Мне около трёх лет. Сентябрь 1944 года. Говорят, и д ё т в о й н а, а я не понимаю, что это такое. Уютно плыву мимо ажурного забора на руках отца, одетого в военную форму.
Солнце прыгает через решётки, яркое и весёлое. Мне очень, очень хорошо: я укутана в папино тепло.
Мама со светлыми волосами, почти такими же ослепительными, как и нарядная кофточка, тоже идёт рядом, и я не пойму никак: улыбается она или плачет, глядя на нас с папой.
Это — первый момент моего осознания отца. Момент счастья в начале памяти моей жизни. До этого солнечного мига она покрыта мраком неизвестности. Первый и последний миг… Словно он был дан мне судьбой специально на память о родном человеке.
Отец, неся меня на руках, идёт по рельсам к товарному вагону. Здесь ждут его товарищи. Они все в одинаковой военной форме, с почерневшими от солнца лицами и руками, как и мой папа. Бойцы снова возвращаются на фронт, где идёт война. Каждый из них хочет подержать меня на руках и угостить сахаром. Один уже держу за щекой, а другие сладкие кусочки приятно оттягивают кармашек у фартука.
Отец перехватывает меня у товарищей и прижимает к себе. Я опять в его тепле. Утыкаюсь носом в жёсткую щёку, пахнущую солнцем, и догрызаю сладкий сахарок.
Страшный гудок проносится над нами. Даже сам поезд испугался и дёрнулся. Отец передаёт меня маме. Вижу, как по его загорелой щеке сбегает прозрачная капля, и он быстро смахивает её.
Солнце сверкает на рельсах, а высокие сухие травы грустно и музыкально шуршат рядом с нами. Мне кажется, что они тоже провожают моего папу и тоже не хотят, чтобы он уезжал от нас на противную войну.
Вагоны загрохотали и тронулись. Поплыли мимо нас. Мама прижала меня к мокрому лицу, и мы усиленно замахали руками, навстречу папиной руке.
Мы махали поезду, исчезающему навсегда от нас, поезду, уходящему на войну. Не надо уезжать, папа! Не надо…
Мне уже четыре с половиной года, а может, и больше. Война окончена. Жду отца. Торчу всё время у окна. Взглядом ловлю каждого, кто входит в наш двор. Кое-кто возвращается с фронта. На мои вопросы о папе, мама грустно отвечает, что папа скоро должен приехать, и гладит меня по голове. Я жду и жду у нашего окна. А он всё не едет.
Иду к соседским сестрёнкам, моим ровесницам, полюбоваться на их жизнь с их папой.
Сажусь у них в старинное кресло и смотрю, как дядя Ваня, их отец, поочерёдно носит на плечах своих дочек. Носит и приговаривает: «Кому нужен худой горшок? Продаю худой горшок!»
Обе смеются. Обе счастливы.
«Папа, а папа, ты бы меня тоже так же таскал на себе и звал «худым горшком», – думаю я и вздыхаю. «Где ты? Почему не едешь с войны? Так хочется побыть «худым горшком»! Ой, как хочется!»
Однажды дядя Ваня спросил:
— Юль, хочешь поиграть в «худой горшок»?
— Хочу.
— Так иди скорей, — он раскинул руки мне навстречу.
— Нет, — я мотнула головой. — В эту игру я могу играть только со своим папой.
Я опустила голову и прошептала:
— Вот мой папа приедет, и мы поиграем с ним в «худой горшок».
Дядя Ваня присел на корточки у моего кресла, и некоторое время смотрел на меня.
Потом погладил по голове и тихо сказал:
— Да, девочка моя, ты права.
И я снова продолжала смотреть на их игру, на их счастье. Ждала своего.
«Если бы папа приехал побыстрее»,— думала я часто,— этот вредный Володька из соседнего подъезда и другие побоялись бы меня обижать. Папе я рассказала бы всё. Дедушка старенький, он не может меня защитить, а мама работает, ей некогда.
Эх, скорей бы вернулся папа! Где ты, папка, война ведь кончилась? Может, купил бы мне необычное платье или даже настоящую куклу-голыша? У куклы крутились бы голова и руки... Правда, может, это наврали девчонки, а на самом деле такого не бывает, чтобы руки-ноги у кукол двигались?»
А запредельные мечты мои уходили совсем в далёкое небытие, даже сердце останавливалось при мысли о розовом прозрачном банте. Его я видела через окно трамвая на одной девочке. Видение промелькнуло быстро, и я не уверена, что такой прозрачный бант существует в природе. Могло и показаться. Но мечты – они так украшают жизнь. Я представляла на моей лысине (стригли нас после войны в детском саду под машинку, наголо, что бы в волосах не заводилась всякая нечисть) этот розовый бант. Несмотря на то, что и держаться банту было бы не на чем, мечты о нём постоянно возвращались ко мне. Оканчивались они непременно всё одним и тем же: приезжает папа, берёт меня на руки, а на моей голове красуется прозрачный розовый бант. И мы играем в игру «Продаю худой горшок! Кому нужен худой горшок?» А потом я засыпаю в тепле его рук. Мне даже в снах снилось это родное папино тепло.
Папа не приезжал, хотя война уже кончилась. Мы с мамой вглядывались в прохожих пап, особенно на эскалаторе метро, но нашего среди них не было. Где же ты, мой папка? Где ты, мой защитник?
Да бог с ними – с бантом, с платьем, с куклой… Приезжай скорей! Я всё жду и жду …
Похоронка пришла маме в 1944 году. Отец, Карпов Алексей Иванович, погиб в ноябре 1944 года, освобождая от немецких фашистов город Ригу.
Я выросла. Вышла замуж за человека, которого зовут Алёшей, как звали моего отца. Однажды он схватил меня на руки и весело закричал:
— Продаю худой горшок! Кому нужен худой горшок?
— Мне, — ответила моя мама.
— Нам, — закричали мои дети.
— Не отдам, самому нужен!
Прошли ещё годы. У моего повзрослевшего сына появились свои дети. Эти двое мальчишек, бывает, просят отца:
— Папа, давай поиграем в любимую бабушкину игру, в «Худой горшок»?
Об авторе: Карпова Юлия Алексеевна: художник-график (с 1971). преподаватель живописи, рисунка и композиции (с 1964 г.).
Лауреат премии им. Н.Н. Жукова за иллюстрации к книге М.П. Коршунова и В.Р. Тереховой «Мальчишник» (1986 г.). Член Московского Союза художников (с 1977 г.).