К. Бабкин
Если мы посмотрим на экономическую политику, которая сегодня реализуется в России, то очевидно, что ориентирована она не на интересы отечественного промышленного производства и сельского хозяйства, а, скорее, отвечает интересам глобальных корпораций. Такой подход был заложен еще при Гайдаре. Задача – сделать Россию максимально удобной территорией для деятельности этих корпораций. Ради этого были принесены в жертву те, кто хочет в России производить, созидать, заниматься наукой, пишет в своей колонке для «Взгляда» Константин Бабкин.
«Странно, что кабмин не понимает простые вещи: нам необходим переход к совершенно иной экономической политике, центральный пункт которой – создание в России условий для несырьевого производства. Главных китов у такой политики три. Первое – изменение подхода к внешнеторговой политике. Не интересы глобальных корпораций должны стоять на первом месте, не членство в ВТО любой ценой, а защита своего производителя.
Внешнеторговая политика должна быть нацелена на создание равных условий для российских и зарубежных производителей. Второе – это налоговая политика. Сегодня задача у государства – собрать как можно больше денег с граждан и с предприятий. Надо придать этой системе стимулирующий характер. Налоги в России гораздо выше, чем во многих развитых странах (объем государственных изъятий из экономики – у нас 43,2% ВВП, а в США – 31,7%, в Китае – 21,2%), и при этом правительство планирует их еще повышать.
Доминирует такая точка зрения, что чем больше налоги, тем больше будет собрано денег. На мой взгляд, стоило бы все налоги на физлиц объединить в единый подоходный налог и с годовой суммы зарплаты до 240 тысяч рублей брать 35%, с доходов от 240 до 1800 тысяч рублей – 40%, а свыше 1,8 млн. рублей в год – 45%. В результате такой реформы налоговая нагрузка для 99% работников в России снизилась бы – и только для тех, кто получает более 280 тысяч рублей в месяц, она возрастет.
Снизится уровень неформальной занятости, больше людей будут получать «белую» зарплату, снизится нагрузка на предприятия, а доходы бюджета даже вырастут. Третий кит – политика Центробанка. Сегодня она просто неадекватна. Нужно не таргетировать инфляцию, а радикально снизить ключевую ставку с 10% до 1%, вести политику, нацеленную на развитие несырьевого производства. В России ставка 10%, а в Китае – 4,3%, в США – 0,3%, а в Германии – 0%.
Сравните: в России по итогам 2015 года объем всех выданных кредитов составил 54% ВВП, а в США – 107%, в Китае – 197%, в Германии – 135%. Надо напитать экономику деньгами, дав возможность и потенциальным инвесторам, и потребителям получать недорогие кредиты. Важно все это нужно делать в комплексе, по отдельности эти меры не сработают. Нельзя оставить неадекватную налоговую систему и нынешнюю политику Центробанка и ввести при этом протекционистские меры. Это только вызовет недовольство людей и не приведет к росту производства в России, потому что дорогие кредиты и высокие налоги не позволят сместить спрос на отечественную продукцию.
Мы это видим на примере Китая, у которого продолжается подъем экономики даже на фоне мировой стагнации. Они увеличили объем своей денежной массы в сто раз за 30 лет, а экономика выросла у них в 50 раз, инфляция при этом не превышает 3%. И всегда были дешевые деньги для тех, кто инвестирует в производство. Гайдровцы уверены, что стагнация для России – это нормально, что надо, как говорит Кудрин, встраиваться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях, там не предлагается никаких рецептов, позволяющих вывести страну из этой стагнации. А у нас есть свои, альтернативные точки зрения, нацеленные на развитие, на оптимизм, на силу нашей страны, реализацию потенциала Таможенного союза».