пазухой. А Ордена Дружбы не надо его лишать. Только сделать правку в наградном документе: «За дружбу с врагами России».
Называть его Александром я больше не могу, Александром Николаевичем?.. Фронтовика отца жаль, преданного сыном-оборотнем.