В прошлую среду в загородной резиденции Ново-Огарево президент России Владимир Путин провел очередное совещание с членами правительства. Основная тема обсуждения – привлечение частных инвестиций в национальные проекты. В частности, Владимир Путин напомнил о майских указах и заявил, что «наша задача – не освоить эти деньги, не отчитаться на бумаге, а повысить уровень жизни граждан Российской Федерации, придать новый импульс развитию экономики страны».
Подводя итоги состоявшейся дискуссии, Владимир Путин заявил: «Мы с вами хорошо знаем, это аксиома, без частных инвестиций мы вряд ли сможем добиться тех результатов, которые ожидаем, и решения тех задач, которые для себя сформулировали. Поэтому это одно из основных на самом деле, ключевых направлений нашей работы. Это целый комплекс работы, связанный с созданием условий, поддержкой бизнеса, разбюрокрачиванием всех этих процессов, снятием лишних и ненужных административных барьеров, эффективными бюджетными вложениями, именно с эффективными, организацией работы на федеральном уровне и региональном – это большой комплекс работ».
Итоги совещания проанализировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин КАТАСОНОВ.
– Ответственные за финансирование всегда стараются добиться хоть какого-то результата – это аксиома. Поэтому бюджетные расходы на выполнение майских указов должны быть максимально эффективными.
Недавно я случайно наткнулся на видеоролик, съемку закрытого мероприятия, на котором присутствовали Греф, Кудрин, министры, Голикова. На первом плане оказался руководитель комитета Государственной думы по бюджету Андрей Макаров. Он находился в совершенно истерическом состоянии и не был похож на себя. Он говорил, что мы катимся в пропасть, потому что нет двух важных условий нашего существования – развития и сохранения. Первое – отсутствие эффективности и второе – отсутствие ответственности.
На мой взгляд, Андрей Макаров – циничный и крайне неприятный человек, который на протяжении многих лет выдавал белое за черное, а черное за белое. Здесь он оказался в истерическом состоянии. В узком кругу он несколько раз произнес мантру о том, что у нас нет ни эффективности, ни ответственности. Тут наиболее важно второе – ответственность. Ни один чиновник не понес наказания, никаких личных последствий не испытал в результате игнорирования решений, законов и так далее.
Не может быть эффективности, если в стране полная безответственность. К сожалению, про ответственность крайне редко идут разговоры. Практически нет ни одного чиновника в высших эшелонах власти, который мог бы сказать, что он выполняет то, что предписано майскими указами, постановлением правительства, наконец, законами Российской Федерации и Конституцией Российской Федерации. Какие могут быть майские указы, если нарушается даже Конституция Российской Федерации?!
На примере денежно-кредитной политики могу показать, что игнорируется Конституция Российской Федерации. Поэтому для начала надо решать эти вопросы. Если у нас беззаконие – значит, у нас анархия. Если анархия – то вообще о какой эффективности можно говорить, о каком исполнении майских указов?
Президент говорил, что условием нашего развития являются частные инвестиции. Я напомню, что сейчас на календаре 2018 год. Ровно 90 лет назад началась первая пятилетка. В 1929 году ее уже назвали «Пятилеткой индустриализации».
Индустриализация протекала примерно 12 лет, до начала Великой Отечественной войны. За это время было построено 9600 предприятий. Мы сумели подготовиться к Великой Отечественной войне, а без этого мы не победили бы и нас не было бы на политической карте мира.
Пятилетке предшествовали дискуссии по поводу того, как нам дальше жить и развиваться. Я вспоминаю, как один из идеологов партии большевиков Николай Бухарин говорил о том, что мы должны опираться на частный капитал. Он понимал, что частный капитал не пойдет в тяжелую промышленность, машиностроение, а ринется в торговлю, в лучшем случае в легкую и пищевую промышленность, туда, где высокая рентабельность и быстрая окупаемость капитала. Он рассуждал примерно так: постепенно, за сто лет мы выйдем на тот уровень экономического развития, который настигли Америка и Европа. На что Сталин совершенно справедливо парировал: у нас нет столетия, нам надо преодолеть возникшее отставание за 10 лет. Если мы хотим преодолеть пропасть за 10 лет, то нам нужна совершенно другая модель, не та модель, которая является обезьянничаньем западного пути развития. Нужна своя модель, для которой необходимы массированные инвестиции, которые могут быть только государственными.
Лозунг о том, что нам нужны частные инвестиции, – это аксиома для вашингтонского обкома партии, экономического либерализма. Экономический либерализм – это инструмент завоевания мира хозяевами денег. Для папуасов это аксиома.
Слава богу, мы не папуасы! Мы знаем свою историю и помним ее уроки. Были поражения и победы. Нам надо знать свою историю, а не попугайничать и не повторять идеологемы вашингтонского обкома партии.
В.Ю. КАТАСОНОВ
Источник: «Советская Россия»