– Вы часто общались с Эдуардом Амвросиевичем Шевардналзе?
– А как же, ведь мы вместе были в Политбюро. Между прочим, Шеварднадзе, будучи министром иностранных дел СССР, дружил с госсекретарём США Шульцем, и по договорённости с ним наша ракета «Ока» была включена в договор на уничтожение ракет средней и малой дальности. И как-то Шульц смог его убедить. А ведь она, являясь фронтовой ракетой с дальностью 400 километров, не долетала ни до Франции, ни до Германии, ни тем более до Америки и абсолютно не подходила под этот договор. Правда, она была очень точной и эффективной, и их разведчики здесь сработали, скажем прямо, очень хорошо. Начальник Генштаба Ахромеев и министр обороны Соколов были против этого. Но когда Горбачёву давали договор на подпись, то просто обманули, сказав, что Генштаб и Минобороны согласны. Кстати, я думаю, что это и явилось главной причиной тому, чтобы убрать Соколова и назначить меня.
– Да, договоры об уничтожении ракет и тем более их исполнение – это тема разговора, что называется, в другом месте.
– Когда мы начали уничтожать ракеты средней и малой дальности или даже только готовиться к этому, американцы направили своих представителей чуть ли не в каждый дивизион. Мы в США направили своих наблюдателей на два завода, которые производили ракеты, и ещё на два каких-то объекта, а они к нам – на 117 объектов!
– Это и называется – сдать свою страну! И как же Штатам после этого не любить Горби…
– Именно так. А ведь было сделано 18 дивизионов «Оки», причём по одному продали ГДР и Болгарии. Когда распался СССР, болгары «Оку» США и отдали…
Осквернение армии началось ещё при Хрущёве. Он, называя генералов дармоедами, сокращал армию и развязывал настоящую кампанейщину против неё. Даже был такой лозунг: «Всем надо быть, как майор Чиж!» Дело в том, что уволенный в запас по сокращению майор Чиж пошёл, по-моему, в колхоз на свиноферму. Первым, что перенял Горбачёв от Хрущёва, и было отношение к армии. Когда я принял Минобороны, только и слышал: «Ваша армия большая», «Сокращать!»… Я говорил ему тогда: «Михаил Сергеевич, давайте разберёмся – что сокращать? Армия ещё и строит – БАМ, дома, дороги, мосты; убирает хлеб, рис, и всё это работает на экономику страны».
– Скажите, что, собственно говоря, Западу от нас исторически нужно? Ведь постоянно крутятся возле наших границ – Грузия, Украина… Неужели всё дело в трубе?
– Им нужна не только труба, но и то, чтобы разделить Россию на части. Чтобы она не была конкурентом.
– Но ведь кровь льётся!
– Это политика США и Англии: «Разделяй и властвуй!» Вот и Украину, одно из самых главных славянских звеньев, с её 50-миллионным населением, отрывают от нас.
– Можно ли это считать началом возрождения СССР, но, может быть, в несколько другом виде?
– Не думаю. Вот если бы раньше велась другая политика. Но всё напортил Горбачёв. 17 марта 1991 года народ на референдуме проголосовал за СССР, но буквально через несколько дней Горбачёв собрал совещание в Ново-Огарёве, пригласив туда руководителей не только союзных, но и автономных республик, и начал вести разговор о выработке договора о Союзе суверенных государств (ССГ). Мы с Крючковым тоже были туда приглашены, и я сказал: «Михаил Сергеевич, если будет ССГ, то общей армии, как вы утверждаете, не будет. Каждый захочет иметь свою милицию, охрану, армию…»
– Так и вышло. Тут поневоле в ГКЧП вступишь. Но ведь ГКЧП был абсолютно неподготовленным. Эх, Дмитрий Тимофеевич, кто ж так заговоры-то готовит?..
– ГКЧП был неподготовленным только потому, что никто не собирался устраивать какой-то – переворот. Из нас сделали дураков, чтобы найти повод для оправдания крушения СССР. И КГБ совсем не сработал. Ну зачем поручили Паше Грачёву трёх задержанных 19–21 августа 1991 года – Гдляна и ещё кого-то держать в полку связи ВДВ, который базировался в Медвежьих Озёрах? Ведь и в КГБ, и в МВД свои тюрьмы есть! А вот если бы арестовали верхушку, тех, кто разваливал государство, то всё было бы в порядке.
– Кого вы имеете в виду?
– Была в Верховном Совете так называемая Межрегиональная депутатская демократическая группа под руководством Афанасьева, Гавриила Попова. Они постоянно и лили водичку на мельницу США, а Горбачёв вообще ещё до вступления на должность генсека предал СССР. Он ещё раньше съездил к Тэтчер и к Александру Яковлеву, тогда ещё послу СССР в Канаде, который был ярым антисоветчиком. А потом Горбачёв «обрабатывал» каждого в отдельности, и никогда – при всех. Министр сельского хозяйства СССР Месяц Валентин Карпович рассказывал мне, что Горбачёв вызывал его и всё говорил, как хорошо живут в Канаде, а мы тут, дескать, с этим социалистическим строем…
– Дмитрий Тимофеевич, я читал, что когда вы сидели в тюрьме, то, как бы ни хотели курить, никогда не позволяли себе «стрельнуть» сигаретку. И вас за это даже надзиратели уважали.
– Я не люблю «стрелять» сигареты. Да у меня всегда и свои есть.
Беседовал Александр
Газета «Версия» Опубликовано: 24.09.2008
См. также: Как
Горбачев предал Родину и продал СССР