Участники недавно прошедшего в Москве съезда межрегионального общественного движения «За возрождение отечественной науки» обсудили животрепещущие организационные проблемы современной российской науки. Продолжаем публикацию выступлений авторитетных учёных.
Борис Сергеевич КАШИН, академик РАН, Председатель Центрального совета движения:
— Межрегиональное общественное движение «За возрождение отечественной науки» создано 2 июня 2001 года учёными различных политических взглядов, преимущественно левых, которые осознали остроту проблем и поставили своей целью формирование ответственного отношения носителей власти и граждан страны к отечественной науке и образованию как основе устойчивого развития российского государства. Цель движения — остановить деградацию науки. Предыдущий съезд прошёл в 2014 году. Наше движение полностью действует на общественных началах. И хотя имеет статус юридического лица, счёта в банке у него нет, грантов и субсидий не получает, иностранным агентом не является. Тем не менее от нас регулярно требуют сдачи отчётности по всем бюрократическим канонам. Дважды мы были оштрафованы за задержку сдачи бухгалтерского баланса. Там одни нули в течение 18 лет стоят.
Я работаю в отделении математических наук РАН в качестве заместителя академика-секретаря и постоянно вижу документы в отношении науки, которые генерирует власть. Моя оценка такова: государственная научно-техническая политика разрушительна.
Россия из XXI века вернулась в XIX век. Решения возникают неизвестно откуда. Страной правит расширенный состав дачного кооператива «Озеро». При этом нет никаких сдержек для президентской власти. Парламент не может даже задать вопрос президенту, диалога с исполнительной властью нет. При этом президент не несёт никакой ответственности за ошибки и, похоже, потерял чувство реальности.
Я вхожу в экспертную группу при министерстве образования и науки. Когда прочёл паспорт нацпроекта «Наука», то написал, что прочитанное мною наводит на мысль о вредительстве и надо отменить указ, утвердивший данный проект, так как он подготовлен неизвестно кем, ни с кем не обсуждался. И цели, которые там поставлены, не носят принципиального характера. Думать, что, действуя методами XIX века, можно получить науку XXI века, по меньше мере, наивно.
Кадровая ситуация во власти такова, что власть представляет угрозу для общества, о чём свидетельствуют последние события в «Росгеологии». Трамвайная шпана возглавляет стратегические предприятия. При таком подходе к кадрам ожидать позитивных результатов нельзя.
Назову некоторые «достижения» власти за последние годы.
Новый закон об образовании, принятый в 2012 году, нанёс мощнейший удар по подготовке научных кадров. Закон превратил аспирантуру в новый этап образования. Защита диссертации перестала быть необходимой. В результате произошло резкое сокращение в аспирантурах научных учреждений. До принятия закона выпуск из аспирантур с предоставлением диссертаций составлял 9—10 тыс. человек в год, в 2017 году — 2300 человек. Сокращение в 4 раза. Из 2300 аспирантов в институтах РАН работают всего 247 человек. Близкий к Путину ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко заявил о ликвидации аспирантуры. Это катастрофа.
Реформирование Академии наук — невежество, помноженное на вредительство. Чиновники теперь рулят наукой сами. Без их соизволения Академия наук не может даже издать журнал, так как занимаемое редколлегией помещение теперь журналу не принадлежит.
Переход от базового финансирования, которое было всегда, к так называемым госзаданиям. Теперь чиновники дают задания астрономам и биологам: какие звёзды им наблюдать и каких животных изучать. Среди главных источников финансирования науки и фундаментальных исследований — гранты. Ни в одной стране мира гранты не являются источником финансирования науки. В России это сделано по настоянию президента. Я вам так скажу: всего его поручений по науке — порядка 50, их все можно скачать с официального сайта. Если бы они были все выполнены, у нас бы науки уже не было.
Чиновники решили взять под контроль финансы. Требуют отчётов в виде понятных только им показателей. «Публикационная активность» — одно только это требование вызывает ужас у тех, кто когда-нибудь разбирался с тем, как научную деятельность оценить.
У нас 25 лет не закупается научная литература, академическая библиотека абсолютно пустая. Нет журналов не только зарубежных, которые даже в Гражданскую войну закупали, нет и академических журналов в институтах РАН. Вместо этого чиновники предлагают выделить деньги, чтобы наши журналы переводить на английский язык и бесплатно распространять по всему миру.
Нанесён колоссальный удар по социальному статусу и правам учёных. Мы — единственная страна в мире, где профессор не знает своей зарплаты в текущем месяце. Сегодня грант есть, а завтра его нет. Молодёжь не идёт в науку потому, что здесь невозможно планировать свою жизнь, свои доходы. Всё сегодня отдано на усмотрение чиновника, учёный — на крючке у чиновника. На ликвидацию научной демократии направлено и введение так называемого эффективного контракта.
Бесправие учёных и их полная зависимость от администрации — результат научно-технической политики последних лет. Полностью разрушена система аттестации научных кадров. Теперь вузы сами присуждают учёные степени. Но ведь даже в МГУ не хватает кадров, чтобы гарантированно проверить качество той или иной работы. А что говорить о многих региональных вузах? Кому это нужно?
Поощряются элитарность и превращение отдельных научных и образовательных учреждений в кормушку для своих. Этот метод выбрала власть, создавая «Сколково» в 2010 году. Стипендия аспиранта МГУ и других вузов — 6 тысяч рублей, а у аспирантов Высшей школы экономики — 30 тысяч рублей, аспирантов «Сколково» — 80 тысяч рублей. Это научная политика. Такая же примерно политика и в зарплатах преподавателей и учёных. Кадры сманивают и отчитываются, как у них всё хорошо. Где такое принято? К примеру, во Франции во всех вузах зарплаты одинаковы. Нынешняя практика дестабилизирует положение в научных и преподавательских коллективах.
Проект «Наука» таит в себе новую опасность: если раньше хотели просто уничтожить науку и образование, то теперь хотят утопить в бюрократическом болоте. И если суммировать всё, что они натворили в науке и образовании, — это будет три слова: вредительство, стяжательство и невежество.
Источник: «Правда»