Русский Лад

«Мост осмысления будущего». В Красноярске состоялись мероприятия в честь юбилея И.С. Тургенева

«Тургенева И.С. заслуженно можно назвать вдохновителем и создателем полноценной русской литературы, в смысле литературы, как мощной и влиятельной общественной силы, непосредственно связанной с политикой, идеологией и наукой, объединяющей вокруг себя людей разных сословий и нацеливающей их на решение социальных проблем, на мировоззренческое единство ради спасения России», - говорил в своём докладе «Тургенев и Русский Лад» В.С. Никитин. Тут ни убавить, ни прибавить. Кратко, но полно показано величие И.С. Тургенева и его роль в русской литературе и культуре в целом.

В преддверии 200-летнего юбилея И.С. Тургенева Красноярское региональное отделение ВСД «Русский Лад» совместно с Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края в её стенах провели литературный вечер «Русский народ в творчестве И.С. Тургенева». В нём приняли участие активисты «Русского Лада», редакторы «Красноярской газеты» О.А. Пащенко и журнала «День и ночь» М.О. Саввиных, представители общественности. Особенно отрадно что на вечер пришла большая группа студентов: будущих учителей русского языка и литературы филологического факультета из Педагогического университета и будущих журналистов из Института филологии и языковой коммуникации СФУ. Открыл и вёл вечер член Координационного совета ВСД «Русский Лад», руководитель его регионального отделения В.С. Бедарев. Он ознакомил присутствующих с Обращением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» к соотечественникам «Достойно отметим 200-летний юбилей всемирно известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева».

О роли и месте И.С. Тургенева в развитии общественно-политической мысли в XIX веке говорил И.С. Бортников, отметив, что после декабристского восстания и выступления П.Я. Чаадаева с «национальной самокритикой» и череды европейских буржуазных революций в России резко обострилась борьба монархически-консервативной и революционной идеологий. Власть пыталась укрепить своё положение то триадой Уварова: «самодержавие, православие, народность», то разрешив махровому реакционеру «Победоносцеву над Россией простереть совиные крыла» (А. Блок).

Революционное движение, шедшее под лозунгом свержения крепостничества, а затем и самодержавия прошло несколько этапов. Об этом хорошо сказал В.И. Ленин в статье «Памяти Герцена», цитату из которой привёл выступающий: «…мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями “Народной воли”. Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. “Молодые штурманы будущей бури” - звал их Герцен. Но это не была еще сама буря».

Вот в таких условиях, в ожидании бури жил и творил великий печальник Земли Русской И.С. Тургенев. Многие его относят к западникам. Но это неверно. Так кем же он был?

Ответ на этот вопрос дал в своём докладе «Тургенев и Русский Лад», который размещён в Интернете, руководитель ВСД «Русский Лад», академик ПАНИ В.С. Никитин, заявив: «Он не был «западником», не был славянофилом, не был социалистом, не был революционером, не был идеалистом и не был материалистом, а был реалистом». В чём же был реализм И.С. Тургенева и что важно для нас в его наследии? И на этот вопрос дал ответ В.С. Никитин. Нам сегодня надо решать те же вопросы, на которые находил ответы в своё время И.С. Тургенев, (далее тезисно были изложено мнение Никитина), а именно: как преодолеть унижение русского народа и его родного языка, мировоззренческий раскол в обществе и социальное неравенство, разгул воинствующей русофобии в стране и мире, как противостоять расколу славянского мира, воссоздать единство материального и духовного.

Ему удалось подняться на мировоззренческий уровень познания и осознать существенную разницу между русским и западным мировоззрениями, выступить против слепого насаждения западной модели развития в России. Он понимал, что только разумно мыслящие люди способны изменить жизнь к лучшему. В своём творчестве он ищет таких людей и проходит путь поиска от дворянского интеллигента-либерала Рудина к революционеру-разночинцу болгарину Инсарову, затем к нигилисту Базарову, потом к революционным демократам, народовольцам, и, наконец, к мыслящим пролетариям в образе русского рабочего Павла, не только ниспровергателя старого мира, но и труженика-созидателя более совершенного общества.

По мнению В.С. Никитина Тургенев пришёл к выводу, что для укрепления России нужно опираться не на русскоговорящих, а на русскомыслящих людей. Их цель – не нажива, а разумный достаток и справедливость, благодаря таким людям Русь-Россия-СССР могли выстоять в бурном море истории среди алчного Запада и коварного Востока и нынешней России надо сделать ставку на них.

С детских лет Тургенев познал ужасы деспотического отношения бар к крестьянам, не приняв это, он в юности дал Аннибалову клятву, в которой назвал главного врага русского народа: «…враг этот был – крепостное право», - и дал обет: «Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться». Выполнению этой клятвы было посвящено всё его творчество, а первым шагом были «Записки охотника», сборник рассказов, в которых он поведал о жизни и быте крестьян среднерусской полосы. Об этом говорила сотрудница краевой библиотеки Е.А. Шульга. (Выступления участников приводятся в конспективной записи пишущего эти заметки, иногда с его ремарками, да простят они его вмешательство и вольный пересказ…). В рассказах «Хорь и Калиныч», «Певец», «Малиновая вода», «Однодворец Овчинников», «Бургомистр», «Льгов», «Бежин луг», «Землеед» Тургенев показал разнообразие крестьянских характеров, особенность их внутреннего мира. В этих рассказах крестьяне изображены со своими достоинствами и пороками. Самостоятельные и трудолюбивые, видящие смысл жизни в труде – это одни, склонные покорно исполнять любую прихоть господина и превращающиеся в «ненужную вещь» – это другие, есть и такие, которые в угоду господину и собственному тщеславию измываются над оказавшимися под их властью – это третьи и т.д. Есть среди них и мечтатели, с тонкой поэтической душой, любящие прекрасное и чувствующие его. Есть и те, кто находит в себе силы выступать против произвола барина. Тургенев в своих рассказах показал крестьянина человеком нравственно, стоящего выше своих бар, опорой государства и заслуживающего уважения, а не презрения. «Записки охотника» явились суровым приговором крепостному праву, они вскрыли все его язвы, нещадную эксплуатацию крестьян и детского труда. Книга была с восторгом встречена прогрессивной общественностью и вызвала бешенство в рядах консерваторов.

А сколько прекрасных, ярких, живых женских образов создал Тургенев в своих произведениях. Об этом говорила А.С. Кузнецова, работник краевой библиотеки. Русские писатели тонкие знатоки женской души. Но под пером Тургенева образы женщин получают неповторимый облик, не случайно до сих бытует понятие «тургеневские девушки». В них сохранены и развиваются типичные черты пушкинской Татьяны Лариной. Как правило они замкнуты, чистые, светлые, скромные, образованные. Каждый женский образ не повторим, он строго индивидуален. В них современники находили черты любимых женщин Тургенева. В его героинях много общего. Они не могут быть счастливыми, если рядом страдают «нищие, голодные, больные», как правило, – это яркие, талантливые, деятельные натуры. Их помыслы обращены не к личному благополучию, а в заботах об улучшении положения униженных и оскорблённых.  В своих стремлениях они готовы идти до конца. Обладая гармоничной, цельной душой, твёрдой волей, непреклонным характером, зачастую, именно они вынуждены принимать решения делать нравственный выбор, определять и свою судьбу, и судьбу героя.  В отношениях к женщинам Тургенев раскрывает духовный и нравственный мир своих героев. От повести к повести Тургенев его героини становятся женственнее, свято верящими в исполнение своей мечты, ждущие героя, воплотившего в себе их идеал, но они становятся и более деятельными.

О многогранности творчества И.С. Тургенева рассказала Л.Г. Самотик – доктор филологических наук, профессор Педагогического университета. Но сначала предложила прослушать стихотворение в прозе «Русский язык», который великолепно прочла студентка того же университета Екатерина Дудускина. Затем Людмила Григорьевна напомнила, что уже в 14 лет Тургенев поступил в университет, получил блестящее образование, увлекался научной работой, но стал поэтом, писателем, общественным деятелем. Талант, аристократ, красавец он своим творчеством обрёл заслуженную славу, а опубликовав «Записки охотника», он стал известным русским писателем. Коллега по работе Г.С. Спиридонова провела опрос среди молодёжи на знание ими произведений Тургенева: все помнят «Муму», «Записки охотника», в них особенно «Бежин луг», а вот «Отцы и дети» знают общее содержание, но нельзя сказать, что любят.

Издревле повелось, что в России угнетёнными, рабами, были люди той же национальности, что и господа, и когда Карамзин показал, что крестьяне способны на любовь, что они тоже люди, это вызвало бурю возмущения у господствующего класса. Тургенев в «Записках охотника» продолжил линию Карамзина и убедительно доказал, что крестьяне по многим параметрам равны господам, а по некоторым даже выше. Среди господ много слабохарактерных, инфантильных, несчастных от природы. Нравственное превосходство крестьян над господами Тургенев раскрывает и в рассказе «Муму».

Своими произведениями, публичными выступлениями Тургенев в течение 50 лет держал в напряжение всю русскую общественность. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым он продолжил галерею «лишних людей»: Онегин, Печорин, Базаров… Но не в них он видел будущее России. Он искал и находил людей, творил из них героев, которые своими идеями, своими поступками жили в воображении передовой части общества, укрепляли в них верность выбранных идеалов и подвигали их к действиям. Особое место в творчестве Тургенева, и об этом уже здесь говорилось, русские женщины – «тургеневские девушки» – глубоко нравственные, они испытывают «тоску взволнованной души» по другой жизни, мечтают о подвиге, борьбе, стремятся к решительным действиям. В романе «Накануне» главная героиня бросает всё и едет вслед за любимым человеком, чтобы разделить с ним все опасности. Она была ему надёжной опорой, поддерживала его, а после смерти героя продолжила его дело. Возможно её образ был навеян Тургеневу подвигом Юлии Петровны Вревской, вдовы генерала, баронессы, фрейлины, которая продав имение, на эти средства снаряжает санитарный отряд и становится рядовой сестрой милосердия, выполняя самую тяжёлую и грязную работу в полевом госпитале и умирает. заболев тяжёлой формы сыпного тифа.

Тургенев пишет стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской», которое артистично прочитала студентка Ксения Савельева.  Разве можно спокойно, без волнения слушать слова: «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним». Да это истинно РУССКАЯ душа… стремление к самопожертвованию ради других живёт в сердцах русских из глубины веков и никогда не исчезнет.

Людмила Григорьевна продолжила, что, несомненно, величайшая заслуга Тургенева в том, что он первый из русских писателей донёс до Европы русскую литературу, побудив европейцев из-за неё изучать русский язык.  Он переводил книги русских писателей на европейские языки, занимался их изданием, сотрудничал с известными зарубежными литераторами.

Тургенев многие годы жил за границей, но он был истинно РУССКИМ человеком, искренне и нежно любил свою Родину, русских людей и изумительную русскую природу, всё это он воспел в своих творениях и особенно ярко в стихах в прозе. Студенты педуниверситета Алиса Яковенко, Мария Либрехт, Юлия Нежинская вдохновенно читали их, да, и в наше время есть «тургеневские девушки», (Руководство КРО «Русский Лад» приносят свою признательность Л.Г. Самотик за привлечение студентов к активному участию в тургеневском вечере).

Краткое стихотворение в прозе «Два богача», но какое нравственное превосходство простого русского мужика перед европейским богачом Ротшильдом. Действительно «Далеко Ротшильду до этого мужика!», который ради спасения девочки-сиротки, согласен похлёбку, единственное, что его семье доступно для питания, есть без соли. В этом поступке Тургеневым выражена великая нравственная сила РУССКОГО человека, которую нам нельзя терять.

Ярким, эмоциональным, наступательным было выступление М.О. Саввиных – главного редактора литературного журнала «День и ночь». Сначала она высказала пожелание, чтобы, кроме монологов выступающих на аналогичных мероприятиях, присутствовала полемика. Далее она сказала, что эпоха, в которой жил Тургенев, повторяется и в наше время. Особенно это видно в области культуры и рекламы. Пройдите по улицам Красноярска, и каждое третье слово написано на латинице, ну, да ладно бы, если это были бы иноземные слова, но чаще это родные, русские. Сейчас в городе проходит книжная ярмарка, но чудовищнее не смогли придумать аббревиатуры, как «КРЯКК». Вам это ничего не напоминает? Неудивительно, что молодые люди в своей речи часто используют иностранные слова, взамен русских слов, обозначающих то же.

Недавно В.Н. Наговицын провёл исследование в интернете, кто больше интересует молодых людей: Лев Толстой или условный «Вася Пупкин» и что же выяснилось? Условный «Вася Пупкин» имеет миллионы просмотров, а Лев Толстой в сотни раз меньше, да и то в голливудском варианте. Вот таков печальный итог реформирования образования в стране.

Тургенев в своё время заметил сдвиг элит в русском обществе, что по утверждению Кургиняна происходит и сегодня. Тогда передовая часть дворянской интеллигенции осознала, что Россия снова отстала в своём экономическом развитии от Запада и начала искать пути преодоления отсталости. Помните у Пушкина: «ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил», не дал крестьянам свободу, но «раб судьбу благодарил». Прошедшая в 1861 году крестьянская реформа не сняла всех внутренних противоречий, а лишь усугубила их. Вновь обращусь к классике. Некрасов в то время писал: «Распалась цепь великая, распалась и ударила, — Одним концом по барину. Другим — по мужику…»

Возникшие в начале 20 - годов XIX столетия внутрироссийские противоречия прошли через весь XX век и проявляются сегодня. Нам надо прекратить гражданскую войну между «красными» и «белыми». Но вернёмся во времена Тургенева. Здесь уже цитировали В.И. Ленина о революционных процессах XIX века.

На смену либеральной дворянской интеллигенции, мечтающей о западноевропейском буржуазном переустройстве, приходят новые люди, разночинцы, о них первым заявил Белинский. Думается наиболее точную оценку им дал Н.А. Некрасов в стихотворении «Памяти Добролюбова»: «Суров ты был, ты в молодые годы// Умел рассудку страсти подчинять.// Учил ты жить для славы, для свободы,// Но более учил ты умирать». Да в них было, какое-то христианское начало, хотя они и отвергали религию, но были готовы к самопожертвованию.

Разночинцы были людьми образованными, с чистыми помыслами, уверенные в правоте своих идей и действий. Они считали своей задачей разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие.  Стремились исправить общество, но как представляли неопределённо. Все это воплотил Тургенев в масштабном образе Базарова в романе «Отцы и дети», в его спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, глубоко несчастным человеком, уважающим русский народ за патриархальность и повиновение. Его взгляды Базаров не приемлет. Он – человек, бунтарь, что-то в нём есть прометеевское, находит успокоение на сельском кладбище. В этом есть что-то от русского романтизма: примирение, целостность, единство с природой.

Его друг – Аркадий Кирсанов, человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. В финале между ними происходит разрыв и Аркадий становится рачительным хозяином, обзаводится семьёй.

Как не странно, но между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым, несмотря на то что они представители противоположных классов, много общего. Да, они разные люди, но это люди принципа, готовые идти до конца, жертвуя собой, что Тургенев и подтверждает сценой дуэли. Между героем Лермонтова, Печориным, и Базаровым прослеживается нить, оба ищущие, страдающие натуры, не знающие что делать и потому становятся лишними людьми.

К сожалению, люди, подобные им, есть и в современном обществе, поскольку поражены ядом перестройки.

Реплика Л.А. Леменковой: Марина Олеговна, Вы призывали к полемике. Скажите, нужны ли Базаровы?

М.О. Саввиных: Они всегда нужны. Приходят люди, которые баламутят нашу жизнь и делают её интересною.

В.И. Дубровский: Всё-таки Базаров не отрицательный герой, у него своя правда.

Как всегда, ярко и энергично выступил О.А. Пащенко – главный редактор «Красноярской газеты».  Он выразил сомнение возможности примирения между «красными» и «белыми», так же как оно невозможно между «Добром» и «Злом». Далее он поддержал возмущение Саввиных засильем иностранщины в красноярской рекламе. Готовимся проводить Универсиаду, приедут американцы, как они будут рады, ведь здесь всё так же, как и в их штатах. Нам должно быть стыдно. Мы унизили русский язык. Мы унизили свой народ. А нам ведь есть чем гордиться. У нас великая культура, великая русская литература и Тургенев был их полпредом в Западной Европе, он в умах зарубежной элиты разрушал представления о русском народе, как дремучем, варварском и отсталом.

Интересные сведения сообщил В.Н. Ковалёв – подполковник запаса. Прежде всего он поддержал Пащенко в защите русского языка. Потом обратил внимание на то, что во времена Тургенева, Россия была унижена поражением в Крымской войне, унизительным Парижским договором, в результате которого ей запретили иметь флот на Чёрном море, омывающим её берега. Отметил, что когда армия и народ едины, то страна непобедима. Много приходится слышать нареканий: «Мол, Тургенев много жил за границей», но это всё от незнания. Он там жил по заданию III отделения, встречаясь с писателями, общественными деятелями, пропагандировал верный образ Росси, он боролся против информационно-психологической блокады России Западом, содействовал отмене унизительного Парижского договора. Тургенев был бойцом идеологического фронта.

Мы как-то забываем, что демократия родилась в рабовладельческом обществе и потому она выражает интересы господ, а отнюдь не рабов. Вот и в демократической России экономика разрушена, унижен народ, против России и русского народа Западом ведётся ожесточённая информационно-психологическая война. Сейчас доказано, что СССР одержал победу над объединёнными силами Западной Европы во главе с нацистской Германии, прежде всего, благодаря духовной стойкости советского народа, советского солдата и единству народа с властью.  В основе духа народа лежит цивилизационный код, ядром которого является язык. И совершенно правильно, что движение «Русский Лад» выступает за чистоту русского языка, против его засорения иноязычными словами. Русские люди приверженцы коллективного бытия и нам чужда модель антропоцентризма, где во главу ставятся интересы личности, индивидуума. Нам надо отстаивать свои извечные национальные ценности.

Ветеран-афганец В.И. Дубровский воспринимает всех русских писателей, как глашатаев русской культуры, её активных пропагандистов и обратился к молодёжи помнить и любить русский язык. Затем прочитал, написанное здесь и сейчас стихотворение, может быть и не совсем совершенное:

 

Что первое приходит нам на ум,

Когда Тургенева читаем?

Вы догадались, ну, конечно же, Муму

И всё, что о писателе мы знаем?

О! Как же стыдно, больно, горько мне,

Что наши современные невежды

Лишь слушают на радиоволне

Про сказки сладкой жизни зарубежной.

Забыв, а то, не зная слова «Русь»,

Что Родины истоки и начало.

Не знаете Тургенева?

Но пусть хотя бы слово Русь

Осмыслите сначала!

Попробуйте по-русски объяснить,

Что выражает этот возглас «Вау».

Я думаю, не мне же вас учить,

Что в русском языке есть от Руси начало.

 

Несколько в другом ключе прозвучало выступление ветерана труда В.С. Фёдорова. Он высказал мысль, что «Русский Лад» превратился в литературный клуб. Да роль Тургенева в литературе, конечно, велика, но он, по мнению Фёдорова, не такой большой знаток русской жизни, как, например, М.Е. Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, которые её знали изнутри. Цель Русского Лада познавательность, в основе которой должна быть русская тема. Гораздо более интересно провести слушания «Русский человек в творчестве Астафьева» или в связи со столетием Солженицына обсудить его книгу «Двести лет вместе» (Возгласы с мест: «Нечего делать рекламу предателю») или «У России особый путь».

О.А. Пащенко считает, что неверно обвинять Тургенева в незнании русской жизни. У него была роль связного между русской и западной культурами и поэтому он должен был находить контакты и с теми, и с другими.

Подводя итоги, В.С. Бедарев поблагодарил всех присутствующих и особенно докладчиков и принявших участие в обсуждении, пообещал по возможности учесть высказанные пожелания. Выразил уверенность, что студенты, присутствующие на вечере обратят пристальное внимание на изучение литературного наследия И.С. Тургенева.

 

***

ОЧАРОВАННЫЙ РУСЬЮ

Вот и прошли юбилейные дни, связанные с 200-летием со дня рождения великого писателя и гражданина России Ивана Сергеевича Тургенева, сделавшего так много не только в развитии русской литературы и культуры, но и пропаганде её в странах Западной Европы. Казалось бы, и властям, и общественности надо было использовать эти события для повышения и укрепления национального самосознания русского и других народов России. Но, увы… великий русский писатель в родной стране не заслужил внимания.

Когда Красноярское региональное отделение ВСД «Русский Лад» совместно с учителями школы №3 9 ноября проводили для учащихся в библиотеке им. Ф.М. Достоевского «Тургеневские чтения», мне вспомнился далёкий 1952 год, тогда вся страна почтила память Н.В. Гоголя в связи со 100-летием со дня его смерти. Так вот в нашей семилетней школе в придонском селе, затерянном в степях Центрального Черноземья, эта дата не была предана забвению. Все ученики нашей школы были собраны в клубе МТС, где учителя русского языка и литературы рассказывали о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, семиклассники читали отрывки из его произведений и поставили две инсценировки из «Ревизора» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это запомнилось на всю жизнь. В те годы русской литературе придавали большое воспитательное значение и прививали всем детям любовь к ней. Что ж теперь другие времена, другие нравы…

Но среди педагогов ещё живы настоящие «тургеневские девушки», которые, не считаясь с личным временем работают с детьми, открывая им величественные горизонты классической русской литературы, подготовившей умы передовых людей XIX в. к восприятию марксизма, идеологии открывающей путь к обществу социального равенства. С глубокой признательностью называю имена Л.А. Леменковой, А.В. Яруллиной, М.С. Маркарян, А.Д. Козловой, многие годы сотрудничающих с КРО ВСД «Русский Лад». Благодаря их, а также сотрудников библиотеки М.С. Розановой и Н.А. Аршиновой. На «Тургеневские чтения» пришли шестиклассники, новые участники литературных гостиных, но были и старшеклассники.

Сотрудница библиотеки М.С. Розанова подробно познакомила присутствующих с основными моментами жизни и творчества И.С. Тургенева, особенно обратила внимание на «Записки охотника», в которых автор показал величественную душу русского человека, бесправие крестьян и незабываемую красоту природы Среднерусской возвышенности.

Затем Аня Каштанова прочла знаменитое стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», тепло встреченное учащимися, думается, что они проникнуться любовью к родному языку.

Многолетние участники литературных гостиных Катя Барсукова, Таня Полякова и Кристина Крапивина рассказали о судьбе «Записок охотника», обвинительного акта крепостничеству, по мнению А.И. Герцена. Они указали, что «Записки охотника» оказали заметное влияние на умы русской и зарубежной общественности, а по свидетельству сановника Н. Милюкова: «Государь лично объявил, что чтению «Записок охотника» он обязан в сильной степени своей решимости отменить крепостное право».

Рассказ «Бежин луг» пользуется любовью у детей. Об истории его создания и своём впечатлении от чтения рассказали Кристина Данилюк и Поля Пономарёва. При чтении рассказа становишься как будто живым свидетелем восхождения светила над землёй, с такой любовью это описано автором! С каким вниманием дети слушали отрывок из рассказа «Бежин луг», который вдохновенно прочитала Поля Терешкова. Да и как было не изумиться чистоте русской речи и восторженным словам, описывающим великолепие красок обычного летнего утра, в каждом слове слышится любовь к родному краю и его людям.

А ребята Савелий Девинов, Артём Долбин, Костя Рогожин, Данила Румянцев и Иван Шелопаев сыграли сцену «В ночном» из рассказа «Бежин луг». Они с увлечением рассказывали друг другу страшилки и естественно изображали неподдельный испуг. Бурные аплодисменты были им наградой.

Ученик школы №99 Никита Илюшин прочёл стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Близнецы». Это стихотворение имеет глубокий смысл, в нём Тургенев через безобразный спор самых близких родственников выражает свою озабоченность расколом русского общества и в этом смысле оно своевременно и для нашего времени.

В ходе чтений певицы из вокального ансамбля «Улыбка» Галина Кореневская, Александра Богачёва и Наталья Черкасова под аккомпанемент на баяне руководителя ансамбля В.С. Палеева исполнили старинные русские романсы «Утро туманное» на слова И.С. Тургенева, «Калитка», «Тёмно-вишнёвая шаль» и «Ночь светла». Ученики внимательно слушали и бурно рукоплескали.

Затем М.С. Розанова провела со школьниками викторину, выясняя насколько они хорошо усвоили те сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева, которые только, что услышали. Ребята активно старались отвечать на вопросы, особенно отличились Тамара Приходько, Артём Кузнецов и Никита Илюшин.

В завершении чтений пишущий эти строки от имени правления КРО ВСД «Русский Лад» тепло поблагодарил всех участников и вручил им благодарственные письма.

 

Иван Стефанович БОРТНИКОВ – член правления КРО «ВСД «Русский Лад»

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru