Сокращенная версия этой статьи помещёна в «Советской России» 11 апреля 2019 г. и озаглавлена редакцией газеты:
«ТРЕТИЙ – ГЛАВНЫЙ». Мы приводим ниже полный текст статьи.- Ред. сайта.
По предложению второго Лётчика-космонавта СССР Германа Титова указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 год день 12 апреля отмечается под названием День космонавтики.
Этот день, как и день Победы -- один из тех двух всенародных праздников советского времени, отменить которые никакая власть не в силах. В ноябре 1968 года на 61‑й Генеральной конференции Международной авиационной федерации было принято решениеотмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. А7 апреля2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООНбыла принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днём полёта человека в космос. Соавторами резолюции стали более чем 60 государств. Праздник советского народа превратился в праздник для всего человечества.
День 12 апреля 1961 г. стал днём блестящего завершения гигантского по своим масштабом, иначе не назовёшь, ракетно-космического проекта, целью которого было покорение человеком космоса. Реализация любого научно-технического проекта, тем более такого уровня, требует разнообразного обеспечения: 1) научного, 2) кадрового, 3), финансового, 4) организационного. В начале ракетно-космического проекта в СССР уже существовал необходимый научный задел, созданный прежде всего работами К. Э. Циолковского, имелись научно-технические кадры в лице С. П. Королёва, В. П. Глушко, М.В.Келдыша Н. А. Пилюгина, В. М. Рязанского и др., государство обеспечивало щедрую финансовую поддержку проекта. После полёта Ю. А. Гагарина появилось множество книг, в которых описано, какие технические трудности при создании ракеты Р-7 и космического корабля «Восток» преодолевал Королёв, какие научные проблемы решал Келдыш, Особенно подробно эти трудности и проблемы освещены в книгах академика, Главного конструктора Б. Е. Чертока «Ракеты и люди» и писателя Я. Голованова «Королёв». Однако содержание этих книг не выходит за рамки научно-технического дискурса, литературы же, посвящённой организационному обеспечению космического проекта, нет. Объясняется это тем, что все документы, письма, постановления правительств того времени, относящиеся к раекетам и космосу, были строго засекречены и доступа к ним не было.
До сих пор белым пятном остаётся вопрос, кто же руководил организацией той гигантской работы, венцом которой стал полёт Ю. А. Гагарина. Ведь успех любого дела зависит, прежде всего, от его организации, от кооперации и координации работы всех исполнителей, от умения организовать их слаженную работу, обеспечить контроль за своевременным выполнением каждого задания каждым участником. В космическом проекте участвовало огромное количество конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, заводов, министерств и ведомств, то есть практически вся страна, почти всё приходилось делать впервые в мире, поэтому сложность организации этой работы была необычайно высока.
За примерами, иллюстрирующими важность организационной работы, далеко ходить не надо. В наше время в авиационной и космической отраслях ещё сохранились научно-технические кадры советской выучки, но эти отрасли возглавляются так называемыми топ-менеджерами, зачастую не обладающими организационными талантами. Поэтому за почти тридцать лет послесоветского времени ни в авиации, ни в космосе никаких крупных успехов достигнуто не было и до сих пор эксплуатируется советское наследие, созданное такими выдающимися конструкторами как Туполев, Ильюшин, Сухой, Челомей, Макеев и др. Они работали в условиях чёткой и продуманной организации их работы, созданной советской системой управления. Талантливые конструкторы есть и поныне, но нет талантливых организаторов, нет исполнительской дисциплины, исчезло чувство ответственности за выполнение госзаказа, без чего никакая организация невозможна. Причины такого положения носят системный характер, связанный со сложившейся в России экономикой, социальной структурой общества и отсутствием материальных и духовных стимулов эффективной работы на благо общества. Чёткой организации в условиях рыхлого рынка, коррумпированного общества, отсутствия отраслевого управления и государственного планирования, а если копнуть глубже, в условиях вопиющего социального расслоения общества быть не может даже при наличии талантливых топ-менеджеров.
В настоящее время снят гриф секретности с документов, раскрывающих оргмероприятия по созданию ракеты Р-7, спутников, космических аппаратов и первого полёта в космос., и их можно прочесть в Интернете. В этой статье на их основе описывается, как складывалась организация работ по косичнскому проекту, какие возникали трудности, как и кто их преодолевал. Если говорить о ракетно-космической отрасли, то нужно отметить, что эффективная система её организации возникла не сразу. Организация началась с того, что ещё в августе 1954 года Совет Министров СССР утвердил представленные В.А. Малышевым, Б.Л. Ванниковым, М.В. Хруничевым и К.Н. Рудневым предложения по проработке научно-теоретических вопросов, связанных с полётом в космос человека. В связи с этим 20 мая 1954 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №956-408сс «О создании ракеты Р-7 (индекс 8К71). Этим постановлением перед Королёвым была поставлена задача разработать эскизный проект ракеты Р-7, отвечающий поставленным требованиям, определялись основные направления работ, их руководители и сроки исполнения.
28 июня 1954 г. появилось ещё одно постановление. Совета Министров СССР "О плане НИР по специальным изделиям", требующее внесения поправок в перерабатываемый начальный эскизный проект Р-7. В связи с этим в постановлении были уточнены содержание, порядок и сроки выполнения работ по Р7, указанные в постановлении от 20 мая 1954 г. , то есть всего около месяца после его принятия. Это говорит о том, что майское постановление содержало достаточно много необоснованных решений. Для реализации июньского постановления министр оборонной промышленности Д. Ф. Устинов 6 июля 1954 г. издаёт приказ, в котором особо подчеркивалось, что создание ракеты Р-7 является задачей государственной важности и все работы должны завершиться в указанные сроки. Из текста приказа, скрупулёзно перечисяющего необходимые оргмероприятия, становится ясно, что проект приказа был написан заместителем министра Устинова по ракетным делам К. Н. Рудневым, а Устинов этот проект утвердил. Авторство Руднева подтверждается тем, что приказ заканчивался распоряжением о том, что контроль за его исполнением возлагается на того же Руднева, (поскольку он лучше других знал, какие меры нужно предприиать для выполнения приказа.) Все последующие приказы Устинова, относящиеся к ракете Р-7, создавались и утверждались по такой же схеме и заканчивались аналогичным распоряжением об ответсвенности Руднева..
В соответствии с этим приказом развернулась работа по разработке чертежей и началу строительства ракеты. Окончательный эскизный проект Р-7 был готов24 июля1954 года. В августе, после рассмотрения и одобрения эскизного проекта межведомственной экспертной комиссией были выданы технические задания в сотни смежных организаций..
Такая уникальная ракета создавалась впервые в мире. И естественно, что полной слаженности работы такого огромного количества учас/тников проекта, каждый из которых решал необычную, творческую задачу с непредсказуемыми сроками её решения, не могло быть. Каждое решение каждой задачи требовало функционального и временного согласования с решением задач другими участниками, а это требовало налаженных связей между ними, которых наработано ещё не было. Отсутствие чёткой организации на начальном этапе работы над Р7 привело к срыву сроков выполнения частных ТЗ, установленных майским постановлением 1954 г., и замедлению темпов работы над созданием Р-7. В связи с этим 12 августа 1955 г вышло Постановление Совета Министров СССР № 1503-841 «О ходе разработки изделия Р-7»,в пункте 6 которого было записано: «Учитывая, что создание изделия Р-7 является задачей особой государственной важности, обязать министра оборонной промышленности т. Устинова и заместителя министра т. Руднева взять под личный контроль выполнение всех заданий по изделию Р-7, комплектующим элементам и наземному оборудованию для нее и принять необходимые меры к сокращению имеющегося отставания по этим работам».
Обратим внимание на то, что в п. 6 постановления рядом с фамилией Устинова стоит фамилия его заместителя Руднева, , отвечавшего за работу ракетной отрасли, что персонифицировало его ответственность уже не только на уровне своего министерства перед своим министром, а на более высоком уровне – перед Советом Министров, потому что ракетный проект был не отраслевым, а системным мегапроектом в масштабах всей страны и требовал слаженной работы всех исполнителей. Его невыполнение в заданные сроки вызывало бы беспорядок в работе над ракетой в целом. Указание на недостаточно оперативную работу министерства – это признание недостатков в организации работ. В связи с этим Руднев пишет 27 января1956 г. письмо заместителю председателя Совета Министров М. В. Хруничеву о мерах, принятых для ускорения работ, следующего содержания.
По вопросу: ускорения работ по изделию Р7.
В соответствии с Вашим указанием от 9 января 1956 г. о принятии мер по ликвидации отставания в работах по изделию Р7, докладываю:
Коллегией Министерства оборонной промышленности 13 января с.г. рассмотрен ход работ и намечены мероприятия по всемерному форсированию всех заданий, возложенных на МОП по изделию Р7. Министерством утверждены оперативные графики по изготовлению изделий и двигателей, выполнение которых находится под ежедневным контролен. За своевременным выполнением намеченных мероприятий установлен оперативный контроль со стороны руководства Министерства.» Далее перечисляются конкретные мероприятия по ускорению работ над ракетой Р-7.
Как видно из письма, Руднев, будучи человеком максимально ответственным за порученное ему дело, предпринял самые энергичные меры для ликвидации отставания работ по Р-7 от графика, установленного Постановлением Совмина СССР от 28 июня 1954 г, хотя этот график уже отодвигал первоначальные сроки, в которые нужно было уложиться в соответствии с Постановлением от 20 мая 1954 г.
Требование ликвидации отставания от запланированных сроков было вызвано не только самим фактом отставания, но и опасностью проиграть сорквнование с США за первый полёт в космос.. Чтобы не проиграть это соревнование, было необходимо ускорение работ над Р7. Несмотря на жёсткий тон постановления от 12 августа 1955г. эти работы продолжали отставать от графика. В связи с этим 20 марта 1956 г. выходит новое постановление Совета Министров СССР о мероприятиях, направленных на ускорение разработки и создания опытных образцов ракеты Р-7 с тем, чтобы провести её перый экспериментальный пуск в ноябре-декабре 1956 г. В развитие этого постановления Спецкомитетом по реактивной технике было принято решение "контроль и принятие оперативных решений по ракете Р-7» возожить на заместителя Министра оборонной промышленности по ракетным делам К. Н. Руднева», и, что особо важно, "с освобождением его от других обязанностей".
Освобождение от прочих обязанностей означало, что Руднев должен сосредоточиться исключительно на ускорении работ по Р-7, чтобы ликвидировать образовавшееся отставание от установленных сроков. Начиная с этого времени основной заботой Руднева стала организация работ, связанных с созданием Р-7. Данное Рудневу право принимать любые оперативные решения по созданию ракеты Р7 значительно расширяло его полномочия и.одновременно возлагало на него всю ответственность за успех работ. А это означало, что в случае неудачи он будет в ряду виновниковпервым, с кого «снимут голову». Но Руднев, конечно, работал «не за страх, а за совесть», понимая, что речь идёт, как было указано в мартовском постановлении, о выполнении задачи особой государственной важности. Руднев понимал также, какое историческое значение будет иметь успех в создании ракеты. С приходом Руднева темп работ над Р-7 значительно возрос и в декабре 1956 года на полигон прибыло «примерочное» изделие .
Благодаря успешной организационной работы Рудневым требование мартовского постановления было выполнено в срок и это позволило СССР запустить первый искусственный спутник раньше США. После запуска этого спутника в марте 1958 г Руднев был назначен Председателем Госкомитета СССР по оборонной технике и Председателем Государственной комиссии, ршаавшей вопрос по каждой ракете Р-7 – запускать или нет.Историческое заседаниеГосударственно Комиссии 10 апреля1961 г Докладывает К. С. Москаленко. Слева К. Н. Руднев. Решается ыопрос о запуске Юрия Гагарина
. В этот период под непосредственным руководством Руднева
- были организованы успешные запуски второго и третьего искусственных спутников,
- осуществлена модернизация ракеты Р-7, и она стала трёхступенчатой,
- на основе этой модификации были выполнены успешные пуски ракеты к Луне, впервые сфотографирована её невидимая с Земли оборотная сторона, доставлены на лунную поверхность советские вымпелы,
- были созданы автоматические межпланетные станции, запущенные к Венере и достигшие её поверхности,
- создан космический кораблю «Восток»,
И всё это было сделано всего за три года, пока Руднев руководил работами по космическому проекту. А ведь он занимался ещё и созданием боевых ракет, таких как Р9А, Р12, Р14, Р16.Полёт Гагарина стал для Руднева блестящим завершением его титанического организационного труда. Достаточно сказать, что в августе 1954 г. после рассмотрения эскизного проекта ракеты Р-7 технические задания были выданы более двумстам НИИ, КБ, и заводам 25 министерств и ведомств. Впоследствии этот круг значительно расширился и включал до 40 министерств и ведомств, а на завершающем этапе в создании корабля-спутника «Восток» участвовало 123 организации, включая 36 заводов. Трудно себе представить, сколько нужно было иметь сил, знаний, организационного таланта, умения работать с людьми, чтобы наладить слаженную работу этой огромной сложной научно-проектно-производственной системы. За эту работу К. Н. Рудневу было присвоено звание Героя Социалистическрнр труда.
После приземления Ю. А. Гагарин, в знак глубокой благодарности Константину Николаевичу Рудневу за организацию работ и обеспечение успеха полёта, подарил ему газету «Правда» от 13 апреля с известным сообщением ТАСС, на которой сделал надпись: «Руководителю от исполнителя. Ю. Гагарин». Более кратко и ёмко не скажешь. К сожалению, эта газета .не сохранилась, но её видели многие, поскольку в своё время. она появлялась на выставках по космической тематике. .
|
в том числе её помнят работники музея имени Гагарина в г. Звёздном. Зато, к счастью, в музее сохранилась книга «Утро космической эры», изданная в конце 1961 г. и подаренная Гагариным Рудневу с дарственной надписью:
«Дорогому Константину Николаевичу Рудневу! В память о первом космическим полёте под Вашим непосредственным руководством. Поздравляю Вас и Вашу семью с Новым 1962 г. Желаю в новом году крепкого здоровья, дальнейших успехов в жизни и работе. Гагарин. 30.12. 61г.». От имени семьи К. Н. Руднева выражаю глубокую благодарность работникам музея имени Гагарина в г. Звёздном, любезно предоставившим скан-копию этой уникальной надписи.
Не согласиться с Гагариным в оценке Руднева как руководителя невоможно – он лучше всех знал, какую роль играл Руднев в космическом проекте. Гагарин не случайно написал в дарственной надписи о «непосредственном руководстве космическим полётом» в отличие от общего руководства со стороны ряда государственных и партийных деятелей. После приведенных фактов вопрос о том, кто был главным организатором и руководителем реализации проекта запуска в космос первого человека, как говорится, исчерпан
При жизни К. Н. Руднева что-либо писать о нем было нельзя по соображениям серетности, поскольку он владел государственными тайнами чрезвычайной важности и подписывал лично или вместе с Устиновым, министром обороны маршалом Малиновским, командующим ракетными войсками стратегическог назначения маршалом Неделиным документы с грифами «Секрктно», «Совершенно секретно», «Совершенно секретно. Особой важности», «Совершенно секретно. Особая папка», «Совершенно секретно. Особая папка. Хранить вместе с шифром». Знакомство с этими ныне рассекреченными документами раскрывает многосторннюю организационную работу Руднева по созданию ракетно-космической отрасли и реализации проекта запуска первого человека в космос. Они свидетельствуют о том, что организационный вклад Руднева в космический проект вполне сопоставим с конструкторским вкладом Королёва и теоретическм вкладом Келдыша..
Искажать историческую правду нельзя, поэтому 12 апреля, в День Космонавтики наряду с именами первого космонавта Гагарина Главного Конструктора Королёва и Главного Теоретика Келдыша обязательно должно звучать имя третьего Главного- Главного Организатора советской космонавтики, человека, которому этот всенародный праздник во многом обязан своим существованием – имя Констнтина Николаевича Руднева .
Конечно, память о Рудневе должна быть увековечена наравне с памятью о Королёве, Келдыше и других выдающихся людях, оставивших свой след в истории нашей страны. Но в советское время памятники в виде бюста ставили только дважды Героям Социалистического Труда. К. Н. Руднев скончался в 1980 гпочти через 20 лет после полёта Гагарина. Все двадцать лет его имя было засекречено и писать о его работе по ракетам и космосу было нельзя. Но и после смерти он оставался засекреченным много лет. За эти десятилетия почти все его сподвижники ушли из жизни и о его руководящей роли в организации полёта Гагарина уже вспоминать стало некому. Пусть эта статья станет первым шагом к увековечению памяти о нашем выдающемся предке, так много сделавшем для славы своей страны как родины первого человека, открывшего дорогу в космос. В этой связи КПРФ надо бы организовать специальную комиссию, заниманающуюся вопросами увековечения памяти не только о Рудневе, но и о других выдающихся организаторах советской экономики, таких как сталинские наркомы, министры следующего поколения и вообще выдающиеся деятели Страны Советов. Площади и улицы, названные их именами, стали бы мощным средством воспитания у молодёжи патриотизма и гордости за свою страну..
Валерий Николаевич Ильин,
профессор МАИ, доктор технических наук,
Почетный работник высшего образования