В минувшем месяце(4 августа) исполнился 81 год выдающемуся русскому ученому, специалисту по истории русской литературы XIX века и вопросам преподавания словесности, доктору филологических наук, общественному деятелю, публицисту, главному научному сотруднику Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН профессору Всеволоду Юрьевичу Троицкому.
Всеволод Юрьевич – автор ряда экспертных заключений в защиту Православия, духовно-нравственных ценностей России и традиций российского образования.
Редакция «Русской народной линии» и руководство международной общественной организации «Русское Собрание» от души поздравляют Всеволода Юрьевича с днем рождения, желают ему здоровья, помощи Божией в его научной, просветительской, правозащитной и общественной деятельности.
[Сайт «Русский Лад» также присоединяется к высоким оценкам деятельности выдающегося ученого и к поздравлениям в его адрес. Читатели нашего сайта также хорошо знакомы со статьями и докладами В .Ю.Троицкого. Некоторые из этих выступлений впервые прозвучали в стенах ВСД «Русский Лад» – Ред.]
Предоставляем слово известному публицисту и общественному деятелю, секретарю МОО «Русское Собрание» Андрею Сошенко:
Заслуженный деятель науки РФ Всеволод Юрьевич Троицкий – достоин внимания соотечественников не только как учёный, известный специалист по русской литературе и вопросам преподавания словесности, но, по моему мнению, особенно – как истинный представитель русской интеллигенции, как восприемник национальной идеи и выразитель народной совести. Его суждения, выражаемые всей полнотой и красотой русского языка, просты и изящны одновременно, всегда безукоризненны в следовании национальным интересам России, научно аргументированы и последовательны. Скромный, но принципиальный, умеющий слушать и терпеливо молчать, но, взявши затем слово, расставляющий все точки над «и». Не могущий терпеть не то что ненормативной лексики, но и «крепкого словца», но обладающий способностью беспощадно разбивать логикой и совершенством изложения мыслей любые отклонения от истины.
Из всех материалов с участием В.Ю. Троицкого, с которыми можно ознакомиться в Интернете, мне почему-то особенно приглянулся небольшой, еще 1997 года, документальный фильм. Возможно, потому, что здесь Всеволод Юрьевич раскрывается не только с мировоззренческой точки зрения, но и с человеческой стороны.
Среди статьей В.Ю.Троицкого в «Советской России», печатавшихся еще в конце прошлого столетия, одна заслуживает, с моей точки зрения, особенного внимания. Она называлась «Верните имя моего народа».
О ней вспомнил в своей книге В.Г.Распутин: «Десятки тысяч человек получили в прошлом году новые российские паспорта, в которых не существует больше графы о национальности, а возмутился и написал об этом в газету "Советская Россия" только один. Только один пришёл в недоумение, почему, по какой-такой государственной потребности в основном документе, удостоверяющем личность гражданина, изъято имя его народа...» (Виктор Кожемяко, Валентин Распутин. «Боль души», М. 2007. С.127).
«Великий русский гражданин и столь же великий отечественный ученый», - как недавно справедливо назвал В.Ю. Троицкого Леонид Евгеньевич Болотин.
Леонид Болотин пишет: «…Классик он и есть классик…». И дальше: «В обывательском сознании существует ложное представление, что главная миссия "настоящего ученого" в первую очередь состоит в совершении новаторских исследований и революционных открытий. Но главная задача подлинной науки раскрывается в жестоком противоборстве с ложью, лжецами и отцом лжи (Ин. 8, 44) - в отстаивании Истины! … У В.Ю. Троицкого в трудах хватало и научных открытий с разработкой новейших методов, но главным в его жизни стало - научно обоснованное, научно доказательное стояние за Правду Божию!»
Да, к сожалению, цвет нации сегодняшнего дня, при персональном перечислении которого, думается, пальцев рук окажется достаточно, вынужден концентрироваться не на воплощении в жизнь заветов наших святых, трудов истинных патриотов своего Отечества, включая и славянофилов и почвенников, а на борьбе с разлагающими наше общество непрекращающимися реформами. В 2016 году на Калязинских чтениях Всеволод Юрьевич с болью вынужден был отметить: «Как горько, что и по сей день остаются во многом справедливыми слова митрополита Иоанна (Снычёва): "Нам нечего предъявить во свидетельство своей принадлежности к радетелям великого русского дела, наследникам вековой славы. Мы разметали, развеяли по ветру державное наследие предков, политое не нашей кровью, оплаченное не нашей скорбью, оплаканное не нашими слезами"».
Митрополит Иоанн своим подвижничеством воздвиг нам идейный мост русской мысли из веков прежних в двадцать первый.
Всеволод Троицкий сегодня своей активной научно-публицистической деятельностью стремится передать «во свидетельство» следующим поколениям «великое русское дело» – русское Слово.
Всеволод Юрьевич обладает непременным качеством, необходимым для успеха в деле защиты России и её единственно верного самобытного исторического пути, – сыновней любовью к Родине. И неслучайно в ряду угроз Отечеству он выделяет культурную сферу, справедливо полагая, что именно разложение нравственности является порождением всех остальных бед для России. «Культура и образование – главные сферы защиты России, потому что они работают на будущее», – неоднократно заявлял и заявляет В.Ю. Троицкий. – «Суверенное государство немыслимо без суверенной системы образования и воспитания».
Слушая в записи его выступление 2011 года по проблемам воспитания и образования на пленарном заседании 14 Рождественских чтений, чувствуется, что каждое слово им выстрадано, далось ценой долгих раздумий и душевных переживаний.
В докладе обозначены основы основ формирования «духовно-умственной зрелости» школьников, требуемые «система научных принципов, основательность, фундаментальность и полнота важнейших сведений по школьным предметам».
Что же принесли «реформы» образования? Всеволод Юрьевич раскрывает смысл и механизм самих реформ, «нововведений и оргноваций». «Современные школьные знания перестают быть образовательными, становятся инструктирующими, утилитарно-прагматическими, прикладными, бескрылыми, неблагодарными… Школа меняется в сторону расчеловечивания общения… Изгнанию из программ подвергаются произведения, в которых ясно ощутим народный идеал, русский дух... Давно пройден рубеж, за которым начинаются невежество и профанация… Таким образом, названный "поворот" мог иметь и имел в целом только разрушительные последствия», - вердикт В.Ю. Троицкого по «реформам».
«Государственные интересы требуют как раз обратного – развития образования и его возвышения над уровнем, достигнутом в 20 веке». «У народа может быть или своя культура, или никакой», - еще одна констатация из выступления.
… Прошло 6 лет с момента этого выступления. К сожалению, практически ничего не изменилось, к его воззванию и предложениям на властных этажах не прислушались.
На Калязинских чтениях в 2016 году он говорил:
«В 1995 г. ЮНЕСКО была одобрена "Декларация принципов толерантности", в которой во утверждение "глобальной духовности" – единственным законом при решении гуманитарных проблем объявляются международные правовые акты по "правам человека"… Напомню, что в истинном понимании толерантность – это неспособность к сопротивлению чужому и чуждому, вредному по несоприродности…, целенаправленное лишение чувства личностного и национального достоинства. Этот документ, как и документы "дочерние", вроде Болонской конвенции, а также "подчинённые" им "реформы", определяют процесс нынешнего широко организованного, системного и последовательного разрушения отечественного образования… Наш долг сегодня – на незримом поле великой битвы – сохранять и укреплять в сознании поколений осиянные правдой и добром национальные принципы и идеалы, укрепить в сознании молодых поколений понятия нормы, святыни, культуры, что поможет живо воспринять русскую литературу, достойно изложенную историю России, что наполнит сознание молодёжи живым представлением о деяниях и подвигах людей прошлого, сынов и дочерей Русской земли, которым мы, нынешние её граждане, обязаны всем лучшим – в настоящем…».
Один из его фундаментальных трудов – «Судьбы русской школы».
В этой книге говорится не только о проблемах образования и воспитания. Здесь, в сущности, идёт речь о русской идее.
«Сражение за русское слово», «Наследие культуры и угрозы глобализма», «Историзм, как основа филологической науки», «Проблемы духовности», «Национальное самосознание» - названия глав и раскрытые темы названного труда.
Смотрим ссылки в книге. На чьи труды ссылается при своих выводах Всеволод Юрьевич? Пушкин, Достоевский, Аксаков, Лесков, Меньшиков, Ключевский, Хомяков, Леонтьев, Менделеев, Тихомиров, Иван Ильин, Свиридов, Шипунов, В. Кожинов, Эдуард Володин, Валентин Распутин... И еще на другие имена православных национальных мыслителей. Это ли не главнейшие выразители русской идеи?!
Считаю, что просто в качестве базовой основы будущие разработчики национальной идеи могут использовать недавний труд Всеволода Юрьевича «Великое слово – Народ».
А во «Введении» к книге 2010 года «Судьбы русской школы» Всеволод Юрьевич пишет: «Мероприятия, имеющие результатом снижение образовательного уровня учебных заведений всех ступеней, сопровождаются разнузданным помрачением ума россиян путём дезинформации и шизофренизации массового сознания через СМИ, путем засорения сознания масс информационным мусором, посредством широкого распространения через СМИ несостоятельных или ложных представлений, заведомо неосновательных, антинаучных мнений и установок… Такая информационная политика ведёт к интеллектуальному помрачению и духовному уничтожению нации».
Логично соответствует вышесказанному - его авторитетнейшее участие в составлении Заключения экспертизы по материалам т.н. фильма «Матильда».
В совсем недавней статье Всеволода Юрьевича «О стоянии в правде, чести и совести» возвышается его голос на иную, более глубинную, тему. Комментарии излишни. Сказано всё и о многом, и о многих. Нужно просто читать.
«Реальные успехи разрушителей значительны, ибо в иных случаях имеют место публичные отступления от безусловных и абсолютных нравственных истин, духовных аксиом… Об этом пойдёт речь. С учётом, что сознание иных современников оказывается неспособным умозрительно воспринимать нравственные азбучные истины… Всякое легкомыслие, имеющее целью произвольно приуменьшить вину или смягчить заслуженное наказание, - воспринималось (ранее на Руси – А.С) тоже как грех или преступление. Нравственный проступок человека ложился клеймом на его семью, на род, на народ... Изменившие нравственному долгу не получали оправдания.
Литература беспристрастно отразила это… Гарун, в страхе покинувший поле боя, где погибли его отец и два родные брата ("Беглец. Горская легенда" М.Ю.Лермонтова), отвергнут всеми в родном ауле: ни у друга, ни в доме любимой, ни у родной матери, произнесшей проклятие ("ты мне не сын") не находит он пристанища и сам убивает себя. Андрий, предавший веру и родину, прельстившись любовью к красавице-полячке и польской пышностью ("Тарас Бульба" Н.В.Гоголя), принимает смерть от руки славного героя, полковника Тараса, отца своего... Непримиримость к бесчестью стояла на страже жизни народа...
Но в ХХ веке происходит нечто, вызывавшее у нашего отчаявшегося соотечественника не лишённое оснований мнение: "Наш народ стал народом-предателем. Он предал тех, кто принёс ради него неслыханные жертвы, предал своих потомков..." (А.А.Зиновьев. Русский эксперимент. С.332). Сказать так обо всём народе - значит погрешить против истины. Но! Но заметная часть народа - это предательство совершила. И оно, это предательство, продолжает тяготеть над всеми нами, потому что народ - это все мы, связанные незримыми вековыми связями и памятью… готовой вспыхнуть ярким светом озарения в роковые дни нашей жизни, до которых мы бываем беззаботно забывчивы. Нам бы помнить об этой забывчивости, остерегаться её, потому что ею чаще всего и готовятся наши беды. Ведь предательство - не прощается, оно всегда искупается дорогой ценой…
Мы безропотно терпим изменения программ обучения, которые всё более приближаются к образцам школ колониальных стран. И молчим... Мы терпим "дикие моды", не осуждаем, как должно, навязанную нам ложь, терпим "колониальное унижение" и культурный геноцид в СМИ, оттеснивших на задворки рекламы великую русскую культуру. Мы терпим. Нам воздастся горьким горем за это наше бесстыдное терпение...
О "защитниках" кино-кощунства (т.н. фильма «Матильда» - А.С.) говорить нечего… Но примирители мнений или уклоняющиеся от категоричного отрицания замысла демонстрации названного киноизделия, - несомненно, заслуживают внимания, потому что представляют собой (все и каждый в отдельности) либо людей, политически запрограммированных (не руководствующихся честью-совестью), либо - обделённых непременными духовно-нравственными качествами. Такие люди живут рядом с нами; они спокойно и настоятельно отрицают аморализм и оскорбительно-кощунственный дух фильма и не видят "ничего особенного" в его распространении. Их ничто не смущает... Общество, в котором такие люди приобретают влияние, - нежизнеспособно. Поэтому главная беда не в том, что кем-то создан фальшивый и кощунственный по духу фильм… и даже не в том, что готовится циническая и отвратительная "пляска на гробе" убиенного святого, а в том, что общество становятся привычным к людям, лишённым совести. Если такие люди будут определять "общественное мнение", - мы на пороге гибели».
http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/04/russkoe_slovo_vsevoloda_yurevicha_troickogo/