«Человек! Точно солнце рождается в груди моей,
и в ярком свете его медленно шествует – вперёд!
и – выше – трагически прекрасный Человек»
О предназначении существования человека на планете Земля, смысле его жизни на протяжении многих веков задумывались лучшие умы человечества. Возможно, более активно и целенаправленно, начиная со «Слова о полку Игореву» до наших дней, она в силу приверженности традициям и обычаям звучит в русской литературе. У русского человека издревле духовный мир был богаче материального, духовные интересы он ставил выше материальных, они ему придавали невероятную стойкость и силы в решении казалось невыполнимых задач.
В.С. Никитин в целом ряде своих публицистических статей убедительно показал, как использование духовных стимулов в период первых пятилеток позволили пробудить огромную энергию советского народа в деле строительства социализма в СССР. Поставленная И.В. Сталиным задача пробежать путь, на который ведущие капиталистические державы потратили 50-100 лет была успешно выполнена. Об этом героическом трудовом подвиге советского народа хорошо сказал поэт В.И. Лебедев-Кумач: «По полюсу гордо шагает,// Меняет движение рек,// Высокие горы сдвигает-// Советский простой человек.// Отбросивши сказки о чуде,// Отняв у богов небеса,// Простые советские люди// Повсюду творят чудеса». Как отмечал выдающийся русский и советский фмлософ А.С. Панарин: «Сталинский проект ускоренной модернизации, индустриализации и урбанизации удался только потому, что в русском обществе, в русском народе еще живы были традиции массовой жертвенности, этики государева служения, соборного единства» (А.С. Панарин «О Державнике-Отце и либеральных носителях «эдипова комплекса» «Завтра», № 17(492) от 23.04.2003 г.)
Именно благодаря этим качествам русского человека, русского народа к дружбе с ним, под его покровительство тянулись народы огромной территории Северо-Востока Евразийского континента. За 300 лет Российской империи ни один народ, ни одна народность не исчезли с лица земли, а в СССР получили бурное социально-экономическое и культурно-национальное развитие. С лица Западной Европы в первой половине второго тысячелетия исчезло много народов, что дало право В.В. Кожинову говорить о Европе как кладбище народов. Ноособенно европейцы, считающие только себя цивилизованными нациями, усиленно и беспощадно уничтожали аборигенные народы Африки, Америки и Азии.
В начале сороковых годов прошлого столетия они во главе с нацистской Германией предприняли очередной «Drang nach Osten» с целью уничтожения русского народа, тайно лелея идею-фикс, что в СССР начнётся вражда народов. Но крепко просчитались.Русский народ «пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалась той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, — над фашизмом» (И.В. Сталин Тост в честь русского народа 24 мая 1945 года). Чуть ранее в этом тосте прозвучали слова о русском народе: «…он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны».
Другие народы признали руководящей силой русский народ за его способность к самопожертвованию и беспримерный героизм. При численности русского народа 58 процентов от всего населения СССР во время боевых действий в Великой Отечественной войне 66 процентов всех безвозвратных потерь составляют русские. И это не случайно. Русскому человеку исстари была присуща высокая степень социальной ответственности и нравственно-волевого напряжения сил в борьбе и труде. Знаменитой здравицей русскому народу И.В. Сталин посылал всем остальным народам Союза совет и впредь считать его руководителем, ибо страна должна была не только залечить раны, нанесённые войной, но и не допустить нашествия бывших союзников.
К сожалению, вскоре после смерти И.В. Сталина по инициативе Н.С. Хрущёва началась «коренизация» (точнее дерусификация) руководящих органов в национальных республиках, что привело к усилению в их руководстве национальных групп и кланов (нередко с полуфеодальными ориентациями), и повлекло за собой возрождение пережитков прошлого, чуждых социалистическому обществу. С другой стороны, в это же время из-за рубежа широким потоком хлынули кинофильмы и книги, воспевающие западные потребительские ценности и культ наслаждений. На обыденном уровне во многих семьях с этого времени бытовало утверждение, что «мы, родители вынесли все тяготы войны и восстановления хозяйства, так пусть наши дети поживут». Учился я в сельской школе и часто из уст классного руководителя в адрес нерадивых учеников можно было слышать: «Не хотите учиться, будете в колхозе хвосты быкам крутить». Всё это вместе взятое не способствовало трудовому воспитанию подрастающего поколения и в советском обществе всё больше появлялось любителей удовольствий.
В вышеуказанной статье профессор А.С. Панарин указывает на наличие в обществе двух различных групп, а именно: «поколения труда», живущем «принципом реальности», «ибо тяготы реальности ему не на кого переложить» и «поколения досуга», которое «тянется к господской сибаритской культуре с её «принципами удовольствия», страждет «права на безответственное неучастие, на дезертирство от всех трудных общественных обязанностей». К концу 80-х годов, в разгар горбачёвской перестройки власть и культуру наводнили представители «поколения удовольствий» и сегодня они барствуют в ней. В своей деятельности они руководствуются принципами мещанской психологии, главный из которых «после нас хоть потоп» и целенаправленно проводят их в жизнь, взращивая квалифицированного потребителя, не способного противостоять зомбированию и легко поддающегося манипулированию его сознанием. Всё это грозит гибелью для страны, для народа.
Мудрая старуха Изергиль в одноимённой сказке М. Горького говорит ему: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся». На необходимость изучения опыта русского народа неоднократно обращал внимание В.С. Никитин. Информация о мудрости и опыте народа закодирована в его языке и сохраняется в летописях и книгах, то есть в литературе, истории и философии. Не потому ли главный удар русофобы-западники наносят именно по этим научным дисциплинам? Но патриотам есть чем противостоять против их нападок.
Русский народ создал великую культуру, в которой возвысил Человека. И совсем не случайно в 90-х годах прошлого столетия А.И. Субетто ввёл понятие «русское человековедение» и разработал концептуальный подход к раскрытию его содержания.
Основные его положения он изложил в работе «Слово о русском народе и русском человеке» и в недавно опубликованной статье «Русское человековедение по Д.М. Балашову». А.И. Субетто полагает, что в истории человечества есть Эпоха Русского Возрождения, которая в отличие от общеизвестной Эпохи Возрождения в Западной Европе «изначально устремляется к раскрытию космической телесности человека, к его Ответственности за всё сущее на Земле, к всемирности и всечеловечности…» По его мнению, она «зародилась в начале XVIII века, с деятельности Петра Великого и продолжается до сих пор». А.И. Субетто считает, что «она в своём развитии состоит из 3-х циклов:
На взгляд пишущего сии строки целесообразно считать ХХ век Ленинско-Сталинским циклом Эпохи Русского Возрождения, ибо несмотря на то, что в это время русский народ достиг наивысшего социально-экономического и культурного развития считать его космо-ноосферным рановато. Во-первых, ни образовательный, ни культурный, ни нравственный уровень каждого советского человека не достиг до полного восприятия космосо-ноосферных идей и был заражён элементами мещанской мелкобуржуазной психологии. Во-вторых, упоённое силой возможности воздействия человека на природу, руководство Союза забыло предостережение Ф. Энгельса: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам». И во второй половине столетия по вине людей случились региональные экологические («чёрные бури» на целине, высыхание Аральского моря, засоление земель в Средней Азии) и социальные (ликвидация неперспективных деревень) катастрофы.
А вот XXI век просто обязан стать Вернадскианским (космо-ноосферным) циклом, если человечество желает сохраниться на планете Земля, а не исчезнуть в глобальной экологической катастрофе, (нельзя исключать и глобальную социальную катастрофу) в которую его ввергает господствующая в мире капиталистическая система хозяйствования. Поскольку восходящая история человечества утратила свою стихийность и стала управляемой, то единственный путь спасения человечества от гибели есть путь установления Земной управляемой цивилизации, концепция которой разработана профессором А.П. Федотовым, её теоретической основой является социально-экономическое учение К. Маркса – В.И. Ленина и учение о ноосфере В.И. Вернадского.
Дальнейшее развитие идей В.И. Вернадского получили в работах А.И. Субетто, разработавшего концепцию ноосферного социализма (ноосферизма), который берёт на себя ответственность за сохранение Биосферы и жизни в целом на Земле, для этого образование должно стать «базисом базиса» материального и духовного воспроизводства и обеспечить опережающее качество развития человека, примат духовных потребностей над материальными, потребностей творчества и созидания над потребностями потребления, побуждать стремление народа к социальной справедливости, коллективизму, сотрудничеству, взаимопомощи, правде, дружбе народов на основе примата труда над капиталом, всемирной любви и братству.
Все эти ценности идут к нам из глубокой древности, уже тогда их исповедовал русский народ. И не случайно к проблемам русского человековедения А.И. Субетто обратился в связи с 90-летием со дня рождения Д.М. Балашова – русского классика ХХ века, отразившем в своём творчестве духовный мир человека русского средневековья. Возможно, наиболее полно все главные измерения русского человековедения были раскрыты именно Д.М. Балашовым, но они типичны для всей русской жизни, и неоднократно воспевались в русской классической и советской литературе. И А.И. Субетто справедливо утверждает: «Русское человековедение раскрывается множеством своих граней в творчестве классиков русской литературы, которые были одновременно и русскими философами, отвечавшими в своих произведениях, в литературной форме, на ключевые вопросы человеческого бытия вообще, человеческого бытия в русском пространстве жизни в частности, и поэтому создававшими свою версию русского человековедения».
Ниже конспективно приведём основные измерения русского человековедения по А.И. Субетто, используя раскавыченные цитаты из его статьи.
Всечеловечность русского человека, на что обратил внимание ещё Ф.М. Достоевский является первым измерением русского человековедения. Благодаря этому качеству русскому человеку, русскому народу удалось совершить исторический подвиг, объединив многие народы в единое целое государство, сформировать евразийскую соборно-общинную цивилизацию. Ту цивилизацию, которая дважды не только отстояла свою независимость, но «кровью искупила Европы вольность, честь и мир» (А.С. Пушкин), создала впервые в мире государство - прообраз Земной управляемой цивилизации и проложила дорогу в Космос.
Взгляд на человека через призму высшего приоритета правды и служения – есть второе измерение русского человековедения. «Не в силе Бог, а в правде,»- говорил Александр Невский, и правда, справедливость, соборность для русского человека были непреходящими ценностями. Да иначе и нельзя было в условиях сурового климата, суровой природы, требовавших от русского человека огромного напряжения жизненных сил, чтобы не только выжить, но и обеспечить военную и экономическую безопасность государства. По мнению А.И. Субетто, «соборность, общинность, коллективизм» – есть правда бытия любого человека на Земле, если он Человек с большой буквы, «за которой скрывается кооперация людей и народов, та форма бытия человека, которая обеспечивает бессмертие рода, народа, человечества, и через это бессмертие – обеспечивается твоё бессмертие, и жизнь твоя обретает истинный смысл», суть которого «поиск оснований целостности жизни человека, народа в единстве с Природой, с «землёй». Этот поиск рождает «ноосферное человековедение, как стратегию истории человечества в гармонии с Биосферой и планетой Земля, которая позволит человечеству продлить свой исторический прогресс». Известно, что «соборность» рождает «миротворчество» и поэтому А.И. Субетто считает: «Общинность, соборность в своей сущности есть такие качества бытия человека, которые рождают созидание, мир без войн».
Примат духовного начала над материальным - третье измерение русского человековедения. Обосновывая это утверждение А.И. Субетто указывает, что ещё в 2005 году, опираясь на философские обобщения А.С. Панарина, он обратил внимание на существование двух «метатипов» локальных цивилизаций. Один из них метатип «позвоночных» цивилизаций, совпадающий с классом «прагматических» цивилизаций А.С. Панарина, включает в себя все индивидуалистические цивилизации Запада, где действует примат гражданина над государством при соблюдении правил гражданского общества, но с ослаблением духовно-нравственных норм морали. Другой – метатип «панцирных» цивилизаций, где действует принцип примата государства над гражданином, при этом государство обеспечивает устойчивость общества, скрепляет его, как панцирем, в единое целое, в котором главную роль играют регуляторы морали и нравственности. Этот метатип соответствует классу «духовных» цивилизаций.
Россия является «панцирной», «духовной» цивилизацией, в которой человек руководствуется высоким своим предназначением - служением высоким целям своего бытия. Западная цивилизация, породившая капитализм, в своей безудержной корысти загнала всё человечество в «экологически безумный мир». Прав оказался Н.А. Бердяев указывая, что «…корыстный интерес таит в себе безумие». Выход из этого «безумия» А.И. Субетто видит в переходе человечества к управляемой социоприродной эволюции, основы которой зарождаются в России. Он полагает, что «…особенности бытия России-Руси и духовный строй русского человека порождаются основаниями и императивами российской цивилизации, как цивилизации евразийской, соборно-общинной, самой холодной на Земле, с самым большим пространством – временем бытия, где без примата духовного начала над материальным, без идеократии, т.е. власти Большой Идеи, не прожить».
Жизнесозидающий труд как центр смысла жизни человека на Земле – четвёртое измерение русского человековедения. Классики марксизма указывали, что для жизни человека, ему необходимы «пища и питьё, жилище, одежда и кое-что ещё», поэтому «первый исторический акт – это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей; производство самой материальной жизни». Иными словами, чтобы человек мог жить, он должен трудиться. По мнению А.И. Субетто, при глобализации империализма отчуждение труда от капитала принимает форму «отчуждения человека от жизни», и приводит к превращению всего человечества в «мёртвые души» в виде его экологической смерти…
Русское человековедение ставит трудящегося человека в центр своей рефлексии. Русский человек издревле воспринимал труд как путь к святости, потому что он является основой воспроизводства жизни. Перед началом пахоты, сенокоса, жатвы, строительства избы или кладки печи человек всегда одевал чистую одежду и, работая, он священодействовал, добивался высокого качества и красоты. В Советском Союзе труд был делом славы, доблести и геройства, через труд человек возвышался, труд являлся главной составляющей ценностного генома русской цивилизации.
Любовь, доброта и русское слово, как основания человеческого бытия и залог возвышения человека в своей человечности – пятое измерение русского человековедения. «Любовь и Добро – это Две Силы, единство которых и есть Русское Слово, которое возвышает душу человека. Эти две силы лежат в основе подвига и подвижничества, возвышают всё человечество на непростом пути его исторического развития», - пишет А.И. Субетто. Затем он анализирует взгляды В.С. Соловьёва «на важное свойство Любви - «жертву эгоизма». Человек может стать Человеком, если и в сознании, и в жизни не будет себя отделить от других. Если же он отделяет себя от другого, он лишает свою жизнь смысла. Поэтому «эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив – самоотрицание и гибель» (В.С. Соловьёв).
«Мир создан величавой любовью и существует именно потому, что в мире жива любовь, не устающая в бореньях и не уступающая пустоте разрушительных сил…», - пишет Д.М. Балашов. В этих словах звучит «главная русская мысль, проявляется русское слово – стержень русского взгляда на мир: не поддаваться злу – «всеми силами не поддаваться злому», – и творить добро, потому что «доброта – сила».
Исходя из вышеизложенного А.И Субетто приходит к выводу: «Сила Любви и Сила Добра образуют в Русском Человековедении единство, и это единство переходит в Силу человеческого Разума, которая приобретает в XXI веке Ноосферное содержание», что делает вероятным переход «человечества в «Эпоху Ноосферы» (по Н.Н. Моисееву), т.е. переход к новой – ноосферной – парадигме Истории, в которой будет доминировать Закон Кооперации и Ноосферный Разум человечества, основанный на ценностях Любви, Добра, Красоты, Правды и Справедливости, и позволит ему выйти из Экологического Тупика в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Но для этого надо воспитать Человека будущего. Это архисложная задача. После Великой Октябрьской социалистической революции такая задача встала перед советскими людьми. И в первые годы Советской власти она решалась успешно, ибо за короткое время был создан человек нового социалистического общества, для которого общие интересы были выше личных. Эти поколения построили фундамент социализма, разгромили врага и восстановили разрушенное хозяйство, покорили атом и космос. Но вот после 1961 года ни КПСС, ни комсомолу не удалось оградить новые поколения советских людей от неумолимого и беспощадного завоевания мещанской психологией приобретательства (потребительства) и забвения духовно-нравственных ценностей русского народа. В годы же перестройки и последовавшей за ними реставрацией капитализма с её долларизацией экономики наступила ВСЕОБЩАЯ ФЕТИШИЗАЦИЯ, поклонение доллару, этой цветной бумажке, не обеспеченной ничем.
Человек космосо-ноосферного будущего, по нашему мнению, должен обладать всеми описанными выше измерениями, которые открыты русским человековедением, а его гражданская совесть обязана заключаться в таких нравственных категориях как РАВЕНСТВО, ЗНАНИЕ, ИСКРЕННОСТЬ, РАЗУМНОСТЬ (И.И. Никитчук «На распутье», hpts://kprf.ru). Достичь такого положения в рамках полуколониальной рыночной социально-экономической системы весьма проблематично, поэтому на первом этапе надо добиться победы национально-патриотических сил. А это вполне возможно если у большинства избирателей проснутся гражданские долг и совесть и 18 марта сего года они придут на избирательные участки и проголосуют за Павла Николаевича Грудинина – народного кандидата. И ТОГДА РОССИЯ БУДЕТ СПАСЕНА!