Русский Лад

В.С. Никитин. Ленин как защитник русской цивилизации

Подготовка Русской революции и дальнейшее социалистическое строительство проходили в острой мировоззренческой борьбе между западномыслящими и русскомыслящими революционерами.

Первая группа, названная впоследствии меньшевиками, стремилась реализовать в России западную социалистическую идею – марксизм без учёта особенностей России с её коллективистским типом общества и особым русским мировоззрением. Слепо следуя марксистским установкам для западного индивидуалистического общества, они убеждали в неготовности России к революции, а затем, когда она свершилась, навязывали западные формы государственного управления в виде демократии и «догоняющий» Запад тип развития экономики.

Вторая, русскомыслящая группа, возглавляемая Лениным, следуя завету Белинского, стремилась сначала «прочувствовать дух времени, понять суть современной эпохи, осознать их взаимосвязь с конкретным пространством и народом». Ленинцы понимали, что истина существует не в науке, не в придуманных кабинетных схемах, а в жизни, в реальной действительности. Ленин утверждал, что «марксизм не догма, а руководство к действию». Он раньше других российских марксистов осознал, что социальные проекты, внедряемые в стране, должны соответствовать типу общества, исторически в ней сложившемуся, и его миропониманию. Наукой давно доказано, что народ обладает определенной восприимчивостью или невосприимчивостью к социальным проектам и идеологиям в зависимости от сложившегося менталитета, т.е. склада ума, мироощущения и миропонимания.

Ленин осознал, в чем главное различие между западной и русской цивилизациями. Оно в разных типах общества: в индивидуалистическом и коллективистском, а поэтому – в разном складе ума и мировосприятии. Отсюда и разная философия, как главенствующая наука, познающая первоначало, причины и цель, ради которой надлежит действовать. Лидер сибирских философов Чуринов Н.М., глубоко изучив эту тему в своей монографии «Совершенство и свобода», по современному подтвердил ленинский подход следующим образом.

Философия русской цивилизации – это философия совершенства. Наши предки воспринимали мир как совершенство, как единый космос, как гармонию человека, общества и природы. Они осознавали мир как всеобщую связь явлений, требующую познания, а общество рассматривали как единую семью, живущую по общему нравственному закону – по совести, в единомыслии и согласии, взаимодействии и содружестве. Они строили соборное государство, главный принцип существования которого: в единстве – сила. Целью их жизни был не материальный успех, а совершенство общественных отношений: лад в семье, обществе и богатство души.

Философия западной цивилизации – это философия свободы, свободы личности. В центр мира поставлен человек и его свобода в безграничном удовлетворении своих потребностей без учета интересов общества и природы. Мир воспринимается как огромный склад вещей и сырья, неиссякаемый источник удовлетворения своих потребностей. Общество существует как союз индивидов, постоянно конкурирующих между собой. Их объединяет политическое насилие в виде правового государства, основанного на приоритете закона. Главный принцип существования государства – разделяй и властвуй. Главная цель жизни – материальный успех, деньги превыше всего.

У философии свободы и философии совершенства абсолютно разные системы теоретизирования: метафизическая и диалектическая. Обе системы доказали свою жизнеспособность, но нельзя принципы метафизической системы применять для социальных проектов коллективистского общества и наоборот. Это ведет к социальным катастрофам. Неправильно выбранный государственный строй может стать серьёзной помехой в жизни общества, фундаментальным препятствием в его развитии. Яркий пример – Российская Федерация. И наоборот, правильно выбранный государственный строй, соответствующий миропониманию народа, может стать гарантом спасения страны, основой роста ее могущества и благосостояния народа.

В.И. Ленин изучил идею коммунизма в западном метафизическом варианте и отечественном диалектическом варианте. Он сделал важный вывод: для того, чтобы социальный проект был воспринят и понят обществом, он должен создаваться на основе соответствующей обществу теории познания. Для коллективистского общества – это теория отражения объективной реальности. Для индивидуалистического общества – это теория репрезентации, т.е. произвольного, абстрактного проектирования мира, исходя из своих потребностей. Первая теория основана на диалектической логике, а вторая – на формальной логике.

В.И. Ленин внёс существенный вклад в развитие теории отражения. В своей работе «Философские тетради» он показал, что «формальная логика оторвана от действительности, от качественной определенности предметов и явлений, от их содержания, от их сущности». Она абстрактна и бездуховна. Ленин в духе русскомыслия доказывал необходимость отражения действительности. Он писал, что «диалектическая логика – это учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех материальных, природных и духовных вещей, т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его». Ленин подчеркивал, что главным вопросом диалектической логики является вопрос об истине, как совершенном знании. А совершенное знание требует, чтобы предмет и его отражение в сознании людей рассматривались всесторонне.

Особое внимание Ленин обращал на необходимость в процессе познания соблюдать принцип единства логического и исторического подходов, потому что исторический подход без логического слеп, а логический без исторического беспредметен. Маркс в «Капитале», абстрагируясь от исторических особенностей возникновения и развития капитализма в отдельных странах, в логических категориях раскрыл процесс становления капиталистических производственных отношений. Ленин сумел научно соединить логический подход Маркса с историческим подходом к конкретной стране – России. А конкретное в мышлении является самым глубоким и содержательным знанием о предмете. Таким образом, на основе диалектического познания объективной реальности Ленин сумел соединить гениальное учение Маркса с российской спецификой и разработал свою теорию – теорию марксизма-ленинизма. Исходя из особенностей России и новой эпохи – эпохи империализма, он дополнил классовый подход Маркса, основанный на материализме и политэкономии, элементами цивилизационного подхода, основанного на социокультуре и духовности.

Это позволило Ленину сделать вывод о возможности победы революции в одной стране, и он предложил России социальный проект социализма, как совершенного строя. Проект русского социализма был создан с учетом специфики общества, с учетом исторического опыта страны, с учетом всех сторон жизнеустройства народа. Поэтому Ленин не пошёл по пути, начертанному основоположниками марксизма в «Манифесте Коммунистической партии», где сказано, что первым шагом рабочей революции является завоевание демократии.

Ленин, исходя из особенностей русского миропонимания, выбрал государственный строй в форме народовластия советского типа. Советы – это исконно русская форма самоуправления. Советская власть – это власть лучших, а не власть богатых. Ленин, создавая партию, поставил цель сформировать социальный авангард из лучших людей, способных управлять страной. Социальный авангард – это важнейший институт коллективистского общества. Он способен стать руководящей и направляющей силой общества, только если его ядро составят люди – пассионарии. Пассионарий – это человек, проявляющий необоримое стремление к деятельности ради идеала, благородной цели, для достижения которой необходимо предельное самоотречение. Ярким примером пассионария был писатель Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь». Только составленный из таких людей социальный авангард способен на «подвиг власти» ради счастья народа.

Поэтому Ленин, проявив русскомыслие, отказался от варианта партии парламентского типа, созданной по западному образцу. Он создал учение о партии нового типа – об авангардной партии. В результате была создана не парламентская партия западного типа, а партия нового типа, призванная стать не господствующей над обществом элитой, а социальным авангардом, бескорыстно служащим народу. Ленинская партия была основана на единомыслии, единстве слова и дела, единстве воли и единстве действий. Это коренным образом отличало её от воюющих между собой парламентских партий западной цивилизации с их плюрализмом партий и мнений. Ленинская авангардная партия была сильна своим характерным для России триединством. Она олицетворяла идейное, организационное и духовное единство. В этом была её победоносность, позволившая родить одухотворённые по-русски победные смыслы-лозунги: «Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим! Хлеб – голодным! Мир – народам!». Эти короткие, как выстрел, желанные и долгожданные лозунги вызвали резонанс в душах миллионов людей, вдохновили их на победу революции и обеспечили триумфальное шествие советской власти.

Нужно отметить, что в международном коммунистическом движении и в самой партии большевиков не все поддерживали действия В.И. Ленина по развитию марксистской теории с учетом русско-российской специфики. Западные марксисты после 1917 года усиленно пытались навязать Ленину демократию вместо Советской власти.  А «формально-демократический Троцкий» (ленинское определение) пытался внедрить западный плюрализм в виде свободы создания фракций в РКП(б).

Ленин твёрдо стоял на принципах соединения коммунистической идеи с миропониманием русской цивилизации. Он отказался от навязываемой ему западными марксистами демократической республики, построенной на западном принципе разделения властей, и поддержал исконно русскую форму правления в форме Советов, где было единство законодательной и исполнительной власти. Выступая в январе 1918 года на III Съезде Советов, он четко и ясно сказал: «Демократия есть одна из форм буржуазного государства, за которую стоят все изменники социализма... Демократия – это формальный парламентаризм, а на деле беспрерывное, жестокое издевательство над трудовым народом» (ПСС. Т. 35. С. 280–281). Большевики специально на VII Съезде партии внесли принципиальное изменение в название своей партии. Они убрали из него слова «социал-демократическая» и назвали партию «коммунистическая».

 А в новой программе РКП(б), принятой на VIII Съезде в 1918 году, записали: «Советская Конституция уничтожает выясненные уже со времени Парижской коммуны отрицательные стороны парламентаризма, особенно отделение законодательной и исполнительной власти, оторванность парламента от масс... Отсутствие возможности отзыва депутата» (ПСС. Т. 38. С. 110).

Впоследствии, выступая в 1921 году на III Конгрессе Коминтерна перед марксистами других стран, Ленин прямо скажет: «Некоторые товарищи русскую революцию не поняли и совершенно не понимают, как нужно готовить революцию. Первым нашим шагом было создание настоящей коммунистической партии и решительный разрыв с меньшевиками... Российская коммунистическая партия была небольшой по численности, но она научилась подготавливать революцию, овладела руководством массами... Она, ознакомившись с жизнью и привычками беспартийных масс, познала, какими методами нужно привлекать их на свою сторону. Для победы надо иметь сочувствие масс. Необходимо не только большинство рабочего класса, – я употребляю здесь термин «рабочий класс» в западно-европейском смысле, т.е. в смысле промышленного пролетариата. В Европе почти все пролетарии сорганизованы... а в России необходимо большинство трудящихся, большинство всех эксплуатируемых и угнетенных. Только тогда можно действительно победить». Поэтому органы власти в советской России и были названы – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Вождь русской революции первым сумел увидеть и правильно оценить парадокс, состоящий в том, что Маркс и Энгельс, создав исторический материализм как учение о стихийном развитии истории, в итоге поставили задачу перехода к управляемой эволюции, заявив, что «раньше философы только объясняли мир, а наше задача его изменить». Известный в мире философ А.А. Зиновьев  в своей книге «Фактор понимания» (2006 год) по этому поводу написал: «К. Маркс превратил проблему думания о будущем в проблему делания будущего по заданному проекту. Его проект будущего коммунистического общества стал самым грандиозным из глобальных проектов истории. В него была вовлечена в ХХ веке почти половина человечества, и он продолжается».

После победы Октябрьской революции в 1917 году Ленин вместе с соратниками смело приступил к «деланию будущего по заданному проекту». Но при этом он не слепо следовал схеме Маркса, а внес существенные поправки с учетом пространства и времени, т.е. учёл особенности России и новой эпохи империализма. По Марксу, революция возникает тогда, когда форма (производственные отношения) перестаёт соответствовать содержанию (производительным силам). Не отрицая марксистский закон социально-экономического развития, вожди революции доказали, что в конкретных исторических условиях форма и содержание в формуле Маркса могут меняться местами. В России в начале ХХ века после революции нужно было всё сделать наоборот, т.е. отсталые производительные силы привести в соответствие с новыми социалистическими, а значит, более передовыми производственными отношениями.

Ленинский «Октябрьский проект» был нацелен на интеллектуальный прорыв к эпохе ускоренного развития и управляемой истории. Смыслом ленинского проекта было не только разрешение противоречия между трудом и капиталом и освобождение трудящихся от экономической эксплуатации и духовного угнетения. «Октябрьский проект» был нацелен на построение качественно нового в интеллектуальном плане типа общества. Вождь революции продемонстрировал нелинейное мышление и изначально повел народы России не по проторенному пути развития, догоняющего Запад, а по новому пути опережающего развития с выходом на качественно новый уровень эволюции человечества. Вместо характерного для капитализма «общества потребления» в советской России создавалось «общество знаний», формирующее Человека разумного и созидающего. Существенное различие было в том, что «общество потребления» основывалось на огрубленном материалистическом понимании мира  и безмерном стремлении к обладанию материальной собственностью, а «общество знания» должно было формироваться на признании единства материального и духовного миров, разумном достатке и осознании значения мысли, как главного фактора жизни.

Ленин хорошо понимал, что мысль есть первоисточник социального действия, что она способна, став привлекательной и побуждающей к действию идеей, наполнять миллионы людей энергией, превращая их в могучую силу. Эта сила, появившаяся за счет материализации духа, способна изменять окружающий мир и само человечество. Однако важно понимать, что сила мысли может иметь не только созидательный, но и разрушительный характер. Заслуга большевиков в том, что они смогли обуздать разрушительную стихию революции, порождённую февральским переворотом 1917 года. «Октябрьский проект» нацеливал советский народ именно на созидание во благо своей семьи и Отечества на основе научной мысли, передовых технологий, лучшей техники.

В.И. Ленин учел, что у западной и русской цивилизаций разные стандарты естественности. На Западе это вражда, «война всех против всех», «кто сильнее, тот и прав». В русской цивилизации главным стандартом естественности является любовь к ближнему и взаимопомощь. Поэтому Ленин развивает учение не о западной конкуренции, как борьбе за извлечение выгоды, а о социалистическом соревновании, призванном совершенствовать общественные отношения в труде, с опорой на характерный для России трудовой коллектив, как живой одухотворенный организм, а не на персонал западного образца, соответствующий отлаженному механизму.

Уже в апреле 1918 года в работе «Набросок плана научно-технических работ» Ленин, как председатель Совета народных комиссаров, задействует интеллектуальный потенциал страны. Он поручает Академии наук образовать ряд комиссий для быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъёма России. Ленин поставил перед учёными четыре конкретные стратегические задачи, в том числе обратить особое внимание на электрификацию промышленности, транспорта и земледелия.

В мае 1918 года Ленин был вынужден встать на защиту отечественных интеллектуалов и пресечь попытки ретивых революционеров сломать старый мир до основания вместе с носителями «старых знаний». В статье «О левом ребячестве и мелкобуржуазности» он критикует радикально левую позицию Бухарина и его сторонников, которые призывают старый аппарат «разбить», «взорвать» и буржуазию «додушить». Ленин отмечает, что «Бухарин подобен взбесившемуся мелкому буржуа и смотрит на задачи пролетарской диктатуры, повернувшись лицом к прошлому, а не к будущему... Коммунистам надо больше уделять внимания задачам завтрашнего дня, а не вчерашнего... Пролетариат  в России уже взял власть в свои руки. Сегодня нужно думать не столько о разрушении, сколько о созидании настоящего, нацеленного в будущее, используя лучшее из прошлого... Нам, партии пролетариата, неоткуда взять умения организовать крупнейшее производство, если не взять его у первоклассных специалистов капитализма». В этой статье Ленин указал партийным и советским руководителям, что надо использовать «приёмы компромисса» в отношении тех капиталистов и специалистов, которые «могут быть полезными для пролетариата в качестве умных и опытных организаторов крупнейшего производства и согласны сотрудничать с советской властью». А вот «приёмы беспощадной расправы с капиталистами» надо применять только к тем, «кто ни о каком компромиссе не помышляет и продолжает срывать мероприятия советской власти». В итоге В.И. Ленин провёл через Совнарком решение о введении высоких жалований для «буржуазных» специалистов.

А в нынешней Российской Федерации людям внушают ложь, что Ленин был врагом передовой интеллигенции и высылал её на Запад пароходами. Это – полуправда. Действительно, тех, кто не признавал советскую власть и практически действовал против неё, выслали. Их были сотни, а вот сотни тысяч специалистов остались сотрудничать  с советской властью во благо отечества.

Курс на опережающее развитие и формирование «общества знания» был с воодушевлением воспринят лучшими интеллектуальными силами страны. В докладе о тактике РКП на III Конгрессе Коминтерна 5 июля 1921 года Ленин с радостью сообщил, что для опережающего развития тяжелой промышленности и всей экономики разработан план электрификации России (ГОЭЛРО). «Более 200 специалистов – почти все без исключения противники советской власти – с интересом работали над этими планами, хотя они и не коммунисты», – отметил председатель СНК.

Среди подобных специалистов был бывший кадет, член царского Государственного совета, известный интеллектуал и академик В.И. Вернадский, проведший время Гражданской войны в гетманской Украине и в Крыму у генерала Врангеля. Впоследствии он, став основателем советской атомной промышленности и важнейшего направления науки, изучающего будущее человечества, был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал лауреатом Сталинской премии. Советская власть открыла широкую дорогу для реализации прорывных идей Циолковского в освоении Космоса, последователей авиатора Жуковского в самолетостроении, покорителей Арктики и многих других, кто обеспечивал опережающее развитие СССР и интеллектуальный прорыв в будущее. Тогда были заложены основы будущего космического триумфа России.

После смерти В.И. Ленина Сталин достойно продолжил его дело и обеспечил развитие страны в соответствии с законами развития коллективистского общества и миропонимания русской цивилизации.

 

Владимир НИКИТИН, председатель Координационного совета ВСД «Русский Лад»

Из книги «Русофобия и русскомыслие в судьбе России»

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru