Правительство Узбекистана заговорило на немецком, корейском и турецком языках. Это не преувеличение: гражданам иностранных государств предоставляется всё больше должностей в исполнительной власти. Такую практику в Ташкенте объясняют желанием повысить эффективность системы управления.
КУРИРОВАТЬ реформу здравоохранения и в целом определять развитие этой важной сферы в Узбекистане будет гражданин Республики Кореи Донгвук Ли. Указом президента от 11 февраля он назначен заместителем министра здравоохранения и советником вице-премьера по социальной политике. Его прежним местом работы было южнокорейское министерство здравоохранения и социальной защиты, где Донгвук Ли курировал вопросы демографической политики. Согласно официальным сообщениям, в Узбекистане чиновник будет отвечать «за подготовку предложений по внедрению передового зарубежного опыта и экспертное сопровождение реформ в сфере здравоохранения». Среди последних — переход к системам обязательного медицинского страхования и государственно-частного партнёрства, а также привлечение иностранных инвестиций.
Это далеко не единственный пример приглашения зарубежных граждан на руководящие посты в правительстве. Соотечественники Донгвука Ли назначены на должности советника министра занятости и трудовых отношений (Ким Ён Се), заместителя генерального директора Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг (Джунг Сонг Чои) и советника министра здраво-охранения (Юн Тэк Рим). Гражданин Германии Карстен Хайнц занимает кресло замминистра инновационного развития. До своего приезда в Узбекистан он работал в министерстве образования и научных исследований ФРГ и, как отметили в Ташкенте, был рекомендован немецкой стороной. Нашёл применение на поприще советника председателя государственного комитета по развитию туризма и выходец из Турции Садик Бадак. В 2007—2015 годах он был депутатом турецкого парламента от правящей Партии справедливости и развития. В правительстве Узбекистана заявили, что задача чиновника заключается в передаче 30-летнего опыта развития турецкой туристической сферы и разработке планов развития данной сферы для республики.
В Ташкенте не скрывают, что столь активное привлечение зарубежных специалистов — не отдельные эпизоды, а осознанная государственная стратегия. По словам посла Узбекистана в Бельгии Дильёра Хакимова, это часть политики реформ, начатых при нынешнем президенте страны Шавкате Мирзиёеве. «Поставлена задача найти такие решения и такие инструменты, которые позволили бы гражданам получать все те услуги и возможности, что даёт современный мир, — пояснил он. — Такая политика направлена не только на то, чтобы сделать прозрачным и понятным игроком сам Узбекистан, но также повысить эффективность деятельности министерств и ведомств, чтобы они могли работать на основе общепринятых управленческих решений».
Облегчить этот процесс должно постановление президента, подписанное в ноябре прошлого года. Документ снял большинство юридических барьеров на пути приглашения в страну высококвалифицированных иностранных специалистов. «Снятие барьеров в привлечении зарубежных менеджеров приводит к намного большему увеличению валового внутреннего продукта, чем его увеличение от притока иностранных инвестиций», — утверждается в постановлении. Гостям гарантируется зарплата не менее 60 тысяч долларов в год. Если же иностранный гражданин инвестирует в какое-либо узбекское предприятие 5 миллиардов сумов (38 млн руб.) и более, он сможет занять в нём любую должность без прохождения разрешительных процедур.
Провозгласив курс на либерализацию экономики, власти республики открыли двери для иностранного капитала. Так, американская компания «Юнайтед инвестмент хелскэа групп» получила в управление крупнейшую аптечную сеть, а британский бизнес намерен открыть в Узбекистане сеть частных школ. Но если в Ташкенте утверждают, что подобные шаги преследуют исключительно экономические цели, на Западе используют их для расширения политического влияния. Недавно «Правда» (см. номер от 14 февраля с.г.) сообщала, что в Вашингтоне рассматривают сотрудничество с Узбекистаном как шанс вытеснить из региона Россию.
В последние недели Ташкент посетили ряд высокопоставленных американских делегаций. 20 февраля Мирзиёев принял главу центрального командования вооружённых сил США Джозефа Вотела, обсудив с ним расширение военного и военно-технического сотрудничества. А 25 февраля в республике побывала исполняющая обязанности помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс. В ходе серии переговоров и встреч был затронут широкий круг вопросов, касающихся экономического и политического сотрудничества двух стран. Очевидно, что власти Узбекистана недооценивают риски своей политики, хотя примеров того, чем оборачивается бездумное открытие внешнему миру, накоплено множество.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»