Традиционный разговор ведущего и заместителя главного редактора телеканала Царьград Юрия Пронько с экономистом, руководителем Русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова Валентином Катасоновым коснулся самых актуальных тем экономической повестки недели: от новых американских санкций до очередной пенсионной авантюры Министерства финансов России.
О готовящемся Россией "симметричном ответе" на второй пакет санкций, одобренных Конгрессом США.
С моей точки зрения, симметричным ответом и симметричной реакцией должны быть не какие-то там контрсанкции, потому что мы начинаем играть по их правилам в санкционный пинг-понг. А мы должны дать симметричный ответ в виде долгосрочной программы перестройки нашей экономики.
Но деятели финансово-экономического блока в руководстве России даже не понимают, что такое долгосрочная программа структурной перестройки экономики. Но надеюсь на то, что возникнут нормальные здоровые рефлексы в организме российского общества, российской государственности, и придут здоровые и здравомыслящие люди к рулю управления экономикой, которые не только будут понимать, что такое стратегия экономического развития, но и будут практически что-то делать.
Что касается европейцев, то у европейцев еще меньше разума, чем у нынешних наших руководителей финансово-экономического блока. Они ведь в роли таких дрессированных и прикормленных хомяков. Я посмотрел на всякий случай статистику взаимной торговли Соединенные Штаты - Европейский Союз, начиная где-то с 2000 года: всегда устойчивое положительное сальдо Европы в торговле с Соединенными Штатами, всегда не менее 100 миллиардов долларов в пользу Европы. И понятно, что Европа не хочет отказываться от этого подарка.
Трамп, безусловно, еще в прошлом году уже скрипел зубами, говорил: мы им даем совершенно незаслуженные подарки. Он имел в виду Китай, он имел в виду Мексику. А на втором месте по дефициту торгового баланса - это, конечно, Европейский Союз. И половину этого подарка берет Германия. Бенефициар известен. И я думаю, что мамочка Меркель - она просто промолчит или что-то промычит. Я не ожидаю, что со стороны Германии будут какие-то решительные действия. Со стороны Франции могут быть, а со стороны Германии нет. Потому что санкции пакетные. Там сразу выстреливают и по России, и по Ирану, и по КНДР.
Дело в том, что Франция успела уже кое-что захватить в Иране. Поэтому, понимаете, если она будет защищать свои позиции в Иране, ей придется защищать тогда и свои позиции в России. Она по Ирану уже высказалась определенно и четко, что не собирается уходить из этой страны. Так что я думаю, что она... Ну и наши эксперты говорят, что скорее мы сейчас можем получить Францию в качестве союзника, нежели Германию.
Торговля России с Европейским Союзом на протяжении многих лет выстраивается так, что у нас активное сальдо. Буквально вчера в одном американском источнике я прочитал следующее: обидно же, господа, мы, значит, даем Европе такой подарок, 150, 160, почти 200 миллиардов долларов ежегодно, а одну треть этого подарка они отдают России, для покрытия дефицита торговли с Россией. Безобразие полное!
Думаю, Трамп подпишет санкционный закон Конгресса. Думаю, что ему объяснили популярно: вы получите то, что вы хотели, сбалансированную торговлю с Европой, не будет этого уже дефицита торговли. Да это просто это ход конем!
О том, почему рост цен на нефть до отметок, близких к уровню в 50 долларов за баррель, не принес существенных изменений на отечественном валютном рынке
Российский рубль ждет девальвация. Ускоряется отток капитала как принадлежащего нерезидентам, так и российским физическим и юридическим лицам. Меняются прогнозные оценки, те, которые давала Набиуллина в начале года, они удваиваются, утраиваются.
Надо вспомнить опыт Малайзии 1998 года. Тогда был набег спекулянтов на целый ряд стран Юго-Восточной Азии. Международный валютный фонд при этом стоял над душой и говорил: играть надо по правилам, вы можете держать курс национальной денежной единицы только с помощью валютных резервов. Но ни в коем случае никаких валютных ограничений! В Малайзии ввели, правда, и на премьер-министра страны "повесили всех дохлых собак".
Потом, между прочим, когда уже прошел глобальный финансовый кризис 2007-2009 годов, Международный валютный фонд задним числом, где-то в 2012 году, я прочитал в одном из документов, сказал, что да, если острая ситуация, то на некоторое время в определенном объеме можно вводить валютные ограничения на трансграничное движение капитала. Но это было сказано шепотом. Специалисты об этом знают.
Про то, что на фоне кризиса за первое полугодие крупнейшие компании и банки России, преимущественно с госучастием, разместили евробондов на общую сумму в 16 миллиардов долларов
Я себе не представляю сделки без отсрочки платежа. Нам практически заказан путь на Запад, потому что любой контракт содержит элементы коммерческого кредита. Значит, придется разворачиваться на те страны, которые не побоятся с нами торговать.
Конечно, даже китайцы, и то с оглядкой это делают, но тем не менее делают. Китай сегодня - это половина "дыры" торгового баланса Соединенных Штатов, 360 миллиардов долларов примерно. Безусловно, в Пекине не будут делать резких движений. Они не хотят лишаться этого громадного подарка со стороны Дяди Сэма. Но я думаю, что Китай - это Восток, а Восток - дело тонкое. У них двойная-тройная статистика, двойной-тройной бухгалтерский учет. Мне кажется, у них вообще половина экономики "в тени". Мы дети в коротких штанишках по сравнению с китайцами. У них там даже резервы есть "теневые".
Вот мы с вами все время вспоминаем резервы. Но я начал разбираться, там, кроме Народного банка Китая, есть другие институты, Минфин, со своим, так скажем, куском валютных резервов, есть еще четыре суверенных фонда. Поэтому сказать, какие на самом деле масштабы валютных резервов Китая, не знаю. Но я думаю, что те официальные цифры, что три с хвостиком триллиона долларов, это только верхняя часть айсберга.
Я текст закона о санкциях прочитать не успел, но в отдельные параграфы вчитался. Там особые требования предъявляются к Министерству финансов Соединенных Штатов. Ни для кого не секрет, что, собственно, основной институт, который управляет процессом контроля и реализации этих санкционных решений, это службы Минфина, условно финансовая разведка, имеющая целый ряд подразделений. Можно даже по этому параграфу судить, что у них до сих пор было не все в порядке. Ведомству ставится задача: в течение полугода навести порядок, создать базу данных для того, чтобы действительно отслеживать все потоки, отслеживать все активы так, чтобы ни одна мышь не пробежала. А я думаю, что в данном случае китайцы тоже вчитываются в текст этого американского закона, и, конечно, будут очень осторожны.
О доработанной Министерством финансов проекте концепции так называемого индивидуального пенсионного капитала, предполагающем, что ответственность за накопительную часть пенсии будут нести не работодатели, а сами граждане России
Я по образованию американист. И поэтому продолжаю внимательно следить за трендами в американской экономике. Некоторые частные пенсионные фонды в Америке начали сыпаться. Даже крупные пенсионные фонды, которые имеют статус государственных, сейчас очень меняют структуру своих активов. Зарабатывать на казначейских бумагах в данный момент фактически невозможно. Зарабатывать на каких-то других безрисковых инструментах - невозможно. На глазах меняется структура активов в пользу рисковых инструментов. Я, конечно, жестко говорю, но у меня рубрика такая, они превращаются в своеобразные хедж-фонды.
То есть пенсионные фонды превратились в хедж-фонды! В спекулянтов! А если вы работаете с хедж-фондом, извините, все риски вы разделяете вместе с ним. Пенсионерам предлагается стать спекулянтами. Де-факто.
Пенсионное обеспечение появилось в Англии в начале XIX века, в самый разгар промышленной революции. Не хватало рабочих рук, поэтому было предложено, в том числе и женщинам, поучаствовать в общественном производстве. Тогда появились первые детские сады, фактически начался процесс разрушения института семьи. Тогда банки тоже стали думать: а как же нам подзаработать? И они стали предлагать такие услуги: вы отчисляете от своей зарплаты определенный процент на депозит банка, проработаете лет тридцать, и будете тогда жить за счет процентов. Это была первая такая примитивная и откровенная система пенсионного обеспечения, которую предлагали банки.
Сейчас мы возвращаемся туда же, в начало XIX века, в эту самую Англию с ее ужасами промышленной революции. Все это у Диккенса описано было.