Что же читать сегодня? Очень интересный и важный разговор на эту тему начала «Правда» беседой своего обозревателя Виктора Кожемяко с литературным критиком Александром Казинцевым. По-своему откликнулись на их диалог Игорь Гребцов, Лариса Баранова-Гонченко и другие. Чувствуется искреннее волнение в этих публикациях.
Казинцев выражает тревогу: у нас сегодня «литература есть, а литературной среды нет». Гребцов озабочен: «Часто думаю о том, знает ли нынешняя молодёжь, как создавалась Советская страна, как жили, трудились, боролись… советские люди». Знания об этом даёт советская литература, но самая читающая страна в мире перестала, увы, быть таковой.И вот уже Л.Г. Баранова-Гонченко ставит вопрос: «…В подлунном мире жив будет хоть один пиит?»
СЕТУЮТ по этому поводу и многие мои знакомые. Поэт, журналист, «золотое перо» Краснодара, автор романа в стихах «Русские инопланетяне» Лев Кардашин даже говорит так: «В России сегодня стихонеспрос». А самый авторитетный в семье писателей Кировской области Владимир Ситников с горькой усмешкой добавляет: «Сам пиши, сам плати издателю за написанное, сам и распространяй свои книги… Ходи, как нищий, с протянутой рукой».
Это так. Результат: полки книжных магазинов и стеллажи библиотек заполнены произведениями не тех, кто талантливее, правдивее, честнее, а тех, кто ближе к толстым кошелькам, кто больше соответствует запросам и вкусам сверхсытых. Бросаются в глаза яркие обложки изданных рекордными по нынешнему времени тиражами «ужастиков», детективов, «фэнтези», пошлых «любовных» романов…
Сегодня щедро оплачиваются драматурги и сценаристы, чьи руки по локоть в крови. Пусть не в прямом, а в переносном смысле: в их спектаклях и кинофильмах — мордобой, поножовщина, пальба, реки крови. Это впечатляющая школа бесчеловечия. Рост молодёжной преступности — во многом следствие воздействия бесчисленных примеров героизированной «бандитами пера» звериной жестокости.
Можно ли мириться с наставниками разбоя, с духовными отравителями? Наш ответ должен быть один: необходимо с ними бороться. Как? Где? Каждодневно, постоянно («капля точит камень»). И не в одиночку («один в поле — не воин», «единица — вздор, единица — ноль»), а дружно, артельно.
Надо вытеснять «литературные сорняки» посевами «разумного, доброго, вечного».
В моём родном городе поэты объединились и создали клуб «Воскресение». В коллективе личность расцветает быстрее и ярче. Совместно легче решать сложные задачи. Итогом дружных наших усилий стали шесть сборников стихов и прозы, выпущенных за шесть лет существования клуба. Каждый сборник — отклик на важнейшее событие года, посвящён самому насущному и важному: «Ноли» (2013 г.) — городу Нолинску, малой родине авторов, русской деревне, её скромным великим труженикам, кормильцам и защитникам России; «Парус» (2014 г.) — мятежному Лермонтову, в связи с его 200-летием со дня рождения; «Победители» (2015 г.) — 70-летию Победы советского народа над фашизмом; «Верные друзья» (2016 г.) — Году кино и земляку нолинчан, народному артисту СССР, Герою Социалистического Труда Борису Петровичу Чиркову; «Разумное, доброе, вечное» (2017 г.) — 100-летию Великого Октября; «Облава» (2018 г.) — президентским выборам в России.
Согласитесь, количество изданий неплохое. Но в искусстве решающим является не количество, а качество. Важно единство двух составляющих: ЧТО и КАК. Духовная пища должна быть и питательной, и красивой, привлекательной.
ЧТО — у поэтов «Воскресения»: не «мани-мани», не копание в собственном бесконечно любимом «я», а малая и большая Родина, её «сеятели и хранители» — люди труда, мораль которых не «больше взять — меньше отдать», а «больше взять, чтобы ещё больше отдать».
КАК — у нолинских поэтов: не формалистические выверты, а предельная простота и ясность.
Вот некоторые строки о родном Нолинске, о русской глубинке:
Нолинск — колодец.
Странно? Нет.
В нём улицы крутые,
Домишки деревянные,
А люди золотые.
И почерпнула Родина
Из нашего колодца
Артиста, академика,
Министра, полководца.
(Владимир Малых)
Маленький городок с населением около 10 тысяч человек гордится тем, что дал России выдающегося артиста Бориса Чиркова, академика Николая Курнакова, министра иностранных дел Вячеслава Молотова, генерала армии Германа Маландина... Этот список дополняют и расширяют другие поэты «Воскресения»:
Улицы у моего Нолинска,
Кверху устремлённые, круты.
По одной — в бессмертье шёл Дзержинский,
Рыцарь чести, долга, красоты.
Улице, где школа знанья сеет,
Высока, приветлива, горда,
Ленина учитель, Федосеев,
Имя дал на многие года.
(Виктор Путинцев)
В любви к щедрому «колодцу», своей малой родине, признаются многие поэты «Воскресения». Так, выпускник Нолинской средней школы №1 Сергей Мохов, инженер, художник, издал недавно об этом яркую книгу «Один Мохов — сто подвохов». Тут авторски шаржированные портреты широко известных в стране и «простых» (ох как не простых!) земляков-нолинчан, а также посвящённые им стихи.
Однокашница Сергея Мохова по школе Валерия Ситникова, далеко улетевшая из родного гнезда, отождествляет «милый сердцу» Нолинск со всей Россией:
Всё равно туда вернусь,
Хоть длинна дорога,
Ведь меня там встретит Русь
Прямо у порога.
Родившийся, как и Валерия Ситникова, в сороковые военные годы Виктор Чирков не может налюбоваться красотой мирного неба над родным краем:
Ух, простор-то какой над Вяткой!
Глянул в небо и вижу там:
Бродит солнце малиной сладкой
По ромашковым облакам!
Почти все поэты «Воскресения» — дети деревни. Многие прошли школу коллективного советского труда. И говорят об этой школе с благодарностью, понимая: всем лучшим в себе они обязаны нелёгкой, требовавшей совместных усилий, самой необходимой работе «ради жизни на земле». Участники именно этого самого нужного и почётного труда, а не бандиты, воры и мошенники — привлекательные герои их стихов. Валерия Ситникова пишет о своём деде:
Был труден путь его земной
И краток отдых.
Но вдохновенен хлеб ржаной
Был, словно ода.
Я научусь тебя, земля,
Всем сердцем слушать,
Чтоб дедов хлеб, что ела я,
Был мной заслужен,
Чтобы у слова моего
Ржаной был запах.
Я внучка деда своего.
Мой дед был пахарь.
Николай Рудаков, вспоминая деревенское детство, в стихотворении «Сенокос в колхозе» точно воспроизводит звуки сложной и прекрасной симфонии сельского труда:
Конец июня. Сенокос.
Нам лошадей распределили.
С утра чуть слышен шелест кос,
Косилки конные строчили.
За дубняками шум граблей
И шелест высохшего сена.
А где-то в роще соловей
Пропел тридцатое колено.
Аркадий Ратканов, тоже крестьянский сын, в советское время стал начальником Нолинского РОВД. Деревенская трудовая и нравственная закваска чувствуется едва ли не в каждой написанной им строке. Он признаётся: «Деревня наша мне истоком стала / Всех добрых дел и научила жить. / С тех пор дела, большие или малые, / Как стог, стараюсь правильно вершить».
Вот что пишет начальник милиции в исповедальном стихотворении «Такая работа»:
Снова будит телефона трель,
Снова по тревоге вызывают,
Снова сапоги я обуваю,
Снова надеваю я шинель.
Значит, где-то у людей беда,
Значит, где-то зло в потёмках бродит,
Значит, где-то лихо верховодит,
Значит, надо мне идти туда…
ГРОЗНОЕ оружие в борьбе со злом — сатира. Лихо старается сегодня верховодить везде, и потому к сатире обращаются поэты «Воскресения». Врачуют себя и читателей, в частности, испытанным и любимым народным средством — частушками:
Грязь из «телика» на Ваню
Льётся — впору нос зажать
И с зажатым носом в баню
Поскорее убежать.
(Ольга Шиндорикова)
У банкиров, коммерсантов
Денег — куры не клюют.
Строят офисы и банки,
На простых людей плюют.
(Геннадий Логунов)
Я заплату на заплату
Пришиваю не спеша.
Дайте среднюю зарплату,
Чтоб расслабилась душа.
(Юрий Куимов)
На смекалку сдан экзамен.
Нет горючего? Мура!
Мы горючими слезами
Заливаем трактора!
(Виктор Путинцев)
Пароход упёрся в берег.
Капитан кричит: «Вперёд!»
И такому-то тетере
Доверяют пароход!
(Лев Кардашин)
СЧИТАЮ, ЧТО поэты «Воскресения» — голос народа, который сделал первый шаг в социалистическую и космическую эры человечества, сокрушил гитлеровский фашизм и ведёт борьбу с неофашизмом. Воспитанники советской эпохи, мои товарищи опровергают собой и своими стихами клевету на себя и свою историю:
Мы люди добрые, простые,
Нам не к лицу слова пустые.
Живём, друг друга уважая,
Другим войной не угрожая.
О войнах только тот мечтает,
Кому чего-то не хватает:
Рассудка, власти, прибылей,
Не говорим уже о чести.
А мы богаче и сильней
Всех собственников мира вместе.
У нас неисчислимы средства —
Для всех народов идеал:
Нам Маркс оставил «Капитал»
И Ленин завещал наследство.
(Владимир Малых)
Таких людей невозможно сломить. Школьный поэт, артист, спортсмен, комсомолец Юрий Курочкин, услышав 22 июня 1941 года жестокое слово «война», вместе со всеми своими одноклассниками-нолинчанами — сразу после выпускного бала! — пошёл в военкомат добровольцем записываться на фронт. Он написал об этом: «В нас новое что-то проснулось / Суровой, отважной мечтой. / Так кончилась наша юность. / Друзья уходили в бой».
Со школьной скамьи ушёл на фронт и Вячеслав Шихов, стихи которого, написанные в перерывах между боями, — правдивая летопись великого освободительного подвига советских воинов, избавивших народы Европы от гитлеровских захватчиков («Нам чешки цветы полевые прикалывали на груди»).
Жгучие, мужественные стихи написали о войне её участники-нолинчане Савелий Вахрушин, Владимир Малых, Борис Покровский, Валерий Папырин. У Покровского читаем:
Снаряды и бомбы сыплются
День и ночь на головы нам…
Смерть везде. Но у тела погибшего,
Что у хаты поник головой,
Расцветает упрямо вишенка,
Искалеченная войной.
Значит, снова поднимутся улицы,
Зацветут сады на века.
Я не знаю, когда это сбудется,
Только сбудется наверняка!
Одно из лучших стихотворений Валерия Папырина — «Баллада о шинели»:
Роняет неспешно листы календарь.
В нём светится красным 9 Мая.
Его я встречаю с тобою, как встарь,
Подруга солдата, шинель фронтовая…
Их множество было — смертельных атак,
Свидетели — Одер, Потсдам и рейхстаг…
Ты — серая, в ранах, невзрачен твой вид.
Но путь твой, твой подвиг планету дивит.
На наших встречах с читателями звучат и эти, и другие лучшие стихи земляков-фронтовиков: Леонида Хаустова, Василия Субботина, вошедшие в золотой фонд советской поэзии. А встречаемся с читателями мы часто («гора не идёт к Магомету — Магомет идёт к горе»).
Почти век назад советские поэты во главе с Маяковским активно распространяли своё искусство, разъезжая по городам Республики Советов. Мы, следуя поучительному примеру, объехали все крупные поселения своего района, побывали в соседних райцентрах, много раз выступали в Кирове.
Хорошо, когда автор ярко читает свои стихи. У нас это великолепно делает Надежда Пушкина, которая художественным уровнем написанного старается соответствовать великому однофамильцу. Прекрасно читает стихи одноклубников и свои собственные Мария Шилова. Никого не оставляет равнодушным Вера Силантьева, особенно её «Поколение, обожжённое войной»:
Наверное, в меня вошла душа
Погибшего российского солдата.
И я пишу, волнуясь и спеша,
О тех, кто потеряли мужа, брата…
«Воскресение» привлекает к себе внимание разнообразием. Даже, я сказал бы, разнообразием разнообразия — временнОго, пространственного, социального, стилистического. Среди авторов и молодые (школьники), и пенсионеры. И живые, и — условно! — ушедшие: ведь у поэта только одна дата в биографии — дата рождения (вспомним пушкинское: «Весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт»). Нолинчане, сегодня живущие в разных концах страны, — тоже члены нашего клуба, если не теряют с ним связи. Среди поэтов «Воскресения» люди самых разных профессий, чинов и званий: учителя, медики, библиотекари, журналисты, рабочие, следователи и т. д. Начальник милиции (пусть бывший) пишет стихи! Это встречается не так уж часто. А в «Воскресении» их даже двое: упомянутый уже Аркадий Ратканов и Александр Чупраков. Он, Александр, ярко заявил о себе и как фотохудожник, и как поэт, и как публицист. Вошёл в число 10 лучших внештатных корреспондентов газеты «Советская Россия», стал лауреатом конкурсов «Русского Лада». Поэт и композитор «Воскресения» Светлана Дайлидович положила ряд его стихов, как и стихов других поэтов клуба, на музыку, и они исполняются во время наших публичных выступлений. Обычно в финале звучит как гимн «Воскресения» — «Патриотизм — религия души» Александра Чупракова:
Патриотизм — Отечеству родник.
Он лишь тогда в стране не иссякает,
Когда она добру, добру благоволит,
И помнит, и предательства не знает!
НАМ БЛИЗКА и дорога прочувствованная мысль Николая Алексеевича Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Гражданин-патриот сохраняет и развивает всё лучшее, что создано и создаётся его народом и другими народами. Член «Воскресения» Елена Ершова стала инициатором установления в Нолинске мемориальных досок поэтам Леониду Хаустову и Валерии Ситниковой, а также проведения регионального фестиваля-конкурса авторской песни «Новое имя». Нолинские поэты — активные и успешные участники ставшего традиционным в их городе республиканского фестиваля «Шар голубой» в честь народного артиста СССР Бориса Чиркова, майских и октябрьских праздничных концертов. Лариса Ростова — редактор систематически публикующихся в районной газете «Литературных страниц» со стихами местных поэтов. Большой интерес вызывают и переводы немецких поэтов, сделанные членом клуба «Воскресение» Юрием Куимовым, победителем международного конкурса переводчиков с немецкого имени Виктора Шнитке, проходившего в Москве.
Яснее ясного: конечная победа Добра над Злом придёт лишь в результате общих усилий всех творцов Добра, в том числе мастеров слова.
Виктор ПУТИНЦЕВ, ветеран педагогического труда. г. Нолинск, Кировская область
Источник: «Правда»