Есть у нас ведомство, которое обязано производить впечатления. Это министерство культуры Российской Федерации. Таково, понимаете ли, у него предназначение: организовывать вместе с театрами, кинозалами, музеями, библиотеками и прочими заведениями просветительско-развлекательного фронта полезный досуг граждан, обеспечивать, так сказать, духовно-нравственное их развитие. Тут, согласитесь, без ярких впечатлений не обойдёшься.
НО СЕГОДНЯ не о режиссёрских замыслах и находках, вдохновениях артистов и художников. Сегодня о том, как этот самый фронт это самое министерство хочет сделать привлекательным для масс и особенно для своей бухгалтерии. Вопрос тоже, знаете ли, важный.
А идея проста, как пустая пивная банка: разрешить во всех учреждениях культуры продажу алкоголя. Такова рождённая на днях законодательная новелла чиновников от культуры. И если кого-то наше кислое пивное сравнение здесь не впечатлило, то на его место можно запросто поставить звонкую коньячную или водочную тару. Ведь министерство насчёт разлива крепенького в своих вотчинах тоже не возражает.
Представляете, приходите в музей — и вас с порога встречает игриво отражённая в изумрудном сиянии бутылок мечта сатирического персонажа Аркадия Райкина, ахнувшего в «греческом зале» из горлышка. Попался бы он советской милиции!.. А тут законно врезал — глаз горит, вихрь в мыслях, кулак чешется — и вперёд Гераклом к истории или живописи какой приобщаться. Правда, впечатляет?
Вот и президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения Ирина Антонова по этому поводу тоже ахнула. Но уже в сердцах.
— Эта инициатива мне кажется непонятной, особенно в наше время, — недоумевает она. — У нас половина посетителей — дети. Конечно, не нужен алкоголь в музеях. Какой в этом смысл? Неужели нет других мест в Москве, где можно продавать алкоголь?
Гендиректор «Мосфильма», режиссёр, народный артист России Карен Шахназаров тоже полон драматических впечатлений от затеи минкульта.
— В театрах алкоголь продавали ещё во времена Советского Союза, — начал он издалека. — В антракте можно было выпить немного вина. Это традиция. Опять же в театры приглашают девушек. Можно для шика угостить спутницу шампанским. К тому же в театры ходит определённого уровня воспитания и культуры публика. Поэтому там продажи алкоголя допустимы. Но я, например, нигде в мире не видел, чтобы алкоголь продавали в кино. Даже пива там нет. А я бывал в разных кинотеатрах и Парижа, и Лондона. Туда ходят разные зрители, может случиться всё, что угодно. А зачем в музеях и галереях алкоголь продавать? Мне кажется, это не к месту. Думаю, надо очень внимательно смотреть на ситуацию, принимая решение.
А ситуация — куда уж хуже. «Пьяная лавочка» в музее довела прямо-таки до отъявленного вандализма. О чём ещё в прошлом году, после того как тяпнувший стаканчик гражданин порезал ножом в Третьяковке картину Ильи Репина с изображением Ивана Грозного и сына его Ивана, забил тревогу депутат-коммунист Госдумы Владимир Поздняков.
— Я сначала не мог поверить! — поразился он происшедшему. — Получается, что в буфете картинной галереи продают горячительные напитки? Как такое может быть? Где это видано, чтобы в буфете художественного музея продавали крепкие напитки? Лично я побывал во многих мировых музеях, но нигде там в буфетах не продавали виски, шнапс, джин или водку! Раньше такого не было и в Третьяковке. Неужели новый директор галереи Зельфира Трегулова завела новые порядки? Разве можно допустить, чтобы в наших музеях распивали водку? Предлагаю внести соответствующие ограничения на торговлю спиртным в закон о производстве и обороте алкогольной продукции.
Вот чиновники из минкультуры, насквозь пропитавшиеся коммерческим духом, и постарались «соответственно ограничить»… здравый смысл. Даже спровоцированная музейной водкой поножовщина, в которой серьёзно пострадал мировой шедевр, им не наука.
Кстати, у «зелёного змия», нагло тянущегося погреться у «очагов культуры», нашлись и ярые заступники. И как раз в тех самых туманных закоулках культурной среды, где без пол-литра порой и впрямь не разберёшься. Например, руководитель столичного Мультимедиа-арт-музея Ольга Свиблова от хмельной идеи в восторге. Её радость сполна разделяет и Антон Белов, директор московского музея современного искусства «Гараж», чьи экспозиции также нашпигованы всякой галиматьёй: обшарпанными кирпичами, ржавыми булавками, подвешенными к потолку чучелами на лыжах...
— Алкоголь, — заявил он, — это дополнительный доход музею и большая расслабленность посетителей, которые становятся куда более открытыми к искусству, в том числе современному.
Нет уж, позвольте уточнить: куда более открытыми становятся не столько посетители, сколько их кошельки, в чём, собственно, и заключается концепция зачастую чуждого духовности и мастерству так называемого современного искусства. Как, впрочем, и всей культурной политики буржуазного режима, для которого человек просвещённый, эстетически грамотный и духовно богатый одним своим пониманием его грабительской сути попросту опасен. Потому и не нужен. Потому вместо него капитализм усердно воспитывает некапризного потребителя, готового с аппетитом «сжевать» любую мазню ослиным хвостом. Под рюмочку, надо признать, это получается лучше.
Понятно, отечественная культура нынче нищая. Но вопрос этот всё-таки к правительству, к Кремлю. А не к водке с пивом и шампанским: дескать, выручайте. Получается, что бутылка в музее — самый ценный экспонат?
И если уж министерство культуры на этот раз чем-то и впечатлило публику, то только скверной инициативой, от которой по всей стране крепко разит перегаром.
Источник: «Правда»