Русский Лад

И.С. Бортников. Марксизм – феномен гигантского масштаба

Карл Маркс превратил проблему думания о будущем

в проблему делания будущего по заданному проекту.

Его проект будущего коммунистического общества стал

самым грандиозным из глобальных проектов в истории.

В него была вовлечена половина человечества,

и он продолжается.

А.А. Зиновьев

Marks Karl

Да, утверждая, что «марксизм - феномен гигантского масштаба» А.А. Зиновьев абсолютно прав. По влиянию на социальную эволюцию человечества, на его мировоззрение, количеству последователей учению Карла Маркса нет равных в истории человечества. И не случайно на Западе внимание к его работам в последние годы только усилилось. Думается, что и российской левой оппозиции надо вспомнить слова Сергея Есенина: «Давай, Сергей, за Маркса тихо сядем, понюхаем премудрость скучных строк» и сесть за изучение классиков марксизма-ленинизма и новых теорий, развивающих это великое учение.

Приближается 200-летие со дня рождения К. Маркса. Красноярское региональное отделение ООД ВСД «Русский Лад» 22 апреля в 148-ю годовщину со дня рождения В.И. Ленина в» Государственной универсальной научной библиотеке провело «круглый стол» на тему «Маркс, Ленин, современная общественная мысль».

Marksizm konf 22 apr 2018

В круглом столе приняли участие учёные-обществоведы, активисты Русского Лада и КПРФ. Вёл «круглый стол» член Координационного Совета ВСД «Русский Лад», руководитель его регионального отделения В.С. Бедарев.

pfanenshtilj i a 2018С докладом «Социально-философская мысль К. Маркса и В.И. Ленина» выступил заведующий кафедрой геополитики и глобалистики Сибирского федерального университета, доктор философских наук, профессор И.А. Пфаненштиль. (Его выступление, а также речь О.А.Пащенко приводятся по конспективной записи). Своё выступление опатор начал словами о том, что тема нынешнего «круглого стола» чрезвычайно важна и актуальна сегодня и правильно, что социально-философские взгляды К. Маркса и В.И. Ленина предлагается рассматривать совместно. Учения Маркса и Ленина неразрывно связаны и их нельзя рассматривать отдельно. В начале третьего тысячелетия мир беременен революцией, Россия также беременна ею.

Это её исторически особенное свойство - революцией страна беременна едва ли не всегда. И при Владимире Красное Солнышко, и при Иване Грозном, при Петре Великом, и в начале 20-го столетия. Ведь в основе всякой революции лежит поиск справедливости. А для России, русского народа поиск справедливости всегда был национальной идеей.

В российском обществе сегодня меняется отношение к революции. По социологическим опросам провластного «Левада – центра» 48% россиян положительно относятся к Великой Октябрьской социалистической революции, а отрицательно только 36%. И это не случайно: россияне начинают понимать, что после 1991 года российское общество стало и буржуазным, и компрадорским, и криминальным, а главное социально несправедливым. Практически ныне в стране две России: одна вынуждена считать гроши и горбатиться ради прибылей новоявленных буржуа и их забугорных хозяев, а другая жирует на трудах ограбленного народа. В таких ситуациях острота необходимости социальной справедливости возрастает и приближает революционные выступления угнетённых масс. И если правительство не поймёт этого, а будет и впредь ужесточать социальное бремя, то революционный взрыв последует скоро.

Боюсь, оно не понимает, что есть Русский мир. Его особенности пытаюсь показать в подготовленной к печати в монографии «Русский мир», которую я посвящаю памяти Н.М. Чуринова. Русский мир - это уникальное многонациональное, многоконфесиональное образование. В Российской империи, затем в Советском Союзе, а ныне в Российской Федерации на протяжении многих веков мирно уживаются 190 народов и народностей, сохранившие свои традиции, обычаи, язык и культуру. Среди них подавляющее большинство исповедуют православие, 36 5 – ислам, а ещё есть буддисты, иудеи, католики, протестанты, представители ранних форм религии, но конфликтов на религиозной почве нет. Во властных структурах и социальном авангарде России все они представлены. Это скрепляет единство России во все времена. Поэтому-то именно в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, именно советский народ под руководством русского народа разгромил фашизм, первым вышел в космическое пространство, но главное он изменил мир.

Да совершив на основе учения К. Маркса и В.И. Ленина Октябрьскую революцию русский народ начал изменять мир. Экономическое, философское, социальное учение К. Маркса возникло в то время, когда пролетариат созрел для выхода на арену политической борьбы, борьбы за свои экономические и социальные права. В 40-е годы XIX столетия прошли революции в ряде стран Западной Европы, в которых видную роль играл пролетариат. Но плодами революций воспользовалась буржуазия, пролетариат не имел своей теории борьбы.

В эти годы созрели не только социальные условия, но и достижения в естествознании: например, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина, позволившие по-новому посмотреть на картину мира, критически переосмыслить гегелевскую диалектику. Поэтому и появились такие работы К. Маркса как «Нищета философии», «Немецкая идеология» и совместный с Ф. Энгельсом труд – «Манифест коммунистической партии». В них К. Маркс всё обобщил, критически проанализировал и дал ответ на вопрос: «Что такое пролетариат и как ему бороться за свои права? Как добиться социального равенства и братства?»

Идея социальной справедливости в обществе волновала лучшие умы человечества с древнейших времён. Вспомним древнегреческого Платона. Уже в середине XVI столетия в книге Томаса Мора «Утопия» был нарисован образ будущего общества всеобщего равенства. Потом у Мора было ещё много последователей, так что К. Маркс создавал своё учение о классовой борьбе не на пустом месте. Свою заслугу в развитии этой теории он указал в известном письме к Вейдемейеру: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов ...»

Теоретические установки К. Маркса удалось реализовать В.И. Ленину, создав революционную партию нового типа, ему удалось подготовить субъективные условия для взятия пролетариатом власти в России. Объективные условия для этого создавала сама власть, сначала царизм, а после Февральской революции – Временное правительство. И до февраля, и после февраля «верхи не могли править, а низы не хотели жить по-старому». Буржуазные демократы, захватив власть в феврале, не выполнили ни одного своего обещания, ни одного требования народных масс, потому-то и были свергнуты в октябре.

Теория Карла Маркса создала новую цивилизацию. Ему удалось поставить философию на новый уровень. Его знаменитый одиннадцатый тезис о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», - заставил философов думать о необходимости менять настоящее и смотреть в будущее.

К. Маркс разработал материалистический подход к гегелевской диалектике, применил её к изучению общественных процессов. Величайшим его открытием является материалистическое понимание истории. Он показал, что в основе развития общества лежит способ производства, который и определяет на какой ступени развития находятся общественно – экономические отношения. История показывает, как во времени изменялись способы производства   и вместе с их изменением изменялся и общественный строй. Это позволило К. Марксу выделить общественно-экономические формации и показать, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание». Изменение способа производства неизбежно приводит к росту производительных сил, что в конечном счёте побуждает их к противоречию с существующими производственными отношениями и наступает эпоха социальной революции. Как и в предыдущих общественно-экономических формациях в недрах буржуазного общества производительные силы создают материальные условия к переходу на новую ступень общественно-экономического развития.

Своими трудами К. Маркс создал революционную теорию действий пролетариата для избавления от ига капитала. В.И. Ленин гениально дополнил её новыми положениями в соответствии с изменившимися историческими обстоятельствами и привёл российский пролетариат к победе социалистической революции, а затем построению первого в мире государства рабочих и крестьян.

Да, в 90-е годы из-за предательства руководства СССР, застоя в теории общественного развития и ряду других факторов социализм потерпел временное поражение. Но по социалистическому пути идут страны Юго-Востока Азии и ряд латиноамериканских стран и демонстрируют успехи в социально-экономическом развитии. В то же время капиталистическая система хозяйствования находится в глубоком кризисе, глобальный финансовый капитал пребывает в агонии. Римский клуб пришёл к выводу, что капитализм исчерпал все свои возможности, и чтобы спасти его надо либо убрать Россию, либо ликвидировать 7 миллиардов человек, оставив на планете лишь страны «золотого миллиарда». Вот такая печальная картина при сохранении господства мировой капиталистической системы. Но Маркс правильно утверждал, что революции являются локомотивом истории и Россия это доказала в 1917 году.

Babenko A V  vyst 2018

А.В. Бабенко – кандидат экономических наук, доцент Сибирского аграрного института выступила (на фото выше )с сообщением «Цифровая технология как основа перехода на интенсивный путь развития». (Приводятся тезисы доклада с небольшими дополнениями автора статьи). Известно, К. Маркс во 2-м томе «Капитала» указывал, что новые технологии всегда приводят к интенсивному пути развития, который в кратчайшие сроки позволяет совершенствовать производство и улучшать качество жизни человека.

Социальное положение России мы все хорошо знаем, уровень жизни народа очень низок и власть не может обойти этот вопрос стороной. Но при сохранении существующего типа экономического развития повышение качества жизни народа в России невозможно. Традиционный тип развития имеет пределы экономического роста в следствие оттягивания ресурсов с периферийных территорий для улучшения жизни в крупные города и агломерации, и сопровождающейся концентрацией населения, инфраструктуры, услуг здравоохранения, образования, миграции населения, культуры в этих городах.

Следовательно, чтобы существенно изменить положение и обеспечить быстрый рост экономики, необходимо прибегнуть к использованию инноваций. Что есть инновация? Этот термин возник в 1915 году и означает внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком, она является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером таких инноваций на современном этапе являются цифровые технологии. Именно они отвечают положениям концепции ноосферы В.И. Вернадского и могут обеспечить разумное воздействие человека на биосферу, её сознательное и положительное изменение, которое возможно лишь при внедрении инноваций и достижений научно-технического прогресса. Эти процессы представлены фундаментальными положениями теории Н.Д. Кондратьева о цикличном развитии экономики, а также сменяемости технологических укладов, введённой в научный оборот современными учёными Д.С. Львовым и С.Ю. Глазьевым.

Развитие экономики, как правило, идёт либо по экстенсивному, либо по интенсивному пути. При экстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при интенсивном—путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема. К. Маркс указывал, что переход с экстенсивного пути развития на интенсивный происходит тогда и только тогда, когда всю отрасль охватывают инновации.

Переход на интенсивный путь развития решает многие проблемы в развитии общества: повторное использование ресурсов; экологические проблемы; развитие периферийных территорий; совершенствование подготовки кадров; создание условий для развития малого и среднего бизнеса.

Повсеместное внедрение совокупности прорывных изобретений, обеспечивающих качественный скачок в развитии производства приводит к смене технологического уклада.   Вот и ныне на арену выходит новый технологический уклад – цифровое общество, которое уже реальность, стремительно внедряемая в жизнь человечества, государства, бизнес, семью, отдельного человека.

Интерес российского общества к проблеме цифрового общества, цифровой экономики, цифровых финансов усилился с принятием Программы построения цифровой экономики, которая своей целью ставит создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Однако, включение в неё ведущих отраслей производства, их преобразование и развитие осуществляется медленно и не превратилось в основу укрепления национальной безопасности и технологической независимости страны, что не позволяет осуществить переход на интенсивный путь развития, который возможен лишь тогда, когда развитие и внедрение цифровых технологий сформирует новую эпоху не только для развития производительных сил, но и для производственных отношений.

И здесь важна роль государства. Оно должно быть заинтересовано в развитии цифровой экономики (обеспечить своими заказами), с одной стороны, а с другой формировать в государственном секторе экономики элементы цифровых технологий и участвовать в управлении инновационными процессами. Однако, при этом надо учитывать, что использование цифровых технологий создаёт большие риски, усиливающие различие в уровне технологий, дефиците инвестиционных ресурсов, низком уровне развития человеческого капитала, препятствующим созданию полноценной цифровой экономики.

На сегодня многие эксперты отмечают лишь наличие предпосылок развития цифровой экономики в России, и эта работа только в начале своего осмысления, так как отсутствуют содержательные политико-экономические теории и методологические основы перехода на интенсивный путь развития. Имеющиеся предпосылки спорны по своей сути. Например, система российского образования имеет, с одной стороны, высокий технологический потенциал для подготовки специалистов цифровой экономики, а с другой – реализация этих новых возможностей и создание системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин, пока отсутствует, а рутинные операции, которые будут выполнять машины создадут новую «армию избыточного» трудового населения.

sevastyanov vsevolod nikolaevichС докладом «Революционная теория К. Маркса и В.И. Ленина и текущий момент» выступил член бюро Красноярского крайкома КПРФ, кандидат технических наук, профессор Сибирского университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва В.Н. Севастьянов. (тезисы выступления приведены в авторском варианте). Оценка актуальности революционной теории преобразования общества, созданной К. Марксом и В.И. Лениным более века назад, в современных условиях требует, как и предписывали основатели марксизма – ленинизма максимально полного учёта изменившихся за это время обстоятельств. Среди закономерных причин Февральской и затем Октябрьской революций семнадцатого года в России, прежде всего, следует назвать системный кризис в экономике и в области социальных отношений. Наглядно свидетельствуют об этом обострения классовых противоречий: в январе – феврале 1917 года в забастовочных акциях участвовало более 700 тысяч человек.

Отражение крайнего недовольства монархией со стороны крупной буржуазии было продемонстрировано на традиционном новогоднем банкете крупных фабрикантов 5 января 1917 года, где обсуждался вопрос об отстранении от власти Императора Николая второго.

Важнейшим фактором, усиливавшим революционную ситуацию, являлось нежелание армии, в основном, представляющей крестьянскую массу, воевать дальше за чуждые народу интересы. Если учесть ещё, что в ходе трёх лет мировой бойни выбыла из строя значительная часть традиционного дворянского офицерства, было ясно, армия не является опорой царизма.

Следует к этому добавить, что классическое определение К. Маркса: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей», в буквальной и полной мере соответствовало реальному положению рабочего класса. Всё это и создавало действительно революционную ситуацию, с которой вряд ли сопоставима сегодняшняя российская действительность, при всех её негативах.

В последующем, в ходе кровопролитной гражданской войны, опять – таки закономерная победа советской власти может быть объяснена следующими причинами.

Во – первых, это союз рабочего класса и крестьянства, крепость которого была обусловлена идеями революции, формирующими общий интерес. И этот интерес необходимо было отстаивать, несмотря на тяжелейшие испытания. Было ради чего.

Во – вторых, сложнейшим фактором было то, что гражданская война носила с учётом иностранной военной интервенции ещё и национально –освободительный характер. И это, как всегда было в российской истории, сплачивало народ на отпор интервентам.

В – третьих, во многом сыграла роль сплочённость и организованность ведущей силы революционного процесса – партии большевиков, идеализированная самоотверженность и бескорыстие коммунистов.

В – четвёртых, это высокая эффективность государственного управления и военного руководства советского государства, безусловно, выдающаяся роль лидера большевиков В.И. Ленина.

В – пятых, революционное движение в России являлось авторитетным примером для эксплуатируемых масс европейских стран, активизировало масштабные революционные выступления в Австро – Венгрии, Германии, Голландии… Активное противодействие империалистической интервенции в России проявилось в капиталистических странах под девизом «Руки прочь от советской России!».

Если сравнить основные причины и обстоятельства, обусловившие закономерность и успех Великой Октябрьской социалистической революции и победы советской власти в ходе гражданской войны, с ситуацией сегодняшнего дня, то можно сделать следующие выводы.

1.Современный мир претерпел за последние сто лет значительную трансформацию. Сращивание промышленного и финансового капиталов вылилось в формирование наднациональной финансовой системы, базирующейся на преобладающей роли доллара, как мировой валюты. Временное крушение многополярного мира, вызванного распадом СССР, привело к развитию глобализации, где гегемоном выступают Соединённые штаты Америки.

2.Финансовая, и фактически, военная диктатура в Соединённых штатах, мобилизующая их европейских и иных союзников на разработку и реализацию различных антироссийских санкций, создаёт прямую и в настоящий момент, всё возрастающую угрозу государственности и независимости России. Это, в известной мере, является наиболее опасным вызовом, снижающим в глазах населения России остроту внутренних социальных противоречий.

3.Трансформация западного общества под влиянием революционных событий начала двадцатого века в России привела к формированию общественных отношений, которые создавали иллюзию своеобразного социального строительства, предусматривающего некоторое расширение прав трудящихся и развитие различных форм борьбы за эти права. Наиболее наглядным примером являются скандинавские страны. Это представило, в свою очередь, как бы некоторую демократическую альтернативу практике социалистического строительства в СССР.

Конструкция эта и сегодня широко используется антисоветской пропагандой, как на Западе, так и в России, где сформировавшаяся на постсоветском пространстве олигархическая крупная буржуазия и коррумпированное чиновничество усиленно пытаются навязать общественному сознанию преимущества, так называемой, «западной демократии».

4.   Существенной особенностью общественных отношений в современной России является наличие, в качестве реально правящего класса, сословия, представляющего олигархический капитал, чьи интересы непосредственно связаны экономическими отношениями с западным капиталом, прежде всего, финансовым. В этом смысле, с точки зрения интересов российской государственности, указанные сословия, в значительной части своей, представляют ярко выраженную «пятую колонну». Всё это достаточно проявляется сегодня на фоне применяемых против России экономических и финансовых санкций.

5.Социальная структура российского общества за последние тридцать лет претерпела существенные изменения. В силу различных причин современный рабочий класс разобщён, организационно не оформлен через профсоюзы (или иные организации), как важная политическая сила, осознающая себя активным участником политического процесса. Частные выступления против задержки заработной платы, незаконных увольнений, других ущемлений прав трудящихся несопоставимы по масштабам и эффективности с протестными акциями в развитых странах той же Европы.

6.Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, возникший в постсоветский период, не укрепляет взаимоотношения города и деревни, рабочего класса и крестьянства. И само сельское население раздроблено и разъединено в различных организационно – экономических формах хозяйственной деятельности, да и не имеет достаточной поддержки со стороны государства.

7.Одной из самых существенных проблем российского общества является глубокая внутренняя противоречивость значительной части формализованных политических установок и фактического положения дел. Много, например, говорится о необходимости укрепления независимости России в политической и экономической сферах и международных отношениях. Но одновременно Правительство страны и Центробанк не принимают должных мер в отношении углубляющейся зависимости российских финансово - промышленных групп от иностранного капитала. Буквально с первых шагов, в начале двухтысячных годов Президент России, как о первоочередной задаче, говорил о ликвидации бедности, но в тоже время социальное расслоение продолжает нарастать, как будто бедность можно ликвидировать, поощряя спекулятивную прибыль банков и вывоз капитала хозяйствующими субъектами за границу. Имеем серьёзную нехватку средств в здравоохранении, образовании, науке, социальном обеспечении, но на тех, кто имеет сверхприбыли, не вводим дифференцированный повышенный подоходный налог.

Много говорим и рьяно выступаем за развитие и перспективу прав и свобод человека, при этом существенно ограничиваем жизненную перспективу молодёжи, не имеющей гарантированного рабочего места. Декларируется патриотизм и воспитание на лучших отечественных традициях, где государственные интересы всегда занимали приоритетные интересы, но в системе образования и пропагандистской практики реализуется принцип индивидуализации интересов и приоритета личного над общественным и государственным. Продолжается оболванивание молодёжи программами масс – культуры, выпускники школ плохо знакомы с героическими традициями отечественной истории, с научными и творческими достижениями соотечественников. И это притом, что одновременно развивается движение «Бессмертный полк».

Такие противоречия встречаются на каждом шагу. Наверно, это является характерной чертой во всяком переходном периоде общественного развития, но отсутствие ясной конечной цели, которую воспринимала бы большая часть общества, никогда не способствовало ни его консолидации, ни мобилизации на решение масштабных задач.

8.Очевидно, что на этом этапе российское общество, его прогрессивные силы не имеют чёткой программы действий, которая могла бы, как идея, «овладеть массами». Нет и достаточно организующей силы, которая могла бы эти массы организовать и мобилизовать на радикальные перемены, повышающей эффективность государственной системы в интересах всего общества.

Сложно пробивается на экране и в эфире правдивая информация о нашей истории, о коренных проблемах, раскалывающих общество, через развлекательную и рекламную шелуху.

Мы иногда оглядываемся на китайский, кубинский опыт государственного строительства, ищем пути внутренней консолидации лево - патриотических сил. Важно то, что история нашей страны хранит в себе первопроходческий опыт реального создания государства социальной справедливости. И как бы ни совершенствовалась революционная теория марксизма – ленинизма, именно основные системообразующие черты этого опыта будут служить базой будущего совершенствования.

Bortnikov I S  apr 2018

Когда мы говорим о силе марксистского учения, о его восприятии большими массами людей, -начал своё выступление И.С. Бортников, то всегда вспоминаем ленинские слова: «Все то, что было создано человеческим обществом, он переработал критически, ни одного пункта не оставив без внимания. Все то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделал те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными предрассудками люди сделать не могли». А вот А.А. Зиновьев несколько по-другому посмотрел на причины овладения Марксовым учением умов людей. Он пишет: «Карл Маркс превратил проблему думания о будущем в проблему делания будущего по заданному проекту. Его проект будущего коммунистического общества стал самым грандиозным из глобальных проектов в истории. В него была вовлечена половина человечества, и он продолжается».

В этой статье и заголовок взят у А.А. Зиновьева. Всемирно известный философ и логик, всегда подчёркивающий своё отрицательное отношение к марксизму, как науке, тем не менее в последние годы жизни стал ценить его как идеологию. В 70-е годы прошлого столетия при собеседовании в отделе науки и учебных заведений ЦК КПСС перед согласованием его кандидатуры на должность заведующего кафедрой логики в Московском государственном университете на вопрос об отношении к марксизму он ответил: «Я его презираю», тем не менее был согласован. А выступая в 2003 году перед членами КПРФ в Северном административном округе г. Москвы А.А. Зиновьев говорил: «Марксизм является самой грандиозной идеологией в истории человечества по содержанию, по интеллектуальному уровню и по той роли которую он сыграл. (…) Без знания его содержания и его исторической судьбы невозможно создать мало-мальски серьёзную идеологию (причём – любую по направленности, не обязательно коммунистическую), соответствующую условиям жизни, проблемам и перспективам эволюции человечества в наступившем третьем тысячелетии».

Да, своё учение Маркс создал, как верно отметил здесь Иван Алексеевич Пфаненштиль, в нужный момент и в нужное время. Он понял, что пролетариат осознал себя влиятельной общественной силой и дал ему революционную теорию. И ещё при жизни увидел воплощение своей теории в действительность: парижский пролетариат взял власть в свои руки и образовал пролетарское государство – Парижскую Коммуну. Пусть она просуществовала 71 день, но продемонстрировала всему миру возможность победы пролетариата.

Мы как-то не обращаем внимания на два важных вывода, высказанных классиками в «Манифесте коммунистической партии». Первый из них гласит: «Практическое применение основных положений «Манифеста» будет всегда и везде зависеть от существующих в данное время исторических условий». Второе – «Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений». Жизнь подтверждает эти выводы: пролетариат терпит поражение, если не учитывает изменение условий, и даёт возможность буржуазии, приспособившейся к их изменению, продолжать существовать.

В.И. Ленин применил марксистскую теорию в новых исторических условиях, дополнив её новыми теоретическими выводами, практически создав новое учение - ленинизм. Но как справедливо отмечал И.В. Сталин: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». В.И. Ленин в 1915 году выдвинул тезис о возможности победы социалистической революции в одной, отдельно взятой, стране, даже отсталой и уже в 1917 году такая революция победила в России. Вот что значит делать верный анализ и вытекающие из него выводы.

И.В. Сталин также был марксистом до мозга костей. Его особенно заботило обучение марксизму-ленинизму не только членов партии, но и рабочих с крестьянами. Но он понимал, что полуграмотное, а зачастую безграмотное население, коим оно было в первые годы Советской власти не сможет осмыслить всю премудрость учения классиков по их трудам. Он написал небольшую работу «О диалектическом и историческом материализме», которую А.А. Зиновьев считает шедевром и сравнивает по силе воздействия на умы с «Манифестом коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В этой работе И.В. Сталин вышелушил ядро марксизма, всё остальное оставив философам. Советский народ получил краткое и ясное изложение основ марксизма, которое мобилизовало его на строительство социализма.

Вопросам развития теории марксизма-ленинизма И.В. Сталин всегда уделял большое внимание. В последние годы своей жизни он организовал несколько дискуссий по проблемам обществознания, а в двух из них: по проблемам языкознания и политической экономии принял участие. Кстати, он уже тогда видел, как решить проблему «трудоизбыточного населения» в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса, о которой здесь говорила Алла Васильевна. Он предлагал сокращение рабочего времени до 5-6 часов, а в свободное время работник, кроме отдыха, мог осваивать другую профессию.

К сожалению, после смерти И.В. Сталина в руководстве КПСС и государства не было теоретиков марксизма-ленинизма, а в обществознании прочно обосновались застой и догматизм. Все эти тенденции сохраняются и ныне. За четверть века своего существования оппозиционные партии, погрязнув в выборной борьбе по правилам своего противника, не выработали теории революционного преобразования общества в условиях глобализации по-американски и власти финансовой капиталократии, но мы как-то забываем, что нынешняя эпоха, прежде всего, эпоха ноосферы.

Учёными социалистической ориентации разработаны концепции построения общества будущего соответствующие современному состоянию ноосферы. Они пока не востребованы в обществе. Так акалемик Петповской академии, кандидат экономических наук, организатор ВСД «Русский Лад» В.С. Никитин разработал концепцию Русского Лада, теоретически обосновав необходимость обеспечить в жизни гармоничное единство человека, общества и природы в едином Космосе, а не разделять его на материальный и духовный миры, как это сделал Запад.

Доктором философских и экономических наук А.И. Субетто разработана концепция ноосферного социализма, соответствующая современному состоянию ноосферы. Согласно этой концепции - это новый социализм «на основе Нового Качества Бытия, в котором наука, общественный интеллект становятся производительной силой и коллективным управляющим не столько к социально-экономическому развитию, сколько к социоприродной (социобиосферной или ноосферной) эволюции». В этом определении А.И. Субетто соединил вместе тезис К. Маркса о превращении наук в производительную силу и выводы В.И. Вернадского о разуме человека, энергии его мысли, ставшими мощной силой, изменяющими лик Земли. Исходя из вышеизложенного можно согласиться с мнением Р.И. Косолапова, что магистральным путём развития марксизма-ленинизма в XIXвеке будет путь ноосферный.

Отсюда вытекают особые требования к качеству человеческого материала социального авангарда – политической партии, взявшей на себя миссию руководителя движения за победу общества социальной справедливости. Очевидно, он должен состоять преимущественно «из людей со сравнительно высоким уровнем образования, культуры, интеллектуальных интересов». (…) То есть та их часть «замечающая и в какой-то мере понимающая социальную сущность господствующего направления эволюции человечества, обеспокоенная гибельными последствиями этой эволюции» (А.А. Зиновьев). И таких людей в стране не мало, но им надо предложить революционную теорию, соответствующую текущему моменту.

Pashchenko O A 2016  О.А. Пащенко, главный редактор «Красноярской газеты» заявил, что коммунистическая идея – прекрасная идея. Коммунист – это чудо, счастье быть коммунистом. И хотя в последние четверть века много грязи вылили и на коммунистическую партию, и на её членов, но сегодня их доброе имя возрождается. У меня произошёл разговор с внуком. Он дитя своего времени, времени роботизации. Вот он и говорит, что роботы сейчас в подчинении человека. Но они захотят освободиться от гнёта человека. Значит они – «красные», а Вы, человеки – «беляки». И тут же он мне говорит о своей любви к Ленину и Сталину, но больше любит Сталина.

Ещё мне вспомнился Михаил Успенский, либерал, писатель, в годы перестройки боролся за «социализм с человеческим лицом». Ну а где-то в конце нулевых он начал каяться, говорить: «Я виноват перед своей Родиной», потому что Советский Союз и был обществом с человеческим лицом, сколько всего хорошего делалось для людей. Да и сами люди жили по принципу: живи сам и дай жить другому, спасись сам и спаси свою душу, желай людям добра.

Это хорошо, что «Русский Лад» проводит такие мероприятия, вспоминает великих людей - Маркса, Ленина, Сталина, их идеи и дела. Уверен, что идеи классиков марксизма-ленинизма снова овладеют массами и человечество устремится к обществу социальной справедливости.

Bedarev V S apr 2017

Завершая заседание «круглого стола» В.С. Бедарев, отметил, что в обществе вновь возрастает интерес к работам К. Маркса и В.И. Ленина, всё больше положительных публикаций и отзывов о деятельности И.В. Сталина. Даже уже и власть начинает понимать, что нельзя его мазать только чёрной краской, ибо народ помнит, что под его руководством страна стала второй в мире, одержана победа над фашистскими захватчиками, ликвидированы безграмотность, безработица и детская беспризорность.

Хочется верить, что русский народ и другие народы России сейчас сосредотачиваются, готовят пути к утверждению своего менталитета над западным умствованием, своей неповторимой цивилизации, где человек человеку брат, друг и товарищ.

Материалы «круглого стола» обработал Иван Стефанович Бортников

Фото С.В. Рязанова.

Лица Лада

Поздняков Владимир Георгиевич

pozdnjakov v small

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Дорохин Павел Сергеевич

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

lad
 
 

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

banner dorokhin
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

 
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru