Татьяна Куликова, экономист
На днях стала известна еще одна деталь будущей пенсионной реформы: после повышения пенсионного возраста максимальный размер страховой пенсии будет составлять примерно 34 тысячи рублей. Однако заложенная в действующее законодательство пенсионная формула предусматривает возможность более высоких пенсий – причем уже сейчас, т.е. без всякого повышения пенсионного возраста. Таким образом, становится все более понятно, что нас ждет полномасштабная пенсионная реформа, включающая в себя изменение пенсионной формулы, которое для некоторых категорий трудящихся приведет к заметному уменьшению будущих пенсий.
В среду 11 июля в ходе своего выступления на заседании комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов обнародовал некоторые новые подробности планируемой пенсионной реформы, которые (если в них внимательно разобраться) позволяют сделать вывод о масштабе и направленности предполагаемых изменений. Пудов в частности заявил, что «с учетом тех изменений, которые предлагаются к рассмотрению в ближайшее время в части параметров пенсионной системы, мы будем минимальный социальный стандарт про 40% коэффициента замещения индивидуального заработка к индивидуальной пенсии выполнять, и даже для высокодоходных групп». Это звучит оптимистично, но дальнейшие пояснения замминистра показывают, что радоваться рано.
По словам Пудова, "потолком" для расчета пенсий будет предельная величина базы для начисления страховых взносов – сейчас это 1 021 000 рублей в год, что соответствует ежемесячной зарплате работника около 85 тыс. рублей. В таком случае максимально возможная страховая пенсия по старости – 40% от заработка – должна составить около 34 тыс. рублей. При этом замминистра подчеркнул, что для расчета пенсии берется не последний заработок, а заработок на протяжении всей жизни, в результате чего база для расчета пенсии оказывается меньше.
Слова замминистра означают, что при достаточно длительном трудовом стаже, на протяжении которого заработок работника составлял не меньше предельной величины базы для начисления взносов – т.е. 85 тыс. рублей в месяц, его пенсия составит около 34 тысяч рублей. При этом указанный «потолок» будет действовать даже для пенсионеров, стаж которых значительно больше, чем требуется для назначения пенсии. (Здесь и далее все считаем в рублях 2018 года; все суммы должны индексироваться как минимум по инфляции, поэтому их реальная покупательная способность остается на прежнем уровне.)
А теперь посмотрим, что для таких высокооплачиваемых работников предусматривает пенсионная формула, установленная нынешним законодательством. (Эта формула действует еще не совсем в полной мере, так как идет переходный период, но мы не будем на этом останавливаться, чтобы не усложнять изложение; будем считать, что работник, пенсию которого мы считаем, начал свою трудовую деятельность после завершения переходного периода.)
Если заработная плата работника составляет не меньше предельной величины базы, то за каждый год работы до назначения пенсии ему начисляется 10 пенсионных баллов. При текущем пенсионном возрасте для мужчин 60 лет стаж работы вполне может составлять 40 лет, поскольку сейчас очень многие начинают работать, еще не закончив институт. Значит, к моменту назначения пенсии у такого работника накопится 400 баллов.
Страховая пенсия по старости рассчитывается по следующей формуле: сумма накопленных пенсионных баллов умножается на стоимость одного балла (сейчас это 81.49 рублей) и к этому прибавляется сумма фиксированной выплаты (4982.90 рублей).
Таким образом, нашему условному работнику должна быть назначена пенсия в размере 81.49*400 + 4982.90 = 37 580 рублей, то есть на три с половиной тысячи больше, чем обозначенный Пудовым потенциальный «потолок».
Более того, наш условный работник может продолжить работу и после назначения пенсии. В этом случае у него будут продолжать копиться пенсионные баллы, однако максимум, который он может заработать за год, будет уже не 10 баллов, а только 3. Получать эти 3 балла он будет, если его зарплата будет не ниже чем величина предельной базы, умноженная на 3/10, – то есть около 25500 рублей. Предположим, что наш работник будет работать до 70 лет, что довольно часто встречается в некоторых профессиях, например, у научных работников и преподавателей вузов. За десять лет работы на пенсии наш условный работник получит еще 30 баллов, в результате чего его пенсия в рамках нынешней пенсионной формулы должна увеличиться еще на 81.49*30 = 2450 рублей и составить примерно 40 тысяч рублей, то есть на 6 тысяч рублей больше, чем обозначенный Пудовым «потолок».
Итак, если максимальный размер страховой пенсии станет равным 34 тысячам рублей, это будет означать, что пенсионная формула будет существенно изменена, поскольку нынешняя пенсионная формула позволяет высокооплачиваемым работникам с длительным трудовым стажем иметь гораздо более высокие пенсии, чем указанный максимальный размер – причем даже без повышения пенсионного возраста.
Для высокооплачиваемых работников с высоким стажем «недоплата» пенсий в случае подобного изменения пенсионной формулы будет еще больше, если такое изменение произойдет на фоне повышения пенсионного возраста, как это анонсировал Пудов.
Проиллюстрируем сказанное на гипотетическом примере, когда для расчета пенсии высокооплачиваемого работника-мужчины берется нынешняя пенсионная формула, но выходит он на пенсию не в 60 лет, а в 65. В этом случае, если он начал работу в 20 лет, то к моменту выхода на пенсию его стаж составит 45 лет и на его пенсионном счете накопится 450 баллов. Тогда ему должна будет быть назначена пенсия в размере 81.49*450 + 4982.90 = 41 653 рубля. Если же он будет продолжать работать до 70 лет, то он сможет дополнительно заработать еще 15 баллов и получить пенсию 81.49*(450 + 15) + 4982.90 = 42 875 рублей.
А ведь еще надо учесть, что если бы повышение пенсионного возраста проводилось бы «честно» с финансовой точки зрения, то реальная (то есть с учетом инфляции) стоимость пенсионного балла должна была бы увеличиться примерно на 25–30% за счет сокращения «срока дожития», который неявно заложен как параметр в расчет стоимости пенсионного балла. Подробнее см. мою статью «Власть взяла курс на социальный дефолт», Правда, №66, 28.06.2018. Таким образом, стоимость балла при «честном» повышении пенсионного возраста должна была бы составить порядка 100 рублей. Следовательно, при выходе на пенсию работник в нашем условном примере должен был бы получить пенсию порядка 50 тысяч рублей.
Таким образом, обнародованный Пудовым максимальный размер страховой пенсии показывает, что по замыслу правительства грядущая пенсионная реформа будет включать в себя не только повышение пенсионного возраста, но и существенное изменение пенсионной формулы, которое приведет к заметному сокращению размера пенсии по крайней мере для некоторых категорий трудящихся. По-видимому, отмена балльной системы, о которой ранее говорила Татьяна Голикова, действительно запланирована правительством.
О том, как примерно будет выглядеть новая пенсионная формула, можно сделать некоторые предположения, исходя из приведенных выше слов Андрея Пудова об индивидуальном коэффициенте замещения и о том, что для расчета пенсии берется не последний заработок, а средний за всю жизнь. Возможно, что размер пенсии планируется вычислять как 40% от средней зарплаты на протяжении всего трудового стажа, причем средняя зарплата каждого года будет ограничена сверху предельной величиной базы. Такая формула, очевидно, может работать только при наличии высоких требований на длительность стажа, поэтому требования к стажу скорее всего тоже будут увеличены по сравнению с текущим законодательством – возможно, до 20 или 25 лет (нынешний закон предусматривает минимальный стаж 15 лет; это требование пока еще не вступило в силу полностью: идет переходный период, когда минимальный стаж для назначения пенсии с каждым годом увеличивается, пока не достигнет 15 лет).
Если это будет так, то пенсии большинства наших граждан будут меньше, чем были бы при нынешней пенсионной формуле.