В Ярославле очень ярко и впечатляюще прошёл продолжавшийся около недели второй Международный театральный фестиваль имени Виктора Сергеевича Розова. Он был учреждён в 2017 году некоммерческой организацией «Региональная театральная ассоциация» и Ярославским государственным театром юного зрителя имени В.С. Розова. Уже через год в Ярославле и Костроме состоялся первый такой фестиваль, ставший одним из самых значительных событий в культурной жизни России. И вот — продолжение начатого!
Главной задачей фестиваля является содействие сохранению исторической памяти о выдающемся русском, советском драматурге Викторе Розове и актуализации интереса к его неувядаемому творчеству. О том, насколько это важно сегодня, немало говорилось на весьма содержательной вступительной пресс-конференции. В ней приняли участие дочь замечательного драматурга — актриса Татьяна Розова, заслуженный артист РФ, режиссёр и продюсер Борис Галкин, директор Ярославского ТЮЗа Наталия Прокина и художественный руководитель этого коллектива Игорь Ларин, представители других театров, приехавших в Ярославль.
В своём выступлении Наталия Прокина, в частности, отметила, что именно благодаря Виктору Розову Ярославский ТЮЗ был вовремя достроен и торжественно открыт 22 февраля 1984 года, а первой постановкой на его сцене стал спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, осуществлённый его сыном. Теперь режиссёр Сергей Викторович Розов утверждён и почётным руководителем нового фестиваля.
Над истинным талантом время не властно
Первое, на что я обратил внимание ещё до начала показа спектаклей, — это их география. Ведь Розовский фестиваль недаром назван Международным. В прошлом году его участниками, кроме российских коллективов, стали театры из Латвии и Молдавии, а на сей раз прибыл коллектив из ДНР — Донецкий республиканский академический театр юного зрителя со спектаклем «Вечно живые».
В программе второго фестиваля значились также драматический театр «Галёрка» из Омска, Молодёжный театр «На Фонтанке» (Санкт-Петербург), Российский академический молодёжный театр (Москва), Сыктывкарский государственный академический театр драмы имени В. Савина, Старооскольский театр для детей и молодёжи имени Б. Равенских из Белгородской области, московский Губернский театр, воронежский «Театр равных» и другие.
Конечно, в основном на фестивале были представлены спектакли по пьесам самого В.С. Розова, которые и сегодня широко идут в нашей стране и за её пределами. О чём это свидетельствует? Время над истинным талантом не властно!
Однако, кроме розовской драматургии, по условиям фестиваля к участию в нём принимаются и достойные постановки пьес современников и продолжателей традиций выдающегося советского драматурга. Розов своим творчеством вырастил, воспитал и продолжает воспитывать многих театральных мастеров.
Замечательный тому пример был явлен в первый же фестивальный день. На Большой сцене Ярославского ТЮЗа зрители смотрели спектакль «Ленинградская симфония», который не только поставил, но и сценарий для которого написал художественный руководитель этого театра Игорь Ларин.
— В основу моей работы, — рассказал он, — легли воспоминания матери, записанные мной. Она все годы блокады девочкой пережила в Ленинграде, так что потрясающая эта тема по-особому близка мне. А у Виктора Сергеевича Розова я всегда учился и сегодня учусь.
В спектакле рассказывается о маленькой жительнице города на Неве, которая с трудом воспринимает происходящее вокруг. Почему за окном рвутся снаряды? Почему так страшно воет сирена? Почему рядом больше нет отца и почему она пишет ему письма, а они приходят обратно, а ещё — почему всё время хочется есть? Много совсем недетских «почему?» Но она, как и все ленинградцы, старалась держаться, пройдя через ужас, который взрослые назвали страшным словом — блокада.
Вся страна по мере возможностей помогала тогда ленинградцам. Не осталась в стороне и наша Ярославская область, куда были вывезены тысячи блокадников, особенно дети. И мы храним благодарную память о наших земляках, которые окружили ленинградцев своим теплом и заботой. Вот почему такая необыкновенная атмосфера была в зрительном зале.
А на Малой сцене ТЮЗа в тот же день открытия фестиваля был показан спектакль по знаменитой розовской пьесе «В поисках радости», который привёз воронежский «Театр равных».
Спектакль о взаимоотношениях родителей и детей, братьев и сестёр, о доверии и жизненных ценностях волнует ныне так же глубоко и остро, как много лет назад, когда была написана и впервые поставлена пьеса. Он раскрывает проблемы, которые ещё более актуальны для современного общества: дефицит общения, непонимание друг друга, отвратительные проявления собственничества и мещанства.
— Для нас стало большой честью участие в Розовском фестивале, — сказал режиссёр-постановщик «Театра равных» Николай Кодинов. — Вдвойне радостно и ответственно было сыграть спектакль в присутствии дочери великого драматурга — Татьяны Розовой, которая сама работает в театре. Мы получили от неё неоценимые советы. А зрители приняли нас замечательно.
«Театр равных» был создан в 2014 году. Он необычный, поскольку в труппе, наравне с профессионалами, играют актёры-любители и люди с ограниченными физическими возможностями. Коллектив уже неоднократно становился лауреатом международных и российских фестивалей, активно гастролирует по стране.
Спектакль «В поисках радости» воронежцы показали также на сцене ярославского Центра творческой реабилитации людей с инвалидностью. Актёры провели интерактивный мастер-класс со всеми желающими — в качестве наблюдателей присутствовали реабилитологи, психологи и руководители инклюзивных коллективов Ярославля, Переславля-Залесского и других городов нашей области. В завершение каждый желающий получил методический сборник, состоящий из рекомендаций по созданию и продвижению инклюзивного культурного проекта.
— Инклюзивный театр — это попытка социализировать людей с инвалидностью, это творчество посредством реабилитации, — рассказала директор «Театра равных» Валерия Маламура. — Мы уже пять лет боремся за это, и определённые результаты достигнуты.
От Омска до Донбасса
Омская «Галёрка» привезла свою постановку «В добрый час!». Одна из первых пьес Виктора Сергеевича, а ведь тоже совсем не устарела.
— Это пьеса о молодых людях, которые вступают во взрослую жизнь, — комментирует художественный руководитель театра «Галёрка» Владимир Витько. — Они поступают в институты. Кто-то из Сибири приехал в столицу, кто-то москвич. Один поступает честно, а другой хочет воспользоваться «блатными» путями. Возникают непростые отношения, которые выявляют характер каждого.
Несмотря на то, что «Галёрка» после 13 лет скитаний приобрела новый постоянный дом, от путешествий в театре отказываться не собираются. В сентябре повезут розовский спектакль в Барнаул, на первый фестиваль, посвящённый творчеству Василия Шукшина. Форум будет приурочен к 90-летию со дня рождения писателя. А на июль у «Галёрки» запланированы гастроли в Севастополе.
Молодёжный театр «На Фонтанке» из Санкт-Петербурга показал спектакль «В день свадьбы». Захватывающая история о том, как комсорг Михаил Заболотный собирается жениться на девушке Нюре. К завтрашней свадьбе почти всё готово: приглашены гости, накрывается праздничный стол… Но неожиданно Миша встречает свою первую любовь — Клаву. Насколько любовь «на всю оставшуюся жизнь» окажется сильнее той, первой, которая всё ещё сидит занозой в сердце?..
Пьеса, написанная Виктором Розовым в 1963 году, в современной постановке Семёна Спивака вовсе не выглядит архаичной. Ничего подобного! Действие воспринимается как рассказ о том, что в человеке есть подлинного и как это подлинное проявляет себя, как его обнаружить и осознать.
Спектакль задуман и осуществлён как молодёжный проект: в нём участвуют недавние выпускники и студенты опытного мастера Семёна Спивака. И он стал первой профессиональной работой молодого талантливого режиссёра Антона Гриценко, работавшего над постановкой вместе со своим учителем.
Старооскольский театр для детей и молодёжи им. Б. Равенских представил постановку по пьесе В. Розова «Капли» — грустные комедии в одном действии. Проблемы, поставленные здесь, связаны с необходимостью нравственного выбора, и они очень актуальны сегодня. Различные варианты проявления бездуховности, запечатлённые в реалистических сценках-зарисовках, заставляют зрителей серьёзно задуматься.
А завершила фестиваль постановка самой известной розовской пьесы «Вечно живые», которую представил Донецкий республиканский академический театр юного зрителя. В сентябре 2018 года Донецкая народная республика торжественно отметила 75-ю годовщину освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. К столь важной дате и была приурочена эта постановка режиссёром Максимом Ждановичем. Успех её там, в Донбассе, очень большой. Но не меньшим оказался он и здесь, в Ярославле. Переполненный зал, продолжительные аплодисменты по ходу спектакля, длительная овация после его завершения!
Что говорят зрители
Да, прошедший фестиваль наглядно показал злободневность и необходимость драматургии Виктора Розова современному зрителю. После спектаклей совершенно разные люди давали одинаково высокие оценки просмотренным спектаклям. Вот некоторые из отзывов.
Ирина Павлова (19 лет, Ярославль, студентка): «Я даже не думала, что у людей могут быть такие потрясающие качества человеческие. Оказывается — могут. И как это дорого сознавать в современном бездушном мире чистогана!»
Зинаида Таланкина (43 года, Ярославль, учитель начальных классов): «Эмоции переполняют. Так тепло на душе давно не было. Всё настоящее! Живое! Человеческое!»
Геннадий Гришаков (55 лет, Рыбинск, предприниматель): «Драматургия Розова дарит надежду. Она учит быть человеком. Как этого не хватает теперь!»
Юлия Палицына (44 года, Ярославль, домохозяйка): «Спектакли по Розову просто великолепны. Ценности выдающегося драматурга вечны: правда, добро, любовь, дружба. И всё проходит через душу автора».
Роман Кропалев (67 лет, Ярославль, пенсионер): «Люблю драматургию Розова с молодости. Сейчас вот пришли всей семьёй. С сыном и внуком. Я искренне рад, что мои родные так же, как и я, любят его творчество. Оно помогает сохранять наиболее светлое и человечное в это нынешнее непростое время. Пусть как можно больше ставят и показывают Виктора Розова!»
А вот что сказал Александр Воробьёв, первый секретарь Ярославского обкома КПРФ, депутат областной Думы:
— В ходе Розовского фестиваля мне удалось посмотреть три спектакля. Порадовали актёры Омского драматического театра «Галёрка» комедией «В добрый час!». Никаких «модных» выкрутас, отступлений от розовского текста. В зале ни одного свободного места не было. Публику настолько зарядили позитивом, что минут 10 после окончания спектакля зал аплодисментами не отпускал артистов. Когда на выходе я спросил одну из зрительниц: «Актуален ли Розов сегодня?», то получил такой ответ: «Он актуален сегодня и будет актуален всегда!»
В спектакле «Капли» в исполнении труппы Театра для детей и молодёжи им. Б. Равенских из Старого Оскола особый интерес вызвали вмонтированные кадры общения с публикой Виктора Розова, его оценки тех сцен, которые звучали в спектакле.
Особое впечатление оставила постановка Донецким республиканским академическим театром юного зрителя драмы «Вечно живые». Ощущалось, что военная тематика для артистов близка той ситуацией, в которой сейчас находятся жители Донбасса. И зал это понимал, ещё более проникаясь своим тёплым отношением к исполнителям.
И организаторы, и артисты, и публика, по-моему, едины во мнении: фестиваль удался! И мы с нетерпением будем ждать уже третий Розовский в Ярославле!
Алексей ФИЛИППОВ, председатель Ярославского регионального отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», первый секретарь Кировского райкома КПРФ г. Ярославля, депутат Ярославской областной думы
Источник: «Правда»