В честь академика Олега Николаевича Трубачёва в Москве открыта мемориальная доска как символ благодарной памяти соотечественников.
ВЕРНЁТСЯ ли Россия к своим достойным традициям? Сможем ли мы в XXI веке вслед за А.С. Пушкиным повторить: «Следовать мыслью за гением есть наивысшее наслаждение»? Торжественная церемония открытия мемориальной доски, установленной на фасаде Института русского языка РАН и увековечившей память гениального русского учёного-языковеда академика О.Н. Трубачёва, убеждает: вернётся!
Поистине историческое событие собрало множество взволнованных людей. Среди них — учёные и студенты, писатели и общественные деятели. Все мы стали свидетелями того, как спало лёгкое покрывало с бронзовой доски и открылось вдохновенное, прекрасное лицо Олега Николаевича. Здесь, в стенах уютного старинного особняка, освящённых присутствием великого академика В.В. Виноградова, имя которого носит теперь этот институт, провёл полжизни его ученик, тоже ставший великим русским учёным и покоривший своими открытиями весь мир. Труды Олега Трубачёва расширили горизонты знаний всей нашей планеты.
Есть такое научное понятие — Русский языковой союз. Его ввёл в оборот именно он, академик О.Н. Трубачёв, который писал, например, так: «Ни одна подлинно великая страна не кончается там, где кончается её территория. Крушение материального Союза ССР не означает полного и бесповоротного его крушения, ибо последнее не затронуло лучшую, в полном смысле слова нетленную, часть нашего союза, ибо это союз языковой. Русский языковой союз — это великое и уникальное культурное наследие, его надлежало бы хранить, а не замалчивать, тем более что в нём — одна из гарантий сохранения единства страны в будущем. Языковой союз, в отличие от союзов политических, никто не строил, он установился сам и ещё пребывает в наших суверенных домах как залог нового, более совершенного единства. Повторяю — это великое и уникальное культурное наследие. Не проглядеть бы нам его в этот раз».
Да, это выдающийся представитель учёных ХХ века. Мировая славистика, индоевропеистика, мир этимологии, исследующей происхождение и связи слов, отдавали ему должное как полиглоту: он работал на 57 языках! Ему принадлежит мысль, важнейшая для понимания сегодняшней мировой реальности:
«Язык — это океан, и он имеет огромные глубины. Есть пена, и есть на самой поверхности некое волнение, а есть такие глубины, где в это же время стоит тишина. Так что русский язык глубок и многослоен, и хочется верить, что он выживет во всех обстоятельствах. Потенции России неисчерпаемы».
Богатейший интеллект и великая научная школа — вот что создавал, развивал и оставил нам в наследство учёный всемирного масштаба О.Н. Трубачёв. Коллеги оценивали его не только как целую эпоху в языкознании, но и более того — в сфере гуманитарного знания второй половины ХХ века. «Он был историком не в меньшей степени, чем лингвистом», — признавал академик В.Н. Топоров.
Геродота древние греки называли «отцом истории», хотя и до него были тексты, содержавшие информацию исторического характера. В этом смысле и Олега Николаевича смело можно было бы назвать «отцом русской этимологии». Труды его — это чрезвычайно ценный материал по вопросам «истории славянского племени», без понимания и серьёзного, ответственного осмысления которых России и другим славянским странам и народам будет сложно выйти из современного цивилизационного кризиса, который мы переживаем.
Олег Николаевич Трубачёв — это фундаментальная славистика, он работал в методике сравнительно-сопоставительного языкознания. Его позиция в языкознании и гуманитарных науках вообще строилась на законах естественных наук. Поэтому фундаментальность его открытий, глубина и доказательность его исследований, обоснованность его выводов — всё это должно быть доведено до широчайшей общественности.
И ещё об одном векторе личности О.Н. Трубачёва говорили почти все выступавшие, в том числе жена и соратница по научным трудам, доктор филологических наук, академик РАЕН Галина Александровна Богатова. Подчёркивалась необыкновенная цельность его натуры. Воспитанный в героическом Сталинграде, переживший в отрочестве испепеляющие фашистские бомбардировки, о чём юный Олег Трубачёв писал в своём дневнике, он со временем, став крупным учёным и известным общественным деятелем, не утратил ни юношеской преданности Родине, ни ясности и чистоты раз и навсегда выработанных убеждений гражданина великой Советской страны. Мужество, отвага, верность истине и правде жизни, беззаветное служение своему народу и предназначению — неотъемлемая суть его характера.
Светлый образ бесстрашного русского учёного уже при его жизни стал примером для многих. И будет таковым всегда!
Галина ОРЕХАНОВА
Источник: «Правда»