Русский Лад

«ТРИБУН, ПОЭТ, БУНТАРЬ, ОТЕЦ И НАСТАВНИК ЧЕЛОВЕКОВ НА ЗЕМЛЕ»

 Gorjkij M 159 let

«Пускай ты умер!.. Но в песне смелых

и сильных духом всегда ты будешь живым

примером, призывом гордым к свободе,

к свету!»

М. Горький

 

В названии приведены слова патриарха русской советской литературы Л.М. Леонова, которыми он когда-то закончил свою статью «Венок А.М. Горькому». Кажется, в «Французских тетрадях» И.Г. Эренбург писал, что деятельность того или иного политика, писателя надо рассматривать в рамках той эпохи, в которой он жил и творил. Да Горькому повезло, родившись 28 марта 1868 года, он жил в то время, когда восходящую историю человечества творили титаны и герои, да и он был одним из них. Поэтому и был востребован временем и обществом. Да и сегодня, как утверждает Википедия, он «один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей». Чего не скажешь о современной Российской Федерации. Но с властью всё понятно, она себе не враг. Но вот то, что патриотическая оппозиция равнодушно отнеслась к 150-тилетнему юбилею пролетарского писателя, вызывает горечь большую.

Казалось, какая прекрасная возможность, провести юбилейные мероприятия, привлечь внимание коммунистов и всего общества к романтическим стихам Горького, зовущих людей на свершение подвигов: «В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Скольких девушек и юношей эти слова побудили на героические поступки и самопожертвование ради интересов будущих поколений.

А беспощадная критика мещанства буржуазной интеллигенции в драмах М. Горького разве она не актуальна сегодня. Разве о нынешней либеральной российской интеллигенции и чиновниках всех уровней нельзя сказать словами Власа из пьесы «Дачники»: Стихи Власа из пьесы «Дачники»:

«Маленькие, нудные людишки

Ходят по земле моей отчизны,

Ходят и — уныло ищут места,

Где бы можно спрятаться от жизни.

Все хотят дешевенького счастья,

Сытости, удобств и тишины.

Ходят и — всё жалуются, стонут,

Серенькие трусы и лгуны.

Маленькие, краденые мысли...

Модные, красивые словечки...

Ползают тихонько с краю жизни

Тусклые, как тени, человечки».

И, конечно, роман «Мать», возможно он и не блещет художественными достоинствами, но ведь в нём, думаю, не ошибаюсь, впервые в русской литературе выведен одним из главных героев рабочий Павел Власов, вставший сознательно на путь борьбы за освобождение труженика от ига капитала. А главная героиня Ниловна, мать Павла, забитое существо, после знакомства с друзьями Павла становится Человеком с большой буквы и тоже включается в революционную деятельность. Вот мощь влияния марксистского учения на умы людей. Не случайно при встрече с Горьким В.И. Ленин сказал о романе: «…книга – нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя». Несомненно, и нынешние молодые пролетарии как физического, так и умственного труда могли бы извлечь пользу для себя, прочитав эту книгу.

Всем известны романтические произведения М. Горького сказка «Старуха Изергиль», песни «Песня о Буревестнике» и «Песня о Соколе». Он пел «безумству храбрых славу»: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» Позднее он писал: «Безумство храбрых, это безумство тех людей, которые, не взирая на все и всяческие сопротивления действительности, на все мучительные пытки ее, неуклонно стремятся утвердить свою волю, осуществить свои идеи в условиях действительности, как бы тяжка она ни была». Этому правилу сам следовал всю жизнь и сотни тысяч неравнодушных людей, следуя его призыву, отдавали все свои силы на освобождение человечества от ига капиталистического рабства.

В сложное и противоречивое время конца XIX - начала XX веков, когда Россия была беременна революцией, каждая книга М. Горького в обществе делалась всероссийским событием. Вышедший в конце столетия сборник его рассказов был издан невероятным для того времени стотысячным тиражом, а двадцатипятитысячный тираж его первой пьесы «Мещане» был раскуплен в две
недели.

«Русская интеллигенция сходила от него с ума…», - писал И.А. Бунин. Его признавали равным Л.Н. Толстому и А.П. Чехову. Когда избрание Горького (1902) в члены Императорской Академии по разряду изящной словесности было аннулировано правительством, академики А. П. Чехов и В. Г. Короленко тоже подали в отставку в знак солидарности. Когда царизм за революционную деятельность заточил Горького в тюрьму свой голос в его защиту подали светочи мировой литературы, и он был освобождён.

Небывалый успех и всемирное признание Горькому принесла пьеса «На дне». Начав свой триумф в 1902 году на сцене Московского Художественного театра под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, она вскоре появилась во многих театрах мира, где шла с неизменным успехом. В пьесе столкнулись два взгляда на человека, на его жизнь, на его путь в обществе. Высокое предназначение человека звучит в словах Сатина: «Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит…гордо!», они зовут к стремлению к самосовершенствованию, к преодолению низменных желаний, к улучшению жизни. И психология Луки: «Ни одна блоха не плоха», вроде бы как призыв к непротивлению злу. Горькому чужда такая психология.

М. Горький рано связал свою деятельность с революционным движением, ибо с детских лет знал и испытал тяжёлую долю не только рабочего человека, но и тех людей, которых капитализм опустил на дно жизни. В 1905 году он вступает в члены социал-демократической партии, принимает активное участие в революционных выступлениях, собирает пожертвования в помощь социал-демократам. С этой целью он предпринимает поездку в Америку, где написал сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США.

Творчество и деятельность Максима Горького неисчерпаемо как океан. Он обогатил русскую классическую литературу повестями, пьесами, рассказами, очерками, сказками, о всех них в короткой газетной статье не расскажешь. В чём же успех горьковских книг, почему они волновали и продолжают волновать души и умы политически и социально активной части общества. Ответ прост - в них изображена правда жизни. Это - с одной стороны. А с другой стороны в них живёт любовь к человеку. Человеколюбие – вот главная черта прозы и публицистики Горького. Ещё в начале второго десятилетия своей литературной деятельности он написал поэму «Человек» в виде ритмизированной прозы, которую можно и нужно рассматривать как философский гимн Человеку, как манифест каким должен быть свободный Человек-победитель - космическое явление, духовный облик которого поражает космическими масштабами. По мнению Горького Человек должен стремиться к совершенству и на этом пути «только Мысль — подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия его пути, загадки жизни, сумрак тайн природы и темный хаос в сердце у него». Именно «пламя Мысли» подняло М. Горького из босяков на вершину общественного бытия, сделало его властителем душ интеллигенции и передовых рабочих.  

Да его оружьем была «Мысль, а твердая уверенность в свободе Мысли, в ее бессмертии и вечном росте творчества ее — неисчерпаемый источник моей силы!» И эту идею М. Горький пронёс через все жизненные испытания. Разум делает человека великим и сильным, и он должен бороться со своими инстинктами, чтобы не оказаться «перерождённым слабостью своею в животное без гордости и мысли». Мы до сих пор не прониклись тем значением мысли, которая, обладая мощной энергетикой, определяет развитие человека, развитие общества, развитие биосферы, превращая её в ноосферу. Кто-то увидит в этих словах дань идеализму. Но мысль – это продукт деятельности мозга и социальной организации, она материальна по истокам (а во многом и по своим результатам) и главный закон космоса - это закон единства материального и духовного мира (В.С. Никитин).

Тезис М. Горького в «Несвоевременных мыслях»: «Интеллектуальная сила — это первейшая, по качеству, производительная сила, и забота о скорейшем росте ее должна быть пламенной заботой всех классов» предвосхитил научное открытие академика В.И. Вернадского о научной мысли как важнейшей геологической силе. (О значении интеллекта в будущем социалистическом обществе заявляет в своей концепции ноосферизма А.И. Субетто). Вот только нет пророка в своём отечестве.

М. Горький мечтал, что «настанет день — в груди моей сольются в одно великое и творческое пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу из души все темное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит!». Таким видел М. Горький человека будущего и в своих произведениях жестоко обличал как человеческие пороки, так и пороки общества, представляющего собою «дебри многомиллионной массы обывателей, политически безграмотных и социально невоспитанных». К огромному огорчению человечество и сегодня недалёко ушло от этого.

Его книги являются для людей с прогрессивными взглядами путеводной звездой в борьбе с силами мракобесия, с мещанской философией неограниченного потребительства. Но, к сожалению, человек весьма консервативен. «Традиции всех прошедших поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» (К. Маркс). И с этим сложно спорить.

В нулевые-десятые годы двадцатого столетия вся Россия была погружена «в прямую гущу бурь и вьюг» и, естественно, было «мало с опытной душой, кто крепким в качке оставался» (С. Есенин). Считается, что и М. Горький в первые месяцы Советской власти отрёкся от Октября, от большевиков, сейчас даже навязывается мнение, что он не принял Октябрьскую революции и в качестве подтверждения приводят его статьи и высказывания, собранные в книге «Несвоевременные мысли».

Очень жаль, что в советское время она была недоступна массовому читателю. Горький оставался верен себе и отстаивал свои принципы человеколюбия. Его поражало и пугало тогда то,, что «революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда. у нас нет иных друзей, кроме самих себя». Также как он пришёл в негодование после расстрела демонстрации 9 января 1905 года, он возмутился расстрелом мирной демонстрации 5 января 1918 года в Петрограде. Он выступал против унижения и оскорбления представителей интеллигенции, против необоснованных, по его мнению, арестов и особенно его беспокоило то, что этих кровавых схватках как раз и гибнут пролетарии.

Конечно, в первые дни революции, когда необходимо любой ценой удержать завоевания пролетариата, именно этой цели должно посвящено всё. Но по прошествии некоторого времени он увидел: «до чего глубоко заражен русский народ невежеством, до какой жуткой степени ему чужды интересы своей страны, какой он дикарь в области гражданственной и как младенчески неразвито в нем чувство истории, понимание своего места в историческом процессе».

После президентских выборов, Вам уважаемый читатель, эти слова ничего не напоминают. К такому выводу мог прийти только искренне любящий свой народ человек, для которого будущее его народа не безразлично. Это крик мятущейся души! Красной нитью через все его заметки этого времени проходит тезис о необходимости культурного воспитания масс, он настаивает на особо бережном отношении победившего пролетариата к людям науки и культуры.

Процесс формирования нового общества сложный, многоплановый, крайне противоречивый и М. Горького не всегда находит взаимопонимание с новой властью, не последнюю роль в этом играет и состояние его здоровья, поэтому он вынужден жить за границей. Он постоянно и живо интересуется всем, что происходит в стране Советов, приезжает и совершает поездку по стране и видит, как жизнь меняется к лучшему. Лишь в 1932 году. М. Горький возвращается на постоянное жительство в Советский Союз и активно включается в строительство социалистической культуры. Он стоял у истоков создания Союза советских писателей и образования Литературного института. В преддверии Первого съезда писателей в его доме проходили встречи И.В. Сталина и других руководителей Коммунистической партии и Советского государства с писателями и литературными критиками, на которых обсуждались магистральные пути развития советской литературы.

Велика роль Горького в коренном повороте культуры к национальным истокам, к духовным народным корням. «Я помню те времена! - говорил в беседе со Станиславом Куняевым выдающийся русский советский композитор Георгий Свиридов, - До Первого съезда писателей, до 1934 года русским людям в литературе, в музыке, в живописи не то чтобы жить и работать – дышать тяжело было! Все они были оттеснены, запуганы, оклеветаны всяческими авербахами, бескиными, лелевичами, идеологами РАППа, ЛЕФа, конструктивистами…Но приехал Горький, и как бы хозяин появился, крупнейший по м временам русский писатель…Конечно, сразу всё ему поправить не удалось, но даже мы, музыканты, почувствовали, как после 1934 года жизнь стала к нам, людям русской культуры, поворачивается лучшей стороной…».

М. Горький был признан во всём мире как талантливый писатель, общественный деятель, издатель, неутомимый борец за счастье человека, но несмотря на это Нобелевский комитет 5 раз отказывал ему в присуждении Нобелевской премии по литературе: в 1918, 1923, два раза в 1928, 1933 г.г.

Много ещё можно говорить о достоинствах М. Горького и уверен, что юноша или девушка осмыслив его творчество никогда не допустят, чтоб о них говорили:

«А вы на земле проживете,

Как черви слепые живут:

Ни сказок про вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют».

 Иван Стефанович Бортников,

     г. Красноярск

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru