Русский Лад

С.Куняев. Пушкин — наш современник

Как мы уже сообщали, под занавес 2016 года в Центральном доме литераторов в Москве прошёл торжественный вечер в честь 60-летия журнала «Наш современник»

kuniaevВечер открыл главный редактор Ста­нислав Куняев, который произнёс своё слово об исторической и духовной связи журнала «Наш современник» с пушкинско-некрасовским «Современником». Мы предлагаем вам газетный вариант высту­пления.

— Десять лет тому назад мы провоз­гласили «Наш современник» журналом, продолжающим традиции пушкинско-некрасовского «Современника». Речь шла о схожести судеб двух журналов и об их ми­ровоззренческом родстве.

Судьба пушкинского «Современника» вначале не была счастливой.

В 1836 году вышло четыре журнальных тома. Два пер­вых — тиражом 2400 экземпляров, из ко­торых разошлось не более трети, а тираж четвёртого по причине малого спроса сни­зился почти втрое. После гибели Пушкина журнал стал постепенно чахнуть, и когда Плетнёв передавал его Некрасову, у «Со­временника» оставалось всего лишь 233 подписчика. Расцвет начался в некрасов­скую эпоху, когда приближалась отмена крепостного права и рождался слой раз­ночинной интеллигенции.

Между тем журнал был любимым де­тищем Пушкина. Во многих письмах по­следнего года жизни поэт с волнением и восторгом рассказывает о каждом из но­меров, расхваливает авторов, ругается с книготорговцами и недругами-журнали­стами. Его шедевры — «Скупой рыцарь», «Родословная моего героя», «Капитан­ская дочка», «Медный всадник», «Путе­шествие в Арзрум» — печатаются в «Со­временнике» рядом с повестями Гоголя, стихотворениями Тютчева, Жуковского, Боратынского, Кольцова, Лермонтова, Де­ниса Давыдова... Какие имена! Казалось бы, нарасхват должен идти журнал!

Но грамотная светская чернь уже была увлечена бульварным чтивом Булгарина, крикливыми антипушкинскими статьями Греча и Полевого, трескучими стихами Бенедиктова, ходульной прозой Марлинского, коммерческими романами фран­цузских сочинителей...

Рыночные нравы, хлынувшие в 30-е годы XIX века в русскую журнальную и га­зетную жизнь из буржуазной Европы, оза­дачили и даже испугали Пушкина. Почти за два века до телесериалов, детективов, женских романов и прочего «мыла» он почувствовал тлетворный запах перемен и бросил в лицо этой масскультуре, этой мно­голикой бесовщине перчатку.

Подобно «холодной толпе» тех лет, наша новолиберальная чернь не прочи­тала историческую эпопею Ирины Римской-Корсаковой «Побеждённые», про­шла мимо леоновской «Пирамиды», не заметила последний роман Белова «Час шестый», рассказы Распутина и его по­весть «Мать Ивана, дочь Ивана», личутинский «Раскол», брезгливо отвернулась от блистательных повестей Проханова «Идущие в ночи» и «Чеченский блюз». А ведь все эти произведения, печатавшиеся в журнале, каждое по-своему, продолжа­ют традицию пушкинской исторической прозы. В них народные и государственные начала ищут союза и равновесия, а если находят его в роковые минуты истории, то творец может с облегчением вспомнить заветные слова: «Окрепла Русь. Так тяж­кий млат, / дробя стекло, куёт булат».

Пушкинская свобода имеет совсем другое происхождение, нежели нынешняя покуп­ная «свобода слова» и фарисейские «права человека», сущность которых русский ге­ний разглядел почти два века тому назад.

Этой свободой дышали дневники Ге­оргия Свиридова и его вечно печальная мелодия к пушкинской «Метели», стихи Глеба Горбовского, проза Виктора Лихо- носова, повести Альберта Лиханова, мифотворческий полёт Юрия Кузнецова: «ночью вытащил я изо лба / золотую стре­лу Аполлона». А завершением была поэма о жизни Христа. Впрочем, и Пушкин тоже начинал с культа Аполлона, но в конце жизни написал свои самые проникновен­ные христианские стихи.

Свободой мысли и поисками полной Ис­тины дышат исторические работы Кожинова, публиковавшиеся в нашем журнале: «И назовёт меня всяк сущий в ней язык», «История Руси и русского слова», а также книга о 1937 годе. Вадим Валерьянович вы­рабатывал свой взгляд на историю с помо­щью Пушкина и Тютчева. Его настольным чтением были пушкинские жизнеописания Петра Первого и Пугачёва и тютчевские статьи «Россия и революция», «Россия и Германия».

А сколько в пись­мах Пушкина есте­ственных, здравых мыслей о семье, о женщине-жене, о детях, о воспитании чувств.

Но как обостри­лась по сравнению с пушкинским време­нем духовная брань за душевное здоро­вье народа, за цве­тущие многодетные семьи против само­убийственного для жизни культа однополых браков, от которых пахнет голубой смертью. В этой брани без пушкинской помощи нам не обойтись. О сатанинских «правах» человека на растление и грех го­ворит на страницах журнала патриарх Ки­рилл, о разрушительных соблазнах тёмной чувственности предупреждал общество Александр Панарин; уловки, которыми пользуется враг рода человеческого в пого­не за слабыми душами, — постоянная тема отважных Медведевой и Шишовой...

16 марта 1830 года Пушкин написал Вяземскому: «Государь, уезжая, оставил в Москве проект новой организации, кон­трреволюции революции Петра. Вот тебе случай написать политический памфлет, и даже его напечатать <...> ограждение дворянства, подавление чиновничества, новые права мещан и крепостных — вот великие предметы. Как ты? Я думаю пу­ститься в политическую прозу».

Он и стал основоположником этого жанра, написав «Путешествие в Арзрум», статью «О народном воспитании», «Вос­поминания», «Путешествие из Москвы в Петербург», размышления о «Собрании сочинений Георгия Конисского, архиепи­скопа Белорусского».

«Наш современник» продолжает эту традицию «политической прозы», печа­тая политические мемуары Николая Рыж­кова, «Великую криминальную револю­цию» Станислава Говорухина, трилогию Юлия Квицинского о трёх крупнейших предателях в мировой истории — Иуде Искариоте, Андрее Власове и Алексан­дре Тыковлеве (он же — Александр Яков­лев, ныне покойный); все труды влады­ки Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, публиковавшиеся в 1990-е годы. «Россию распятую» Ильи Глазунова, «Историю русского масонства» Бориса Башилова, изданную как приложение к «Нашему современнику».

В нашем литературном поле везде про­растают всходы, посеянные Пушкиным: когда мы пишем о геополитических ин­тересах, о месте под солнцем и русского народа, и всех коренных народов России. Этот естественный и разумный патри­отизм понимают и принимают наши чи­татели. И потому либеральные журналы, пытавшиеся в 90-е годы возбудить инте­рес к писателям-эмигрантам, «переме­нившим отечество», постоянно печатая их, просчитались и растеряли своих чита­телей. П«Наш современник» обрёл славу и из­вестность в 90-е годы прошлого века как журнал не просто «оппозиционный», но открыто борющийся с компрадорской российской властью той эпохи, как ми­ровоззренческий, открыто борющийся с силами, совершившими «великую крими­нальную революцию». В те годы журнал стал своеобразным идеологическим шта­бом патриотических сил, сопротивляв­шихся ельцинско-гайдаровскому режиму.

Но сейчас, когда либеральная тусов­ка окончательно обанкротилась, когда её ставки на «болотный бунт» рухнули, когда её лидеры открыто перешли в стан русофобов и наёмников Запада, «Наш современник», благодаря ходу истории, естественно ощутил себя как журнал, утверждающий во всех сферах жизни па­триотические и национально-обществен­ные интересы России.

Литература в России — это вторая рели­гия. «Пушкин — наше всё». Не Менделе­ев, не Циолковский, не Суворов, а именно Пушкин! Недаром в XVIIIвеке Ломоносов, Державин, Тредиаковский были почётны­ми гостями при императорском дворе. Не­даром Николай Iбеседовал с Пушкиным и называл его «умнейшим человеком в России», недаром Есенина приглашали читать стихи царской семье, а Горький и Шолохов были постоянными собеседни­ками Сталина. Что бы ни писали, как быни спорили об истории России, русский читатель всегда будет судить о петровской эпохе по «Полтаве» и «Медному Всадни­ку», о пугачёвщине — по «Капитанской дочке», об отношениях с Польшей — по «Тарасу Бульбе», о войне 1812 года — по «Войне и миру», о революции 1917 года и Гражданской войне — по «Тихому Дону».

Недавно Первый канал показал мно­госерийный фильм, созданный по ро­ману Василия Аксёнова «Таинственная страсть». Персонажи киноэпопеи — Аксё­нов, Евтушенко, Окуджава, Ахмадулина, Рождественский, Высоцкий, Вознесен­ский и другие — изображены как роман­тики эпохи, как чистые, искренние поэ­ты, сопротивлявшиеся всесильному КГБ и тупым бюрократам советской системы, как прекраснодушные либералы и герои своего времени. На самом деле, они были во многом баловнями и фаворитами си­стемы, о чём свидетельствуют их книги, их судьбы, их поступки. Они сами называ­ли себя «детьми XX съезда», который со­стоялся в феврале 1956 года и на котором партийный авантюрист Никита Хрущёв выступил с печально знаменитым докла­дом, оклеветавшим трагическую и герои­ческую сталинскую эпоху.

Племя литературных приспособленцев, для которых этот доклад стал учебником жизни и руководством к действию, на­звало самих себя «шестидесятниками», а эпоху, что наступила после XXсъезда, «оттепелью». Судьбы этих «детишек» сложились в основном удачно. Они стали любимцами партийной элиты, отрекшей­ся от сталинской эпохи, и все как один присягнули «ленинскому времени» в стихах и поэмах.

Семена того, что Хрущёв лукаво име­новал «ленинизмом», были посеяны в их души в 1956 году. Но обществу узнать сущность этого посева по плодам его при­шлось почти через 40 лет, в 1993 году.

Известная российская поэтесса Лариса Васильева, дочь Николая Кучеренко — од­ного из знаменитой команды создателей легендарного танка Т-34, — недавно напи­сала в своих воспоминаниях:

«Когда это было — весной 66-го года. Ресторан Дома литераторов. Сидят осо­бенные, амбициозные. Прервав свой раз­говор, Межиров внезапно повернулся к Евтушенко и своим завораживающим го­лосом говорит: «Я никогда не прощу тебе, Вознесенскому, Белле, Булату того, что вы своими организованными сочинениями, своей шумихой заслонили путь целому поколению к океану настоящей поэзии». Поворачиваюсь к Межирову: «Вы имели в виду поэзию Серебряного века? — Отнюдь нет! Серебряный век состоялся так, что его невозможно заслонить. Я говорю о поэтах вашего поколения — о Горбовском, Рубцо­ве, Юрии Кузнецове и многих других».

В заключение приведу три мысли Пуш­кина о трёх гигантах мировой истории.

О Европе: «Европа в отношении Рос­сии была всегда столь же невежественна, сколь и неблагодарна».

О США: «С изумлением увидели демо­кратию в её отвратительном цинизме, в её животных предрассудках, в её нестер­пимом тиранстве. Всё благородное, беско­рыстное, всё возвышающее душу челове­ческую подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству».

О России: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, как литерато­ра меня раздражают, как человек с пред­рассудками я оскорблён, но клянусь че­стью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.».

Наш современник

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru