Мы погибли бы без любви!
А.И. Фатьянов
Именно так, как озаглавлена статья, писал Ярослав Смеляков, великий поэт и строгий критик, о стихотворениях Алексея Ивановича Фатьянова, положенных на музыку и завоевавших народное признание. Около 200 песен написано на его стихи. Конечно, не все они стали массовыми, но без многих трудно представить и годы Великой Отечественной войны, и послевоенные полтора десятилетия. Вся его короткая и яркая жизнь была посвящена воспеванию России, русского человека, его духовных и нравственных ценностей. Представить его вне России, вне русского народа невозможно. Он жил Россией, не мог дышать без её людей, без её воздуха, без её природы, он был серебряным голосом русского народа.
Творчество А.И. Фатьянова, его русскость высоко ценили поэты-современники. Ярослав Смеляков называл его «русской песни запевалой и её мастеровым», Николай Доризо – «настоящей русской душой», Виктор Боков - «Клязьминским соловьём» и «звонкой птахой у русских речек и озёр», Николай Старшинов – «запевалой из всех запевал». Композитор Василий Соловьёв-Седой подчёркивал: «Всё в нём было русское и всё – сродни песне». Александр Твардовский был очень дружен с Фатьяновым и говорил ему: «Я думаю, Алёша, тебе о популярности беспокоиться нечего. Твои песни надолго…». И он был прав. Песни Фатьянова до сих пор живут в сердцах тех, чья юность пришлась на 40-60 годы прошлого столетия. Однако, к их большому огорчению нынче не услышишь ни по радио, ни по телевидению бриллиантовую россыпь песен на стихи Фатьянова.
В этом году, 5 марта исполнилось сто лет со дня рождения поэта. Президент подписал указ о праздновании юбилея поэта. Но увы чиновники от культуры президентский указ в основном проигнорировали.
Творческий путь Алексея Ивановича Фатьянова не был усеян розами. Родился в семье «лишенцев», остался без родителей, в годы войны побывал в штрафбате, а одна песня на его стихи была осуждена в постановлении ЦК ВКП(б), его исключали из Союза советских писателей. Но он стоически перенёс все невзгоды и по праву вошёл в алмазный фонд русской советской поэзии.
Ниже сам Алексей Фатьянов поёт песню на свои стихи
Его яркий, неповторимый талант проявился в годы Великой Отечественной войны, когда песня была нужна измученной в боях и походах душе солдата. Ещё А.В. Суворов указывал, что песня удваивает, утраивает силы воинов. Как вспоминал Николай Старшинов песни на слова А.И. Фатьянова: «Меж солдат уживались бывалых,// Пробирались по топям болот,// Согревали на кратких привалах,// Шли в рядах марширующих рот». Они входили в жизнь солдат, потому что соответствовали их настроениям. Но не только поэтому.
Но ещё потому, что красной линией через всё песенное творчество А.И. Фатьянова проходит тема любви, ибо он полагал: «Без любви мы погибнем».
И в самых известных песнях на стихи А.И. Фатьянова военного времени: «На солнечной поляночке», «Ничего не говорила», «Где ж ты мой сад?», «Давно мы дома не были» и, конечно же, «Соловьи», везде присутствуют слова о любви. По воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки. Музыку этих песен написал В.П. Соловьёв-Седой.
Впоследствии он вспоминал: «Самая отличительная черта песенного дарования Алексея Фатьянова – это необычно развитое ритмическое начало в его стихах. Он как бы навязывал композитору свои собственные ритмы, почёрпнутые им из величайшей сокровищницы РУССКОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА, а также навеянные владимирским говорком и ПЕСЕННЫМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ Владимирской области…».
Из военных песен Ф.И. Фатьянова особое место занимают «Соловьи», её наряду с «Вставай, страна огромная» и «Дороги», Г.К. Жуков назвал бессмертной, «потому что в них отразилась большая душа народа». Более высокой оценки трудно придумать.
Но как говорил О. Бисмарк: «Судьба ничего не даёт навечно». После войны В.П. Соловьёв-Седой познакомил Фатьянова с двадцатилетней Галей Калашниковой, которая вскоре на всю жизнь стала его музой и оберегом. Думается, что любовь к Гале и подвинула Алексея на написание изумительно искренних и нежных строк: «Как это всё случилось, в какие вечера?// Три года ты мне снилась, а встретилась вчера.// Не знаю больше сна я, мечту свою храню.// Тебя, моя родная, ни с кем я не сравню». Но именно эта песня, покорившая сердца многих юношей, после того как прозвучала она в фильме «Большая жизнь», была осуждена в постановлении ЦК ВКП(б) как якобы «проникнутой кабацкой меланхолией» и даже «чуждой советским людям», а сам автор обвинялся в «творческой несостоятельности».
Что ж, перефразируя известное народное выражение скажем: «партчиновник предполагает, а народ располагает». Советский народ остался с Фатьяновым. Песни на его слова продолжали звучать по всей стране. Ленинградцы распевали «За заставами ленинградскими…», да и как они могли её не петь, когда «в целом мире нет красивее Ленинграда моего». Одесситы пели «В тумане скрылась милая Одесса…» и до выхода оперетты «Белая акация» эта песня была визитной карточкой города. На всех танцплощадках страны влюблённые пары кружились под звуки вальса «В городском суду играет духовой оркестр». Бывшие фронтовики на своих встречах задавались вопросом: «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». В армейских частях, где ещё служили призывники 1943-44 годов вспоминали песни военных лет. В авиации звучали «Мы, друзья, перелётные птицы» и «Мы люди большого полёта». Вряд ли какой другой поэт был так известен в те годы.
Песни на стихи А.И. Фатьянова звучали в 18 фильмах. Вспомню лишь некоторые. Разве можно забыть залихватские частушки Курочкина и дуэт влюблённых из кинофильма «Свадьба с приданным». А песни «непутёвого» Ивана Бровкина, посвящённые своей первой любви, какие нежные сравнения он подбирает девушке своей мечты, и его наивное желание пойти за ней на край света. Никого не оставляла равнодушным песня о родной заводской улице сталевара Александра Савченко, страдающего от безответной любви в фильме «Весна на Заречной улице». «Тишина за Рогожской заставой» и вновь песня о верной любви, которой не страшны ничуть расстояния.
Но А.И. Фатьянов не только лирический поэт, у него есть и гражданская лирика. Остановлюсь лишь на оде «Хлеб». Это величественный монолог о хлебе. Автор в оде точно отразил ту атмосферу, тот настрой людей страды, когда они своим трудом создают главный продукт. Она меня поразила, потому что сцены её близки были мне, на школьных каникулах и пахал, и сеял, и убирал и вокруг меня были люди, горевшие одним желанием, быстро и качественно сделать свою работу.
Среди стихов Фатьянова, положенных на музыку, есть одно, в котором воспето замечательное свойство советского человека, его способность всю душу раздарить людям и нисколько не стать бедней. Таким был и Алексей Фатьянов, он всю жизнь бросал «в борозды литые зёрна доброты» и к огромному сожалению рано ушёл из жизни от разрыва аневризмы аорты.
Смерть его потрясла многих. По воспоминаниям очевидцев, со времени похорон писателя Максима Горького такого стечения народа в Москве не было. Писатель В.В. Полторацкий вспоминает, что и в доме, где жил поэт, и в конференц-зале Союза советских писателей было полно народа: «Вхожу туда и вдруг слышу неземной, словно с небес слетевший голос: «Соловьи, Соловьи, не тревожьте солдат,// Пусть солдаты немного поспят». Это Иван Семёнович Козловский, народный артист Советского Союза, склонился к изголовью поэта и пел одну из самых задушевных его песен. Многие плакали, не стесняясь слёз…»
Об этом говорил пишущий эти строки на литературно-музыкальном вечере «Русской песни запевала и её мастеровой», посвящённом 100-летию со дня рождения А.И. Фатьянова, организованном Красноярским отделением ВСД «Русский Лад» и краевой библиотекой, начав своё выступление чтением стихотворения Ярослава Смелякова «Алексей Фатьянов», а закончил – стихотворением юбиляра «Когда проходит молодость».
Вечер открыл кратким вступительным словом В.С. Бедарев – член Координационного Совета ООД ВСД «Русский Лад», руководитель его регионального отделения. Сценарий вечера разработала и вела его Е.С. Лукина. В вечере приняли участие активисты «Русского Лада». члены Союза писателей России А.И. Щербаков и В.И. Замышляев, доктор филологических наук Л.Г. Самотик, член бюро крайкома КПРФ П.Е. Черепанов, ветераны труда.
Известный красноярский поэт и писатель А.И. Щербаков отметил, что главной особенностью лирики А.И. Фатьянова является народность, в них показано то, что волновало народ, его радости и горести. Поэтому песни на его стихи многие считают народными, а это главная награда для поэта. И зря он обижался, что его называли поэтом-песенником. Не всем дано, чтобы их стихи легко ложились на музыку. В своих стихах Фатьянов использовал сюжеты характерные для текущего момента. Вспомним в стихотворении «Где же вы теперь, друзья однополчане?» герой ходит «в час заката у сосновых новеньких ворот». О чём это говорит? В дом вернулся хозяин и начинает приводит его в порядок, а ведь ворота на селе - это лицо всего дома.
Председатель Красноярской организации Союза писателей России профессор В.И. Замышляев напомнил, что А.Т. Твардовский очень высоко отзывался о творчестве А.И. Фатьянова и совместно с М.В. Исаковским считал их лучшими поэтами, они явились достойными продолжателями песенной лирики А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Н.А. Некрасова. У А.И. Фатьянова сюжеты простые, естественные взяты из жизни народа, в них поёт душа народа. Это типично для русской национальной поэзии. Печально, как уже здесь отмечали, что столетний юбилей замечательного поэта-песенника А.И. Фатьянова прошёл незамеченным. Ныне это общее положение в нашей культуре, власть стремиться, чтобы народ забыл великолепный пласт советской культуры. И хорошо, что «Русский Лад» стоит на защите национальной культуры. Уверен, что имя А.И. Фатьянова живо и будет жить.
Участников вечера порадовали чтением стихов А.И. Фатьянова активисты «Русского Лада». С.А. Наливайко великолепно прочла оду «Хлеб», С.Ю. Васильева – «По мосткам тесовым», Н.С. Иванов - «Я от счастья сегодня шатаюсь».
Лауреат международных конкурсов Вадим Черкас исполнил песни на стихи А.И. Фатьянова: «Соловьи», «Мы, друзья, перелётные птицы», «Три года ты мне снилась», «Где же вы, друзья однополчане?», «В городском саду», «Хвастать милая не стану» и «На крылечке твоём», а С.В. Рязанов – «Когда придёт весна не знаю», ему дружно подпевали в зале. Уходили слушатели с просветлёнными лицами, они встретились со своей юностью, далёкой, но прекрасной.
Фото С.В. Рязанов.
Романтика романса. Песни на стихи Алексея Фатьянова / Телеканал Культура
Спасибо каналу за обращение к теме, дорогой для миллионов. Однако и в ней вкус нередко изменял сценаристам и ведущим, как в подборе отдельных исполнителей, далёких от песенной стилистики Фатьянова, так и в избытке назойливой, бестактной рекламы, грубо рвущей ткань прекрасных стихов и мелодий. Уж запись-то могли бы почистить от этой мерзости, оскорбляющей юбилей. Зато перед зрителями наглядно предстаёт ничтожная коммерческая сущность нынешнего суррогата культуры, которая совершенно противоречит духу фатьяновского лирического творчества. Тем не менее, сам факт прорыва наследия замечательного мастера на официальный телеэкран – поэта, публично названного, впервые на на ТВ, великим и русским, уже необычен и радует не только слух, но и сердца целых поколений, почитающих А.И. Фатьянова. – Ред. сайта «РЛ»