Публикуем выступление известного современного православного мыслителя Николая Сомина, который интересно намечает перспективу в отношениях между Православием и социализмом. – Ред сайта.
(выступление на конференции «Национальная идея России против Нового Мирового Порядка» 22.02.14)
Мне думается, что в этом собрании нет необходимости долго говорить о том, что мы находимся в глубочайшей яме. Такой сокрушительной и такой всеохватной катастрофы не было за всю историю России. Разрушена ее экономическая мощь, попрана ее государственная независимость, разорены армия, медицина, наука и образование, практически полностью уничтожена самобытная русская культура, резко понижен уровень нравственности. Осталась только Православная Церковь – этот последний оплот нашей русской обороны. Если он упадет, если Церковь так или иначе покорится католичеству или просто омертвеет в своем бюрократизме, то можно считать, что России больше не будет. Поэтому из последних сил необходимо стоять за православие и поддерживать в народе православное начало. Однако этого мало. Необходима еще смена социального строя. И об этом хотелось бы поговорить подробнее.
Дело в том, что именно нынешний капитализм является виновником и универсальной причиной нашей катастрофы – это теперь ясно даже слепому и глухому. Навязанный нам с Запада, он стал тараном, буквально сломавшим нашу русскую оборону против мирового зла. И не удивительно: капитализм абсолютно несовместим с русской ментальностью.
Прежде всего, капитализм несправедлив. В рыночной экономике экономически более сильный имеет больше возможностей выкручивать руки более слабому. А потому богатые еще больше богатеют, а у бедных отнимается и то, что есть. Это давно и надежно выяснено многими честными экономистами. Но капитализм доводит рынок до абсурда – продается буквально все и вся, включая сами деньги. И всю несправедливость и жестокость капиталистической экономики наш народ ныне прочувствовал в полной мере. А надо сказать, что острое чувство справедливости является одним из самых характерных черт русского человека.
Далее, капитализм греховен и просто развратен. Грех, как известно, привлекателен, и потому его продажа выгодна экономически. А это означает, что, капитализм, для которого существует только прибыль, всегда будет стремиться к раздуванию греха, его легализации, распространению – в общем, придания ему привлекательного товарного вида. И мы все знаем, какая пошлость, мерзость и похабщина льется и льется на наш народ в виде товаров, и не только – в виде книг, кино, музыки, театров, телевидения, интернета – ведь теперь все явления культуры тоже пошли на продажу. Все это – прямая угроза тем традиционным семейным и культурным ценностям, благодаря которым наш народ выживал в самых сложных обстоятельствах.
И наконец, капитализм разрушает нашу веру. Капитализм – не просто практический материализм (как думал, например, Бердяев). Нет, он идет гораздо дальше и превращается в религию – религию денег, поклонение мамоне – этому современному обличию сатаны. Поэтому слова Спасителя «Не можете служить Богу и мамоне» означают, что капитализм, как служение мамоне, несовместимо с христианством. Русский народ всегда с недоверием относился к богатству и презирал стяжание. Но ныне мамона всех заарканил, всех заставил работать себе. И потому эта страшная подмена Христа мамоной совершается, к сожалению и в нашем народе, уродуя его нравственный облик.
Как мы видим, не только материальную, а преимущественно духовную катастрофу несет в себе капитализм. И поэтому для нас он губителен.
Надо смотреть правде в глаза и понимать, что при господстве капитализма Россия никогда не поднимется с колен, никогда не станет Святой Русью. Наоборот, капитализм буквально стирает нашу цивилизацию с лица земли. И потому этот строй во что бы то ни стало должен быть ликвидирован и заменен на другой. Какой же? Во-первых, – справедливый, и во-вторых, – возвышающий духовность нашего народа. Сочетанию этих двух условий удовлетворяет только православный социализм. Это строй, идеологической основной которого являются христианские нравственные ценности, а экономика – типа сталинской, базирующейся на национализации средства производства. Сейчас такая точка зрения завоевывает все большее и большее число сторонников, причем именно среди православных христиан. Однако немало и возражений.
Одно из них состоит в том, что первым по важности считается не социально-экономический строй, а форма власти. Православная монархия – вот социальный идеал многих церковных людей. Именно в ней ищут решение всех проблем. Мол, «только бы был у нас Царь- помазанник – а он уж решит, что делать и каким должно быть экономическое устроение». Это довольно наивный взгляд. Дело в том, что перед любым царем все равно возникнет вопрос социального строя. Ибо нет строя монархического, а есть строй капиталистический и строй социалистический, и выбирать на современно этапе можно только из этих двух. И нетрудно спрогнозировать судьбу монархии в обоих случаях. Капиталистический выбор означает, что собственность остается в руках олигархов, а следовательно – и фактическая власть. Олигархат сам хочет править и умножать свою власть, и потому он либо уничтожает монархию, либо делает ее кукольно-декоративной, бессильной и безвластной. Это с несомненностью показала вся история Нового времени, в том числе – и история России. И наоборот, при социализме монарх является фактическим держателем всех экономических ресурсов страны, и потому обладает подлинно самодержавной властью, которую он имеет все возможности использовать на благо народа и на построение великой России. Как тут не вспомнить пример Сталина. Выходит, что только социализм может в будущем стать основой для возрождения подлинного самодержавия. Таким образом, целью социальных преобразований является созидание благодатного социального строя; власть же – только инструмент этого созидания.
Однако говорят: «Ну как же можно совместить православие и социализм? Это абсурд. Ведь большевики разрушали храмы, убивали священников и проч.». Отвечу. Да, наша Церковь претерпела при большевиках жесточайшие гонения. Было репрессировано порядка ста тысяч активных верующих, из которых около 40% расстреляно или умерло в лагерях. И было бы величайшей несправедливостью этот тяжелый грех замалчивать или преуменьшать. Господь наказал убийц – дело большевиков было, как мы знаем, разрушено.
Однако счет, к сожалению, можно предъявить и церковной стороне. Дело в том, что в течение длительного времени наши православные богословы искажали евангельское и святоотеческое имущественное учение, в результате чего оно превратилось в апологию частной собственности. Особенно сильно эти искажения совершались в период конца XIX – начала XX веков. Тогда в наших богословских журналах появилось множество статей с критикой атеистического социализма. Однако полемика велась по принципу: «если социализм за общественную собственность, то для опровержения его надо ратовать за частную собственность». В результате вся эта кампания вылилась в оправдание веками сложившихся несправедливых имущественных отношений. Фактически Церковь стала выгораживать капитализм, который в то время активно развивался в России. Это попрание евангельской правды тоже является грехом. Разумеется, это грех совершенно другой природы, чем убийства и гонения. Но поскольку Церковь является хранительницей Божией правды, то грех этот нельзя квалифицировать как несущественный. И Господь этот грех тоже наказал, причем при посредстве тех же большевиков – из-за неверной социальной позиции Церковь попала в классовые враги, что и обусловило гонения.
Каков выход из этого исторически сложившегося противостояния между социализмом и христианством? Только один: надо отбросить взаимные обвинения и начать диалог с чистого листа. Церкви необходимо по-христиански простить обидчиков. А коммунистам нужно изгнать из своих рядов троцкистов-атеистов, яростно противящихся сближению с Церковью.
Тогда Россия может выйти на реальный путь созидания христианского социализма. Путь этот, как видится, указан нам самим Господом. И Россия с разных сторон пыталась его осуществить. Один раз – со стороны Православия, создав православную Империю; другой – со стороны социализма, построившего государство социальной справедливости. И только трагическое неумение совместить эти идеи, не дало пока возможности реализовать православный социализм.
Однако иного пути у нас нет.
Спаси Господи.